ФБОУ ВПО
«Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Шифр дисциплины: Б3.В.ДВ.8.2
Анатомия человека
Рабочая программа по профилю «Защита в чрезвычайных ситуациях»,
направление 280700 «Техносферная безопасность»
Новосибирск 2013 Рабочая программа составлена доцентом, Гюнтер П.П.на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению 280700 «Техносферная безопасность» Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Техносферная безопасность» НГАВТ «10 »сентября 2013 г.
Зав. кафедрой ТСБ
|
| В.Н. Малыгин
|
Рабочая программа одобрена советом гидротехнического факультета 16.09.2013 г.
Председатель совета ГТФ ________ В.Н. Малыгин
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина «Анатомия человека»-обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов специалистов.
Дисциплина «Анатомия человека» имеет своей целью овладение студентами знаниями о функциях основных физиологических систем организма человека: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательного аппарата, эндокринной, системы кроветворения, чтобы впоследствии эти знания использовать в курсе «Медицина катастроф» и в дальнейшем в практической работе при оказании медицинской помощи в различного рода ЧС.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Для изучения дисциплины «Анатомия человека» предшествующими являются дисциплины «Биология», «Химия».
Дисциплина «Физиология человека» является предшествующей дисциплины «Медицина катастроф» 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК)
ОК-1
|
Компетенциями сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура)
|
ОК-4
|
Компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность учиться)
|
ОК-6
|
Способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей
|
ОК-8 ОК-10
|
Способностью работать самостоятельно Способностью к познавательной деятельности
|
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК-11
|
Способность пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере
|
ПК-19
|
Способность ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности
| ПК-16
| Способен и готов анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов
|
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: -основные функции физиологических систем человека. Уметь: -различать системы органов человеческого тела
-общий принцип регуляции функций в организме Владеть: -приемами оценки состояния функций физиологических систем в норме и патологии
-теоретической подготовки при дальнейшем изучении дисциплины «Медицина катастроф» и оказании неотложной помощи при различных чрезвычайных ситуациях
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
| Очное обучение (О)
| Всего часов
| Семестры
| 1V
|
| Общая трудоемкость дисциплины
| 108
| 108
|
| Аудиторные занятия:
| 54
| 54
|
| Лекции
| 18
| 18
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 36
| 36
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
| Самостоятельная работа:
| 54
| 54
|
| Изучение литературы теоретического курса
| 54
| 54
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
| Расчетно-графическая работа
| -
| -
|
| Реферат
| -
| -
|
| Вид итогового контроля
|
| зач.
|
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Разделы, темы дисциплины и виды занятий
Тема дисциплины
| Лекции (Л)
| Практич. занятия (ПЗ)
| Лаборат. работы (ЛР)
| Самостоят. работа
| О
| З
| О
| З
| О
| З
| О
| З
| Пятый семестр
| Тема 1.Организм человека. Опорно-двигательный аппарат..
| 4
| 1
| 6
| 1
|
|
| 10
| 12
| Тема 2. Пищеварительная система.
| 2
| 1
| 5
|
|
|
| 10
| 10
| Тема 3. Дыхательная система.
| 2
| 1
| 5
| 1
|
|
| 10
| 10
| Тема 4. Мочеполовой аппарат.
| 2
| 1
| 5
|
|
|
| 10
| 14
| Тема 5. Сердечно-сосудистая система.
| 2
| 1
| 5
| 1
|
|
| 10
| 13
| Тема 6. Нервная система.
| 4
| 1
| 6
| 1
|
|
| 10
| 16
|
5.2. Содержание разделов и тем дисциплины: ЧЕТВЕРТЫЙ СЕМЕСТР Тема 1.Организм человека и его основные физиологические функции .
Организм, как целое единство. Органы чувств. Опорно-двигательный аппарат. Физиология двигательного аппарата. Строение и соединения костей. Скелет головы, туловища, конечностей. Строение и классификация мышц. Вспомогательный аппарат и работа мышц различных участков тела. Физиология мышечного сокращения. Развитие и рост. Единство функций и форм. [1,2,3] Тема 2. Пищеварительная система.
Строение и функции различных отделов пищеварительной системы. Физиология пищеварения. Обмен веществ. [1,2,] Тема 3. Дыхательная система.
Строение и функции различных органов дыхательной системы. физиология дыхания. [1,3] Тема 4. Мочеполовой аппарат.
Строение и функции различных отделов мочеполовой системы. физиология почек. [1,2] Тема 5. Сердечно-сосудистая система.
Строение и функции различных отделов сердечно-сосудистой системы. Физиология сердечно-сосудистой системы. [1,2,3] Тема 6. Нервная система.
Центральная и периферическая нервная система. Вегетативная нервная сисетма. Высшая и низшая нервная деятельность, их единство. Физиология деятельности.[1] 5.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи:
№ Учебном плане
| Наименование обеспечиваемых дисциплин
| №№ разделов дисциплин (из таблицы 5.1), необходимых для изучения обеспечиваемой дисциплине
| Б3.Б.8
| Медико-биологические основы безопасности
| Тема 1
| Тема 5
| Тема 6
|
| Б3.В.ДВ.6.1
| Медицина катастроф
| Тема 1
| Тема 3
| Тема 5
| Тема6
| Б1.В.ОД.5
| Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях
| Тема 6
|
|
|
|
6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
№ темы дисциплины
| Наименование лабораторных работ
|
|
| Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен.
7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ темы дисциплины
| Наименование практических занятий или деловых игр
| Тема 1. Опорно-двигательный аппарат.
| Исследование мышечной системы.[1,2,3]
| Тема 2. Пищеварительная система.
| Определение работоспособности пищеварительного тракта.[1,2]
| Тема 3. Дыхательная система.
| Определение дыхательных объемов.[1,3]
| Тема 4. Мочеполовой аппарат.
| Изучение мочевой системы.[1,2]
| Тема 5. Сердечно-сосудистая система.
| Определение выносливости сердечно-сосудистой системы.[1,2,3]
| Тема 6. Нервная система.
| Определение рефлекторной деятельности нервной системы.[1]
|
8. КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
№ темы дисциплины
| Наименование занятий по курсовому проектированию
|
|
| Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен.
9. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Изучение литературы теоретического курса.
10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ 10.1. Рекомендуемая литература: а) Основная литература:
1 Савченков Ю.И.:Нормальная физиология человека; Учебное пособие: Ростов на Дону:Феникс 2007г (30)
2 Козяева Е.А. Физиология человека: Сборник лабораторных работ для стулентов: ФГОУ ВПО НГАВТ,2010 г. (35)
б) Дополнительная литература:
3 Осипова В.Н. Основы физиологии человека: курс лекций для студентов не мед. Вузов: МГНУ 2006г. (20)
4 Основы физиологии человека: учебник для студентов (под редакцией Н.А. Агаджаняна) Рос. Униврситет дружбы народов,2004г. (20)
Обязательная литература
Кухта Ю.С. Ситуационные задачи по медицинской подготовке, Новосибирск, НГАВТ, 2002. (61)
10.3. Средства обеспечения освоения дисциплины:
Плакаты, схемы, видеофильмы по тематике, имеющиеся на кафедре.
11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
Специализированный класс. 12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины имеются в библиотеке академии.
13. ФОРМА КОНТРОЛЯ
.
Итоговый контроль по дисциплине осуществляется в форме зачета.
зачет – в 4 семестре.
Зачёт выставляется при условии выполнения требований рабочей программы дисциплины (раздел 7). В случае пропуска занятий, преподаватель имеет право устроить дополнительную проверку знаний по темам пропущенных занятий (в письменной или устной форме). СВЕДЕНИЯ О КОРРЕКТИРОВКАХ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебный год
| Корректировка
| Дата
| Подпись
|
|
|
|
| |