Реферат Битва за святую землю: забытый подвиг





НазваниеРеферат Битва за святую землю: забытый подвиг
страница1/4
Дата публикации11.03.2015
Размер0.5 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Военное дело > Реферат
  1   2   3   4
МОУ «Лицей № 24 имени Героя Советского Союза А.В. Корявина»

РЕФЕРАТ

Битва за святую землю: забытый подвиг

Работы выполнила

ученица 10 «А» класса

Малащенко А.

Научный руководитель

Байч Е.Ю.

г. Сергиев Посад

2012 г.

Содержание

  1. Введение

  2. Предыстория осады

  3. Арсенал Троице-Сергиева монастыря

  4. Осада Троицы. Основные события.

  5. Осада Троице-Сергиева монастыря в искусстве

  6. Интересные факты



  7. Заключение

  8. Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Осаде нет конца. Неумолим Сапега.
А в Лавре хворь — цинга защитников морит.
Уж отгорел закат. Тревожный час ночлега,
Под башнею подкоп, и землю лях сверлит,
Но услыхал дозор, и не шумна тревога.
Здесь, осенив крестом себя во имя Бога,
Два грозные бойца с зажженным фитилем
В прокопанный проход спускаются навстречу
Подземным шорохом, они не примут сечу,
Им к бочке с порохом скорей дойти с огнем.
Вот шнур уже зажжен — и грозный грохнул гром.
Всем смерть заказана, она и недалече.
Вмиг ринулся обвал, и тяжкий давит ком
И плющит головы врагам и грудь, и плечи.
Это стихотворение принадлежит известному поэту и художнику Павлу Александровичу Радимову, оно повествует о событиях, которые происходили в начале XVII в. в период Смуты в Сергиев Посаде, речь идет об осаде Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 гг. Не случайно я начала работу именно с него, ведь центральное место в стихотворении занимает подвиг «двух грозных бойцов», а именно Никона Шилова и Петра Слоты. К сожалению, я с уверенностью могу сказать, что многие не знают этих имен и не знают, чем мы обязаны этим людям. А ведь они так же, как и А. Корявин1, А. Матросов2, защищали свою родину, свой город, своих товарищей от врагов. Осада Троице-Сергиева монастыря, безусловно, является одной из самых ярких и героических, а вместе с тем и кровавых, страниц военной истории нашей страны.

Известный литературный критик А.С.Горловский писал: «Человеку недостаточно календарей астрономических – ему необходимы еще и календари нравственные, подчиняющиеся не законам небесной механики, но законам мужества и героизма. Вот почему народы отмечают годовщины своих подвигов, вспоминают героев своих». Он, безусловно, прав. К сожалению, мы вспоминаем о подвигах русских воинов лишь тогда, когда нам об этом напоминают. Я не просто так выбрала для написания работы именно тему, связанную с осадой Троице-Сергиева монастыря, не смотря на то, что в этом году со дня снятия осады не исполняется круглой даты. Увы, но многие официальные издания не вспомнят об этом событии. Однако нам, жителям Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района, стыдно не знать, что происходило в эти тяжелые для города годы. Каждый из нас посещал Лавру, многие ежедневно проходят и проезжают мимо неё и никто, наверное, даже и в мыслях не держит того, что все могло бы быть по-другому. А давайте, хоть на несколько минут представим, что могло бы произойти. Во-первых, Троица была бы разграблена, а многочисленные произведения искусства, которыми гордится наша страна и наш город, утеряны. Во-вторых, была бы открыта дорога на Москву, а обитель враги использовали бы как военный лагерь. В-третьих, произошло бы падение одного из важнейших религиозных центров России, а вместе с тем пал бы и дух защитников государства. Таким образом, неизвестно как бы сложилась судьба России в начале XVII века, если бы троицкие защитники не отстояли обитель. Вероятнее всего, интервенты захватили бы власть, и наше государство стало бы католическим, а, следовательно, могло бы и не быть нашей с вами теперешней жизни.

Истории Троицкого сидения посвящено немало литературы, но основными источниками для моей работы стали научный труд «Оборона Троице-Сергиева монастыря 1608г.-1610г.» И.О.Тюменцева, «Взгляд сквозь века»3 С.Ю.Васильева и, конечно, памятник русской культуры «Сказание..» об осаде монастыря Авраамия Палицына4. Более того, мною были просмотрены несколько фильмов, посвященных осаде, они наглядно проиллюстрировали события и дополнили мою работу новыми фактами – это фильмы «Страницы истории. Сергиев Посад. XVIIвек.», «Героическим защитникам Троице-Сергиева монастыря посвящается…», «Осада».

В ходе подготовки работы была посещена Троице-Сергиева Лавра, а также осмотрены прилежащие к ней территории, на которых, согласно научным трудам историков, находились важные объекты и происходили важные события. Немаловажное место в работе заняло небольшое исследование в виде опроса, проведенного среди учеников школы. Оно и должно помочь сделать главные выводы и достигнуть выдвинутой цели.

Таким образом, главная цель моей работы – не только систематизировать все сведения об осаде Троице-Сергиева монастыря, которые мне удалось найти, проанализировать готовность монастыря к обороне, рассказать о произведениях искусства, которые иллюстрируют данный период, но и ещё раз напомнить своим одноклассникам и всем участникам конференции о том, что без знания своего прошлого человек неполноценен, без знания своей истории народ – никто.

ПРЕДЫСТОРИЯ ОСАДЫ

К периоду Смутного времени5 Троице-Сергиев монастырь уже был влиятельным религиозным центром, обладателем богатейшей сокровищницы и первоклассной военной крепостью. Укрепившись под Москвой6 МЕСТО, Лжедмитрий II и поддерживавшие его польские силы, предприняли попытку организовать её полную блокаду. В качестве одной из мер блокады столицы было принято решение перерезать все важнейшие дороги, связывавшие ее со страной. Занятие монастыря и последующий контроль над ним обеспечивали полную блокаду Москвы с востока и контроль над северо-восточными районами Руси, захват сокровищ монастыря позволял укрепить финансовое положение, а привлечение на свою сторону влиятельной монастырской братии сулило окончательное крушение авторитета царя Василия Шуйского7 и последующее венчание на царство Лжедмитрия II. Однако покорить монастырь интервентам не удалось.

Для того чтобы понять то, как проходила осада Троице-Сергиева монастыря, для начала необходимо разобраться в расстановке сил.

Правительство Василия Шуйского заранее направило в монастырь стрелецкие и казачьи отряды воеводы Григория Долгорукова-Рощи и московского дворянина Алексея Голохвастова. А также отряды голов - Бориса Зубова, Юрия и Афанасия Редриковых, Силу Марина, Ивана Ходырева, Ивана Волховского, Ивана Есипова, Ивана Внукова, Николая Волжинского. Вопрос о количестве ратных людей, бывших в крепости к моменту начала осады, до сих пор нельзя считать решенным. Практически не поддается подсчету и численность воинов, одновременно выходивших на вылазку в первые дни осады. Лишь косвенные данные из дневниковых записей Сапеги, которые, впрочем, в этих вопросах тенденциозны, показывают, что при неудачном для сидельцев исходе сражения, погибших троицких ратников после одной боевой операции было не менее 200 человек8. В некоторых случаях дневник Сапеги называет даже и 500 воинов9. Если расценивать данные сведения хотя бы приблизительно отражающие действительную картину численности защитников Троицы в первые месяцы осады, то следует признать, что троицких сидельцев могло быть значительно больше 3500 человек, о которых пишут современные авторы10. Говоря о начальниках гарнизона – осадных воеводах Григории Долгоруком - Роща, Алексее Голохвастове, с октября 1609 – Давыде Жеребцове, необходимо упомянуть их особенную значимость. Роль младшего воеводы Алексея Голохвастова, как считают исследователи, особенно велика в правильно оцененной силе противника. Тем не менее, необходимые меры к защите крепости были приняты совместными усилиями и военачальников, и участвующих в совете представителей монастырской администрации. И хотя из-за разногласий и внутренних противоречий начнутся «наветы» на младшего воеводу со стороны «не боящихся Бога» соперников, факты последующей истории показали, что именно этот воевода после троицкой осады получил повышение. Авраамий же утверждает, что обласкан царем после осады был Григорий Долгоруков.

В свою очередь архимандрит Иоасаф и соборные старцы мобилизовали все воинские силы монастыря: монахов, имевших в прошлом боевой опыт (всего в Троице было примерно 260-270 старцев)11, слуг, пушкарей и крестьян из монастырских вотчин. Также необходимо помнить о том, что во время осады в обители находилась царевна Ксения Годунова12, которая отправляла письма в Москву. Благодаря ее записям и переписке стало возможным узнать о тяготах жизни осажденных. Письма царевны этого периода пропитаны безнадежным отчаянием.

На захват крепости Троице-Сергиева монастыря, прикрывавшей Переславский торный путь, были отправлены Ян Петр Сапега13 и Александр Лисовский14, а также Вилямовский, Микулинский, Стравинский с их полками.

Отряды («хоругви») Сапеги представляли собой профессиональных, хорошо вооруженных, обученных воинов дворянского, шляхетского происхождения под командованием опытных в «ратном деле» ротмистров. В войске Сапеги, численность отрядов которого, по разным источникам, колеблется от 1700 до 7000 человек15 находилась, кроме пехоты, полутяжелая конница с подразделениями «крылатых» (или летучих) гусар, которые в открытом поле были страшной силой. Они производили неизгладимое впечатление на русских людей. Ян Петр Сапега вторгся в пределы Московского государства в середине июля 1608 г.

Войско Александра Лисовского пришло из Западной Украины, первоначально оно имело немного воинов (200-700 человек)16. По дороге к Москве его отряды донских казаков значительно пополнились, так как к нему примкнули многие недовольные установившимися в государстве порядками. Военного успеха Лисовский достиг путем использования тактики стремительных набегов (рейдов) своей легковооруженной кавалерии, не обременявшей себя обозами. Солдаты этого военачальника, «лисовчики», отличались особым характером – неуемной удалью и смелостью в сочетании с полным отсутствием каких-либо моральных принципов. Они проникали глубоко в тыл противника, не слишком опасаясь противоборства, добывая все необходимое там, где это им удавалось. Лисовский никогда не устраивался надолго в одном месте, он постоянно совершал свои рейды, оставаясь практически неуязвимым. Летом 1608 года численность отряда А. Лисовского, постоянно менявшаяся от военных удач, достигала, по свидетельству документов, сообщающих, однако крайне противоречивые данные, от 6-7 до 10-30 тысяч человек.

Именно так распределились военные силы противников к началу осени 1608г.

АРСЕНАЛ КРЕПОСТИ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ

Чтобы представить реальную картину осады, необходимо показать и состав монастырского арсенала, ведь история военных событий всегда сопряжена с исследованием оружия.

Главный источник по истории троицкого сидения – это Сказание Авраамия Палицына. Но оно, написанное спустя несколько лет после событий, содержит прямые литературные заимствования, рассказы о чудесах и видениях. Поэтому дополнить его повествование и реконструировать ход осады позволяет особый комплекс документов, содержащиеся в нем сведения не всегда совпадают с изложением келаря, который не был очевидцем события.

Подлинные письма осажденных, расспросные речи пленных, донесения воевод, а также записи из вражеского лагеря об убитых и пострадавших от «сидельцев» рассказывают об орудиях и ружьях, применявшихся в бою, дают представление о методах боя, повествуют и об отношениях между защитниками внутри лагеря. Эти документы живым, разговорным языком эмоционально рисуют отдельные эпизоды Троицкого сидения, несмотря на прошедшие четыре сотни лет. Многие из этих документов были перехвачены разведкой Сапеги и, будучи вывезенными из России, долго оставались неизвестными. Именно сведения этих документов для многих исследователей стали отправной точкой в оценке фактов Троицкого сидения, изложенных келарем.

Рассмотрим состав арсенала крепости монастыря. Документы середины XVII века

определяют причины поступления оружия в цитадель, особенности вооружения монастырского ратника и общую боеготовность «города» в первой половине XVII века.

Оружейные запасы крепости распределялись в Троице - Сергиевом монастыре следующим образом. В ведении казначея находились «пушечные запасы», то есть ручной и пищальный порох и снаряды, а также дорогостоящее оружие, броня и замки.

Оружейный «старец» хранил арсенал, размещавшийся в Оружейной палате обители. На его попечении находилось холодное наступательное и ручное огнестрельное оружие и запасные части к нему (замки, стволы, ложи), а также защитное вооружение. Он же хранил различные принадлежности, такие как ремни, крюки, пороховницы, а также вышедшее из употребления оружие. Иначе говоря, «оружейный» монах заведовал как действующим, так и устаревшим арсеналом крепости.

Распределение оружия по принципу материальной стоимости повлияло на его сохранность. Наиболее ценное - находилось в казне за казначеем, где главный параметр учета – наличие драгметаллов и камней. Оружейный же старец был практически хранителем, контролировавшим необходимый ремонт.

Троицкое оружие в XVII веке активно использовалось по назначению.

Во время осады использовали разное ручное огнестрельное оружие. Западные источники начала XVII века указывают на применение «московитами» мушкета. В русских документах названы – самопалы и пищали. Палицын указывает те же наименования оружия. Пищали – это общее название огнестрельного оружия россиян, в частности, ружей с фитильными и кремневыми замками (Мушкет - это западноевропейское, относительно тяжелое ружье в это время обычно с фитильным замком. Самопал – термин, употребляющийся на Руси по отношению к бытовавшему в стране огнестрельному оружию, снабженному кремневым замком, так как в отличие от фитильных ружей, он мог сам «палить», без использования фитиля).

Самопалами, судя по монастырским документам, назывались ружья отечественного, нередко кустарного производства. У Троицкого монастыря существовали собственные мастера – самопальники, а значит и было налажено производство оружия, объемы которого, впрочем, остаются неизвестными. Во время осады и самопалы, и мушкеты, замки которых были переделаны на более удобные замки, использовались для боя со стен и входили в состав вооружения дворян, боярских детей, отрядов московских стрельцов.

Считается, что присланные царем Василием Шуйским из Москвы ратники имели с собой личное оружие, которое после погибших могло остаться в монастыре, и которое сохранилось благодаря этому по настоящее время. Таким образом, всего в крепости перед осадой было значительное количество разнообразного огнестрельного оружия, которым при наличии пороха (зелья), могли воспользоваться все способные к стрельбе сидельцы.

Часть вооружения поступала в Троицкий монастырь в качестве вкладов. О вкладном оружии сохранились подробные сведения, содержащиеся во Вкладных книгах 1639-1673 гг. Из них мы узнаем о том, какие именно виды и типы оружия поступали в обитель преподобного Сергия от дарителей на протяжении XVI-XVII веков. Самые ранние поступления оружия отмечены с 1544 года, эпохи многочисленных войн, и внешних и внутренних. Среди этой группы оружия встречались сабли, которые на Руси с эпохи «татарского погрома мало-помалу вытеснили употребление меча», разнообразные пищали (крепостные и ручные ружья, но не пушки), карабины (поступали с 1618 г.), седельные пистолеты (с 1634 г.), и, конечно, конский убор.

Судьба вкладного оружия различна. Чаще всего после поступления в монастырь оружие шло «по цене» на продажу. Хранить его без практического применения было не слишком разумно, выгоднее было продать.

Относительно применявшейся во время осады артиллерии можно сказать следующее. К древнему вооружению Троицкой крепости в собрании Сергиево - Посадского музея относятся всего два ствола. Это железные кованые орудия XV- первой половины XVI вв. с запальным отверстием сверху, почти равные в диаметре, как в казенной, так и в дульной части, без украшений и надписей. Такие стволы, архаичные по происхождению, могли отковываться как в столичных, так и в относительно крупных провинциальных мастерских, так как не требовали особого оборудования. Известно, что в Троице были свои кузнецы и кузницы уже в самое раннее время, поэтому не исключено, что архаичные по виду орудия могли быть сделаны непосредственно во время осады, хотя все-таки это маловероятно. В это время был крайний дефицит топлива. В целом, орудия такого типа были не слишком прочны, использовались обычно и в поле, и для защиты крепостей. Дальность стрельбы этих кованных орудий, по мнению специалистов, определяется весьма приблизительно, не более 300м.

К осадному времени в собрании музея относятся еще четыре небольших чугунных орудия, вероятно фальконеты, полевые пушки XVI-начала XVII века.

Таким образом, к осадному времени можно отнести только шесть орудий, находящихся в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике.

Еще один ствол, сохранившийся от времени осады, находится в Санкт-Петербургском Военно-Историческом музее Артиллерии, Инженерных войск и Войск связи. Он поступил туда вместе с другими предметами из Москвы, с Политехнической выставки, на которую его передали Троице-Сергиева лавра в 1873г. Химический и металлографический анализ этого орудия, проведенный в 1948 г., показал, что ствол пищали стальной, многослойной, следовательно, она также как и две вышеназванные пушки, относится, к весьма архаичному типу ранних полковых орудий малого калибра

Все остальные виды троицкой артиллерии либо не сохранились, либо не считаются происходящими из Сергеева монастыря.

Итак, состав арсенала Троице- Сергиева монастыря во второй половине 16- XVII веков, включавший и крепостную, и полковую артиллерию и ручное огнестрельное и холодное оружие свидетельствует о полной боеготовности троицкой крепости в XVII. веке.

Реконструкция оружейного парка тесно связана с анализом архитектуры «города» троицкого монастыря на период осады. Крепость обители преподобного Сергия, построенная при Иване Грозном в середине XVI века, состояла из городовой стены и башен. Она изначально предназначалась для размещения на ней огнестрельного оружия и артиллерии.

Во время осады крепостная стена еще была высотой 2-2,5 сажени (около 5 м) и состояла из 2 ярусов. Об этом свидетельствуют не только сохранившиеся две ленты машикулей старой и новой стены, наглядно показывающие этап и характер перестройки крепости, предпринятой только в середине 17 века, но и особенности древней и новой кладки.

Нижний ярус, так называемый подошвенный бой, представлял собой цепь отдельных камер, «киотов стенных», отрытых внутрь крепости. К сожалению, точная конфигурация подошвенного боя крепостных стен (размеры и форма бойниц-направление раструбов, щек, глубина и ширина подошвы бойницы с надворной стороны, место для орудия или ратника, а также ритм их размещения на пряслах) пока неизвестно. Реконструированные в 1970-х годах бойницы подошвенного боя небольшого участка западной стены отражают их устройство на вторую половину 17 века. Но и оно свидетельствует о том, что именно пушку туда поставить нельзя. Этот ярус предназначался только для крепостных и ручных пищалей.

Верхний ярус стены был в виде открытой галереи, внешняя сторона которой завершалась зубчатым краем, здесь шаг бойниц совпадает с современным верхним ярусом, так как новая надстроенная стена воспроизводит на наружном фасаде схему прежней.

Над галереей обязательно должна быть деревянная кровля. Это подтверждают и указания источников о том, что относящиеся к первой трети 17 века «городовая кровля обвалилась».17

Эту деревянную крышу крепости, вероятно, защитникам пришлось использовать во время штурмов также и на дрова. Бревна «катки» также, вероятно, применялись во время осады, «голова с города прошибена бревном» - так сообщает источник причину гибели переславского дворянина, участвовавшего в штурме крепости.18

Во время осады на верхних ярусах стен находились лучники, а также воины «огненого» боя (т.е. ратники, вооруженные огнестрельным оружием). Наверное, правильнее сказть,что троицкие сидельцы во время штурмов пользовались и тем и другим оружием, поочередно занимая бойницы.

Вопрос о применении луков во время осады требует пояснений. В июне 1609 года, т.е. более чем через полгода после начала осады, сидельцы просят прислать зелье, свинцу и стрел, т.к. запас их почти иссяк. Палицын пишет о ранении из лука Александра Лисовского. О применении луков говорит и первоначальное устройство верхнего яруса стен, завершаюшегося зубцами, между которыми были узкие щели вертикальных «стрельниц», предназначавшиеся именно для лучников.

Устройство новой стены в середине 17 века, а также сведения документов о наличии в крепости новых луков в это же время говорит о том, что использование этого вида оружия было по-прежнему актуально.

Таким образом, назначение и подошвенного, и верхнего боев крепостной стены во время осады было таким же, как в первой трети 17 века, так как опись фиксирует стену еще не перестроенной.

Вся более или менее крупная артиллерия стояла в основном на башнях, хотя, как ранее, так и теперь, некоторые исследователи говорят о том, что пушки находились на стенах.

Тяжелая крепостная артиллерия находилась на верхних ярусах башен. На средних ярусах преимущественно находились затинные пищали – тяжелые крепостные ружья, вероятно с фитильными замками. Троицкие затинные были дульнозарядными, их воспламенительной системой служили простейшие фитильные замки. У них был также «притин» -крюк для упора о внешнюю грань стены, гасящий отдачу при выстреле. На каждой башне стояло по три-пять затинных.

Ведущие типы орудийных стволов, оборонявших непосредственно «подошву» крепости - это разные дробовые орудия, такие, как тюфяки и пушки, предназначенные для стрельбы «в лет» по движущейся мишени. К ним несложно было изготовить снаряд, которым служила рубленная проволока, гвозди т.п.

Многоствольные крепостные орудия, стрелявшие свинцовыми пулями, стояли только в подошвенном бое, они представляли собой систему из 3 или 4стволов, закрепленных на одном станке. «Органки», как и тюфяки, были нацелены и в поле и на фланги.

В Троице - Сергиевом монастыре была собственная Оружейная палата, в которой хранилось огнестрельное, холодное оружие и броня. В источниках периода осады, как уже упоминалось названы пищали, самопалы и мушкеты. Оружием для контактного боя служили сабли, топоры, копья и «скорды»- так у Палицына названы боевые топоры.

Для отражения приступных атак широко применялись также кирпичи и камни, наносившие врагу серьезный урон. Весьма интересные наблюдения можно сделать о некоторых загадочных предметах арсенала монастыря, к которым относятся козы осадные, бердыши и троицкий «чеснок».

«Чеснок» состоит из нескольких соединённых звездообразно острых стальных штырей, направленных в разные стороны. Если его бросить на землю, то один шип будет направлен вверх, а остальные составят опору. Заграждение из множества разбросанного чеснока было эффективно против конницы. Эффективно применялся в 1609 г. против польско-литовской кавалерии. Троицкие монахи дали рогулькам название троицала.

О применении смолы и вара во время осады известно только их Сказания Палицына. Реалистические подробности, сообщенные автором Сказания о составе вара, весьма красноречивы. Вар использовался во время штурмов. Косвенно применение кипящей смолы и приготовленного из нее вара подтверждается описью 1641 г., сообщающей о наличии на башне 8 «осадных» коз с смолою, среди которых имелись уже разломанные.

Относительно устройства и применения «коз» в документах сведений не обнаружено. Палицын пишет о боевом применении смолы по-разному. В одних случаях он говорит, что смолу метали на врага во время приступов, а в других рассказывает, как «козы с огнем» спускали на врагов. Документы скупо повествуют о «козах», но можно предположить, что «коза»- это железная решетка, с укрепленными на ней металлическими горшками или углублениями наподобие сот, в которые разливалась смола. Решетка опрокидывалась на штурмующих при помощи рычагов. В монастыре до 1873 года хоронился некий «каркас для зажжения крепостей», переданный на Политехническую выставку, откуда не был возвращен.

Таким образом, троицкая крепость в конце XVI – начале XVII вв. была снабжена всеми необходимыми средствами, необходимыми для организации надежной обороны. Она была вооружена «людьми, железом и мужеством»- так представляет себе ее боеготовность древний автор.


ОСАДА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ.

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ.

Накануне прихода врагов под Троицу правительственная армия царя Василия Шуйского под селом Рахманцевым понесла сокрушительное поражение от войск Сапеги и Лисовского. Русские полки были рассеяны, документы утверждают, что многие ратники разошлись по своим домам, чтобы защищать собственные семьи и имущество, так как дорога вглубь страны была открыта. Покинув поле сражения, войско Сапеги днем 23 сентября (3 октября) 1608 года подошло к Троице-Сергиеву монастырю, в котором планировало укрепиться.

Противник устроил два «стана», временных военных лагеря, один – сапежинский, на Красной горе, в полукилометре к юго-западу от монастыря (остатки вала Сапеги сохранялись до середины прошлого века). Сапега повелел рыть шанцы (небольшие земляные фортификационные сооружения, использовавшиеся для защиты артиллерийских орудий), а позже, опасаясь внезапного нападения из крепости приказал поставить острог (постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый оградой из заострённых сверху брёвен), окружить его рвом и соответственно валом, на котором находились стражи. Лагерь Лисовского разместился с другой стороны монастыря, с юга, на возвышенном месте, называемом горой Волкушей, под прикрытием Терентьевой рощи. О его устройстве ничего неизвестно, существует предположение, что он был поставлен по образцу временных военных полевых лагерей «казачьего» типа, окруженных по периметру обозами и телегами.

Эти 2 стана противника были обособлены друг от друга не столько из-за удобства организации осады двумя лагерями, сколько из-за принципиальной разницы между отрядами рыцарской шляхты Яна Сапеги и «украинным казачеством» А.Лисовского. Именно такая армия напала на обитель преподобного Сергия, характер которой был точно оценен троицкими осадными воеводами, использовавшими эти противоречия в противоборстве с нею.

Считается, что военным операциям предшествовали неоднократные обращения Яна Сапеги с предложением сдаться, оказавшиеся безрезультатными. Однако в этом вопросе гетмана ждала неудача: архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу всего не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет»19.Копии этого послания в виде грамот широко распространялись по Руси, сыграв значительную роль в росте национального самосознания русского народа. Таким образом, оборона монастыря с самого начала приобрела в глазах самих осаждённых и в глазах русского общества того времени общенациональный, глубоко государственный характер, умноженный на значение вооружённой защиты одной из главных православных святынь. Несмотря на имеющиеся сведения о том, что Сапега предлагал сдаться, согласно записям его дневника, непосредственно в первый день осады, он приказал зарядить орудия и ударить по крепости с тем, чтобы «пожелать чернецам доброй ночи». Всей артиллерии у Сапеги и Лисовского было очень немного, она защищала подступы к лагерям во время вылазок, против же крепостных стен монастыря она была не действенна. Об одном из троицких защитников, пострадавших именно от польской артиллерии, пишет очевидец: «переломило пушкою ногу Семейке Коробину»20 на вылазке.

Хроника осадных боев - наиболее привлекательный аспект истории осады для исследователей. В данном направлении большая работа проведена И.О. Тюменцевым. Его история боев за Троицу построена на основании всех доступных источников. Однако, рассказывая о боевых операциях, происходивших под Троицей , любому автору трудно избежать влияния гениального произведения Авраамия Палицына. Его красочное повествование невольно оказывает влияние на исследователей троицкого сидения.

Основной подлинный источник по хронике боев за период с 8 октября 1608 г. – до 7 марта 1609г. это «Выпись вылазкам». Несмотря на скупость формулировок выписи, анализ данного документа позволяет представить направление и характер боевых операция сидельцев выявить динамику активной обороны в целом.

За последующие месяцы осады таких документов не сохранилось. Подробно описан только штурм 28 июня. Поэтому точно восстанавливается история только этого приступа. Вероятно, Палицын также пользовался описанием этого события по известным ему документам.

В актах названы даты только 2 больших приступов к Троице – это 1 ноября 1608 г. и 28 июня 1609г. Предлагаемая ниже периодизация осады построена на анализе специфики военных действий под Троице-Сергиевым монастырем, определившая особенности организации обороны.

Условно в истории осады крепости можно выделить несколько этапов.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Битва за святую землю: забытый подвиг iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Этот рассказала одна монахиня, живущая в русском Горненском монастыре около Иерусалима. Перевели ее туда из Пюхтицкого монастыря....
Реферат Битва за святую землю: забытый подвиг iconУрок мужества по теме «День воинской славы Сталинградская битва»
«День воинской славы Сталинградская битва». Урок мужества выполнял следующие задачи: приобщение учащихся к изучению военной истории,...
Реферат Битва за святую землю: забытый подвиг iconРеферат По истории России на тему: Сталинградская битва
По этому мы сочли необходимым вспомнить события тех лет в этом реферате, а именно, вспомнить битву, ставшую переломной в Великой...
Реферат Битва за святую землю: забытый подвиг iconРеферат реферат
Эти люди совершили свой духовный подвиг. Вот о них я бы и хотел рассказать, поделиться своими мыслями и впечатлениями, узнав о великих...
Реферат Битва за святую землю: забытый подвиг iconОграниченные права на землю
Виды ограниченных прав на землю. Право постоянного (бессрочного) пользования землей
Реферат Битва за святую землю: забытый подвиг iconСталинградская битва начало коренного перелома в ходе
Рассмотреть этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в Великой Отечественной...
Реферат Битва за святую землю: забытый подвиг iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Великая Отечественная Война, Вторая Мировая война, битва за Москву, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, фашизм
Реферат Битва за святую землю: забытый подвиг iconКлуб «Подвиг» Председатель клуба : Поваляева Т. П. Члены клуба: Архипова Н. А. учитель истории
Клуб «Подвиг» это добровольное объединение старшеклассников, имеющих способности к исследовательской и творческой деятельности
Реферат Битва за святую землю: забытый подвиг iconК 70летию Курской битвы
Курской битвы. Ребята узнали, что Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. По своему ожесточению и упорству...
Реферат Битва за святую землю: забытый подвиг iconНа каком расстоянии упадет на землю пуля, если шар падает на землю...
Условие. На подставке высотой лежит шар массой. Пуля массой, летящая в горизонтальном направлении со скоростью, пробивает шар точно...
Реферат Битва за святую землю: забытый подвиг iconБелицкий Мариан, Шумеры. Забытый мир
Организационное. План работы на декабрь, анализ проведённых мероприятий за ноябрь
Реферат Битва за святую землю: забытый подвиг icon«Курская битва»
Фердинанд", самолеты-истребители "Фокке-Вульф-190-А" и штурмовики "Хейнкель-129". Курская битва условно разделяется на три основные...
Реферат Битва за святую землю: забытый подвиг iconРеферат На тему: «Почему Луна не падает на Землю?»
Ученица 9 класса Исенбаевской средней общеобразовательной школы Нагимова Анастасия
Реферат Битва за святую землю: забытый подвиг iconРайонный конкурс «Одаренные дети 2013» Номинация «Успех моей будущей...
«Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей»
Реферат Битва за святую землю: забытый подвиг iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: показать учащимся великий подвиг Сталинграда во время Великой Отечественной войны и в период восстановления города; способствовать...
Реферат Битва за святую землю: забытый подвиг iconК 70-летию курской битвы!
Курской битвы, ведь Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск