Пояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает





Скачать 458.91 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает
страница1/3
Дата публикации23.11.2014
Размер458.91 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Военное дело > Пояснительная записка
  1   2   3
j:\documents and settings\uch\рабочий стол\1520\для сайта с печатью\2013-12-24 123\мхк6 001.jpg

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает:

- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, дается общая характеристика учебного предмета, описывается его место в учебном плане, указываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения его содержания;

- содержание курса;

- тематическое планирование предмета с характеристикой основных видов деятельности учащихся;

- учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Использование данной программы позволяет реализовать требования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) к результатам и условиям освоения предмета.
Общая характеристика курса
Интегрированный курс ≪Искусство≫ в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.

Учебный предмет ≪Искусство≫ пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных

технологий.

Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами

гуманитарно-художественного направления. Интегративный характер курса ≪Искусство≫, выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.

Программа интегрированного курса ≪Искусство≫ предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе

школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к его изучению обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс ≪Искусство≫ закономерно и логично рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Интегративные подходы в его изучении позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использовать

их инструментарий, понятийный аппарат, общие закономерности. Они учат школьника сопоставлять, сравнивать разрозненные факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, предоставляют возможность для развития альтернативного и вариативного мышления. В программе намечены пути объединения гуманитарных предметов через сквозные идеи (социальные, философские, религиозные) или опирающиеся на идеологическую концепцию культуры и сознания человека. Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно посредством использования межпредметных и внутрипредметных связей, создания интегрированных курсов и развития проектно-исследовательской, творческой деятельности ученика.

Принцип вариативности. Изучение искусства — процесс исключительно избирательный, предусматривающий возможность применения различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный, позволяющий на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной школе — залог успешного развития творческих способностей школьников. Вместе с тем это процесс социально-детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества. Вот почему, говоря об индивидуальном художественном вкусе, следует иметь в виду сформированность нравственных основ личности.
Место курса в учебном плане
Изучение искусства в основной школе рассматривается как продолжение начального этапа художественно-эстетического развития и воспитания личности ребенка. В то же время оно является важным и неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования, своеобразным этапом, готовящим школьников к изучению курса «Искусство» в средней школе.

Главные приоритеты изучения предмета в 5—9 классах сосредоточены на решении задач наблюдения (восприятия) учащимися произведений искусства, раскрытия закономерностей исторического развития, понимания особенностей образного языка различных видов искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.

Программа для 5—7 классов основной школы представлена спецкурсами и образовательными модулями, каждый из которых может быть рассмотрен как отдельный курс с учетом специфики развития региональной культуры. Для каждого класса в ней определены содержательные доминанты, имеющие свою специфику, обусловленную психолого-педагогическими задачами курса и возрастными особенностями восприятия произведений искусства. В курсе античной, славянской и библейской мифологии, изучаемом в 5—6 классах, основной акцент ставится на образную и сюжетно-событийную сторону изучаемых произведений, общечеловеческие ценности и моральные нормы.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство» определяют решение образовательных и воспитательных целей и задач курса.

Образовательные цели и задачи курса:

- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стилях и направлениях, важнейших закономерностях их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

- осознание роли и места человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

- освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления;

- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

- интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

- способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок

и суррогатов массовой культуры;

- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, заинтересованного в активном диалоге с произведением искусства;

- развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

- создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и в краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведений искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, создание презентаций, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах и дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты изучения искусства подразумевают:

- формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;

- развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;

- накопление опыта эстетического переживания;

- формирование творческого отношения к проблемам;

- развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

- гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;

- подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты изучения искусства отражают:

- формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

- выявление причинно-следственных связей;

- поиск аналогов в искусстве;

- развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

- формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

- применение методов познания через художественный образ;

- использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

- определение целей и задач учебной деятельности;

- выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;

- самостоятельную оценка достигнутых результатов.

Предметные результаты изучения искусства включают:

- наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;

- восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;

- представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

- представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

- усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;

- различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;

- классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;

- осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

- уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;

- формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;

- развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;

- умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;

- реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.

Содержание курса
Вечные образы искусства. Библия (34 ч)

В центре внимания Библия — величайший памятник литературы, истории, источник творческого вдохновения для многих деятелей искусства в различные художественно-исторические эпохи. Главная задача — показать духовное богатство и красоту библейских сюжетов и образов, возникших в древнейшую эпоху, запечатленных и озвученных в произведениях различных видов искусства.

I. Сюжеты и образы Ветхого Завета (15 ч)

Введение. В мире библейских сюжетов и образов.

