Реферат Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты»





Скачать 72.68 Kb.
НазваниеРеферат Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты»
Дата публикации27.11.2014
Размер72.68 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Военное дело > Реферат
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет романо-германской филологии

Кафедра немецкой филологии


РЕФЕРАТ

Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты»

Подготовила:

Проверил: проф. Чугунов Д.А.

Воронеж 2012


Биография автора



Гюнтер Грасс родился 16 октября 1927 года в Вольном городе Данциге (ныне Гданьск). По воспоминаниям самого писателя, приведённым в книгах «Жестяной барабан» и «Луковица памяти», его родители занимались торговлей. По этническому происхождению отец писателя — немец, мать — представительница кашубского народа.

Во время Второй мировой войны в 15 лет вместе со своими одноклассниками был призван в обслугу зенитной батареи, затем отбыл трудовую повинность и в ноябре 1944 г. был зачислен в 10-ю танковую дивизию Ваффен-СС, в составе которой участвовал в сражении с советскими войсками в апреле 1945 г. и был ранен. После войны пробыл в американском плену до1946 года.

С 1947 по 1948 год обучался профессии каменотёса в Дюссельдорфе. После этого Грасс учился скульптуре и живописи в Академии искусств в Дюссельдорфе. С 1953 по 1956 год продолжил изучение живописи в Высшей школе изобразительных искусств в Берлине под руководством скульптора Карла Хартунга.

В 1956—1957 годах Гюнтер Грасс начал выставлять свои скульптурные и графические работы и одновременно начал заниматься литературой. В то время Грасс писал рассказы, стихи и пьесы, которые сам он относил к театру абсурда.

С первым же романом («Жестяной барабан») Гюнтер Грасс получил мировую известность. Впервые после Второй мировой войны немецкий писатель получил международное признание.

В 1999 году в возрасте 72 лет Гюнтер Грасс был удостоен Нобелевской премии в области литературы.

В августе 2006 г. в Германии вокруг имени Гюнтера Грасса и его моральной роли в послевоенной Германии разгорелся скандал. Писатель признался в том, что в молодости состоял в рядах Ваффен-СС. Скандальное откровение Грасса вызвало общественный резонанс и побудило его к написанию мемуаров. «Луковица памяти» увидела свет в 2006 году

Своеобразным продолжением автобиографического цикла стала книга Грасса «Фотокамера. Истории из темной комнаты» (2009). Это семейная хроника Грасса, все персонажи которой легко узнаваемы, невзирая на подмену имен.

Зимой 2009-го года увидел свет следующий том автобиографического цикла Грасса под названием «По пути из Германии в Германию» — это реальный дневник писателя за 1990-ый год.

Фотокамера / Die Box 
«Фотокамера» продолжает автобиографическую прозу Гюнтера Грасса, начатую книгой «Луковица памяти». Книга написана в 2008 году, на русский язык переведена в 2009 под названием «Фотокамера. Истории из темной комнаты».  Впрочем, здесь о себе и своей семье писатель рассказывает не сам. Он представляет себе, будто весной 2007 года его дети, по желанию отца, готовятся сделать ему подарок к восьмидесятилетию, которое будет отмечаться в октябре, и потому на протяжении нескольких месяцев поочередно собираются то у одного, то у другого и записывают на магнитофон откровенные рассказы об отце и о собственной жизни. Каждая из девяти глав (Уцелевшие, Без вспышки, Чудесным образом, Морока, Загадай желание, Оглядываясь назад, Моментальные снимки, Темные делишки, Из поднебесья) начинается описанием такой встречи, затем идут диалоги детей, часто перебивающих или дополняющих друг друга, а заканчивается комментарием отца.

Семья у Грасса большая. У него восемь детей: трое сыновей и старшая дочь от первого брака, еще две дочери родились от женщин, на которых Грасс не был женат, и, наконец, нынешняя супруга добавила в семью двух сыновей от прежнего замужества. Дети выросли и, в свою очередь, обзавелись мужьями или женами, нарожали патриарху семнадцать внуков и внучек.

Закончив рукопись «Фотокамеры», Грасс показал ее детям. Дело едва не закончилось семейным скандалом. Кто-то не возражал против того, чтобы стать персонажем семейной саги, но нашлись и такие, кто посчитал изображение событий прошлого или своей роли в них не вполне верным, а третьи и вовсе протестовали против публичной огласки эпизодов их частной жизни. По словам Грасса, решение было найдено «демократическим путем», кое-что он в рукописи переделал, учтя некоторые замечания и даже усилив критические нотки в адрес отца.

Как явствует из самой книги, имена детей вымышлены, а имена их матерей не названы вовсе. Но не стоит спешить с расшифровкой, тем более что сделать это совсем не трудно (достаточно заглянуть, например, в «Луковицу памяти», где все члены большой семьи Грасса фигурируют под настоящими именами). В жизни, в памяти, в семейных преданиях реальность слишком тесно переплетается с выдумкой, особенно когда речь идет о биографии писателя, профессионального фантазера.

Главным героем детских воспоминаний оказывается вовсе не сам Старик, как называют отца дети, а фотограф Мария Рама — близкий друг Грасса и его семьи, памяти которой и посвящена сама книга. В «Фотокамере» снимки Марии Рама приобретают мистическое значение. Марихен, как любит называть ее Грасс, все время щелкает своим «ясновидящим ящичком» (фотокамера «Агфа»), а потом пропадает в темной комнате, где на фотографиях проявляется то, чего не было в момент съемки. Например, прошлое, или будущее, или крысы, покорившие мир, из романа Грасса "Крыса". В "Луковице памяти" Грасс, как и положено в автобиографии, рассказывал про юношеские годы, увлечение живописью и запойное чтение. Но память, уподобленная луковице, расслаивалась: "Под первой, сухо шуршащей пергаментной кожицей находится следующая, которая, едва отслоившись, открывает влажную третью, под ней, перешептываясь, ждут свой черед четвертая, пятая… И на каждой пленочке проступают давно хранившиеся слова и витиеватые знаки…" То же самое происходит и в "Фотокамере", что и превращает ее в автобиографию, несмотря на несоблюдение формальных законов жанра.

Роль фотографии и вообще визуальности в художественной прозе Грасса, не говоря уже о его изобразительном искусстве, заслуживает особого разговора.

Мог ли Грасс вообразить, что со временем у него накопится «семейный фотоальбом» таких невероятных размеров? Литературный архив писателя, хранящийся ныне в Берлинской академии искусств, состоит из двух частей. Одна часть — это собственно материалы, связанные с его жизнью и творчеством. А другая часть представляет собой собрание более шести тысяч фотографий, снятых его близкими друзьями Гансом и Марией Рама.
В «Фотокамере» писатель отступает от реальных событий, смешивая факты и литературный вымысел, чтобы усилить роль своего центрального персонажа — Марии Рама с ее ясновидящим «волшебным ящичком». Так, например в книге Ганс Рама умирает в 1961 году. На самом деле Ганс Рама умер 3 ноября 1967 года.

После трудного периода в личной жизни Грасса (у его жены Анны завязались близкие отношения с Владимиром Кафкой, чешским переводчиком Грасса), он переезжает в Вевельсфлет, деревушку, находящуюся в устье Эльбы, на ее слиянии с рекой Штёр. Здесь Грасс живет со своей новой женщиной и двумя ее дочерьми, которых в «Фотокамере» зовут Мике и Рике. Эта женщина, архитектор и художник по образованию, помогает отреставрировать старинный дом, которому суждена теперь вторая жизнь и долгая слава.

К этому времени Грасс много занимается графикой. Ему помогает Мария Рама. Она фотографирует мотивы, используемые Грассом для своих графических работ. В результате получается интересный эксперимент. Он пишет поэму под названием «Прославление Марии» («Mariazuehren», 1973), а иллюстрациями к ней служат фотографии Марии Рама, поверх которых рисует Грасс. Это сочетание фотографии и рисунка служит своего рода ключом к поэтике Грасса с ее почти натуралистическим пристрастием к реалиям и одновременно необузданной фантазией.

У Марии Рама складываются добрые отношения с обоими домами, берлинским и вевельсфлетским, о чем свидетельствует множество фотографий той поры, сохранившихся в архиве. Видимо, это облегчало и контакты Грасса с детьми и Анной.

Мария была для Грасса преданным другом. В «Фотокамере» он как-то сказал одной из дочерей: «Из всех женщин, которых я любил раньше или люблю до сих пор, Марихен единственная, кто не хочет от меня ничего, а отдает все…»

Вскоре после переезда в Вевельсфлет Грасс начал работу над грандиозной «кулинарной эпопеей», романом «Палтус», который он с годами, похоже, склоняется считать едва ли не своей главной книгой. На период работы над романом, опубликованным в 1977 году, приходятся дальнейшие драматические перипетии в личной жизни Грасса. В 1974 году у него рождается дочь Лена, но с ее матерью Грасс расходится. Двумя годами позже в вевельсфлетском доме появляется Ромашка, спустя еще три года Грасс женится на ней, и этот брак наконец приносит ему умиротворение. Но в промежутке его личная жизнь делает еще один зигзаг, результатом которого оказывается младшая дочь Грасса Нана. Ее мать — давняя знакомая писателя, издательский редактор.

На Рождество 1983 года Грасс попросил себе в подарок крысу, чтобы иметь, так сказать, живое наглядное пособие для работы над книгой и рисунками к ней. Роман «Крысиха», словно предчувствовавший Чернобыль, вышел в свет 1 марта 1986 года, когда до трагедии оставалось меньше двух месяцев.

К тому времени семейство Грасса уже покинуло Вевельсфлет, переехав в Гамбург в 1984 году. На этом заканчивается «Фотокамера». Мария Рама умирает или возносится на небеса.

Так обстоит дело в литературной версии событий с персонажем по прозвищу Щелкунчик. На самом деле Мария Рама прожила до 1997 года. Она продолжала фотографировать, вести огромный архив, являясь при этом арт-агентом Грасса, занимающимся его графикой.

В дневниковой заметке за 19 ноября 1990 года, когда отмечалось 75-летие Марии Рама, Грасс пишет, что когда-нибудь посвятит ей книгу, как это сделал однажды с поэмой «Прославление Марии».
Источники

Gunther Grass. Die Box  М. : АСТ; Астрель; Corpus, 2011 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты» iconСценарий посещения тёмной комнаты «Математика»
Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Молодежь, наука, сервис – XXI век»
Реферат Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты» iconАндрея Александровича «Модели тёплой тёмной материи в физике частиц и космологии»
«Модели тёплой тёмной материи в физике частиц и космологии», представленной на соискание степени кандидата физико-математических...
Реферат Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты» iconИ он возвращался. Поздно вечером стучал условленным стуком в оконное...
В теплом уюте маленькой комнаты, рядом с этим мужчиной, то болтливым, то язвительным, то влюбленным, она забывала о своем изнурительном...
Реферат Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты» iconМузея, учреждения образования: Музейная комната «Родной край», мкоу...
Документация музея: Рабочая программа, положение о школьной музейной комнаты, план работы школьной музейной комнаты
Реферат Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты» iconРеферат по теме: «Вселенная: происхождение и исследование»
Вселенную до конца изучить невозможно. Во Вселенной насчитывается миллиарды галактик, образующих сгущения, слои и цепочки, разделённые...
Реферат Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты» iconОтчет о работе школьной историко-краеведческой музейной комнаты
Работа школьной историко-краеведческой музейной комнаты в 1 2010-20-11 уч г строилась по плану
Реферат Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты» iconРеферат по истории «Молодежь в годы вов» реферат по истории «Социология молодежи»
В смотровую комиссию городского смотра-конкурса в честь 90-летия комсомола в 2008 году
Реферат Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школа обладает обширными возможностями для обучения и отдыха, включая современно оборудованные классные комнаты, лекционные залы,...
Реферат Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты» iconА. М. Фоминых учебный реферат по истории
Учебный реферат по истории: методические рекомендации для студентов I и II курсов педагогического колледжа / Сост. Фоминых А. М....
Реферат Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты» iconТемы рефератов для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии...
Реферат сдать на кафедру общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины
Реферат Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты» iconРеферат Тема: Герой Советского Союза А. И. Тазаев ( по материалам...
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №593 с углубленным изучением английского языка Невского...
Реферат Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты» iconРеферат по истории науки на тему: «Периодизация истории математики...
Методические указания для подготовки к экзамену кандидатского минимума по истории и философии науки
Реферат Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты» iconТребования к написанию реферата по курсу «история и философия науки» реферат
Реферат по истории и философии науки является письменной, самостоятельной творческой работой и является обязательным для аспирантов...
Реферат Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты» iconАнатомия человека
Рабочая программа составлена доцентом, Гюнтер П. П. на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Реферат Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты» iconКорнет Азаров Враг мой
Ярко мигнула вспышка фотоаппарата, и фотограф, закончив снимать место преступления, направился непосредственно к телу, лежавшему...
Реферат Гюнтер Грасс: «Фотокамера. Истории из темной комнаты» iconРеферат: Роль неолитической революции в истории человечества (на...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск