Скачать 106.89 Kb.
|
I. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЦИКЛОВ ОГСЭ, ЕН, ОП 1. АНАЛИЗ ФГОС СПО И УЧЕБНОГО ПЛАНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ Работа преподавателя по разработке программы учебной дисциплины (УД) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) начинается с анализа ФГОС СПО и учебного плана (УП) по специальности. 1.1. В ходе работы с ФГОС СПО необходимо: . изучить требования к результатам освоения дисциплины («уметь», «знать»); . изучить требования к результатам освоения тех профессиональных модулей («иметь практический опыт», «уметь», «знать»), профессиональные компетенции (ПК) которых указаны в качестве ориентиров при изучении данной дисциплины; . произвести сравнительный анализ требований к результатам освоения дисциплины и профессионального модуля, чтобы конкретизировать, детализировать результаты изучения дисциплины. Данная работа позволит включить в содержание дисциплины тот необходимый материал, который потребуется при освоении модуля и будет направлен на формирование ПК. Примечание: профессиональные и общие компетенции (ПК И ОК) по каждой дисциплине в отдельности указаны в ФГОС СПО в таблице 3 «Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки» в графе «Коды формируемых компетенций». Внимание! В содержание дисциплины требуется включать только те темы, лабораторные работы и/или практические занятия, которые необходимы для достижения результатов освоения дисциплины, указанные в ФГОС (в ФГОС СПО результаты - это «уметь», «знать» приведены в таблице 3 по каждой дисциплине отдельно). 1.2. Анализ учебного плана позволит изучить
Анализ содержания учебного плана показывает: . последовательность изучения дисциплин, исходя из междисциплинарных связей; . изучение, каких дисциплин предшествует изучению модуля; . изучение, каких дисциплин возможно осуществлять параллельно с модулем. 2. ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ОБОРОТНОЙ СТОРОНЫ . Титульный лист рабочей программы оформляется в строгом соответствии с установленным в колледже шаблоном (Приложение 1 3. КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Конкретизация профессиональных компетенций, умений, знаний В ФГОС СПО по каждой дисциплине указан перечень умений и знаний (см. графу «Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту» в ФГОС), перечислены ОК и ПК (см. графу «Коды формируемых ком-петенций» в ФГОС). Изменять указанные в ФГОС ПК И ОК по дисциплине нельзя. Важно понимать, что по дисциплинам, по которым в ФГОС СПО в таблице 3 в качестве ориентиров не указаны ПК, необходимо разработчикам программ самостоятельно выбрать ПК, к освоению которых Ваша дисциплина будет готовить. (Перечень ПК приведен в ФГОС в разделе V «ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ»). Помните, что дисциплины должны готовить студентов к последующему освоению ПК в профессиональных мо- дулях, т.е. содержание дисциплины необходимо построить таким образом, чтобы темы и/или лабораторные (практические) работы были ориентированы на ПК, но не формировали их. Предназначение дисциплин – подготовить к освоению ПК! При конкретизации требований ФГОС СПО к результатам изучения дисциплины необходимо заполнить таблицу, которая является обязательным приложением к рабочей программе УД. Содержание таблицы «Конкретизация результатов освоения дисциплины» будет необходимо для того, чтобы правильно разработать программу УД. Данная таблица позволит определить:
Если в дисциплине и профессиональном модуле имеются одинаковые или очень схожие элементы результатов изучения («уметь», «знать»), то необходимо так продумать темы, чтобы не происходило дублирование материала. При наличии лабораторных и/или практических работ, ориентированных на закрепление знаний (т.е. тех, которые не формируют умения), тематику этих ра-бот необходимо отразить в графе «Перечень тем». В случае, если в вашей дисциплине нет часов на лабораторные работы и/или практические занятия, то необходимо для формирования умений выбрать активные формы проведения занятий, например, урок-семинар, деловая игра, урок-презентация, конференция и др., т.е. такие виды, которые позволят у студентов сформировать умения. Из наименования работы должно быть ясно, какое умение она формирует. Однако некоторые умения трудоемкие по технологии выполнения. В таких случаях умение формируется по элементам, на нескольких практических работах. Детализация умения на элементы производится:
Объем одной работы, как правило, не должен превышать 2-х академических часов. В случае, если в Вашей дисциплине в графе «Коды формируемых компетенций» перечислены не единичные ПК из разных видов профессиональной деятельности (ВПД) (раздел V ФГОС), а все ПК, относящиеся в одному ВПД, то вместо ПК в приложении «Конкретизация результатов изучения дисциплины») указывается название вида профессиональной деятельности. Внимание! В ходе изучения учебных дисциплин профессиональные компетенции не формируются! Назначение учебной дисциплины - подготовить студентов к овладению ПК в рамках профессиональных модулей. Таблица 3.1. КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Внимание! Заполненная таблица является обязательным приложением к рабочей программе учебной дисциплины. Последовательность заполнения таблицы:
Обратите внимание, что могут возникнуть ситуации, когда в разных ПК умения и/или знания будут повторяться. В данном случае содержание граф «Тематика лаборатор-ных/практических работ», «Перечень тем» должно отличаться по ПК, т.к. каждая ПК – это самостоятельная профессиональная функция в конкретном виде профессиональной деятельности Содержание самостоятельной работы студентов необходимо формулировать через деятельность. Тематика самостоятельной работы должна отражать вид и содержание деятельности студента, иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, содержание дисциплины. Формулировка самостоятельной работы должна быть однозначно понятна студенту. Эти формулировки потом перейдут в раздел 2.2 рабочей программы и при последующем планировании в календарно-тематический план (КТП) дисциплины. Для справки: Самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов Формулировка самостоятельной работы должна определять тему и вид деятельности (расписать, что должен сделать студент по этой теме), быть однозначно понятой и преподавателями, и студентами, и родителями, и администрацией. Все то, что не пересекается по темам с аудиторной работой, но без чего не может быть полностью изучена дисциплина - есть самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа не включается в нагрузку преподавателя. Студенту могут быть рекомендованы различные виды заданий:
Примечание: По усмотрению преподавателя в самостоятельную работу может быть вынесена часть практических работ. Обращаем внимание! Информацию о содержании, формах и методах контроля, показателях и критериях оценки самостоятельной работы необходимо представить для студентов в самом начале изучения дисциплины. Важно! Для качественной разработки содержания УД обязательно при создании приложения «Конкретизация результатов освоения дисциплины» потребуется консультирование с разработчиками профессиональных модулей. Только в тесной взаимосвязи разработчиков ПМ и УД будет гарантирован хороший уровень создания рабочей программы. На основе этой таблицы формируется содержание программы УД (табл. 2.2 рабочей программы дисциплины). Последовательность заполнения таблицы должна быть обязательно от умений к знаниям. 3.2. Конкретизация технологий формирования ОК В числе образовательных результатов, определенных ФГОС, названы общие компетенции (ОК), которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда». ФГОС определяют ОК как конечные результаты освоения студентами ОПОП. Вместе с тем ОК определены как результаты освоения учебных дисциплин (см. графу «Коды формируемых компетенций»), причем таким образом, что одна и та же ОК может оказаться результатом освоения студентами каждой из десятка и более других УД и ПМ. При конкретизации результатов освоения дисциплины согласно ФГОС необходимо продумать формы и/или технологии проведения учебных занятий, варианты компетентностно-ориентированных заданий самостоятельной работы, которые будут направлены на формирование ОК на этапе изучения конкретной дисциплины. Для конкретизации технологий формирования ОК необходимо заполнить таблицу, приведенную в Приложении 2. Важность проведения данной работы связана с тем, что стандарты однозначно указывают на то, что формирование общих компетенций происходит в рамках всех структурных единиц ОПОП, а это значит, что в рамках любого профессионального модуля или учебной дисциплины должно проводиться их формирующее оценивание (бальное или бинарное (зачтено/не зачтено)). В данном случае формирующее оценивание выступает как промежуточный вид оценки сформированности ОК у студентов. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного студента, призвана выявить пробелы в освоении ОК. Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения). Оно, по сути, выступает механизмом обратной связи, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования. Чтобы по факту оценки результатов изучения дисциплины вы могли оценить уровень освоения ОК, необходимо на стадии разработки рабочей программы продумать технологии их формирования. Оценка будет выставляться по совокупности выполнения студентами компетентностно-ориентированных заданий (включая задания самостоятельной работы) по каждому из разделов программы учебной дисциплины. Поскольку общие компетенции представляют собой обобщенные способы деятельности, овладение ими является долговременным и сложным процессом и обеспечивается в той или иной мере всеми элементами (УД и ПМ, включая практику) ОПОП, то суммирующее оценивание общих компетенций будет производить на завершающем этапе обучения. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ заполняется в строгом соответствии с шаблоном программы |
Предметная (цикловая) комиссия гуманитарных дисциплин Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана мгту по специальности | Охрана труда по программе базовой подготовки Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана мгту по специальности 110809 Механизация сельского хозяйства | ||
Учебно-методический комплекс составлен на основе фгос спо и учебного... ПМ. 01 Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий | Рабочая программа практики составлена в соответствии с требованиями... Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад №3 ст. Павловской | ||
Анализ учебного плана параллели, завершившей обучение в год Анализ соответствия cодержания подготовки обучающихся и выпускников требованиям фгос | Рабочая программа по дисциплине Теплотехника Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана мгту по специальности 250401Технология деревообработки | ||
Рабочая программа по дисциплине Гидравлика и гидропривод Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана мгту по специальности 250401Технология деревообработки | Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана мгту по специальности 250401Технология деревообработки | ||
Рабочая программа по дисциплине Ветеринарная фармакология Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана мгту по специальности 111801. 51 Ветеринария | Рабочая программа по дисциплине Адыгейский язык Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана мгту по специальности 111801 Ветеринария | ||
Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана мгту по специальности 100401 Туризм | Рабочая программа по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана мгту по специальности | ||
Рабочая программа по дисциплине Техническая механика Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана мгту по специальности 250401Технология деревообработки | Рабочая программа по дисциплине Охрана труда Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана мгту по специальности 250401Технология деревообработки | ||
Рабочая программа по профессиональному модулю мдк 0301 «Система технического... Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана мгту по специальности 110801 Механизация сельского хозяйства | Рабочая программа по дисциплине Организация международного туризма Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана мгту по специальности 100401 Туризм |