Библия — величайший памятник литературы, истории, источник сюжетов и образов мирового искусства. Ветхий и Новый Завет. Духовное богатство, красота библейских сюжетов и образов как источник творческого вдохновения.

Сотворение мира. Первые строки Библии о сотворении мира. Микеланджело, его фрески в Сикстинской капелле Ватикана. Борьба Саваофа с хаосом, мраком и неподвижностью

материи. Саваоф Микеланджело — первый художник и ваятель Земли, обладающий безграничными творческими возможностями. У. Блейк ≪Сотворение мира≫. Оратория

И. Гайдна ≪Сотворение мира≫ — восторженный гимн жизни и Человеку. Фрески Микеланджело ≪Сотворение Адама≫, ≪Сотворение растений и небесных светил≫ и ≪Отделение суши от воды≫. Картина Я. Тинторетто ≪Сотворение животных≫.

Жизнь первых людей на Земле. ≪Сотворение Евы≫ — фреска Микеланджело в Сикстинской капелле, ее аллегорический смысл. Картины В. Васнецова ≪Блаженство рая≫ и ≪Искушение Евы змием≫ во Владимирском соборе Киева. Интерпретация сюжета в стихотворении И. Бунина ≪Искушение≫. Сюжет о грехопадении первых людей и его смысл. Фреска Микеланджело ≪Грехопадение и изгнание из рая≫. Два разновременных эпизода библейской легенды: последний миг безмятежного счастья в раю и жестокий удар судьбы за совершенный грех. Внутренний протест Адама, готового защитить Еву. Фреска Мазаччо ≪Изгнание Адама и Евы из рая≫ — драматизм сюжета, безысходное отчаяние и стыд первых людей. Меч, занесенный над их головами, как символ справедливого возмездия за грехи. Библейская легенда о жизни первых людей в поэме Д. Мильтона ≪Потерянный рай≫. Идея свободы человеческой личности, добровольности греха и ответственности человека за свои поступки. Противоречия жизни и смерти, добра и зла, ≪божьего≫ и ≪дьявольского≫ в музыке А. Петрова к балету ≪Сотворение мира≫. Тема разрушения и бесчисленных бед, выраженная в музыке и танце. Экспрессия чувств и радость любви, озарившие жизнь первых людей. Фрагмент ≪Адам и Ева≫ из художественного фильма ≪Библия в начале≫ (1966) режиссера

Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета (по выбору).

Каин и Авель. Легенда об Авеле и Каине, ее нравственный смысл. Скульптурная группа Д. Дюпре ≪Каин≫ и ≪Убитый Авель≫. Отсутствие раскаяния и мольбы о пощаде в совершившем злодеяние Каине. Авель — безвинная жертва преступления. Картины А. Лосенко ≪Каин≫ и ≪Авель≫. Темные страсти, злые помыслы души Каина и страдающая от боли и отчаяния душа Авеля. Поэтическая интерпретация сюжета в поэме Д. Байрона ≪Каин≫. Сложный и мучительный путь Каина к преступлению. Каин — бунтарь, усомнившийся в величии Бога. Фрагмент ≪Каин и Авель≫ из художественного фильма ≪Библия в начале≫. Фрески Феофана Грека «Голова Авеля≫ и Дионисия ≪Авель≫. Кротость, смирение, покорность и доброта, переданные в произведениях.

Всемирный потоп. Легенда о Всемирном потопе и ее символическое звучание. Строительство Ноева ковчега. Картина Ф. Бруни ≪Всемирный потоп≫. Сила человеческих чувств и эмоций, переданных в произведениях художников. Фреска Микеланджело ≪Потоп≫ в Сикстинской капелле Ватикана. Человек перед лицом приближающейся смерти, изображение его сильных и слабых сторон. Драматизм сюжета и надежда людей на спасение. Мозаики ≪Ной выпускает голубя из ковчега≫ и ≪Ной и животные покидают ковчег≫ в соборе Сан-Марко в Венеции. Фрагмент ≪Ной и Великий потоп≫ в художественном фильме ≪Библия в начале≫.

Вавилонская башня. Легенда о Вавилонском столпотворении, ее смысл. ≪Вавилонская башня≫ П. Брейгеля — наглядный урок людской глупости, человеческой гордыне и греховной самонадеянности. Гротескный язык художника, передающий впечатление немыслимой грандиозности сооружения. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении С. Надсона ≪Вавилон≫. Прославление созидательного человеческого труда или дерзкое желание простых смертных возвыситься в своем величии до Бога? Смысл и происхождение устойчивых сочетаний ≪вавилонское столпотворение≫ и ≪смешение языков≫.

Ветхозаветная Троица и призвание Авраама. Миссия праведного Авраама — сохранить для человека истинную веру в Бога. Явление Аврааму Бога и двух ангелов в виде трех странников, глубокий нравственный смысл этой встречи.

Сюжет ≪Ветхозаветная Троица≫ в древнерусском изобразительном искусстве. Фреска Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде. Византийский канон в интерпретации сюжета. Необходимость подчиняться провидению, молчаливая покорность судьбе — главные темы произведения. ≪Троица≫ Андрея Рублева — глубочайшее по мысли и силе мастерства художественное произведение.

Отход автора от византийских и греческих канонов. Художественный образ единства, жертвенной любви и добра. Икона Симона Ушакова ≪Святая Троица≫ (по выбору). Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении Л. Андреева ≪Троица≫.

Жертвоприношение Авраама. Принесение Исаака в жертву — утверждение идеи абсолютного послушания Богу и верности данному слову. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского ≪Исаак и Авраам≫ (диалогичность повествования). Символический смысл поэтических образов. Картина Тициана ≪Жертвоприношение Авраама≫. Немое противоборство, негодующий вызов небесам, требующим слишком дорогую жертву во имя любви к Богу. ≪Жертвоприношение Авраама≫ Рембрандта. Философские раздумья автора о человеческих судьбах. Напряженность и драматизм происходящего, переданные художественными средствами. Особенности трактовки сюжета в картине А. Лосенко ≪Жертвоприношение Авраама≫. Безвинно страдающий Исаак — покорная жертва. Поединок жестов и взглядов Авраама и небесного ангела. Изумление, скорбная решимость, ужас Авраама, вынужденного совершить этот жестокий поступок. Фрагмент ≪Авраам и Сарра≫ в художественном фильме ≪Библия в начале≫ (по выбору).

Чудесный сон Иакова. Сюжет благословения Иакова в картине Х. Риберы ≪Исаак благословляет Иакова≫, таинственность происходящего. Э. Мурильо ≪Благословение Иакова Исааком≫. Хитрость Ревекки. Путь Иакова в Месопотамию. Чудесный сон Иакова. Картина Э. Мурильо ≪Сон Иакова≫ как воплощение божественного предсказания дальнейшей судьбы иудейского народа (по выбору). Благополучное возвращение Иакова на родную землю. Иаков — родоначальник народа израильского.

Иосиф и его братья. Иосиф — любимый сын Иакова, основные эпизоды его жизни. Иосиф и его братья. Продажа Иосифа в рабство. Картина К. Флавицкого ≪Дети Иакова продают своего брата Иосифа≫. Жестокость и коварство братьев, покорность Иосифа. Картина Д. Веласкеса ≪Одежда Иосифа≫. Иосиф в Египте. Особый дар провидения, снискавший ему расположение египетского фараона. Картина А. Иванова ≪Иосиф, толкующий сны виночерпию и хлебодару≫. Великодушие Иосифа, простившего коварных братьев. П. Корнелиус ≪Иосиф толкует сон фараона≫ и ≪Иосиф, узнаваемый братьями≫ (по выбору).

Мечты о Земле обетованной. Избранность Моисея. Сюжет его чудесного спасения в картине П. Веронезе ≪Нахождение Моисея≫. Легенда о горящем терновом кусте и ее иносказательный смысл. Картина Д. Фетти ≪Моисей перед горящим кустом≫ и переданное в ней божественное предсказание об избавлении израильского народа от страданий и горя. На пути к Земле обетованной. Стихотворение А. Апухтина ≪Когда Израиля в пустыне враг настиг...≫. Переход израильтян через Красное море. Книжная миниатюра ≪Переход через Красное море≫. ≪Сбор манны в пустыне≫ — картина Н. Пуссена. Моисей, показывающий людям, кому они обязаны столь щедрым подарком. Картина Н. Пуссена ≪Моисей, источающий воду из скалы≫ — рассказ художника о страданиях людей на пути к Земле обетованной.

Скрижали Моисея. Моисей на горе Синай. Десять заповедей, их общечеловеческий и нравственный смысл. Моисей со скрижалями в картинах Рембрандта и Ф. Шампеня (по выбору). Готовность Моисея научить людей жить по законам, данным Богом. Сюжет ≪Поклонение золотому тельцу≫ в картине Н. Пуссена. Внимание художника к переменам в действиях и настроениях людей, вызванных неожиданным появлением М Драматизм происходящего. Просьба Моисея о спасении израильского народа. Образ библейского пророка в скульптуре Микеланджело ≪Моисей≫, история его создания. Внимание скульптора к передаче духовных качеств героя. Образ великого пастыря — воплощение сурового и сильного характера. Сопоставление со скульптурой С. Эрьзи ≪Моисей≫ и картиной М. Врубеля в Кирилловской церкви Киева (по выбору). Поэтическое воплощение образа в стихотворении В. Ходасевича ≪Моисей≫.

Самсон, раздирающий пасть льва. Богатырь Самсон — судья, управляющий израильским народом. Гравюра А. Дюрера ≪Самсон убивает льва≫ — необыкновенная, сверхъестественная сила героя. Скульптурная группа М. Козловского ≪Самсон, раздирающий пасть льва≫ в Большом каскаде фонтанов Петергофа. Образ могучего исполина-богатыря, смело шагнувшего навстречу разъяренному хищнику. Самсон и Далила. Воплощение сюжета в картинах А. Мантеньи ≪Самсон и Далила≫ и Рембрандта ≪Ослепление Самсона≫. Опера К. Сен-Санса ≪Самсон и Далила≫.

Саул — царь Израиля и Давид. Саул — первый израильско-иудейский царь. Давид — его достойный преемник. Поединок Давида и Голиафа, его поучительный смысл. Скульптура Донателло ≪Давид≫. Лиричность и мечтательность героя. Образ Давида в скульптуре Микеланджело — символ эпохи Возрождения, гимн духовному величию человека. История создания произведения. Сравнение со скульптурами А. Верроккьо и Л. Бернини ≪Давид≫, их отличительные особенности (по выбору). Легенда о Давиде и Ионафане как символ истинной дружбы и верности. Картина Рембрандта ≪Давид и Ионафан≫. Картина Рембрандта ≪Давид и Урия≫. Мастерство художника в передаче душевного состояния героев. Художественный фильм ≪Царь Давид≫ (1985).

Псалмопевец Давид. Особый поэтический дар Давида. Картина Рембрандта ≪Давид перед Саулом≫. Книга псалмов, или Псалтырь, ее художественное своеобразие и особая популярность на Руси. Музыкальные интерпретации псалмов Давида в творчестве М. Березовского. Концерт ≪Не отверже мене во время старости≫ и выраженное в нем сокровенное желание человека достойно закончить свой земной путь. Ода Г. Державина ≪Властителям и судиям≫ и ее сопоставление с евангельским текстом (псалом 81).

Мудрость царя Соломона. Вступление Соломона на престол Израиля. Фрагменты из повести А. Куприна ≪Суламифь≫. ≪Песнь песней≫ царя Соломона — непревзойденное по красоте и поэтичности произведение. Жанр притчи. Притча о двух матерях (≪Соломоново решение≫) в картине Н. Пуссена ≪Суд Соломона≫. Надежда на справедливое разрешение конфликта в картине Н. Ге ≪Суд царя Соломона≫. Легенда о строительстве храма в Иерусалиме, пышность и богатство его внешнего и внутреннего убранства. Соломон и царица Савская. Фреска ≪Приезд царицы Савской к царю Соломону≫ Пьеро делла Франчески.

II. Сюжеты и образы Нового Завета (19 ч)

Рождение и юность Марии. Легенда о рождении Марии. Детство и юность Марии. Картина Ф. Сурбарана ≪Отрочество Марии≫. Картина Ж. де Латура ≪Воспитание Богоматери≫. Картина Тициана ≪Введение Марии во храм≫. Сюжет ≪Обручение Марии≫ в картине Рафаэля. Торжественность и значительность происходящего события, переданные в образах очаровательной Марии и ее избранника Иосифа. Роль пейзажа и композиции в раскрытии сюжета.

Благая весть. Архангел Гавриил приносит Деве Марии Благую весть о непорочном зачатии и рождении Спасителя рода человеческого. Евангелие от Луки и апокрифы — основной источник воплощения сюжета. Художественная интерпретация сюжета в стихотворении М. Кузмина ≪Благовещение≫. Древнерусская икона ≪Устюжское Благовещение≫. Величавая кротость Богоматери, принявшей Благую весть. Фреска ≪Благовещение≫ Фра Беато Анджелико. Изысканная гамма прозрачных тонов, радостная россыпь ярких красок. Элементы реалистической природы, перенесенные в мир божественный. ≪Благовещение≫ (Галерея Уффици) и ≪Благовещение≫ (Лувр) Леонардо да Винчи. Богатство колористической гаммы, тонкое мастерство в передаче материи и цвета, оригинальность композиции и пейзажного фона. Сопоставление картин С. Мартини и С. Боттичелли на сюжет Благовещения (по выбору). Роман И. Шмелева ≪Лето Господне≫.

Чудесное рождение Христа. Приход в мир Спасителя — важнейшее событие христианской истории. Звезда Вифлеема как символ, указывающий место рождения Христа. Византийский канон сюжета и его развитие в произведениях древнерусской живописи. Икона ≪Рождество Христово≫ (круг Андрея Рублева), воплотившая дух торжественной и величавой тайны. Просветленная сосредоточенность Богоматери, ее погруженность в раздумья о будущей судьбе сына. Новые элементы в изображении сюжета Рождества Христова в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения. Стихотворение В. Набокова ≪В пещере≫. Духовная музыка русских композиторов: ≪Слава в вышних Богу≫ Д. Бортнянского, ≪Рождественский концерт≫ В. Титова (по выбору). Особая праздничность и ликующая радость, переданные в музыкальных произведениях. Роман И. Шмелева ≪Лето Господне≫ (главы по выбору).

Поклонение волхвов. Особенности трактовки сюжета поклонения волхвов в произведениях мирового искусства. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского ≪Рождественская звезда≫. Картина ≪Поклонение волхвов≫ С. Боттичелли. Библейский сюжет в картине как прославление семьи Медичи. Многолюдность празднества, особенности колорита, мастерство композиции. Картина ≪Поклонение волхвов≫ Леонардо да Винчи. Монументальность и значительность композиции, достигнутые на основе научных исследований автора. Картины Эль Греко и Ж. де Латура ≪Поклонение пастухов≫ и А. Дюрера ≪Поклонение волхвов≫. Трактовка сцены как волшебного видения, сна, происходящего на земле и небесах. Поэтическое воплощение сюжета в стихотворении Б. Пастернака ≪Рождественская звезда≫. Художественная интерпретация сюжета древнерусским мастером Дионисием на фреске ≪Скачущие волхвы≫.

Образы Сретения. Принесение первенца Иосифом и Марией в Иерусалимский храм и знаменательная встреча с благочестивым старцем Симеоном. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского ≪Сретение≫. Символическое звучание сцены как встречи уходящего века с миром новым, возвестившим о надежде на грядущее спасение. Сюжет Сретения в древнерусской иконописи. Икона ≪Сретение≫ из Кашинского иконостаса и переданная в ней торжественность происходящего. Внутренний трепет юной Марии, убежденность вдохновенной Анны-пророчицы, благоговение Иосифа. Молитвенное и бережное приятие младенца старцем Симеоном. Иконы ≪Сретение≫ из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и из Великого Новгорода. Символическое звучание темы Сретения во фреске Джотто ≪Принесение во храм≫. Предчувствие надвигающейся опасности, переданное в напряженном внимании, тревожных жестах и скорбных переживаниях Богоматери. Картина Рембрандта ≪Симеон в храме≫. Молитва ветхозаветного праведника Симеона Богоприимца ≪Ныне отпущаеши...≫, символизирующая встречу старого и нового миров (по выбору).

Бегство в Египет. Неудавшаяся попытка иудейского царя Ирода погубить младенца Иисуса. Фреска Джотто ≪Избиение младенцев≫. Кровавое действо, учиненное спокойным и равнодушным царем. Драматизм происходящего в картине П. Брейгеля ≪Избиение младенцев в Вифлееме≫. Зловещий характер пейзажного фона. Стихотворение Д. Любарского ≪Избиение младенцев≫. Фреска Джотто ≪Бегство в Египет≫. Драматическая напряженность сцены, мастерская передача эмоционального душевного состояния героев. Картины Караваджо и Э. Мурильо ≪Отдых на пути в Египет≫.

Проповедь Иоанна Крестителя. Детство и отрочество Иисуса Христа. Иисус на реке Иордан. Основные вехи жизни Иоанна Крестителя: рождение, детство, годы скитаний и проповедническая деятельность. Картина Караваджо ≪Иоанн Креститель≫ и ее символическое звучание. Особенности трактовки образа библейского пророка. Аскетический образ жизни и мир духовных поисков, нашедший отражение в картине Г.тот Синт Янса ≪Иоанн Креститель в пустыне≫ и иконе Андрея Рублева ≪Иоанн Предтеча≫ (по выбору). Картина П. Брейгеля ≪Проповедь Иоанна Крестителя≫, необычность трактовки сюжета. Многолюдность композиции, мастерство в изображении внутреннего мира людей, внимающих пророку. Картина А. Иванова ≪Явление Христа народу≫. Миг душевного переворота, нравственного очищенияи просветления, запечатленный в произведении. Картина П. Веронезе ≪Христос среди книжников≫.

Крещение. Христианский канон Крещения в произведениях мирового искусства и его поэтическое воплощение в стихотворении С. Полоцкого. Древнерусская икона ≪Крещение≫ из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Красочность цветовой гаммы и ее символическое звучание. Особое золотое свечение иконы, придающее ей торжественный и праздничный облик. Живописное воплощение сюжета в эпоху Возрождения. Картина ≪Крещение Христа≫ П. делла Франчески. Торжественность и значительность события в картине Эль Греко ≪Крещение Иисуса≫. Феерическая игра световых лучей, богатство цветовой гаммы, напряженность и неровность линий. Затаенная светлая печаль на лице Иоанна Крестителя как символ грядущих страданий Христа. Праздник Крещения на Руси и его отражение в картине Б. Кустодиева ≪Крещение≫ и романе И. Шмелева ≪Лето Господне≫. Стихия народного праздника, воплощенная в этих произведениях. Духовная музыка композитора В. Титова ≪Днесь Христос на Иордан прииде креститеся≫.

Творимые чудеса. Сюжет об искушении Христа дьяволомв пустыне. Картина И. Крамского ≪Христос в пустыне≫, история ее создания. Мучительный выбор дальнейшего жизненного пути, размышления о судьбах человечества. Драма человека, взявшего на себя ответственность за нравственное спасение людей. Двенадцать учеников (апостолов) Иисуса Христа. Брак в Кане Галилейской —первое божественное проявление чудодейственной силы Христа. ≪Брак в Кане≫ Джотто и Я. Тинторетто. От будничности, естественности и простоты во фреске Джотто к многофигурной торжественнойкомпозиции, передающей впечатление радостного и оживленного праздника в картине Тинторетто. Картина П. Веронезе ≪Брак в Кане≫. Картина Рафаэля ≪Чудесный улов≫. Диалог Христа и Петра —духовный центр картины. Картина И. Репина ≪Воскрешение дочери Иаира≫. Беспокойство и волнение, борьба жизни и смерти, запечатленные художником. Сопоставление с картиной В. Поленова на тот же сюжет. Фреска Т. Мазаччо ≪Чудо со статиром≫. Внимание художника не к чудодейственному событию, а к непреклонной воле Христа. Особенности композиции произведения. Знаменательная встреча Христа с фарисеем Никодимом. Картина Н. Ге ≪Христос и Никодим≫, глубокий психологизм конфликта, мастерство в передаче внутреннего мира героев. Картина Я. Йорданса ≪Христос, просвещающий Никодима≫.

Нагорная проповедь. Начало проповеднической деятельности Христа. Нагорная проповедь — суть христианского учения. Поучительный смысл Нагорной проповеди, ее общечеловеческое значение. Иисус с учениками на горе Фавор. Сюжет ≪Преображения≫ Иисуса Христа в картине Рафаэля. Необычность события, переданная с помощью композиции, пейзажного фона и колорита картины. Особенности интерпретации сюжета Преображения в иконе Андрея Рублева (по выбору).

Притчи Христа. Евангельские притчи Христа, их основное содержание и нравственная основа. Притча о сеятеле и ее иносказательный смысл. Притча о блудном сыне — притча о покаянии и прощении. Картина И. Босха ≪Блудный сын≫ — человек перед мучительным выбором своей дальнейшей судьбы. Картина Рембрандта ≪Возвращение блудного сына≫ — духовное завещание художника грядущим поколениям. Идея всепрощающей любви к униженному и страждущему человеку, мастерство ее художественного воплощения. Притча о слепом и поводыре и ее евангельский источник. Картина П. Брейгеля ≪Слепые≫. Обобщенный образ духовной слепоты, берущей верх над слепотой физической. Картина Рембрандта ≪Притча о работниках на винограднике≫ и фреска Дионисия ≪Притча о девах разумных и неразумных≫.

Тайная вечеря. Торжественный въезд Христа в Иерусалим. Фреска Джотто ≪Вход в Иерусалим≫. Интерпретация сцены последней трапезы Христа с учениками в произведениях искусства. Предсказание о предательстве и первое причащение апостолов — два аспекта толкования сюжета. ≪Тайная вечеря≫ Леонардо да Винчи. Разрушение и трагическое обретение гармонии, идея бесконечной любви, кротости и смирения. История создания и дальнейшая судьба фрески. Картина Н. Ге ≪Тайная вечеря≫. Отступничество Иуды, истолкованное художником как реальный жизненный конфликт. Интерпретация сюжета в картине Я. Тинторетто и на иконе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Картина Тициана ≪Динарий кесаря≫.

Моление о чаше. Выход Иисуса с учениками в Гефсиманский сад. Молитва Христа и ее символическое звучание. Картина Н. Ге ≪Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад≫. Ощущение надвигающейся неотвратимой беды. Скорбные фигуры апостолов, погруженные в тягостные раздумья. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении Б. Пастернака ≪Гефсиманский сад≫ и его сравнение с евангельской сторией, изложенной Матфеем и Лукой. Картины А. Мантеньи, Эль Греко и Ф. Бруни ≪Моление о чаше≫. Роль композиции и художественных деталей в передаче библейского сюжета. Необычность колористического решения произведений. Взятие Христа под стражу. Фреска Джотто ≪Поцелуй Иуды≫. Столкновение добра и зла, благородства и предательства.

Что есть истина? Иисус на суде Синедриона. Картина Н. Ге ≪Суд Синедриона. Повинен смерти!≫. Христос перед судом Пилата. Картина Тициана ≪Се человек≫ (≪Esse Homo≫). Психологическое мастерство в создании контрастных образов Христа и его противников. Трагический конфликт, переданный с помощью композиции, светового и колористического решения. Картина Н. Ге ≪Что есть истина? Христос и Пилат≫. Поединок богатства, власти и сытости с духовным величием, спокойствием и гордостью. Внутренняя готовность Христа страдать и умереть за веру. Скульптура М. Антокольского ≪Христос перед судом народа≫. Готовность Христа принять мученическую смерть по требованию обманутого и не понявшего его народа, его непреклонность и уверенность в своей правоте. Величие и благородство человеческого духа.

Страсти Господни. Страсти Господни и крестный путь на Голгофу. Бичевание Христа и коронование терновым венцом. Картина Тициана ≪Коронование терновым венцом≫. Контраст глубокого страдания человека и цинизма, равнодушия, жестокости палачей. Изображение неотвратимости гибели Христа в картине Эль Греко ≪Эсполио≫ (≪Снятие одежд с Христа≫). Возвышенная красота и благородство Христа, противопоставленные людской низости, жестокости и яростной злобе. Христос, несущий собственный крест как символ мученических страданий за веру. Фреска Джотто ≪Несение креста≫. Четкая детализация образов. Духовное величие, одиночество и незащищенность Христа и Марии перед лицом грубой силы и жестокости. Картина И. Босха ≪Несение креста≫. Гротескность изображения лиц мучителей и палачей, их ненависть, злоба, грубость и лицемерие. Спокойное, одухотворенное лицо Христа. Мастерство композиции, роль художественных деталей в произведении. Скорбная процессия на Голгофе. Картина Н. Ге ≪Голгофа≫. Условность света, пространства и освещения. Картины И. Крамского ≪Хохот≫ (≪Радуйся, царь иудейский!≫) и И. Глазунова ≪Голгофа≫ (по выбору). Музыка И. С. Баха ≪Страсти по Иоанну≫ (вступительный хор), особенности воплощения мысли о величии и трагизме земных страданий Христа (по выбору). Видеофильмы Ф. Дзеффирелли ≪Иисус из Назарета≫ и Д. Хеймана ≪Иисус≫ (по выбору).

Распятие. Распятие — один из самых трагичных сюжетов мирового искусства. Немногословность и емкость евангельского повествования о мученической смерти Христа. Эволюция сюжета в произведениях искусства в различные эпохи. Использование условного языка символов и аллегорий. Средневековый византийский канон и его воплощение в древнерусской живописи. Икона ≪Распятие≫ из музея Андрея Рублева и икона ≪Распятие≫ Дионисия из Павлово-Обнорского монастыря. Благородство и предельная сдержанность в передаче сюжета. Символическое звучание произведений. ≪Распятие≫ Грюневальда (М. Нитхардта). Особое внимание художника к изображению мученических страданий Христа. Потрясающий реализм изображения человека, испытывающего невероятные, страшные муки. Идеал спокойного достоинства и стойкости духа, высокий трагизм его передачи в эпоху Возрождения. Картина П. Веронезе ≪Голгофа≫. Мастерство художника в передаче человеческих чувств и переживаний. Необычность композиционного решения, непривычность ракурса в изображении распятого Христа. Роль пейзажа, цветовой гаммы и художественных деталей. Варианты ≪Распятия≫ в творчестве Н. Ге. ≪Распятие≫ Я. Тинторетто, П. Гогена и С. Дали; особенности интерпретации (по выбору).

Снятие с креста. Снятие с креста и погребение Иисуса. Эволюция сюжета в произведениях искусства: от естественности и простоты к усложнению и большей свободе трактовки, увеличению количества персонажей. Картина ≪Снятие с креста≫ Рогира ванн дер Вейдена. Особое внимание художника к передаче чувств и переживаний героев. Картина П. Рубенса ≪Снятие с креста≫ и выраженное в ней представление о совершенном Человеке, прекрасном даже в страдании и смерти. Образ страдальца, нашедшего успокоение в мученической смерти в картине Н. Пуссена. Картина Рембрандта ≪Снятие с креста≫ — повествование о горе и страданиях Человека, захватывающее своей простотой и искренностью. Трактовка сюжета в произведении А. ван Дейка.

Пьета. Пьета (оплакивание) — изображение Богоматери, скорбящей над снятым с креста сыном. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении В. Жуковского ≪Stabat Mater≫, выраженное в нем чувство материнской скорби. Древнерусская икона ≪Положение во гроб≫ как совершенный образ безутешного материнского страдания. Трагическое звучание темы смерти в картине А. Мантеньи ≪Мертвый Христос≫. Необычность композиции, неожиданные ракурсы, колористическое совершенство картины. ≪Пьета≫ Микеланджело как вершина человеческой трагедии, страдания и безысходной материнской скорби. История создания произведения. Совершенство мельчайших деталей скульптуры. Дальнейшее развитие сюжета в других произведениях (≪Пьета≫, 1550—555 и ≪Пьета Ронданини≫, 1555—564). Особенности интерпретации сюжета в произведениях Джотто, Х. Хольбейна, С. Боттичелли, М. Врубеля (по выбору). Музыкальные интерпретации сюжета (≪Stabat Mater≫ Д. Перголези, И. С. Баха, Г. Генделя, В. Моцарта, Ф. Шуберта, Ш. Гуно — по выбору).

Воскрешение и Вознесение Христа. Явления воскресшего Иисуса Христа ученикам и его чудесное Вознесение — важнейшие темы произведений мирового искусства. Икона Дионисия ≪Воскресение≫, ее глубокий нравственный смысл и символическое звучание. Особенности колористического и композиционного решения, роль художественных деталей в раскрытии сюжета. Картина А. Иванова ≪Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения≫. Неожиданное, чудесное появление Христа, повергшее женщину в смятение. Фреска П. делла Франчески ≪Воскресение Христа≫. Сюжет ≪Трапеза в Эммаусе≫ в картине Караваджо. Волнение и удивление учеников Христа, переданное энергичностью поз и жестами рук. Картина Рембрандта ≪Неверие апостола Фомы≫. Внимание художника к передаче мыслей и чувств героев. Реакция Фомы ≪неверующего≫ на неоспоримые доказательства Воскресения. Сюжет ≪Вознесение Христа≫ в картине Эль Греко. Величие и красота образа возносящегося Христа. Одухотворенность лица, исполненного любви и милосердия к людям. Необычность освещения, нервный ритм линий, цветовые контрасты, усиливающие драматизм и торжественность происходящего.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает iconПояснительная записка рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство»
Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение»,...
Пояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает iconПояснительная записка к разделу «Изобразительное искусство» (8-9 класс)
Рабочая программа включает 4 раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам...
Пояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает iconПояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство»
Рабочая программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34...
Пояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает iconРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» 2012/2013...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...
Пояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает iconРабочая программа по курсу «Россия и мир» 10 класс Пояснительная записка
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей
Пояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает iconРабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Веселовская средняя общеобразовательная школа №1
Пояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает iconГорнаевой Галины Яковлевны 1 кв кат Ф. И. О., категория по истории,...
В частотности, дидактико-технологическое оснащение включает рабочую тетрадь на печатной основе «История Древнего мира» (автор Г....
Пояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
Пояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает iconРабочая программа педагога филиновой Лидии Александровны первой квалификационной...
Мо РФ.; Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному...
Пояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история....
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история. Конец XV-XVIII в в.» 7 класс
Пояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает iconРабочая программа по интегрированному курсу «Искусство»
Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской«Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение»,...
Пояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает iconРабочая программа педагога абасовой Татьяны Александровны 1 квалификационной...
Е. А. Ермолинская, Н. В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» 3- е изд дораб и доп. – М:...
Пояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает iconПояснительная записка Статус рабочей программы
Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год
Пояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает iconРабочая программа учебного курса по немецкому языку для 2 класса...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «нижнеозернинская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает iconРабочая программа по интегрированному курсу «Искусство»
Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск