Скачать 202.05 Kb.
|
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Академия социального образования»
Рабочая программа дисциплины Б3.В.ОД.11 Стратегический маркетинг Гуманитарный, социальный и экономический цикл, дисциплина по выбору Направление подготовки 080200.62 «Менеджмент» Профиль подготовки Маркетинг Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, заочная Факультет Социально-экономический Кафедра – разработчик: Маркетинга и управление малым бизнесом Казань 2014 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. Цели освоения дисциплины………………………………………………3 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата……………………3 3. Компетенции обучающегося………………………………………………3 4. Структура и содержание дисциплины……………………………………5 5. Образовательные технологии……………………………………………12 6. Формы и методы контроля……………………………………………….16 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины...13 8. Материально-техническое обеспечение…………………………………17 1. Цели освоения дисциплины Программа курса «Стратегический маркетинг » построена на том, что это дисциплина является одной из основных дисциплин в профессиональной подготовке специалистов в области маркетинга предприятий. Цель курса – овладение приемами и методами разработки стратегических направлений деятельности предприятий и организаций в условиях острой конкурентной борьбы.Основными задачами курса «Стратегический маркетинг» являются:
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Стратегический маркетинг» входит в профессиональный цикл дисциплин (Б3.В.ОД.11). Преподавание дисциплины осуществляется в 4 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часа, зачетные единицы 3 УМК составлен в соответствии с Основной образовательной програм-мой по направлению - Менеджмент, профиль подготовки - Маркетинг. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате изучения дисциплины маркетолог должен: знать:
уметь:
владеть: - культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; - основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией Изучение курса «Стратегический маркетинг» возможно после глубо-кого освоения дисциплин: «Основы маркетинга», «Управление маркетин-гом», «Маркетинговые исследования» и «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности». В результате освоения дисциплины «Стратегический маркетинг» происходит формирование у обучающегося следующих общекультурных и профессиональных компетенций: Таблица 1.Результат освоения учебной дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины «Стратегический маркетинг» 4.1.Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 108часов, зачетных единиц 3, А) Очная форма обучения (таблица2) Аудиторные занятия 32 часа, самостоятельная работа76ч. Таблица 2.Структура дисциплины для очной формы обучения
Б) Заочная форма обучения(таблица 3) Аудиторные занятия 10 часов, самостоятельная работа98часов Таблица 3.Структура дисциплины для заочной формы обучения
4.2. Лекционные занятия Тема 1. Сущность концепции стратегического маркетингаОкружающая среда маркетинга торгового предприятия. Изменение окружающей бизнес – среды и ее влияние на процессы, происходящие в торговле. Конкурентная и рыночная среда – неотъемлемый элемент концепции стратегического маркетинга. Направления активности предприятия: стратегический маркетинг (процесс анализа), операционный маркетинг (активный процесс). Составляющие процесса стратегического маркетинга: анализ потребностей (определение базового рынка), сегментация рынка (микро- и макросегментация), анализ привлекательности рынка, анализ конкурентоспособности (устойчивое конкурентное преимущество), выбор стратегии развития. Тема 2. Стратегия целевого маркетинга предприятия Сегментация рынка, признаки сегментации и их особенности. Оценка и выбор сегментов. Разработка стратегий на выбранных сегментах: массовый, дифференцированный и концентрированный маркетинг. Позиционирование предприятия. Тема 3. Конкуренция и стратегии предприятия Особенности конкурентоспособности предприятия. Типы конкуренции: внутриформатная, межформатная, ассортиментная, перехватывающая. Оценка конкуренции. Модель М. Портера, особенности ее использования. Конкурентные преимущества предприятия. Понятие устойчивого конкурентного преимущества. Тема 4. Стратегии роста предприятий Основные стратегии роста предприятий и условия для их осуществления: проникновение на рынок, расширение рынка, диверсификации. Стратегические возможности роста и конкурентные преимущества. Тема 5. Ценовая стратегия предприятия Виды цен и их регулирование. Ценовая политика и ценовая стратегия фирмы. Оценка качества через цену. Выбор метода ценообразования и установление окончательной цены. Товарная и ценовая политика фирмы. Особенности ценообразования на новые товары и научно-техническую продукцию. Государственная ценовая политика и регулирование цен. Тема 6. Стратегическое планирование Понятие и факторы, определяющие производственную мощность. Основные производственные фонды. Научно-информационный потенциал. Особенности стратегического планирования. Этапы стратегического планирования: оценка ситуации, определение стратегических возможностей, оценка стратегических альтернатив, определение маркетинговых целей и распределение ресурсов, разработка стратегии-микс в соответствии с принятой стратегией. Оценка деятельности и внесение корректив. Функции высшего руководства в реализации стратегии предприятия. Тема7. Разработка стратегий продвижения Разработка маркетинговых стратегий по удержанию и увеличению роли рынка, проектированию сбытовых каналов, разработке конкурентного поведения. Масштабы конкурентного соперничества. Тема 8. Разработка стратегий с учетом маркетинговой среды Факторы выбора организационной структуры. Типы организационных структур в розничных и оптовых торговых предприятиях. Организация корпоративной маркетинговой стратегии, как основы координации деятельности между подразделениями предприятия. Организационная культура как объект стратегических изменений: философия предприятия, доминирующие ценности, нормы и правила поведения, климат предприятия, поведенческие ритуалы. Стратегические изменения в организации: матрица «изменение-сопротивление». 4.3Семинарские занятия Тема 1. Сущность концепции стратегического маркетинга1.Внешняя среда маркетинга предприятия. 2.Изменение внешней среды и влияние на бизнес-процессы предприятия 3.Конкурентная и рыночная среда 4. Стратегический маркетинг (процесс анализа), операционный маркетинг (активный процесс). Тема 2. Стратегия целевого маркетинга предприятия 1.Сегментация рынка, признаки сегментации и их особенности. Оценка и выбор сегментов. 2.Разработка стратегий на выбранных сегментах: массовый, дифференцированный и концентрированный маркетинг. 3.Позиционирование предприятия. Тема 3. Конкуренция и стратегии предприятия 1.Особенности конкурентоспособности предприятия. 2.Типы конкуренции: внутриформатная, межформатная, ассортиментная, перехватывающая. 3. Модель М. Портера, особенности ее использования. Тема 4. Стратегии роста предприятий 1.Основные стратегии роста 2.. Стратегические возможности роста и конкурентные преимущества. Тема 5. Ценовая стратегия предприятия
Тема 6. Стратегическое планирование 1.Понятие и факторы, определяющие производственную мощность. Основные производственные фонды. Научно-информационный потенциал. 2.Особенности стратегического планирования. Тема 7. Разработка стратегий продвижения 1.Разработка маркетинговых стратегий по удержанию и увеличению роли рынка. 2.Сбытовая стратегия. 3. Разработке конкурентного поведения. 4.Масштабы конкурентного соперничества. 5.Организация корпоративной маркетинговой стратегии 6.Организационная культура как объект стратегических изменений Тема 8. Разработка стратегий с учетом маркетинговой среды
4.4 Самостоятельная работа студентов
5. Образовательные технологии Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения (семинар 8). Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение о проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (семинар 2, 3). Диспут – это публичный спор, одна из активных форм работы со студентами. Проведение диспута должно тщательно планироваться, а участники диспута еще до его проведения должны познакомиться с темой, изучить достаточное количество первоисточников, чтобы аргументированно отстаивать свою точку зрения (семинар 1, 5). Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (семинар 7). Метод кейс-стади – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его (семинар 3, 4, 5, 6, 7, 9). 6.Формы и методы контроля результатов освоения дисциплины В целях реализации компетентностного подхода аудиторные занятия планируются в рамках такой образовательной технологии, как личностно-ориентированный подход. Это позволяет учитывать как исходный уровень знаний студентов, так и существующие на факультете технические возможности обучения. Практические занятия проводятся в активной и интерактивной форме. Содержание учебной дисциплины распределяется с учетом выделенных на изучение дисциплины часов. Формируется лекционные занятия, работа в семинарских занятиях, работа в малых группах, обсуждение прикладных проблем менеджмента, выполнение специальных заданий в виде тестов, анализа проблемных ситуаций. Использование контактных часов позволит индивидуализировать проведение занятий, освоение учебного материала. Успешное освоение материала курса предполагает большую самостоятельную работу бакалавров и руководство этой работой со стороны преподавателей. Формы контроля: выполнение тестов, аналитическое изучение, разбор реальных хозяйственных ситуаций, анализ характерных и особых экономических ситуаций, реферирование статей периодической печати и их анализ, обсуждение актуальных проблем в творческих группах, экономические сочинения по проблемам изученных тем. Итоговый контроль – экзамен. Таблица 4. Контроль освоения компетенций, формируемых при изучении учебной дисциплины
7.Учебно методическое и информационное обеспечение дисциплины а) Основная литература: 1.Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник. под ред. Ю.В. Морозова, В.Т. Гришиной. – М.: ДМК Пресс, 2012.-345с. http://www.knigafund.ru/ 2. Скрынникова И.А. Маркетинг в сфере услуг: Учебное пособие.-М.2013.-342с. http://www.knigafund.ru/ 3.Бородушко И. В. Стратегическое планирование и контроллинг. Краткий курс: [Электронный ресурс] /Бородушко И. В., Васильева Э. К. - СПб: Питер, 2011. - 192 с. - URL: http://www.knigafund.ru/ 4. Леманн Д.Р., Винер Р.С. Управление продуктом: учебник. - 2012 Б) Дополнительная: 1.Нуралиев С.У., Нуралиева Д.С. Маркетинг: Учебник для бакалавров.- 2013г. http://www.knigafund.ru/ 2. Цахаев Р.К., Муртузалиева Т.В. Маркетинг: Учебник.-2013г. http://www.knigafund.ru/ 3. Жуков Б.М., Романов А.А., Басенко В.П. Маркетинг: Учебное пособие.- 2012http://www.knigafund.ru/ 4.Иган Дж. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений: учебник.2013.-234с. http://www.knigafund.ru/ Современные информационные системы:
Профессиональные поисковые системы:
8.Материально техническое обеспечение дисциплины Для реализации дисциплины «Конкурентный анализ» перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лекционные аудитории (оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющие выход в сеть Интернет), помещения для проведения семинарских и практических занятий (оборудованные учебной мебелью), библиотеки (имеющие рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с доступом к базе данных и сети Интернет), компьютерные классы. В связи с использованием электронных изданий Академия обеспечивает каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. 8.1 Специализированные аудитории Лекционные аудитории (оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном). 8.2 Учебно-лабораторное оборудование
|
Программа дисциплины «Стратегический маркетинг» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080111. 65 «Маркетинг»,... | Рабочая программа по дисциплине В. В. Стратегический маркетинг в туризме Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Литература цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе... Методические рекомендации к выполнению контрольной работы | Рабочая программа дисциплины «Маркетинг» «Маркетинг» по специальности 230101. 65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент» ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент» ... | ||
Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины «Теория организации», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении курса «Средства и методы... | Рефератов по дисциплине «Стратегический маркетинг» Вертикальная и горизонтальная интеграция в торговле, ее роль в повышении конкурентоспособности предприятия | ||
Рабочая программа дисциплины Специальность 061500 «Маркетинг» Программа дисциплины предназначена для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Маркетинг». Она включает в... | Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление проектами», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Менеджмент и маркетинг Направление... Целью курса «Менеджмент и маркетинг» является формирование у студентов понимания роли и места менеджмента и маркетинга в рыночной... | Кузнецов Б. Т. Стратегический менеджмент. М.: Юнити, 2007. 14 Маленков... Климов С. М., Петров А. Н., Демидова Л. Г., Буренина Г. А. Стратегический менеджмент. Спб.: Питер, 2007. 14 | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В сетевой маркетинг Целью дисциплины «Сетевой маркетинг» является определение системы сбыта, функционирующей на законных основаниях, позволяющей потребителям... | Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Маркетинг территорий»... Дисциплина «Маркетинг территорий» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного цикла Б1 – Дисциплины (модули) | ||
Реферат по дисциплине «Маркетинг» на тему: «Международный маркетинг» Международный маркетинг – это маркетинг товаров и услуг за пределами страны размещения головного представительства компании | Рабочая программа дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность» Место дисциплины в структуре ооп: Б3 Профессиональный цикл, управление человеческими ресурсами, стратегический менеджмент, корпоративный... |