Первый учебный вопрос. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях





Скачать 334.42 Kb.
НазваниеПервый учебный вопрос. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях
страница1/3
Дата публикации29.11.2014
Размер334.42 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3
Оргганизация противоэпидемических мероприятий при чрезвычайных ситуациях.
Целью изучения данной темы является ознакомлениестудентов с эпидемиологией инфекционных заболеваний и организацией профилактических и противоэпидемических мероприятий.

При изучении темы целесообразно рассмотреть четыре учебных вопроса:

  1. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях.

  2. Противоэпидемические мероприятия при чрезвычайных ситуациях.

  3. Поведение человека в эпидемическом очаге.

  4. Особенности организации противоэпидемических мер в различных эпидемических очагах.

Заключение.
Первый учебный вопрос.Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях.

При изложении данного вопроса следует рассказать о том, что эпидемии, массовые заболевания людей инфекционными болезнями, с древнейших времен приносили человечеству много страданий. Сотни тысяч людей погибли при массовом распрастронении таких болезней, как чума, оспа, холера, сыпной тиф, грипп и ряда других.От чумы, охватившей всю Европу в 14 столетии, погибли 25 млн человек, т.е. четвертая часть населения материка. Свыше 1.3 млн человек умирали ежегодно в Европе и Азии в 14 – 18 в.в. от оспы. Во время пандемии гриппа, охватившей несколько стран и континентов в 1918 – 1919 г.г. на земном шаре из 500 млн заболевших умерли почти 20 млн человек, т.е. примерно в 2 раза больше, чем было убито за всю первую мировую войну. И в настоящее время в нашей стране регулярно регистрируются вспышки эпидемий гриппа, дизентерии, клещевого энцефалита, бешенства и др.

Особенно благоприятные условия для возникновения и распространения инфекционных болезней возникают при стихийных бедствиях, войнах, неурожаях, когда наблюдаются непрерывные передвижения больших людских масс (беженцев, воинских контингентов и др.), разрушение систем водоснабжения и канализации, суживаются возможности для проведения оздоровителной и противоэпидемической работы.

Инфекционные болезни отличаются от других заболеваний тем, что они вызываются определенным живым возбудителем, передаются от зараженного организма здоровому и могут вызывать эпидемии. При всех инфекционных заболеваниях от момента заражения до появления первых видимых признаков заболевания проходит определенное время, называемое инкубационным периодом. Длительность этого периода при различных инфекциях неодинакова – от нескольких часов до нескольких месяцев. От продолжительности инкубационного периода зависит срок установления карантина, изоляции лиц, бывших в контакте с заболевшим и др.

Возбудители инфекционных болезней (вирусы, риккетсии, бактерии и др.) проникают в организм с вдыхаемым воздухом, вместе с пищей и водой, при укусе кровососущими насекомыми и клещами, через кожные покровы и слизистые оболочки. Каждый возбудитель болезни имеет характерные для него “входные вороата” и первичную локализацию в организме. Например, вирус гриппа попадает в организм через дыхательные пути и размножается в их слизистой оболочке; возбудители брюшного тифа, дизентерии, холеры проникают через рот и размножаются в слизистой оболочке кишечника; заражение малярии происходит при укусе зараженным комаром, а чумой – зараженной блохой; споры столбняка и газовой гангрены проникают в организм при попадании в рану земли, содержащей споры этих бактерий. Многие патогенные организмы имеют не один, а несколько “входных ворот” и от того, каким путем они проникли в организм человека, будет зависеть течение инфекционной болезни. Например, весьма различны легочная, кишечная и кожно – бубонная форма чумы или сибирской язвы.

На основании путей проникновения патогенных микроорганизмов в организм человека и их первичной локализации в тех или иных органах все инфекционные болезни можно сгруппировать в четыре группы: воздушно – капельные, или инфекции дыхательных путей; водно – пищевые, или кишечные инфекции; трансмиссивные, или кровяные инфекции; контактные, или инфекции наружных покровов.

При болезнях дыхательных путей возбудитель выделяется вместе со слюной и комочками слизи при чехании, кашле, разговоре, попадает в воздух, который проникает в организм через дыхательные пути и вызывает заболевание. К воздушно – капельным инфекциям относится грипп, корь, скарлатина, дифтерия, оспа и др.

При кишечных инфекциях возбудитель болезни проникает в здоровый организм через рот вместе с пищей или водой и поражает в большинстве случаев кишечный тракт, а выводится так же через кишечник и попадает в почву, воду и т.п. Сюда относятся такие болезни, как холера, брюшной тиф, сальмонеллезы, бруцеллез, сибирская язва и др.

Треть группа болезней характеризуется тем, что возбудитель заболевания циркулирует в крови, самостоятельно выйти из нее не можети передается от больного к здоровому только через кровососущих переносчиков.

Другими словами, заражение человека происходит при укусе насекомых и клещей, в теле которых имеются патогенные микроорганизмы. Ктаким болезням относятся чума, вшывый и клещевой сыпные тифы, туляремия, клещевой энцефалит и др. В четвертую группу входят инфекционные заболевания, при которых возбудитель болезни передается от больного к здоровому при непосредственном контакте и поражает в первую очередькожные и слизистые покровы человека. Сюда относятся венерические заболевания, СПИД, бешенство, столбняк и др.

В каждой из этих групп имеются особенности, одной из которой является различие в источниках возбудителя. При одних заболеваниях (дизентерия, брюшной тиф; дифтерия идр.) источником инфекции является только человек; такие болезни называются антропонозами. При других (чума, туляремия, сибирская язва и др.) – заражение человека происходит от животных, поэтому их называют зоонами, или антропозоонами, поскольку ими могут болеть и животные и человек.

Локализация возбудителя инфекционной болезни в организме человека имеет важное эпидемиологическое значение, поскольку она определяет способ выведения возбудителя заболевания из зараженного организма во внешнюю среду, в которую возбудитель попадает. Так, при болезнях верхних дыхательных путей возбудитель выделяется в воздух, поэтому именно воздух имеет решающее значение в процессе передачи возбудителя инфекционных болезней дыхательных путей (грипп, корь, дифтерия и др.). При кишечных инфекциях возбудитель выделяется из кишечника на почву, вместе с почвенными водами попадает в водоисточники, заносится на белье и т.п. При трансмиссивных болезнях, передающихся насекомыми и клещами (сыпной тиф, малярия, желтая лихорадка, клещевый энцефалит и др.), возбудитель болезни выделяется из организма с помощью кровососущих переносчиков (вшей, комаров, клещей).

Далее преподаватель рассказывает об эпидемическом процессе и его формах. На примерах он показывает, что эпидемический процесс представляет собой цепочку следующих друг за другом заражений и заболеваний, что он характеризуется непрерывностью, что выражается в чередовании пребывания возбудителя болезни в организме его биологического хозяина с выходом этого возбудителя во внешнюю среду и внедрением в новый, незараженный организм человека или животного. Иначе говоря, для возникновения эпидемического процесса необходимы три фактора (или условия): источник возбудителя инфекционного процесса, механизмы его передачи и восприимчивые к заболеванию люди. Массовое распространение одноименных инфекционных заболеваний, связанных с общим источником инфекции, называется эпидемией, а эпидемии, охватывающие несколько стран или материков, - пандемией.

Второй учебный вопрос. Противоэпидемические мероприятия при чрезвычайных ситуациях.

Территория, в пределах которой возможна передача возбудителя от источника инфекции к здоровому организму, называется эпидемическим очагом. Возможности возникновения эпидемических очагов в районах стохийных бедствий и техногенных катастроф зависят от многих причин. Основными из них могут быть: резкое ухудшение санитарно – гигиенического состояния территории вследствие разрушения коммунальных объектов (системы водоснабжения и канализации), химичесих, нефтеперерабатывающих и других химических предприятий, наличия трупов людей и животных, гниющих продуктов животного и растительного происхождения; массовое размножение грызунов, возникновение среди них эпизотии и активация природных очагов; интенсивные миграции организованных и неорганизованных контингентов людей; изменение восприимчивости людей к инфекциям; нарушение результативности работы сети санитарно – эпидемиологических и лечебно – профилактических учреждений, ранее располагавшихся в зоне катастрофы.

В этих сложных условиях воздействия экстремальных факторов при чрезвычайных ситуациях особое значение приобретает умелая организация противоэпидемической работы. Основой ликвидации эпидемического очага является воздействие на источник возбудителя болезни, пути его передачи и повышения невосприимчивости населения к заболеванию.

В случае появления массовых инфекционных болезней, т.е. возникновения эпидемии, проводится комплекс противоэпидемических мероприятий, включающий в себя санитарно – эпидемиологическую разведку и наблюдение; организацию режимно – ограничительных мероприятий; экстренную и специфическую профилактику; использование индивидуальных и коллективных средств защиты; лечебно – эвакуационные мероприятия; обеззараживание (дезинфекцию, дезинсекцию, дезатирацию) и санитарную обработку лиц, находившихся в эпидемическом очаге.

Санитарно – эпидемиологическая разведка заключается в непрерывном и своевременном получении достоверных сведений о санитарно – эпидемическом состоянии территории и уровня заболеваемости среди населения.

В ходе ее проведения выявляется источник распространения инфекции, ее возбудитель и условия его распространения. Под санитарно – эпидемиологическим наблюдением понимается систематическое получение сведений о характере эпидемического процесса и сопоставление данных поступающих из различных источников.

Указанные мероприятия проводятся работниками противоэпидемических учреждений и формирований. Эпидемический очаг обнаруживается при выявлении больнго с типичной формой инфекционного заболевания, больных грызунов и зараженных насекомых и клещей. Только с этого момента становится возможным проводить мероприятия по ликвидации эпидемического очага. Успешность этих мероприятий в значительной мере зависит от срока выявления больных и быстроты их изоляции от окружающих. Диагностика инфекционного заболевания основывается на клинических проявлениях болезни и может осуществляться лишь медицинскими работниками. Однако для большинства инфекционных болезней есть общие признаки, которые позволяют определить их наличие и неподготовленному человеку. Начальными признакоми инфекционного заболевания являются головная боль, разбитость, озноб, повышение температуры, блеск глаз, краснота слизистых оболочек, учащение пульса и дыхания, мышечные боли, а в отдельных случаях, кроме того, нарушения функций пищеварительного аппарата – тошнота, рвота, понос. Важно как можно раньше выявить и перекрыть все вероятные пути заражения окружающих – аэрогенный, водно – пищевой, трансмиссивный (с помощью членистоногих переносчиков) и контактный.

На интенсивность возникновения и распространения инфекционных болезней существенное влияние оказывают санитарно – гигиенические условия жизни и состояние коммунальной системы в зонах катастроф и в местах размещения эвакуированного населения. При различных катастрофах и авариях могут быть парализованы целые экономические районы, крупные города, административные пункты. Могут оказаться выведенными из строя железодорожный транспорт, предприятия общественного питания, санитарно – бытовые объекты коммунального хозяйства, в том числе системы водоснабжения и канализации. Подобная ситуация способна породить тяжелую эпидемическую обстановку, затруднить проведение даже обычных противоэпидемических мероприятий. У облученных проникающей радиацией защитные свойства к возбудителю инфекционных болезней резко сножаются, а восстановление иммунологической реактивности у больных лучевой болезнью наступает медленно. В очагах ядерного поражения большое колличество людей будут нуждаться в специальной обработке с целью дезактивации кожных покровов и одежды.

При изложении материала данной темы следует отметить важность организации системы режимно – ограничительных мер при угрозе распространения инфекционных заболеваний. Они заключаются в том, что после выявления заболевших в эпидемическом очаге для всего населения устанавливается режим обсервации или карантина.

Обсервация (от лат. Observatio – наблюдение) – это система изоляционно – ограничительных и лечебно – профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний. Она предусматривает ограничение въезда, выезда и транзитного проезда через очаг заражения., запрещение вывоза из него какого либо имущества без предварительного обеззараживания, а также ограничение обращения с незараженным населением. При необходимости выезд людей из очага заражения разрешается только после проведения экстренной профилактики и полной специальной обработки.

Из лечебно – профилактических мероприятий в отношении пораженных проводится медицинское наблюдение с целью своевременного выявления заболевших путем личного наблюдения и ежедневных опросов, а при возникновении подозрения на заболевание – с помощью медицинских осмотров, термо – метрирования и лабораторных исследований. Обнаруженных больных в тот же момент изолируют, а в дальнейшем отправляют в лечебные учреждения. Принимаются меры по выявлению и изоляции носителей инфеции. Одновременно в очаге проводится эстренная профилактика возможных инфекционных заболеваний, а при необходимости (после установления вида возбудителя) вакцинация или ревакцинация населения.

При обсервации, кроме того, усиливается противоэпидемический режим работы медицинских пунктов ( лечебных учреждений ) и медицинский контроль за проведением санитарно-гигиенических мероприятий в очаге заражения. Если установлено, что заболевания неконтагиозны ( незаразны ) или вызваны токсинами ( например, пищевые отравления ), то после удаления источника заражения и санитарной обработки населения и дезинфекции изоляционно-ограничительные меры отменяют.

В случае обнаржения факта появления особо опасных инфекций, а также при проявлении других массовых контагиозных заболеваний обсервацию заменяют карантином. Карантин ( от итальянского quarantina-сорок ) – это система медико-санитарных и адменистративных мероприятий, направленных на полную изоляцию эпидемического очага и ликвидацию в нём инфекционной заболеваемости.

Карантин впервые был применен как противоэпидемическая мера в XIV в. в Италии из-за широкого распространения в Европе чумы. Он заключался в запрещении морским судам, прибывающим из стран. Не благополучных по чуме, в течение 40 дней заходить в порты, высаживать экипажи и пассажиров и выгружать товары.

При карантине ранее проводимые обсервационные мероприятия усиливаются дополнительными режимными мероприятиями. Последние включают вооружённую охрану ( оцепление ) очага заражения; запрещение выезда из него, строгое ограничение въезда в очаг. Разобщение пораженных на мелкие группы, организацию снабжения лиц, находящихся на карантине. Через обменные ( перегрузочные ) пункты или воздушным путем, полную изоляцию пораженных в очаге заражения от незараженного населения. Важнейшей задачей при карантине является недопущение распространения инфекций как внутри очага, так и за его пределы. При возникновении эпидемии покинуть закрытые на карантин города и населенные пункты стремятся командировочные, отдыхающие, туристы, транзитные пассажиры и др. Они представляют главную эпидемическую опасность как разносчики инфекции. Для предупреждения распространения инфекции территорию, на которой введен карантин, изолируют от окружающей территории, для чего организуют посты охраны на всех дорогах и путях возможного движения людей и транспорта, по границе города, населенного пункта или другой адменистративной территории, совпадающей с границей очага зараженной карантинной зоны. Одновременно между постами организуют круглосуточное патрулирование, а на второстепенных проселочных дроргах устанавливают ограничительные знаки, запрещающие проход людей и проезд транспорта. Кроме того, в очаге временно запрещается проведение массовых мероприятий ( закрываются зрелещные учреждения, прекращаются занятия студентов и школьников ).

Общение зоны карантина с другими административными территориями обеспечивается через контрольно-пропускные пункты ( КПП ), организуемые на основных автотранспортных магистралях по выезде из очага; на железнодорожных станциях; в морских и речных портах и на аэродромах создаются санитарно-контрольные пункты

( СКП ), под наблюдением которых осуществляется перевозка населения и народохозяйственных грузов. Выезд из очага разрешается организованно всем гражданам, которые в этом нуждаются и имеют на руках подтверждающие документы о прохождении обсервации.

Продовольственные товары, промышленную и сельскохозяйственную продукцию, сырье и другие народохозяйственные грузы из зоны карантина вывозят прт наличии документов об их безопасности и безвредности. В то же время КПП содействуют беспрепятственному ввозу в зону карантина всех народохозяйственных грузов и выезду граждан, направляющихся по месту жительства и в командировки при соблюдении ими требований противоэпидеического режима, установленного для населения в зоне карантина.

Противоэпидемические мероприятия при карантине проводятся медицинской службой под контролем эпидемиологов. Инфекционные больницы, выделенные для приема илечения больных чумой и холерой, как правило, развертываются вблизи очага заражения. Перегрузочные (обменные) пункты для снабжения продовольствием и имуществом населения, находящегося на карантине, распологаются на границе очага. Их обслуживают лица, не подвергавшиеся заражению.

Для обеспечения указанного режима (за исключением внешнего оцепления) организуют комендантскую службу, которая осуществляет так же охрану водоисточников, резервуаров с водой, продовольственных складов и изоляторов; обеспечивает захоронение трупов под контролем медицинской службы; несет службу наблюдения и оповещения. Лица, назначенные для несения комендантской службы, должны находиться под особо тщательным медицинским наблюдением.

Продолжительность карантина и обсервации устанавливается на срок инкубационного периода обнаруженного заболевания и исчисляется с момента изоляции последнего больного и завершения дезинфекционных мероприятий в очаге заражения. Снимается карантин по истечении срока максимальной инкубации при отсутствии за это время повторных заболеваний (при особо опасных инфекциях – по окончании максимального инкубационного периода после выздоровления и выписки последнего больного из больницы).

Комплекс карантинных и обсервационных мероприятий обязательно включает дезинфекцию местности и всех предметов и объектов в очаге заражения, полную санитарную обработку, а при необходимости дезинфекцию и дезатирацию, если грызуны и членистоногие служат источниками и переносчиками возбудителей болезней.

Профилактика инфекционных заболеваний в экстренном порядке можно проводить с помощью сывороток, гамма-глобулинов, фагов, антибиотиков и химиопрепаратов, но в первую очередь – антибиотиков. Это обусловлено тем, что антибиотики являются теми препаратами, которые могут быть использованы против большинства возбудителей; их можно применять даже тогда, когда еще не завершена идентификация возбудителя.

Экстренная профилактика инфекционыых заболеваний (и другие мероприятия по специфической защите) обеспечивают необходимую степнь защиты лишь в комплексе с неспецифическими мерами защиты – индивидуальным и коллективным. Для защиты от проникновения патогенных микроорганизмов в организм человека используют индивидуальные и коллективные средства защиты. Индивидуальные – это противогазы, защитные маски и средства защиты кожи. Коллективные – это различные специально оборудованные инженерные сооружения, рассчитанные на укрытие определенного колическтва людей от воздействия бактериальных аэрозолей, возникающих при авариях на биологических и технических объектах.

Для ликвидации эпидемического очага и возможных последствий проводятся частичная и полная специальная обработка. В очаге проводится частичная специальная обработка, а при выходе из него – полная специальная обработка. В первом случае это – обработка подручными и табельными средствами, а также частичная дезинфекция одежды, обуви, техники, транспорта. Полная специальная обработка проводится после ликвидации очага поражения. Она включает полную санитарную обработку людей в санитарном пропускнике с дезинфекцией одежды и белья, а также обеззараживания техники и индивидуальных средств защиты.

Эпидемический очаг считается ликвидированным, когда все источники инфекции обеззаражены, проведена заключительная очаговая дезинфекция и прошел максимальный инкубационный период после изоляции, а при особо опасных инфекциях – после выписки из госпиталя последнего больного. За ликвидированным эпидемическим очагом устанавливают длительное (в течение нескольких инкубационных периодов данная инфекция) эпидемиологическое наблюдение, которое имеет целью предупредить рецидив эпидемической вспышки.

Третий учебный вопрос Поведение человека в эпидемическом очаге.

При изложении данного вопроса целесообразно напомнить, что важным звеном в профилактике инфекционных заболеваний является строгое соблюдение правил личной и общественной гигиены. Воду необходимо использовать из проверенных источников и пить только кипяченую. Сырые овощи и фрукты после мытья надо обдавать кипятком. При обсервации и карантине нельзя без специального разрешения покидать место жительства и без крайней необходимости выходить из дома, по возможности избегать мест большого скопления людей, следует всем дважды в сутки измерять температуру тела. Если она повысилась и появились признаки заболевания, необходимо изолироваться от окружающих, срочно сообщить о заболевании в медицинское учреждение. Следует надеть защитно, лучше ватно-марлевую повязку, обязательно проводить ежедневную влажную уборку помещения с использованием дезинфицирующих растворов. Надо сжигать мусор и уничтожать грызунов и насекомых – возможых переносчиков заболеваний.

При появлении инфекционных больных их немедленно изолируют в отдельное помещение.

При уходе за больным надевают халат, косынку и повязку, выделяют заболевшему отдельную постель, полотенце и посуду. В помещении, где находится больной, не менее двух раз в неделю проводят влажную уборку с применением дезинфицирующих средств.

При госпитализации больного в квартире проводят дезинфекцию; постельное белье и посуду кипятят в течении 15 мин. в 2-х процентном растворе соды или замачивают на 2 часа в 2-х процентном растворе дезинфицирующего средства. Затем посуду ополаскивают горячей водой, белье проглаживают, комнату проветривают.

Четвертый учебный вопрос. Особенности организации противоэпидемических мер в различных эпидемических очагах

При изложении данного вопроса целесообразно отметить, что для каждой группы инфекционных заболеваний применяются специфические притивоэпидемические меры.

При возникновении эидемии кишечной инфекции – госпитализация заболевших, дезинфекция и дезинсекция в очаге; эпидемиологическое обследование очага заболевания: медицинское наблюдение за лицами, соприкосавшихся с заболевшими; активное выявление вновь заболевших и их изоляция; бактериологическое обследование лиц, бывших в контакте с больными, и выдача им дезинтерийного бактериофага; усиление мер по усилению санитарно-гигиенических мероприятий; санитаная обработка людей и обеззараживание одежды и постельных принадлежностей, находившихся в эпидемическом очаге; ведение контроля за обязательной дезинфекцией и мытьем рук перед приемом пищи и после посещения туалета в период эпидемической вспышки; внеплновые прививки; организация обсервации или карантина, если есть в этом необходимость; контроль за обеззараживанием воды и приготовлением пищи; усиление санитарно-прсветительной работы.

При возникновении воздушно-капельных инфекций – активное выявление и изоляция больных; влажная уборка помещений с использованием 0.5%-ных растворов хлорной извести или хлорамина; дезинфекция воздуха; дезинфекция столовойц посуды; иммунизация по эпидемическим показаниям; максимальное ограничение контактов между людьми; бактериологическое обследование всех контактировавших с больными; организация обсервации или карантина по показаниям, а при оспе – обязательно.

При возникновении трансмиссивных болезней – активное выявление, изоляция и госпитализация заболевших; полная санитарная обработка коллектива, в котором выявлен больной; эпидемиологическое обследование случаев заболеваний; медицинское наблюдение за лицами, соприкасавшимися с заболевшим (при вшивых тифах); усиление профилактических мероприятий установление карантинных и режимных мероприятий при появлении массовых заболеваний; безинсекция; уничтожение членистоногих переносчиков возбудителей болезней (насекомых и клещей); проведение противорецидивного лечения при малярии; санитарно-просветительная работа.

При контактных инфекциях – выявление, и госпитализация больных; дезинфекция в очаге; эпидемиологическое обследование очага с целью выявления источника и путей передачи возбудителя болезни; введение лечебной сыворотки и антибиотиков.
В Заключении следует разъяснить студентам, что при проведении грамотных профилактических и противоэпидемических мероприятий можно добиться положительных результатов в ликвидации любых эпидемических очагов.
Электромагнитное загрязнение окружающей среды.

Защита населения и территорий
Целью изучения материала является ознакомление студентов с актуальной, в настоящее время, проблемой защиты населения и территорий от воздействия электромагнитных полей (ЭПМ) повышенной интенсивности.

Изучение темы рекомендуется проводить на двух занятиях по 2 учебных часа.

Во вводной части темы разъяснить студентам значимость данной проблемы, возникшей в результате резкого увеличения в последние годы количества различных источников ЭПМ техногенного характер, оказывающих негативное влияние на человека, необходимостью знания физических основ данного фактора для выработки требуемых мероприятий по защите населения и определенных элементов среды в этих условия.

Структура занятий по теме:

Занятие 1. Общие сведения об электромагнитном загрязнении окружающей среды.

Занятие 2. Мероприятия по защите населения и территорий в условиях электромагнитного загрязнения окружающей среды.
ЗАНЯТИЕ 1.

Общие сведения об электромагнитном загрязнении окружающей среды
Общеизвестно, что человек и окружающая среда находятся под постоянным воздействием электромагнитных полей, создаваемых как естесственными, так и техногенными источниками электромагнитного излучения (ЭМИ). И если ЭМ поля естесственных источников, таких как Космос, Галактика, Солнце и др., являются постоянными природными характеристиками среды обитания человека, то электромагнитные поля, создаваемые техногенными источниками, используемыми как в экономических, так и в военных целях, оказывают, как правило, либо побочное, либо прямое негативное влияние на человека, а также могут при определенных условиях нарушать нормальное функционирование некоторых объектов и систем инфраструктуры, использующих в своих технологиях электромагнитные поля.

Проблема взаимодействия человека с ЭМП техногенного характера существенно осложнилась в последние десятилетия в связи с интенсивным развитием радиосвязи, радионавигации, телевизионных систем, расширением сферы применения электромагнитной энергии для осуществлениея определенных технологических операций, массовым распространением бытовых электро- и электронных приборов, широким внедрением компьютерной техники.

Если еще 20-25 лет назад проблема защиты от ЭМП относилась в основном к персоналу в производственных условиях, то в настоящее время большинство населения в индустриально развитых странах фактически постоянно живет в электромагнитных полях, обладающих весьма сложной пространственной, временной и частотной структурой.

Тенденция наращивания плотности электромагнитной энергии в окружающей среде привела к тому, что в настоящее время напряженность полей, создаваемых техногенными источниками, превосходит на несколько порядков напряженность соответствующих по частоте полей естесственного происхождения.

Всемирной Организацией Здравоохранения официально введен термин “электромагнитное загрязнение среды”, что отражает новые экологические условия, сложившиеся на Земле в плане воздействия ЭМИ на человека и все элементы биосферы.

По принятой классификации чрезвычайных ситуаций электромагнитное загрязнение можно считать плавно протекающей ЧС экологического по критериям нарушения условий жизнедеятельности населения и возможным отдаленным негативным последствиям.
Первый учебный вопрос. Электромагнитное загрязнение окружающей среды, электромагнитное поле, критерии.

При рассмотрении вопроса дать понятие об электромагнитном загрязнении среды (ЭМЗ) и электромагнитном поле. Дать общие сведения об электромагнитном излучении и электромагнитном спектре, делении его на неионизирующую и ионизирующую части. Дать систему критериев электромагнитного поля и его источников.

Под ЭМЗ понимается состояние электромагнитной обстановки, характеризуемое наличием в атмосфере электромагнитных полей повышенной интенсивности, создаваемых техногенными и природными источниками излучения неионизирующей части электромагнитного спектра.
Под электромагнитным излучением (ЭМИ) понимается процесс образования электромагнитного поля (ЭМП).

ЭМП представляет собой особую форму материи, состоящуюиз взаимосвязанных электрического и магнитного полей.

Электрическое поле(ЭП), являясь частной формой ЭМП, представляет собой систему из замкнутых силовых линий, создаваемых зараженными электрическими телами различных знаков или переменным магнитным полем. Постоянное ЭП создается неподвижными электрическими зарядами.

Критерием интенсивности ЭП является его напряженность (Е) с единицей измерения вольт на метр (В/м).

Магнитное поле (МП), являясь частной формой ЭМП, представляет собой систему из замкнутых силовых линий, создаваемых при движении электрических зарядов по проводнику. Постоянное МП создается проводником с постоянным током, равномерно движущимися электрическими зарядами.

Критериями интенсивности МП является его напряженность (Н) с единицей измерения ампер на метр (А/м). При измерении интенсивности МП, создаваемых источниками ЭМИ сверх низких и крайне низких частот (3-300 Гц), используется также такой критерий как магнитгая индукция (В) с единицей измерения Тесла (Тл), причем 1мкТл=1.25 А/м.

Физические причины существования переменного ЭМП связано с тем, что изменения во времени ЭП порождают МП, а изменение МП- вихревое ЭП. Напряженности полей Е и Н, расположенные перпендикулярно друг другу, непрерывно изменяясь, возбуждают друг друга.

ЭМП неподвижных или равномерно движущихся зарядов не разрывно связаны с этими частицами. При ускорении движения зарядов часть ЭМП отрывается от них и присутствует независимо в форме электромагнитных волн, не исчезая с устранением источника.

Критериями источника ЭМП являются частота электромагнитного колебания , измеряемая в герцах (Гц); длина волны , измеряемая в метрах (м); вид генерации – постоянная и переодическая (импульсно-моделированная).

Важной особенностью ЭПМ является его деление на так называемые ”ближнюю” и ”дальнюю” зоны. В ближней зоне, или зоне индукции, на расстоянии от источника R < L, происходит формирование электромагнитной волны, но так как она еще не сформирована, то для характеристики ЭПМ в этой зоне измерения напряженностей электрического и магнитного полей производятся раздельно.

“Дальняя” зона (волнлвая зона) – это зона сформировавшейся электромагнитной волны, начиная с расстояния r>3. В “дальней” зоне интенсивность поля убывает обратно пропорционально расстоянию от источника. В “дальней” зоне излучения устанавливается связь между Е и Н: Е=377Н, где 377 – волновое сопротивление вакуума (). Поэтому для характеристики ЭМП, как правило, измеряется только напряженность электрического поля Е.

В России на частотах >300 МГц в “дальней” зоне излучения интенсивность ЭМП измеряется таким критерием, как плотность потока электромагнитной энергии ППЭ с единицей измерения Вт/м .

Дозовые критерии ЭМП, определяющие характер его взаимодействия на человека, могут определяться так называемой удельной поглощенной мощностью УПМ, представляющей поглощенную единицей массы объекта (организма человека) части энергии ЭМП и измеряемой в мВт/кг (милливат на колграмм). Различают среднюю (общую УПМ, представляющую поглощенную энергию, отнесенную к общей массе объекта), находящегося в поле, и локальную (точечную) УПМ как отношение поглощенной энергии бесконечно малым элементом объекта к его массе.

В России дозовые критерии ЭПМ характеризуются так называемой энергетической нагрузкой, представляющей собой дозу квадрата напряженности поля DE и DH – для частот 60 кГц – 300 МГц или экспозиционную энергетическую дозу DS – для частот 300 МГц – 300 ГГц.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Первый учебный вопрос. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях iconГбоу впо тюмгма минздравсоцразвития России
Содержание и задачи науки об инфекционных болезнях, ее связь с другими медицинскими
Первый учебный вопрос. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях iconВопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности «Инфекционные болезни»
Содержание и задачи науки об инфекционных болезнях, ее связь с другими медицинскими
Первый учебный вопрос. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях iconОмф ноу «мфпу «Синергия» Кафедра информационных технологий и математики...
Пример: № зачетной книжки: ом з м 0 1 – 1439, первый вопрос темы №1, второй вопрос темы №. 4, третий вопрос темы №3, четвёртый вопрос...
Первый учебный вопрос. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях iconОбщие сведения ”. Основные вопросы: Назначение, запуск, интерфейс модуля “
Модуль “Общие сведения” содержит базовую информацию об образовательном учреждении, обеспечивая основу для создания адресных отчетов,...
Первый учебный вопрос. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях iconОтчет о результатах самообследования деятельности образовательного...
Общие сведения о доу. Цели и задачи деятельности мадоу «Детский сад №104»
Первый учебный вопрос. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях iconОтчет о результатах самообследования деятельности образовательного...
Общие сведения о доу. Цели и задачи деятельности мадоу «Детский сад №104»
Первый учебный вопрос. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях iconПояснительная записка сд. 15
Фармакология", "Сестринское дело в терапии с курсом первичной помощи", "Сестринское дело в педиатрии", "Сестринское дело при инфекционных...
Первый учебный вопрос. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях iconОбщеобразовательная программа «от рождения до школы» муниципального...
Общие сведения об учреждении, контингент детей, воспитывающихся в доу. Комплектование групп, режим работы детского сада. Сведения...
Первый учебный вопрос. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях iconЗадача, конечно, не слишком простая : Играя учить и учиться играя
Цена подсказок за каждый вопрос постепенно падает на 10 очков : с 80 (первый вопрос), затем 70 и т д до 0 очков (последний вопрос)....
Первый учебный вопрос. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях iconОбщие сведения об образовательном учреждении
Действительно, это ключевые проблемы сегодня и именно поэтому я не касаюсь их в этой книге. Вместо этого речь пойдет о проблемах,...
Первый учебный вопрос. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях iconП убличный отчет моу усть-калманская сош за 2010/11 учебный год общие сведения о школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение Усть-Калманская средняя общеобразовательная школа
Первый учебный вопрос. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Структура экзамена. Студент на экзамене отвечает на два билета. Первый билет содержит 1 вопрос из Части 1 Программы (Теоретические...
Первый учебный вопрос. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях iconПлан работы библиотеки школы №8 на 2012 2013 учебный год Общие сведения
Из 756 учащихся школы читателями библиотеки являются 611 учащихся. Читателями библиотеки являются 62 из 68 учителей. Библиотечный...
Первый учебный вопрос. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях icon1. Общие сведения о школе
Образовательное учреждение ведёт свою историю с 1966 года и на современном этапе ориентировано на обеспечение современного качества...
Первый учебный вопрос. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях iconПубличный отчет мбоу марьяновская сош 2013-2014 учебный год Х Марьяны...
...
Первый учебный вопрос. Общие сведения об инфекционных болезнях и эпидемиях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предлагаем вашему вниманию Открытый информационный доклад, в котором представлены общие сведения о состоянии школы и ее работе по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск