Скачать 239.06 Kb.
|
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Дисциплина УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ Рекомендуется для направления подготовки 022000 Экология и природопользование Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Дисциплина посвящена рассмотрению учения о биосфере как составной части современной естественнонаучной картины мира и научной базы разработки стратегии развития человеческой цивилизации. Дисциплина "Учение о биосфере" знакомит с системой основных научных знаний о биосфере как высокоскоррелированной саморегулирующейся системе, определяющей стабильность биосферы. 1. Целью освоения дисциплины «Учение о биосфере» является формирование у специалистов комплекса научных знаний и представлений о биосфере на базе биогеохимической концепции В.И. Вернадского, нового отношения человека к окружающей среде и понимания положений «Учения о биосфере» как научной основы стратегии развития человеческой цивилизации. Задачи освоения дисциплины 1) сформировать у студентов представление о вкладе отечественных ученых в создание нового научного мировоззрения, в развитие современной концепции естествознания; об источниках биосферных представлений, новой парадигме отношения человека к окружающей его среде; 2) познакомить с основными положениями биосферной концепции В.И. Вернадского; о пределах биосферы и ее функциях; об атомистическом подходе Вернадского к живому веществу, о фундаментальных свойствах и планетарных функциях живого вещества; о закономерностях эволюции и этапах развития жизни на Земле; о функциях и об уровнях организации биосферы; о биогеохимических циклах в биосфере и экологической значимости биогеохимических круговоротов биогенных элементов; о трансформации биосферы в ноосферу, характере развития общества и природы на современном этапе развития биосферы, об основных положениях «Учения о ноосфере». 3) показать значение учения о биосфере как естественнонаучной базы для решения проблемы оценки экологических пределов развития человеческой цивилизации. 4) научить устанавливать взаимосвязь между деятельностью человека и состоянием структурных компонентов биосферы; применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности, обеспечивающих практическую реализацию сохранения существующего равновесия в биосфере. 2. Место дисциплины «Учение о биосфере» в структуре ООП бакалавриата Дисциплина и относится к циклу Б3.Б.10 Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Экология и природопользование» (бакалавриат) предусматривает изучение дисциплины «Учение о биосфере» в составе профессионального цикла дисциплин направления Б3 (Модуль Землеведение). Учение о биосфере находится на стыке естественных (химия, физика, биология, геология, география, почвоведение, химия окружающей среды, медицина и др.) и гуманитарных наук (социология, демография, политология, экономика, история, социальная и экономическая география), что определяет ее важную роль в профессиональном экологическом образовании как связующего звена между различными дисциплинами. Изучение данной дисциплины базируется на знании предшествующих базовых дисциплин профессионального цикла: Общая экология, Геоэкология, Учение о гидросфере, Учение об атмосфере. С другой стороны, дисциплина «Учение о биосфере» является основой для изучения дисциплин таких, как Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды (бакалавриат), Устойчивое развитие, Экологическая токсикология (магистратура) и др. Знания и умения, полученные в процессе его изучения необходимы также для выполнения НИРС и курсовых работ. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Учение о биосфере». В результате освоения дисциплины студент должен
В связи с этим выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): общекультурные: ОК-1: владеть культурой мышления в соответствии с принципом биоцентризма и устойчивого развития, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, уметь противодействовать лженаучным и паранаучным тенденциям в образовании и науке; ОК-2: уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, обладать культурой профессиональной дискуссии, владеть профессиональной терминологией, соблюдать профессиональный этикет; ОК-3: понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, осознавать ответственность за достоверность получаемой и передаваемой экологической информации; ОК-4: использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, обладать способностью к анализу социально значимых проблем и процессов, последствий профессиональной деятельности, анализировать социально значимые проблемы и процессы, последствия профессиональной деятельности для социума; ОК-5: обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, основ новой парадигмы отношения человека к окружающей его среде, умением их использовать в области экологии и природопользования, пониманием баланса между экономическими и экологическими целями, а также базовыми представлениями о вкладе отечественных ученых в создание нового научного мировоззрения и приверженности к этическим ценностям; Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональные: ПК-2: обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; иметь представление о современной естественнонаучной картине мира владеть методами физического, химического и физико-химического анализа, а также методами отбора и анализа биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации, включая использование методов прикладной статистики и геоинформационных технологий; ПК-4: иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды, о системном анализе и моделировании в экологии и природопользовании, ориентироваться в выборе природоохранных технологий, современных методах защиты окружающей среды; ПК-5: иметь базовые представления об основах учения об атмосфере, о гидросфере, о ландшафтоведении, учения о биосфере, oбладать теоретическими знаниями о трансформации биосферы в ноосферу; применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности, обеспечивающих практическую реализацию сохранения существующего равновесия в биосфере. ПК-6: знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, методов оценки и прогнозирования воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования, в том числе, с использованием методов математической статистики, геоинформационных технологий и математического моделирования, осуществлять выбор оптимального с эколого-экономической точки зрения природоохранного мероприятия, владеть методами расчета природоресурсных платежей; ПК-7: знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний по снижению риска в практической деятельности, осуществлять выбор оптимальных мероприятий и действий, нацеленных на прогноз аварийного риска и действий в условиях чрезвычайных ситуаций.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
Содержание дисциплины Тема 1. Введение. Источники биосферных представлений. Вклад отечественных ученых в создание нового научного мировоззрения, в развитие современной концепции естествознания. Русский космизм. Основные современные концепции биосферы. Биосферная концепция В.И. Вернадского. В.И. Вернадский – создатель учения о биосфере. Роль В.И.Вернадского в формировании современного научного представления о биосфере. Эволюция представлений о единой картине мира, разрешение парадоксов Паскаля. Космологический смысл учения В.И.Вернадского Основные положения учения о биосфере. Основные направления развития учения о биосфере В.И. Вернадского в современную эпоху. Тема 2. Биосфера. Понятие «биосфера», неоднозначность трактовки. Пределы биосферы. Факторы, определяющие границы биосферы. Планетарные характеристики биосферы, мощность биосферы в зависимости от широты. Структура и функциональное строение биосферы. Вещество биосферы (живое, биокосное, биогенное, косное). Гетерогенность и единство биосферы как особой оболочки планеты. Понятие «Былых биосфер» по В.И. Вернадскому. Тема 3. Живое вещество биосферы. Живое вещество планеты по В.И. Вернадскому как открытие новой мерки изучения явления жизни. Распространение живого вещества в биосфере. Основы атомистического подхода В.И. Вернадского к живому веществу. Границы между живым веществом и косной материей. Основные фундаментальные свойства живого вещества. Живое вещество как космопланетарное явление (принцип космизма жизни Гюйгенса). Принцип дисимметрии Пастера. Поглощение и трансформация солнечной энергии зелеными растениями в свободную энергию биосферы. Фракционирование изотопов атомов элементов. Разнообразие, геохимическая активность и изменчивость живого вещества. Способность к воспроизведению с помощью механизмов, не встречающихся в неживой природе. Способность к самореализации первоначально заложенной в нём информации (метаболизм, редупликация, стремление к сохранению собственной целостности). Участие живого вещества в формировании трех планетарных оболочек Земли: атмосферы, гидросферы и литосферы. Единство биохимического субстрата в истории биосферы. Эмпирические обобщения В.И. Вернадского. Биосферные функции живого вещества по В.И. Вернадскому. Процессы образования и разложения живого вещества и их суммарный геологический и геохимический эффекты. Тема 4. Эволюция биосферы. Основные закономерности и этапы эволюции биосферы. Предпосылки развития жизни на Земле (космические, планетарные, химические). Теория Большого взрыва как гипотеза зарождения Вселенной. Большой биологический взрыв как гипотеза перехода от неживой к живой форме организации материи. Основные факторы эволюции биосферы. Эволюционные преобразования компонентов биосферы. Влияние эволюции живого на состав атмосферы. Роль живого вещества в эволюции гидросферы. Процессы дифференциации вещества в ходе литогенеза Земли. Взаимосвязь эволюции осадкообразования и эволюции живого. Возникновение и эволюция почвенного покрова. Жизнь как форма дифференциации материи. Движущие силы эволюционных процессов в биосфере. Элементарная единица эволюции биосферы. Модели эволюции биосферы. Биогеохимические принципы (законы) эволюции биосферы В.И. Вернадского. «Давление жизни» по В.И. Вернадскому. Геохронология истории биосферы. Основные этапы эволюции биосферы. Числа Пастера. Глобальные экологические кризисы в истории биосферы. Ноосфера как закономерный этап эволюции биосферы. Принцип прерывистости и непрерывности развития биосферы. Цикличность биосферных процессов. Тема 5. Биогеохимический круговорот химических элементов в биосфере. Основы теории биогеохимической цикличности биосферы. Биогеохимические процессы в биосфере. Биогенная миграция химического вещества в биосфере, качественное отличие от других видов массопереноса в биосфере. Эволюция круговоротов химических элементов в биосфере. Классификация и параметры биогеохимических круговоротов. Биогеохимический круговорот вещества биосферы как основной механизм организованности и устойчивости биосферы. Классификация и параметры биогеохимических круговоротов. Степень замкнутости биогеохимических круговоротов биогенных элементов и ее планетарное значение. Газообразные и осадочные циклы элементов. Биогенный круговорот элементов. Экологическая значимость биогеохимического круговорота биогенных элементов (углерод, кремний, кислород, азот, фосфор, сера). Тема 6. Организованность биосферы. Общие основы организованности биосферы. Эволюционные изменения интегральных характеристик биосферы. Уровни организованности (термодинамический, физический, химический, биологический, парагенетический). Виды энергии в биосфере. Энергетические процессы в биосфере. Потоки эндогенной, экзогенной и трансформированной энергии биосферы. Производство человеком энергии как процесс в биосфере. Проявление законов термодинамики в биосфере. Второй закон термодинамики и биологические системы. Термодинамическая направленность развития биосферы. Биосфера как открытая термодинамическая система. Чередование состояний бифуркации и гомеостаза в истории биосферы. Основные функции биосферы. Тема 7. Ноосфера и концепции развития человеческой цивилизации. Понятие о ноосфере. Человек в биосфере. Теория ассимиляции экологических ниш человеком. Антропогенная эволюция экосистем. Причины техногенного развития цивилизации. Научная мысль как планетарное явление. Понятие устойчивости биосферы. Обзор взглядов и концепций на пути к ноосферной организации биосферы. Ресурсная концепция. Концепция, основанная на теории биотического развития В.Г. Горшкова (биотическая концепция). Пути сохранения организованности биосферы и развития человеческой цивилизации. 5. Образовательные технологии При преподавании дисциплины «Учение о биосфере» с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся наряду с использованием традиционных образовательных технологий (лекция, лабораторно-практические занятия, консультация) предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий (использование электронных источников информации в виде презентаций по темам, мультимедийных программ, фото- и видеоматериалов; моделирование конкретных процессов в биосфере в лабораторных условиях) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют 52% аудиторных занятий. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов при освоении дисциплины «Учение о биосфере» 6.1. Факультативные темы для СРС В рамках самостоятельной работы студенты имеют возможность написать реферат, приготовить презентацию и защитить его во время практических занятий.
6.2. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Учение о биосфере» Пример контрольного билета
6.3. Виды самостоятельной работы, порядок их выполнения и контроля, учебно-методическое обеспечение (в виде ссылок) самостоятельной работы по отдельным разделам дисциплины: Освоение дисциплины «Учение о биосфере» предусматривает систематическую самостоятельную работу студентов над материалами для дополнительного чтения, в сети Internet; развитие навыков самоконтроля, креативности, способствующих интенсификации учебного процесса. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов включает следующие виды работ: - проработка теоретического материала (конспекты лекций, основная и дополнительная литература); - работа с электронными учебно-методическими материалами по темам, вынесенным на СРС; - написание рефератов по предложенным темам с использованием Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы по дисциплине (п.7); - подготовка к лабораторно-практическим занятиям, к контрольным работам, к экзамену. Форма контроля СРС и полученных знаний: – защита рефератов (устные выступления студентов, обсуждение, активная дискуссия со студентами, консультации и комментарии преподавателя по теме реферата и устному выступлению). - оперативный контроль (проверка конспектов, выполненных заданий, выступления на семинарах, блиц-опрос на лекциях, опрос на коллоквиумах к практическим занятиям). - рубежный тестовый контроль знаний (контрольные работы). 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Учение о биосфере» При изучении дисциплины «Учение о биосфере» в качестве основных источников информации рекомендуется использовать следующую литературу: 7.1. Основная литература
7.2. Дополнительная литература
7.3. Программное обеспечение, видеофильмы и интернет-ресурсы
www.wri.org (сайт Института мировых природных ресурсов) www.unep.org (сайт Программы ООН по окружающей среде) http://vernadsky.lib.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/Биосфера http://ru.wikipedia.org/wiki/Химическая_эволюция http://ru.wikipedia.org/wiki/Возникновение_жизни http://geohro.ru/pervie_etapi_razvitiya_jizni/page/2/ http://evolution.powernet.ru/history/ http://art-con.ru/node/994 3 Программа Google Earth При изучении дисциплины «Учение о биосфере» используются также: Электронный источник информации Розенберг Г.С. Экология в картинках: учебное пособие.- Тольятти: ИЭВБ РАН, 2007. - 321 с. (Раздел Учение о биосфере). При чтении курса широко используются мультимедийные средства представления материала в виде презентаций. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Перечень оборудования, необходимого в кабинете, где проводятся лекционные и лабораторно-практические занятия по дисциплине «Учение о биосфере»:
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 022000 Экология и природопользование (бакалавриат). Разработчик:
Эксперты:
Программа одобрена на заседании Учебно-методическо совета по экологии и устойчивому развитию от 18 февраля 2011 г., протокол № 1-эко/умо.. |
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Данная учебная дисциплина входит в раздел «б профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700 –... | Учебной дисциплины (модуля) Дисциплина гидрология рекомендуется для направления подготовки Целью освоения дисциплины «гидрология» является формирование представлений о составе, распределении и роли водных объектов, гидрологических... | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Инновационные... «Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)» | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение... Дать студентам общее представление о славянской филологии, об объекте ее изучения, охарактеризовать основные проблемы, актуальные... | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины Экономика Рекомендуется... Основная цель изучения дисциплины Экономика формирование у студентов научного экономического мышления | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской... | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория... Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея... | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные... Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются | ||
Учение о биосфере Э400 Учение о биосфере: учебно-методическое пособие [Текст] /сост. О. Е. Крючкова. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 24 с | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4 | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере» Программа предназначена для подготовки магистров по направлению 020400. 68 Биология, укрупненной группы 020000 естественные науки,... | Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды... Дисциплина "Охрана окружающей среды" обязательная дисциплина цикла оп, объединяющая тематику безопасного взаимодействия человека... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины учение о биосфере для подготовки... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 3 студентам магистратуры очной формы обучения | Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется... Б. 3) модуля основы природопользования (ОП), охватывающего разнообразные аспекты воздействия человека на окружающую среду, защиты... | ||
Учебной дисциплины экологический мониторинг рекомендуется для направления Дисциплина относится к профессиональному циклу б-3 базовая (обще профессиональная) часть | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... |