Инсценировка в 2-х частях С. Диманта





НазваниеИнсценировка в 2-х частях С. Диманта
страница1/5
Дата публикации24.03.2015
Размер0.71 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5
Б.ВАСИЛЬЕВ

А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ….
Повествование для театра
Инсценировка в 2-х частях С.Диманта

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
СТАРШИНА ВАСКОВ.

РИТА ОСЯНИНА.

ЖЕНЯ КОМЕЛЬКОВА.

СОНЯ ГУРВИЧ.

ЛИЗА БРИЧКИНА.

ГАЛЯ ЧЕТВЕРТАК.

КИРЬЯНОВА.

МАЙОР.

ХОЗЯЙКА.

ПОЛИНКА ЕГОРОВА.

ЮНОША.

ХОР.

ДЕВУШКИ-БОЙЦЫ (два отделения)

Ленинград

1970 г.
Постановщику

Проза инсценирована таким образом, чтобы при постановке всеми возможными средствами на театре сохранить п о в е с т в о в а т е л ь н у ю атмосферу повести, ее язык и образность.

Огромное значение здесь имеет ХОР и тот способ, которым постановщик будет его сценически воплощать.

Возможно так – поначалу в с е действующие лица ведут повествование, т.е. и персонажи (исключая ЮНОШУ), и ДЕВУШКИ-БОЙЦЫ. Затем, когда пятеро девушек уходят с Васковым, оставшиеся девушки (тоже пятеро из них) продолжают повествование. Режиссер здесь свободен в распределении между ними текста – в выделении тех внутренних связей, которые станут как бы лейтмотивом каждой.

Конечно, решение хора зависит от замысла постановщика. Важно, чтобы хор стал необходим, стал интонацией спектакля, определял его атмосферу, был той психологической средой, в которую составной частью входят собственно эпизоды.

Пролог
ХОР. Она началась неожиданно, в воскресенье.

Она продолжалась 1418 дней.

Тысяча четыреста восемнадцать!..

Она унесла более двадцати миллионов жизней…

Каждого пятого…

Каждого пятого…
Звучит песня.
В полях за Вислой сонной

Лежат в земле сырой

Сережка с Малой Бронной

И Витька с Моховой.
А где-то в людном мире

Который год подряд

Одни в пустой квартире

Их матери не спят…
ХОР. «Мама, не огорчайся! Я не первый и не последний, положивший голову за Родину…» - из письма красноармейца Бины Лурье, погибшего в Таллине в августе сорок первого…

- Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.
- Когда я буду играть,

Я буду маму вспоминать.

Когда буду гулять,

Я буду маму вспоминать.

Когда я буду спать,

Я буду тоже маму вспоминать… -

Эти стихи написаны пятилетней девочкой Кариной в осажденном Ленинграде.
- «Завтра я умру, мама…» - так начинается письмо партизанки Веры Поршневой от 29 ноября сорок первого…

- Я только раз видала рукопашный,

Раз – наяву и тысячи – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно –

Тот ничего не знает о войне.
Фанфары играют сигнал «СЛУШАЙТЕ ВСЕ!»

Часть первая
ХОР. К маю сорок второго года на сто семьдесят первом разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да сложенный из валунов пакгауз.
- В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться.

- Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверенки.

- На западе обе стороны окончательно завязли в позиционной войне, на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу, на севере шла ожесточенная борьба за морские пути, на западе продолжал упорно сопротивляться блокадный Ленинград…

- А здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели, как в парной. В двенадцати дворах оставалось еще достаточно молодух и вдовушек, умевших добывать самого чуть ли не из комариного писка. Три дня солдаты отсыпались и присматривались, на четвертый начинались чьи-то именины, и над разъездом уже не выветривался липкий запах местного первача …

- Вот почему комендант разъезда старшина Васков писал бесконечные рапорты по команде. Командование заменяло опухший от веселья полувзвод на новый…

- Но проходила неделя, и история повторялась настолько точно, что старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорты, меняя в них лишь числа да фамилии.
Высвечиваются ВАСКОВ и МАЙОР.
МАЙОР. Чепушиной занимаетесь! Писанину развели! Не комендант, а писатель какой-то!..

ВАСКОВ. Шлите непьющих! У гражданки Полины Егоровой за один месяц четыре раза именины справляли… так что шлите непьющих… и это… чтоб, значит, насчет женского пола…

МАЙОР. Евнухов, что ли?

ВАСКОВ. Вам виднее…

МАЙОР. Ладно, Васков, будут тебе непьющие! И насчет женщин тоже будут как положено… Но гляди, старшина, если ты и с ними не справишься…

ВАСКОВ (деревянно). Так точно.
МАЙОР уходит.

(Усмехаясь.) Вопрос сложный. Два отделения – это же почти двадцать человек непьющих!.. Фронт перетрясти, и то сомневаюсь…
Затемнение. Затем свет. Входит ХОЗЯЙКА.
ХОЗЯЙКА (в тоне что-то вредное). Прибыли зенитчики-то…

ВАСКОВ (со сна). С командиром прибыли?

ХОЗЯЙКА. Не похоже, Федот Евграфыч.

ВАСКОВ. Слава Богу! Власть делить – это хуже нету.

ХОЗЯЙКА (загадочно улыбаясь). Погодите радоваться…

ВАСКОВ. Радоваться после войны будем. (Надел фуражку и вышел навстречу прибывшим.)
На сцене появляются две шеренги девушек в военной форме.
КИРЬЯНОВА. Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты Отдельного зенитного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта. Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.

ВАСКОВ (растерянно). Та-ак… Нашли, значит, непьющих…

ХОР. Многое повидал Васков…

- Знал и любовь, и измену, видел и рождение, и смерть, лил кровушку и свою, и чужую…

- А вот перед этими двумя шеренгами оробел, и в голове гулко вдруг зазвенело, словно вынесли оттуда все разом, одна пустота осталась…

ВАСКОВ (вздохнул). Вольно.

КИРЬЯНОВА. Вольно.
Шеренга шевельнулась.
ВАСКОВ (хмуро). На постой будете определены к местным жительницам.

КИРЬЯНОВА. Нам отдельные квартиры не положены.

ВАСКОВ. Почему это?

КИРЬЯНОВА. Во избежание инцидентов. С местными жительницами.

ВАСКОВ (с сомнением). Да?.. (Подумал.) Тогда в пожарном сарае придется. На нарах.

ОСЯНИНА. Это нас не пугает, товарищ старшина.

ВАСКОВ (вдруг рассердился). Разговорчики!.. Как положено по уставу?

ОСЯНИНА. Положено представиться: младший сержант Осянина.

ВАСКОВ. Точно. Вопросы есть?

ГУРВИЧ. А свет там будет, чтоб почитать?

ВАСКОВ. Это не клуб, это пожарный сарай.

ЧЕТВЕРТАК. А мышей там нет?

ВАСКОВ. Мышей?.. Не знаю, не проверял.
Вздохнули девчата.
БРИЧКИНА. Красноармеец Бричкина Лизавета. Нары сами прилаживать будем?

ВАСКОВ. Под моим руководством. Еще вопросы.

ДЕВУШКИ. А на чем спать?.. А почта здесь есть?.. А кино привозят?.. А готовить будем сами?.. А банный день скоро?.. А до соседей далеко?..

ВАСКОВ (уловил последний вопрос). Из расположения без моего согласия ни ногой!

ЧЕТВЕРТАК. Даже за ягодами?

ВАСКОВ. Ягод еще нет!

КИРЬЯНОВА. А щавель можно собирать? Нам без приварка трудно, товарищ старшина. Отощаем.

ВАСКОВ (с сомнением). Отощаете?.. Можно, не дальше речки… Аккурат в пойме прорва его…

БРИЧКИНА. Щавель я буду собирать.

ДЕВУШКА. А моя мама щи из молодой крапивы готовила…

ХОР. И наступила на разъезде благодать: не пьют бойцы, с жительницами не любезничают, но коменданту от этого легче не стало…

ПОЛИНКА ЕГОРОВА (появилась незаметно). Ты не очень-то утруждайся, Федот Евграфыч. Ты теперь один у нас остался, вроде как на племя. (Хохочет. И ворот не застегнут: вывалила на плетень прелести, точно булки из печи.) Ты теперь по дворам ходить будешь, как пастух. Неделю в одном дворе, неделю – в другом. Такая у нас, у баб, договоренность насчет тебя.

ВАСКОВ. Ты, Полина Егорова, совесть поимей. Солдатка ты или дамочка какая? Вот и веди соответственно.

ПОЛИНКА. Война, Евграфыч, все спишет. И с солдат, и с солдаток.
Затемнение.

Свет.
ХОР. Теперь уже старшина боялся ляпнуть не то, сделать не так, а уж о том, чтобы войти без стука, не могло быть и речи…

- Пуще же всего Федот Евграфыч страшился намеков и шуточек насчет возможных ухаживаний и потому ходил, уставясь в землю, словно потерял денежное довольствие за последний месяц…

ХОЗЯЙКА. Да не бычьтесь вы, Федот Евграфыч… Они вас промеж себя стариком величают, так что глядите на них соответственно.
Жаркий летний день. У пожарного сарая, одетые не для посторонних, зенитчицы занимаются хозяйственными делами: стирают, моют головы, развешивают на веревках белье.

ДЕВУШКИ. Вода здесь – прямо шелковая! Дома волосы ни за что так не промоешь…

- Дома зато мыло было хорошее…

- А говорят, от туалетного мыла волосы секутся…

ГУРВИЧ. Глупости это!

ЧЕТВЕРТАК. Не глупости! У меня мама – медицинский работник!..

ДЕВУШКИ. Не важно, чем, важно, для кого…

- Для товарища старшины!

- Ну ты, Катенька, скажешь!..

- Товарищ старшина хозяйкой занят, у них любовь с первого взгляда…

БРИЧКИНА (вскочила). Неправда! Неправда это!

КИРЬЯНОВА. Втюрилась!.. Втюрилась наша Бричкина ! В душку-военного втюрилась!..

ГУРВИЧ (громко вздохнула). Бедная Лиза!..

БРИЧКИНА. Неправда!.. (Со слезами.) Неправда, неправда, слышите?

ОСЯНИНА (строго). Прекратите!.. (Подошла к Бричкиной.) Ну что ты, глупышка?.. Проще жить надо. Проще, понимаешь?

БРИЧКИНА (всхлипывая). Как это?

ОСЯНИНА. Врага – ненавидеть, друга – любить. И главное, цель! Цель в жизни должна быть. Ясная цель.

КИРЬЯНОВА. Наглядный урок политграмоты. Учитесь, девочки, любить и ненавидеть.

ОСЯНИНА. Зубоскальства не понимаю! Понимаю настоящие чувства: влюбилась – люби. А так, по углам лизаться…

КИРЬЯНОВА. Эх, Маргарита Степановна, вдова героя!.. Все-то тебе по полочкам разложить бы хотелось… А по полочкам, между прочим, только кастрюльки раскладывают…

ГУРВИЧ. И книги!

КИРЬЯНОВА. А тебя, Гурвич, никто и не спрашивает…

ЧЕТВЕРТАК (вздохнула). Не надо так… пожалуйста.
Пауза.
ДЕВУШКИ. Вот у нас в школе один мальчик был, так мы его каждый год комсоргом за красоту выбирали…

- Красивый мужчина – это что-то неприятное… Честное слово! Мужчина должен быть смелым!

- И умным! Обязательно.

- Честным, девочки! Честным и благородным, это самое главное!
Слышен кашель Васкова.
КИРЬЯНОВА. Тише, девочки! Кажется, ваш идеал движется сюда!
Кашель повторяется.
ДЕВУШКА. Будто коклюшный! Сигналит!

КИРЬЯНОВА. Научился, слава Богу!.. Позавчера из-за угла вылетел, а мы воздушные ванны принимаем!.. Нервное было зрелище!.. Входите, чего уж надрываться!..
Девушки заметались с визгом. Торопливо накидывают гимнастерки.
ОСЯНИНА. Можно, товарищ старшина!

ХОР. Это старшему-то по званию «можно» кричат бойцы!

- Насмешка какая-то над уставом, если вдуматься…
ВАСКОВ вошел. Неодобрительно глянул на развешенное белье.


КИРЬЯНОВА. Что вас опять поразило, товарищ старшина?

ВАСКОВ (на белье). Демаскирует.

КИРЬЯНОВА (не задумываясь). А есть приказ.

ВАСКОВ. Какой приказ?

КИРЬЯНОВА. Соответствующий. В нем сказано, что военнослужащим женского пола разрешается сушить белье на всех фронтах.

ХОР. Ну, только свяжись: хихикать будут до осени…
Входит МАЙОР. За ним поодаль – КОМЕЛЬКОВА.
ВАСКОВ. Смирно! Товарищ майор…

МАЙОР. Вольно, вольно… Занимайтесь своим делом. Здравствуйте, Маргарита Степановна. Можно вас на минуточку?

ОСЯНИНА. Пожалуйста.
МАЙОР и ОСЯНИНА отошли.
ХОР. Вот дела! Младшему сержанту товарищ майор «здравствуйте» говорит!..

МАЙОР. У вас здоровый коллектив, Маргарита Степановна… Женщина на фронте, сами знаете, объект, так сказать, пристального внимания… И есть случаи, когда не выдерживают… (Помолчал, понизил голос.) Один из штабных командиров, полковник Лужин, семейный, между прочим, завел себе, так сказать, подругу… Член Военного совета, узнав, Лужина того в оборот взял, а мне приказал подругу эту, так сказать, к месту определить. В хороший коллектив.

ОСЯНИНА. Давайте.

МАЙОР. Комелькова!

КОМЕЛЬКОВА (подошла, улыбнулась). Боец Евгения Комелькова в ваше распоряжение.

ОСЯНИНА, любуясь, смотрит на нее.
МАЙОР (заспешил, засуетился). Ну, спасибо, Маргарита Степановна, спасибо… Комендант! Старшина Васков!
МАЙОР и ВАСКОВ вышли. Девушки окружили Комелькову.
ОСЯНИНА. Ну, устраивайся… Можешь помыться пока.

КОМЕЛЬКОВА. Помыться – это мечта. Чухались в открытой машине…

ЧЕТВЕРТАК (как завороженная, смотрит на Комелькову). У нас бочка с водой за сараем. Хочешь, я полью?
КОМЕЛЬКОВА достает из вещмешка шелковое белье.
ОСЯНИНА. Стой! Почему белье не форменное?

КОМЕЛЬКОВА. Представьте себе, я – женщина…

ОСЯНИНА. Белье заменить! Здесь армия, а не… спальня. Майку наденешь, как положено.

КИРЬЯНОВА. Брось, Осянина! (Комельковой.) Несчастная ты баба! Такую фигуру в обмундирование паковать – это ж сдохнуть легче!
Вошел ВАСКОВ.
ОСЯНИНА. Девочки, в караул пора! Люда, Вера, Катенька… Катя – разводящая.

ВАСКОВ (аж вздрогнул). Что?! Развод караулов ведь положено по всей форме делать. По уставу! А это ж… это ж насмешка полная!

КИРЬЯНОВА. А у нас разрешение. От командующего. Лично. Пошли, девочки.

ВАСКОВ задумался.
ХОР. Да, дум набралось много… и с каждой совершенно особо разобраться требовалось. Совершенно особо. Все-таки большая помеха, что человек он почти без образования. А они, не гляди, что рядовые: наука, по разговору видно. Классов семь, а то и девять. Да, из дремучего угла ты, Федот Васков, в коменданты выполз. Странное дело: до сих пор жизнь свою удачливой считал. Все-таки при неплохих-то четырех классах он и полковую школу закончил и до старшинского звания дослужился. Правда, с других сторон, случалось, судьба два раза прямо в упор саданула, но Федот Евграфыч устоял все-таки. В первый раз шарахнуло его, как с финской вернулся: пока он там в снегах загибался, жена его совсем завертелась и с полковым ветеринаром отбыла в южные края. Федот Евграфыч немедля с ней развелся, мальчонку к матери своей в деревню отправил… А через год мальчонка тот помер. И с той поры Васков улыбнулся-то всего три раза: генералу, что орден ему вручал, хирургу, осколок из плеча вытащившему, да хозяйке своей за доброту и догадливость… Вот за этот осколок и назначили его комендантом. Хорошая была должность, и спокойно служилось старшине Васкову! Почти до сего дня спокойно…
Вздохнул СТАРШИНА. Закурил, еще раз вздохнул. И вышел.

И тихо вдруг зазвучала гитара, свет выхватил девчат, которые тихо поют.

ОСЯНИНА в некотором отдалении от поющих стоит и смотрит на Комелькову.

ОСЯНИНА (подходит к Комельковой). Поговорим?..

КОМЕЛЬКОВА. Поговорим.
Они отходят в сторону.
ХОР. Осяниной было что рассказать. Она берегла свое горе и гордилась им, оно давало ей силы, уважение окружающих и право свысока посматривать на подруг, зеленых девчонок, не испытавших ни любви, ни материнства, ни горя, ни радости… Застава, которой командовал ее муж, держалась семнадцать дней. Семнадцать дней Рита слышала грохот выстрелов и взрывы гранат… Семнадцать дней Рита слышала грохот выстрелов и взрывы гранат… На семнадцатый день застава замолчала…

ОСЯНИНА. И никаким он не был тогда героем… Он застенчивым был, прямо до робости застенчивым. И на школьный вечер к нам попал случайно. И мы просто сидели рядом, а потом был фант – станцевать вальс, и мы станцевали…

ХОР. А потом они стояли у окна… долго стояли…

ОСЯНИНА. А потом он пошел меня провожать…

ХОР. И тут Рита страшно схитрила: повела его самой дальней дорогой…

ОСЯНИНА. А он всю дорогу молчал и только курил.

ХОР. Они даже не простились за руку, просто кивнули друг другу, и все. И он уехал на заставу.

ОСЯНИНА. Каждую субботу он присылал письмо. Коротенькое.

ХОР. А она отвечала каждое воскресенье длинным письмом.

ОСЯНИНА. В июне он приехал на три дня, сказал, что на границе неспокойно, что отпусков больше не будет, и поэтому нам надо немедленно расписаться. Я первой из нашего класса вышла замуж.

ХОР. И более счастливой девушки на свете просто не могло быть. Через год она родила мальчика.

ОСЯНИНА. Мы назвали его Аликом…

ХОР. Альбертом назвали его. А еще через год началась война…

ОСЯНИНА. Я как чувствовала – еще в мае отправила Алика к маме…

ХОР. А старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней яростной контратаке…

ОСЯНИНА. Я целых семнадцать дней думала, что он живой, а он погиб… Я ни о чем не имею права думать: ни о счастье, ни о любви… Мы все об этом забыть должны, и ты, Евгения, в первую очередь…

КОМЕЛЬКОВА. Забыть все? А я ничего забывать не хочу! Ничего, Рита, ни плохого, ни хорошего. Есть у тебя личный счет, вот и своди его. А я свой сводить буду…

ОСЯНИНА. И у тебя тоже счет?

КОМЕЛЬКОВА. А я теперь одна. Маму, сестру, братишку – всех из пулемета уложили…

ОСЯНИНА. Обстрел был?

КОМЕЛЬКОВА. Расстрел. Семьи комсостава захватили и под пулемет… Меня эстонка спрятала в доме напротив, и я видела все… Все! Сестренка последней упала – специально добивали…

ОСЯНИНА. А как же полковник Лужин? Как же ты могла, Женька?..

КОМЕЛЬКОВА. А вот и могла!.. Сейчас воспитывать начнешь¸ или…

ХОР. Когда Женька одна-одинешенька, после гибели родных, перешла фронт, ее и подобрал этот Лужин… Подобрал, защитил, пригрел… Тогда нужна была ей эта опора, нужно было приткнуться, выплакаться, приласкаться и снова найти себя в этом грозном военном мире…

КОМЕЛЬКОВА. А где сейчас твой сынишка?

ОСЯНИНА. Тут, недалеко. Городишко в пятнадцати километрах, знаешь? Вот и топаю.

КОМЕЛЬКОВА. Сегодня пойдешь?

ОСЯНИНА. Как разойдутся девчата…

КОМЕЛЬКОВА. Больше жизни, зенитчица!
И под девичье «ля-ля» пошла ЖЕНЬКА по кругу с такой лихой «цыганочкой», что даже ОСЯНИНА стала хлопать. КОМЕЛЬКОВА оборвала танец.

КИРЬЯНОВА. Подремлем, девахи… Черт их знает, эти белые ночи… то ли утро, то ли вечер… не поймешь.

ГУРВИЧ. Одна заря сменить другую, дав ночи полчаса…

КИРЬЯНОВА. Тем более, отбой пора объявлять. Спать, девоньки, быстро!..

ЧЕТВЕРТАК. А мне на пост… Страшно.

БРИЧКИНА. Ладно, спи. Подменю.
Девушки расходятся.
КИРЬЯНОВА. А ты чего, Осянина?

КОМЕЛЬКОВА. А нам посекретничать приспичило…

КИРЬЯНОВА. Ну, смотрите у меня… (Уходит.)

ОСЯНИНА. Знает… По усмешечкам видно. «Завела, - говорит, кого-то, гордячка. Пусть побегает, может, оттает…» Да она что?! За кого она меня принимает?

КОМЕЛЬКОВА. Молчи! Пусть думает, что хочет… Пусть любую грязь сочиняет, лишь бы Васкову не донесла.

ОСЯНИНА. Да, правда, Женька…

КОМЕЛЬКОВА. А на патруль нарвешься?

ОСЯНИНА. А я везучая, Женька! Пошла.

КОМЕЛЬКОВА. Привет им.

ХОР. Она исчезала через две ночи на третью. А возвращалась перед подъемом. И возвращения эти Рита любила больше всего. Опасность нарваться на патруль уже была позади…и теперь можно было спокойно думать о следующем свидании. И от того, что эти свидания она может планировать сама, Рита была счастлива. Оставалось пройти всего два поворота. Рита миновала первый. На дороге стоял человек. Подошел к нему второй, тоже с автоматом и точно с таким же тючком… Только не шевельнуться… не закричать… не броситься напролом…
В луче прожектора – НЕМЕЦ с автоматом и тючком, в плащ-накидке.

РИТА, замерев на мгновение, шагает в тень. К первому немцу подходит второй, и они идут прямо на Риту и растворяются в темноте. РИТА снова появляется в луче.

ОСЯНИНА. Товарищ комендант! Товарищ комендант!
Свет возникает в другом месте. Выбежал ВАСКОВ в тапочках на босу ногу, в галифе,

в бязевой нижней рубахе с завязками.
ВАСКОВ. Что?

ОСЯНИНА. Немцы в лесу!

ВАСКОВ. Откуда известно?

ОСЯНИНА. Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках..

ХОР. Нет, вроде не врет…

ВАСКОВ. Погоди тут. (Побежал.)
РИТА стояла, как пригвожденная.
ХОР. Не знали тогда ни Васков, ни Маргарита Осянина, что директива имперской службы СД за № С 219/720 с грифом “Только для командования» уже приводится в исполнение…

ВАСКОВ (вошел, на ходу затягивая ремень с наганом на боку). Команду – в ружье: боевая тревога! Кирьянову ко мне! Бегом!
Бросились в разные стороны: она – к сараю, он – к телефону.
«Сосна!».. «Сосна!».. Ах ты, мать честная! Либо спят, либо поломка… «Сосна!.. Сосна!»..

ГОЛОС В ТРУБКЕ. Сосна слушает.

ВАСКОВ. Семнадцатый говорит. Давай Третьего! Срочно давай, чепе!..

ГОЛОС В ТРУБКЕ. Да, не ори! Чепе у него!..
В трубке долго сипит и хрюкает, потом слышен далекий голос майора.
ГОЛОС МАЙОРА. Ты, Васков? Что там у тебя?

ВАСКОВ. Так точно, товарищ Третий! Немцы в лесу возле расположения. Обнаружены сегодня в количестве двух…

ГОЛОС МАЙОРА. Кем обнаружены?

ВАСКОВ. Младшим сержантом Осяниной…
Подошла КИРЬЯНОВА.
Я тревогу объявил, товарищ Третий. Думаю лес прочесать…

ГОЛОС МАЙОРА. Погоди чесать, Васков. Тут подумать надо: объект без прикрытия оставим – тоже по головке не погладят. Как они выглядят, немцы твои?

ВАСКОВ. Говорит, в маскнакидках, с автоматами. Разведка.

ГОЛОС МАЙОРА. Разведка? А что ей там у вас разведывать? Как ты с хозяйкой в обнимку спишь?

ХОР. Вот, всегда так! Всегда Васков виноват!

ГОЛОС МАЙОРА. Чего молчишь, Васков? О чем думаешь?

ВАСКОВ. Думаю, надо ловить, товарищ Третий. Пока далеко не ушли.

ГОЛОС МАЙОРА. Правильно думаешь. Бери пять человек из команды и дуй, пока след не остыл… Кирьянова там?

ВАСКОВ. Тут, товарищ…

ГОЛОС МАЙОРА. Дай ей трубку.

КИРЬЯНОВА (взяла трубку). Слушаю…

ГОЛОС МАЙОРА. Усилить противовоздушную и наземную оборону объекта. Удвоить караулы. Выделить Васкову пять человек. Все.

КИРЬЯНОВА. Ясно. (Положила трубку.) Приказано выделить в ваше распоряжение пять человек.

ВАСКОВ. Давай мне ту, которая видела…

КИРЬЯНОВА. Осянина пойдет старшей.

ВАСКОВ. Ну так. Стройте людей.
КИРЬЯНОВА ушла.
ХОР. И что это она ночью по лесу бегала? Так, стало быть, теперь воюют…
КИРЬЯНОВА вернулась с зенитчицами.

Девушки со сна непричесанные, в голове бигуди.

КИРЬЯНОВА. Построены, товарищ старшина.

ХОР. Строй, нечего сказать! У одной волосы, как грива, у другой – бумажки какие-то в голове… Строй, нечего сказать!.. Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами!.. А у них тут, между прочим, одни родимые образца 1891-го дробь тридцатого года.

ВАСКОВ. Вольно!

ОСЯНИНА. Женя, Галка, Лиза…

ВАСКОВ (поморщился). Погодите, Осянина… Немцев идем ловить, не рыбу. Так чтоб стрелять умели, что ли…

ОСЯНИНА. Умеют.

ВАСКОВ. Да, вот еще… Может, немецкий кто знает?

ГУРВИЧ. Я знаю.

ВАСКОВ (расстроился). Что – я? Что такое я? Докладывать надо!

ГУРВИЧ. Боец Гурвич.

ВАСКОВ (вздохнул). Ох-хо-хо! Как по-ихнему – руки вверх?

ГУРВИЧ. Хенде хох.

ВАСКОВ. Точно. (Махнул рукой.) Ну давай, Гурвич… Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов…по пять обойм. Подзаправиться… Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. На все – сорок минут. Р-разойдись!.. Кирьянова и Осянина, прошу остаться.

Девушки разошлись.
(Вынул карту, расстелил.) Значит, на этой дороге встретила?

ОСЯНИНА (ткнула пальцем). Вот тут. А прошли мимо меня, по направлению к шоссе.

ВАСКОВ. К шоссе?.. А чего ты в лесу в четыре утра делала?
Промолчала ОСЯНИНА.
КИРЬЯНОВА (не глядя). Просто по ночным делам…

ВАСКОВ. Ночным?.. (Разозлился.) Для ночных дел я вам самолично нужник поставил. Или не вмещаетесь?
Насупились обе.
КИРЬЯНОВА. Знаете, товарищ старшина, есть вопросы, на которые женщина отвечать не обязана.

ВАСКОВ (крикнул и даже слегка пристукнул ладонью по столу). Нету здесь женщин! Нету! Есть бойцы, и есть командиры, понятно? Война идет, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем… К шоссе, говоришь, пошли?

ОСЯНИНА. По направлению…

ВАСКОВ. Черта им у шоссе делать: там по обе стороны еще в финскую лес сведен, там их живо прищучат. Нет, товарищи младшие командиры, не к шоссе их тянуло…

ОСЯНИНА. Там кусты и туман… Мне казалось…

ВАСКОВ (проворчал). Креститься надо было, если казалось… Тючки, говоришь, у них?

ОСЯНИНА. Да. Вероятно, тяжелые: в правой руке несли. Очень аккуратно упакованы.

ВАСКОВ (после паузы, свернул цигарку, закурил, прошелся). Мыслю я, тол они несли. А если тол, то маршрут у них совсем не на шоссе, а на железку. На Кировскую дорогу, значит.

КИРЬЯНОВА (недоверчиво). Я эти места знаю. В финскую на собственном брюхе излазила. До Кировской дороги не близко…

ВАСКОВ. Зато лесами. А леса здесь погибельные: армия спрятаться может, не то что два человека.

ОСЯНИНА (заволновалась). Если так… если так, то надо охране на железную дорогу сообщить.

ВАСКОВ. Кирьянова сообщит. Мой доклад – в двадцать тридцать ежедневно, позывной «17». Вернемся послезавтра. Либо – крайний срок - в среду. Ты, Осянина, беги, тоже подзаправься. Шагать-то весь день придется.
Свет гаснет.
ХОР. Когда поисковая группа построилась, Федор Евграфыч придирчиво проверил все и заставил винтовки чистить: они в них, ладно, если мокриц не развели. А ну как стрелять придется? А потом разуться всех заставил и тридцать минут преподавал, как портянку наматывать положено. У вояк этих сапог у кого на тонком чулке, у кого – портянка, словно шарфик, обернута. У одной Осяниной все правильно – однако, почему подчиненных не учит? Почему?
Свет. На сцене – пять босых девушек, и перед каждой – пара сапог.
ВАСКОВ (прохаживается перед строем). Главное в походе – что? Главное в походе – нога. Как она обута, так она и шагает, понятно говорю? А понятно, так обуться всем в три приема, как учил. Делай… раз! Делай – два!.. Боец Четвертак, не суетись! Делай три!.. Молодцы, обуться всем!

ОСЯНИНА. Готово, товарищ старшина!

ВАСКОВ. Ну, слушайте тогда. Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, значит, сам боится. Но близко не подпускайте, потому как противник все же мужик здоровый и вооружен специально для ближнего боя. Если же случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше. Только не бегите, упаси Бог: в бегущего из автомата попасть одно удовольствие. Ходить только по двое. В пути не отставать и не разговаривать. Если дорога попадется, как надо действовать?

КОМЕЛЬКОВА. Знаем. Одна – справа, другая – слева.

ВАСКОВ. Скрытно. Порядок движения такой будет: впереди – головной дозор в составе младшего сержанта с бойцом. Затем в ста метрах за ними – основное ядро: я… с переводчицей. В ста метрах за нами – последняя пара. Идти, конечно, не рядом, а на расстоянии видимости. В случае обнаружения противника или чего непонятного… Кто по-звериному или там по-птичьему кричать может?

Девушки захихикали.
Я серьезно спрашиваю! В лесу сигналы голосом не подашь: у немца тоже уши есть.

ГУРВИЧ (робко). Я умею. По-ослиному: и-а! и-а!

ВАСКОВ (с неудовольствием). Ослы здесь не водятся. Ладно, давайте крякать учиться. Как утки. (Показал.)
Девушки засмеялись, да и сам ВАСКОВ улыбнулся.
Так селезень утицу подзывает. Ну-ка, попробуйте…
Девушки с удовольствием крякают.
ХОР. Крякали с удовольствием. Особенно эта рыжая старалась, Евгения…

- Ох, хороша девка, не приведи Бог влюбиться, хороша!

- Но лучше всех, понятно дело, у Осяниной получалось: способная, видать.

- И еще у одной неплохо, Лизы, что ли. Коренастая, плотная, то ли в плечах, то ли в бедрах – не поймешь, где шире. А голос лихо подделывает. И вообще ничего, такая всегда пригодится: здорова, хоть паши на ней.

- Не то что пигалицы городские – Галя Четвертак да Соня Гурвич.

ВАСКОВ. Отставить пока. Глядите сюда. Идем на Вопь-озеро.
Девушки окружили его, заглядывают в карту.
Ежели немцы к железке идут, им озера не миновать. А пути короткого они не знают: значит, мы раньше их там будем. До места нам верст двадцать топать – к обеду придем. И подготовиться успеем, потому как немцам, обходным порядком да таясь, не менее чем полста отшагать надо. Все понятно, товарищи бойцы?

ЧЕТВЕРТАК (вздохнула). Понятно…

ВАСКОВ. Заместителем на все время операции назначаю младшего сержанта Осянину. Напоминаю сигналы: два кряка – внимание, вижу противника; три кряка – все ко мне!

Засмеялись девушки.
ХОР. А он нарочно так говорил: два кряка, три кряка… Нарочно, чтоб засмеялись, чтоб бодрость появилась…

ВАСКОВ. Головной дозор, шагом марш! Двинулись.
Первыми пошли ОСЯНИНА и БРИЧКИНА, затем ВАСКОВ и ГУРВИЧ,

сзади шли КОМЕЛЬКОВА и ЧЕТВЕРТАК.

ХОР. За бросок к Вопь-озеру Васков не беспокоился: прямую дорогу туда немцы знать не могли, потому что дорогу эту он открыл сам еще в финскую. На всех картах здесь топи обозначались, и у немцев был один путь: в обход, лесами, а потом к озеру на Синюхину гряду. И миновать гряду эту им было никак невозможно. И как бы ни шли его бойцы, как бы ни чухались, немцам все равно идти дальше. Раньше вечера они туда не выйдут, а к тому времени он уже успеет перекрыть все ходы-выходы. Положит своих девчат за камни, укроет понадежнее, пальнет разок для бодрости, а там и поговорит…
Появляются ВАСКОВ и ГУРВИЧ.
ВАСКОВ (вдруг). Стой!
ГУРВИЧ остановилась в недоумении.
(Присел.) След видишь? Добрый следок: на сорок четвертый тянет, не меньше… И оставил его детина под два метра ростом и весом пудов на шесть с гаком. С таким оборомотом вам встречаться с глазу на глаз, даже если вы вооружены, никак не годится… А вот еще один! Стало быть, точно в обход топи шлепают… (С удовольствием.) Хорошо немчура побегает! Очень даже здорово побегает: верст на сорок.

ХОР. Переводчица на это ничего не сказала, потому как сильно умаялась, аж приклад по земле волочился. Старшина несколько раз глянул и подумал жалостливо, что при теперешнем мужском дефиците не видать ей семейной бытности…

ВАСКОВ. Тятя с маманей живы у тебя? Или сиротствуешь?

ГУРВИЧ. Сиротствую?.. (Улыбнулась.) Пожалуй, знаете, сиротствую.

ВАСКОВ. Сама, что ль, не уверена?

ГУРВИЧ. А кто теперь в этом уверен, товарищ старшина?

ВАСКОВ. Резон…

ГУРВИЧ (подергала тощим плечом, поправив винтовку). В Минске мои родители. Я в Москве училась, готовилась к сессии, а тут…

ВАСКОВ. Известия имеешь?

ГУРВИЧ. Ну, что вы…

ВАСКОВ. Да… (Глянул
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инсценировка в 2-х частях С. Диманта iconСценарий и постановка воспитателя
Инсценировка для кукольного театра, по «семейному сценарию» (ребёнком, с помощью родителей)
Инсценировка в 2-х частях С. Диманта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины
Инсценировка в 2-х частях С. Диманта iconБыть добрым и вежливым это хорошо, а когда наоборот плохо
Классный час – инсценировка с использованием стихотворений о вежливости и хороших поступках
Инсценировка в 2-х частях С. Диманта iconПриложение. Инсценировка Все вместе
Ученик: а мой папа самый лучший в мире учитель физкультуры! Он лучше всех гоняет мяч
Инсценировка в 2-х частях С. Диманта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: формирование представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины; определение левого и правого берега, притоки...
Инсценировка в 2-х частях С. Диманта iconУрок в 5 классе
Инсценировка: «Оживим картину». Дети читают шуточные стихи. Фоном играет веселая музыка. На столе выставка детских работ, выполненных...
Инсценировка в 2-х частях С. Диманта iconВнеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов «опасная сигарета»
«опасная сигарета»( психологический урок – инсценировка) Цель мероприятия: развитие чувства неприязни к курению, пропаганда зож
Инсценировка в 2-х частях С. Диманта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели и задачи: Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии...
Инсценировка в 2-х частях С. Диманта iconРабочая программа по литературе в 6 классе учителя
В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год; с авторской программой В. Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2011 и учебника для учащихся...
Инсценировка в 2-х частях С. Диманта iconРабочая программа по литературе мбоу «Гимназия №40»
В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год; с авторской программой В. Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2011 и учебника для учащихся...
Инсценировка в 2-х частях С. Диманта iconРабочая программа По литературе 5 класс Учитель Попова О. Н
В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год; с авторской программой В. Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2011 и учебника для учащихся...
Инсценировка в 2-х частях С. Диманта iconПояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована...
Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа
Инсценировка в 2-х частях С. Диманта iconПояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована...
Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа
Инсценировка в 2-х частях С. Диманта iconВзяточничества: «Судьям то и полезно, что в кар- ман полезло», «Всяк...
Работа с учебником. Развитие навыков художественного пересказа, инсценировка сказок
Инсценировка в 2-х частях С. Диманта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год; с авторской программой В. Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2011 и учебника для учащихся...
Инсценировка в 2-х частях С. Диманта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год; с авторской программой В. Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2011 и учебника для учащихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск