Учение с увлечением





Скачать 94.39 Kb.
НазваниеУчение с увлечением
Дата публикации20.11.2014
Размер94.39 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 10»

ПОЧЕМУ КУРСКАЯ БИТВА ЯВИЛАСЬ ПЕРЕЛОМНЫМ ПЕРИОДОМ

В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

(учение с увлечением)

Выполнил: уч-ся 3 «А» класса

МБОУ Лицея № 10 г. Красноярска

Дудкин Дмитрий Романович

Руководитель: учитель начальных

классов МБОУ Лицея № 10

Симакова Лариса Николаевна

КРАСНОЯРСК, 2014

Актуальность

С приближением очередной годовщины Победы над фашистской Германии начинаешь понимать, что в живых остается все меньше людей, которые творили победу. Но это жизнь, и мы всегда должны помнить о тех людях, которые отдавали свои жизни за свободу Родины, чтобы мы с вами жили в свободной стране, а не превратились в рабов нацистов.

Известный классик говорил: «Чтобы у нас было будущее, необходимо знать свое прошлое». К огромному сожалению, некоторые историки, как у нас, так и за рубежом пытаются исковеркать историю и правду о героях. Мои прадеды участвовали во многих битвах Великой войны, я ими горжусь и очень им благодарен за мир и свободу.

Цель

Поэтому цель данной работы – это создание макета Прохоровского сражения, главного сражения Курской битвы.

Задачи

Для достижения поставленной цели были решены такие задачи, как а) изучение литературы; б) выбрана тема для макета; в) создание макета операции.

Этапы проекта

1 этап. Изучение и анализ литературы по данной теме.

Цель этапа: изучение литературы для обозначения основных этапов сражения и расположения войск.

Значимость битвы

Битва под Курском знаменовала собой новый этап борьбы за коренной перелом в войне с фашисткой Германией, борьбы, которая была начата в сражениях под Москвой и с особым напряжением продолжалась под Сталинградом. Этот коренной поворот в войне явился закономерным результатом огромной организаторской деятельности Коммунистической партии на фронте и в тылу, героических подвигов Советских Вооруженных Сил, возросшего мастерства командного и начальствующего состава, а так же беспримерного подвига тружеников советского тыла.

Под Курском стратегическая инициатива была окончательно закреплена в руках Советской Армии. Наступательная стратегия фашистского руководства потерпела полное банкротство. Вместе с ней окончательно была похоронена и идея завоевания мирового господства [3].

Планы сторон

Немецко-фашистское командование пришло к выводу, что самым удобным участком для нанесения решительного удара является выступ в районе Курска, получивший название Курской дуги. С севера над ним нависали войска группы армий «Центр», создавшие здесь сильно укрепленный орловский плацдарм. С юга выступ охватывали войска группы «Юг». Противник рассчитывал срезать выступ под основание и разгромить действовавшие там соединения Центрального и Воронежского фронтов. Немецко-фашистское командование учитывало так же большое стратегическое значение выступа для Красной Армии. Занимая его, советские войска могли наносить удары по тылам и флангам противника [5].

Разработку плана наступательной операции гитлеровское командование завершило уже в первой половине апреля. Он получил условное название «Цитадель». Общий замысел операции сводился к следующему: двумя одновременными встречными ударами на Курск- из района Орла на юг и из района Харькова на север- окружить и уничтожить на Курском выступе войска Центрального и Воронежского фронтов. Последующие наступательные операции вермахта ставились в зависимости от результатов сражения на Курской дуге. Успех этих операций должен был послужить сигналом для наступления на Ленинград. К проведению операции враг готовился тщательно. Особенно большое внимание оно уделяло сосредоточению танковых соединений. При этом особое внимание уделялось производству новых танков типа «Пантера» и «Тигр»,а так же новых штурмовых орудий типа «Фердинанд». Авиационная промышленность стала выпускать более совершенные самолеты. К участию в операции «Цитадель» германское командование привлекло 50 дивизий, насчитывающих свыше 900 тыс. солдат и офицеров, до 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий. Более 2 тыс.самолетов. Активно готовились к наступательным действиям и советские войска. Ставка намечала в летне-осенней кампании разгромить группы армий «Центр» и «Юг». При этом предполагалось главные усилия сосредоточить на юго-западном направлении с целью разгромить вражеские армии в районах Орла и Харькова на Курской дуге. Операция в этом районе готовилась Ставкой, Генеральным штабом, штабами фронтов. 8 апреля Г.К.Жуков докладывал Верховному Главнокомандующему Сталину: «лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танки, а затем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление окончательно добьем основную группировку противника»[5].

Отражение удара противника из района Орла возлагалось Центральный фронт под командованием генерала армии К.К.Рокоссовского, оборонявший северную и северо-западную части Курского выступа, а наступление врага из района Белгорода должен был сорвать Воронежский фронт под командованием генерала армии Н.Ф. Ватутина, оборонявший южную и юго-западную части дуги. Центральный и Воронежский фронты на Курской дуге насчитывали 1 млн. 336 тыс. человек, 19 100 орудий и минометов, 3444 танка и САУ и 2900 самолетов. За ними в тылу располагались войска Степного фронта под командованием Конева И.С.

Командование сосредоточило внимание на создании прочной обороны, организации систем огня, обеспечении тщательного оборудования позиций. Воины рыли траншеи, строили блиндажи и укрытия различного типа, готовили основные, запасные и временные позиции для артиллерии и минометов. Создавались противотанковые районы и опорные пункты, приспосабливались к круговой обороне населенные пункты. Главная полоса обороны состояла в основном из трех позиций. Никогда еще за время войны советские войска не создавали столь мощной и грандиозной обороны. Для сравнения: траншей в полосе Воронежского фронта было отрыто 4200 километров, это равно расстоянию от Москвы до Мадрида. Советской промышленностью было выпущено множество новой техники: модернизированный танк Т-34-76, САУ-152,который в ходе Курской битвы получил грозное прозвище «Зверобой», за успешное противостояние немецким новейшим танкам, штурмовики ИЛ-2 с новым вооружением, пушки ЗИС-3 и ЗИС-2 [2, 3].

Описание битвы

Фашистское командование особенно заботилось о достижении внезапности и сокрушительности удара. Этому, по его расчетам, должно было способствовать применение большого количества новых танков. Но враг жестоко просчитался. 5 июля на рассвете войска гвардейских армий Воронежского и Центрального фронтов обрушили мощный артиллерийский удар по его боевым порядкам, огневым позициям, командным и наблюдательным пунктам. В стане врага произошло замешательство. Немецко-фашистское командование для восстановления нарушенного управления войсками было вынуждено отложить начало наступления на 3 часа.

На направлении главного удара по войскам Центрального фронта враг бросил до 500 танков и штурмовых орудий. Первыми в атаку пошли тяжелые танки «Тигр». Их сопровождали штурмовые орудия «Фердинанд». За ними двинулись средние танки. В боевых порядках танков на бронетранспортерах следовала пехота.

Основные удары враг нанес на населенные пункты Ольховатка, Поныри, Теплое и Малоархангельск. С первых же минут стало развертываться не так, как планировали гитлеровцы. Враг был встречен шквалом огня. Артиллеристы, нередко подпуская вражеские танки вплотную, расстреливали их в упор, саперы выдвигались вперед и быстро устанавливали перед стальной лавиной мины, истребители танков искусно применяли противотанковые ружья, гранаты. С воздуха живую силу и технику противника уничтожали летчики воздушной армии С.И.Руденко. И советские войска выстояли. Враг, хотя и продвинулся ценой больших потерь еще на 3-4 км, прорвать советскую оборону не смог. Это был его последний натиск.

Оборонительные рубежи Воронежского фронта штурмовали 4-я танковая армия генерала Гота и оперативная группа «Кемпф». Общее руководство ими осуществлял командующий группой армий «Юг» Манштейн. Все они были основательно биты Красной Армией зимой под Сталинградом и теперь горели страстью взять реванш. Главный удар враг нанес на обоянском направлении. Уже в первый день наступления в боях участвовало до 700 танков. Но советские войска не дрогнули. Враг повсюду попадал под прицельный ураганный огонь. Наиболее жестокие бои разгорелись у населенных пунктов Обоянь, Черкасское, где войскам 6-й, 7-й гвардейским армиям и 1-й гвардейской танковой армии генерала Катукова удалось остановить врага. Встретив столь упорное противодействие, противник был вынужден повернуть на Прохоровку в обход Обояни. Об этом важном сражении мы поговорим чуть позже.

Разгром наступавших группировок противника создал выгодную обстановку для перехода здесь в решительное контрнаступление, которое готовилось Ставкой заранее. В соответствии с разработанными операциями «Румянцев» и «Кутузов» к 5 августа были освобождены города Орел и Белгород. В ознаменование этой большой победы столица Советской Родины-Москва салютовала доблестным войскам 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий. Это был первый салют во время Великой Отечественной войны победный салют [6].

Итоги

Пятьдесят дней продолжалась Курская битва- одна из величайших битв второй мировой войны. Как и битвы под Москвой и Сталинградом она делится на два периода. Первый- оборонительное сражение советских войск на южном и северном фасах Курского выступа- начался 5 июля. Второй период- контр наступление пяти фронтов- начался 12 июля на орловском и 3 августа на белгородском направлениях. Победный ее исход подтвердил правильность решения Ставки о преднамеренной обороне.

Развернувшееся в ходе ее контрнаступление переросло в стратегическое наступление Красной Армии огромного размаха- от Великих Лук до черного моря.

В ходе сражения на Курской дуге вермахт потерпел такое поражение, после которого он уже не мог оправиться. Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко- фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой. Хребет немецко- фашистской армии был сломлен.

Стратегическая инициатива прочно закрепилась за Вооруженными Силами СССР. На крупные наступления до конца войны у немецко- фашистской армии сил не было. И наступление советских войск без всяких пауз не давало врагу опомниться и собраться с новыми силами [5].

2 этап. Создание макета

Цель этапа: создание макета Прохоровского сражения.

Описание макета

Чтобы показать детально, мною и был создан макет сражения (Приложение 1). На ватмане был нарисован ландшафт Прохоровского поля (сейчас называется «Танковое поле»), которое находится между совхозом Октябрьский и железнодорожной станцией Прохоровка, которые были выполнены в виде домиков из картона и разукрашены красками. Через Прохоровку проходит железнодорожная ветка Курск-Белгород, которая сыграла важную роль в сражении. По другую сторону поля находится река Псёл и овраг с небольшим лесом. И самое главное и интересное это, конечно, создание моделей танков и солдат. Они были склеены из пластмассовых деталей и разукрашены акриловой краской. Модели выполнены в масштабе 1:35 с точностью до каждой детали. Были изготовлены по каждой модели танков, участвовавших в битве. С советской стороны- это танки Т-34-76 образца 1941 и 42 годов, танк КВ-1, танк БТ-7 и САУ-152 «Зверобой». С вражеской стороны танк «Тигр», «Пантера», самоходная установка «Фердинанд», танк Т-4, БТР «Ганомаг». Также были выполнены пехотинцы, находящиеся в атаке и обороне.



Боевые действия в ходе Прохоровского сражения

Теперь перейдем к описанию самого сражения, представленного на макете. Чтобы не дать немецко-фашистским войскам прорваться к Курску через Прохоровку, советское командование ввело в бой 5-ю танковую армию Ротмистрова и 5-ю общевойсковую армию Жадова. 12 июля советские войска начали наступление на Прохоровку. В первом эшелоне атаки шли четыре танковых корпуса. С немецкой стороны насчитывалось до 500 танков и САУ. Несмотря на то, что советский удар был внезапным, немцы встретили танки плотным огнем. Наступать советским танкам пришлось на узком участке между оврагом и железнодорожной насыпью плотной массой. Места для маневра было мало, поэтому наши танкисты несли тяжелые потери. В жестоком бою советские части сумели оттеснить немцев за совхоз Октябрьский, однако из-за потерь продолжить наступление не смогли и перешли к обороне. В тоже самое время на участке западнее Прохоровки развернулся грандиозный танковый бой. Общее количество танков составляло 518 машин. Как вспоминают ветераны, участвовавшие в том сражении, день превратился в ночь из-за горящих танков, танки взрывались и горели, отлетали в сторону пятитонные башни, нередко из-за взрыва боеприпасов разваливались танки. Потери наших войск были, увы, больше чем у немцев. По поводу точных данных историки спорят до сих пор, но с уверенностью можно сказать, что на один немецкий танк приходилось четыре советских [2,5].

3 этап. Презентация проекта.

Цель этапа: познакомить учащихся начальной школы с Прохоровским сражением.

Данный проект был представлен на классном часу, посвященном Дню защитника Отечества, на школьной научно-практической конференции учащихся.
Список источников информации

  1. Ананьев, А.А. Танки идут ромбом/ А.А Ананьев – М.: Детская литература, 1986.-189 с.

  2. Граждан, А.В. Великая война. Курская Дуга/ режиссер- постановщик А.В. Граждан- Rip by Iriston, Документальный фильм, 2010.

  3. Маркин, И.И Курская битва/ И.И. Маркин – М.: Военное издательство министерства обороны СССР, 1958.- 526с.

  4. Озеров, Ю.В. Освобождение/ режиссер Ю.В. Озеров, Ю.И. Бондарев- Мосфильм, Художественный фильм, 1968.

  5. Оюров, А.И. Презентация Курской битвы к 70- летию победы под Прохоровкой/ А.И. Оюров- [Электрон. ресурс]:- Режим доступа: ( http://www.kyrskaya bitva/referat_po_istorii.html.

  6. Прохоров, С.И. Курская битва/ С.И. Прохоров- [ Электрон. ресурс]:- Режим доступа: ( http://www.histori.ukoz/science.html

Приложение


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учение с увлечением iconОрганизационный план проведения сеанса вкс учение с увлечением: игровая...
Теория и практика управления современной школой в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт
Учение с увлечением iconАнализ работы с одаренными детьми за 2013 2014 учебный год
В течение учебного года осуществлялась реализация инновационного проекта «Учение с увлечением». Одно из направлений этого проекта...
Учение с увлечением iconIv районная научно практическая конференция Младших школьников «Учение с увлечением»
Мыльные пузыри – эта забава известна с давних времён. Она привлекает как детей, так и взрослых. Но одновременно это и объект для...
Учение с увлечением iconУчение о биосфере
Э400 Учение о биосфере: учебно-методическое пособие [Текст] /сост. О. Е. Крючкова. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 24 с
Учение с увлечением icon«учение об инфекции» и «учение об иммунитете» для самоподготовки...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учение с увлечением iconТема проекта
Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология...
Учение с увлечением iconНедели: «Вода»
Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология...
Учение с увлечением iconПротокол №11 от «8» июня 2010 г
Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология...
Учение с увлечением iconСовременные технологии обучения истории
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном...
Учение с увлечением iconВизитная карточка исследовательского проекта «Волшебница – вода»
Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология...
Учение с увлечением iconКурс (2011/12 уч г.) План семинарского занятия по теме: «Философское...
Онтология – учение о бытии. Основные категории онтологии. Бытие. Ничто. Небытие. Субстанция. Атрибут
Учение с увлечением iconУчебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности
Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология...
Учение с увлечением iconДомашнее задание Раздел Учение об эволюции органического мира Закономерности...
Раскрыть сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды развития человеческой мысли. Привлечь учащихся к работе...
Учение с увлечением iconУрок по природоведению 5 класс. Урок можно сопровождать электронной презентацией
Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология...
Учение с увлечением iconРеферат Тема: «Святоотеческое учение о домостроительном исхождении Святого Духа «через Сына»
Тема: «Святоотеческое учение о домостроительном исхождении Святого Духа «через Сына» и католическое учение filioque – сравнительный...
Учение с увлечением iconУчебной дисциплины (модуля) Дисциплина учение о биосфере рекомендуется...
Дисциплина "Учение о биосфере" знакомит с системой основных научных знаний о биосфере как высокоскоррелированной саморегулирующейся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск