Скачать 294.21 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Проректор (декан факультета) ________________________________ «_____»___________2012 г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫДПП.ДС.02. Оборудование и технология деревообработки. Томск — 2012 1.Цели и задачи дисциплины: Основной целью освоения дисциплины является дать знания студентам по общим теоретическим вопросам технологии обработки и изготовлении изделий из древесины и древесных современных материалов. Освоение рабочих приёмов при обработке древесины и формирование у студентов знаний в использовании современного оборудования, получение умений и навыков в проектировании технологических процессов производства изделий из древесины и древесных материалов, дополнительная наработка приемов в технологии изготовления промышленных, бытовых и мебельных изделий из древесины. Задачи дисциплины:
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины: В результате изучения дисциплины студенты должны: а) знать:
б) уметь:
3.Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины: 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2.Содержание разделов дисциплины 5семестр Раздел 1. Введение. История возникновения деревообрабатывающих производств. Лекции 1, 2 Ознакомление с основными циклами деревообрабатывающих производств. Оборудование лесопильного производства. Заготовительная и трелёвочная техника. Оборудование для деревообработки. Раздел 2 Материалы для производства изделий деревообрабатывающего производства. Лекции 3,4 Лесоматериалы. Пиломатериалы. Древесносодержащие искусственные и натуральные конструкционные материалы из древесины. Шпон, фанеры, ламинированная, клеёная и модифицированная древесина. Выбор материалов для производства изделий. Современные древесностружечные материалы на поточных линиях. Раздел 3 Механическая обработка заготовок из древесины и древесных материалов. Лекции 5,6 Процессы резания древесины. Основы процесса механической обработки древесины. Допуски и посадки. Точность обработки деталей. Шероховатость поверхности. Инструменты для станков по деревообработке. Станочные инструменты. Назначение станков. Контрольно-измерительные инструменты. Раздел 4 Технологические процессы отделки изделий деревообработки. Лекции 7,8 Технология нанесения защитно-декоративных покрытий на детали из древесины и древесных материалов. Оборудование для склеивания. Поточные линии для ДСП, ДВП, облицовывания декоративно-отделочными пластиками и плёнками. Пресс, ваймы. Струбцины. Раздел 5 Конструкторская документация подготовки деревообрабатывающего производства. Лекции 9,10 Составные части производства. Документации на производство изделий. Расчёт и подготовка технической документации производства изделий из дерева, лесопродукции. Создание безопасных условий труда, обслуживание и наладка станочного оборудования. Раздел 6 Планировка оборудования и рабочих мест. Лекции 11,12 Расположение основных базирующих устройств в производстве, вспомогательное оборудование и подсобные помещения. Транспортировка готовой продукции Хранение. Раздел 7 Перспективные направления развития технологии изготовления изделий из древесины. Лекции 13,14 Проблемы лесной отрасли. Использование традиционных материалов и экологичное производство синтетических. Разработка и усовершенствование технологического процесса. Разработки линий по выпуску продукции европейских стандартов. Раздел 8 Облицовывание в производстве изделий из древесины. Лекции 15,16 Назначение декоративно-защитных покрытий на детали из древесины и древесных материалов. Оборудование для склеивания. Поточные линии для облицовывания декоративно-отделочными пластиками и плёнками. Пресс, ваймы. Струбцины. Обжимные короба. Раздел 9 Сушка древесины. Оборудование для отделки лакокрасочными материалами. Лекции 17,18 Цели сушки древесины. Определение влажности. Оборудование для сушки. Способы и механизм процесса сушки. Основы технологии, техника безопасности. Оборудование для нанесения лакокрасочных материалов пневматическим распылением, гидравлическим распылителем, окунанием, струйным обливом, наливом, вальцами. 6семестр Раздел 10 Ознакомление с основными циклами деревообрабатывающих производств. Основы станочного процесса механической обработки древесины. Лекции 1,2 Понятия лесоперерабатывающих циклов. Технология производства пиломатериалов. Деревообрабатывающие производства. Основы механических воздействий на материал. Обработка резанием, давлением, раскалыванием, дроблением, сушкой, пропиткой, отделкой. Раздел 11 Классификация и основные составные части станков Инструменты для станков по деревообработке. Контрольно-измерительные инструменты. Лекции 3,4, Классификация и составные части станков. Классификация и индексация станков. Составные части станков. Базирующие устройства. Механизмы резания. Механизмы подачи. Приводы. Ограждения, органы управления, устройства для смазывания, обслуживание и наладка. Раздел 12 Конструкция и эксплуатация круглопильных станков, ленточнопильных станков. Лекции 5,6 Пилорамы. Окорочные станки.. Конструкция и эксплуатация круглопильных станков, ленточнопильных станков. Назначение и виды круглопильных станков. Виды пил круглопильных станков. Станки для поперечного раскроя, продольного раскроя, для предварительного раскроя листовых материалов. Назначение и устройство ленточнопильных станков. Наладка и работа на ленточнопильных столярных станках. Раздел 13 Конструкция и эксплуатация продольно-фрезерных станков. Лекции 7,8 Конструкция и эксплуатация продольно-фрезерных станков. Устройство и работа на фрезерных станках. Назначение и виды продольно-фрезерных станков. Режущие инструменты продольно-фрезерных станков. Фуговальные станки. Рейсмусовые станки. Четырёхсторонние продольно-фрезерные станки. Раздел 14. Конструкция и эксплуатация шипорезных станков, сверлильно-пазовальных станков, долбёжных станков. Лекции 9.10 Конструкция и эксплуатация шипорезных станков, сверлильно-пазовальных станков, долбёжных станков. Назначение и виды шипорезных станков. Шипорезные станки для изготовления клиновых и ящичных прямых шипов. Назначение, виды и режущий инструмент долбёжных станков. Конструкции долбёжных устройств и работа на них. . Раздел 15 Конструкция и эксплуатация токарных деревообрабатывающих станков. Лекции 11,12 Конструкция и эксплуатация токарных деревообрабатывающих станков. Виды, назначение токарных станков. Режущий инструмент для токарных станков. Технологичные приёмы токарных работ. Ручной режущий инструмент. Раздел 16 Шлифовальные станки. Лекции 13,14 Шлифовальные станки. Конструкции. Модификации. Назначение и виды шлифовальных станков. Шлифовальные инструменты шлифовальных станков. Узколенточные шлифовальные станки. Широколенточные шлифовальные станки. Дисковые (комбинированные) шлифовальные станки. Раздел 17 . Специальное оборудование деревообрабатывающих производств. Конструкция и эксплуатация станков-автоматов и автоматических линий. Лекции 15,16 Конструкция и эксплуатация станков-автоматов и автоматических линий. Многоцелевые деревообрабатывающие станки. Четырёхсторонние продольно-фрезерные станки. Виды автоматизации производственных процессов. Обработка современных древесностружечных материалов на поточных линиях. Автоматические линии и обрабатывающие центры. Раздел 18 Оборудование для сборки деревянных элементов и конструкций. Оборудование для склеивания. Лекции 17,18 Оборудование для сборки деревянных элементов и конструкций. Поточные линии с ручным управлением для соединения по кромкам, пластям, в длину, по ширине. Автоматические линии, оборудование для изготовления гнуто-клеёных заготовок. Оборудование для сборки рамок и корпусных изделий. 5. Лабораторный практикум
а) основная:
б) дополнительная литература 1. Степанов, Б.А. Материаловедение (Деревообработка): учебное пособие для начального профессионального образования / Б. А. Степанов. - М.:Академия,2007.-76с.
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины: Учебники по технологии деревообработки; тесты; плакаты, схемы и стенды, инструкции, технологические карты и образцы студенческих работ. Демонстрационные образцы мебельных изделий. Планы уроков, рабочая программа, тематический план, журнал посещений занятий студентами. Чертежи на изготавливаемые изделия мебели, предметов кухонного интерьера. Плакаты (комплект):
Стенды:
Комплект инструкций по технике безопасности и охране труда: Технологические карты, чертежи на столярные и токарные изделия. 7.Материально-техническое обеспечение дисциплины: Мастерская по обработке древесины оснащённая типовым требованиям по пожаро и электробезопасности, приточно-вытяжная вентиляция, основное и местное освещение. Бытовые станки и оборудование, ручной электроинструмент и профильные резцы для выполнения всех деревообрабатывающих операций должны размещаться в помещении, специально предназначенном для соответствующих работ, в крайнем случае, иметь специальную рабочую зону. Оборудование:
8.Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю Лекционные и практические занятия по дисциплине «Оборудование и технология обработки древесины» проводятся на третьем курсе в 5,6 семестрах в рамках обучения специализации «Технология и предпринимательство». Форма проведения занятий предполагает лекционное проведение занятий по 2 часа в неделю и практическое закрепление данных тем на лабораторных занятиях по 2 часа в неделю в течении пятого и шестого семестров. Содержание лабораторных работ связано с проведением вводного инструктажа, объяснения нового материала при непосредственной работе на станках. Исполнение практической составляющей происходит с обязательным подведением итогов, определением выводов по рациональности той или иной технологии относительно выбранного инструмента, режимов резания, насадок и т.п. Учитываются рекомендации по выбору материалов, а также методика расчета норм расхода материалов на изделие и необходимое количество оборудования для выпуска изделий. Во время занятий теоретические знания, полученные студентами, должны закрепляться при выполнении лабораторно-практических работ (станочных, столярных, сборочных, резчицких, отделочных и т.д.), на которые отводится не менее двух третей общего объема часов практической работы. Теоретический лекционный материал, начитываемый в аудитории, частично фиксируется студентами в рабочих тетрадях, а лабораторную работу студенты выполняют в специальном кабинете – мастерской по деревообработке, под руководством преподавателя. Основная практическая работа выполняется на учебных занятиях с помощью различных инструментов, станков и электрифицированных приспособлений. Контроль за работой студентов осуществляется посредством проставления контрольных работ, наблюдением за текущей работой Во время проведения текущего инструктажа вносятся коррективы, исправляются ошибки. После прохождения темы, для закрепления учебного материала, студент сдает учебные работы, сделанные в мастерской, работу, сделанную дома (индивидуальные разработанные эскизы и чертежи), а также готовит техническое сопровождение – технологическую карту, чертеж, технологическое описание процесса проводимых станочных операций при изготовления изделия по предложенным темам. В конце пятого,шестого семестра проводится итоговое занятие – экзамен, а в конце шестого семестра контрольная работа. Заключительным этапом изучения всех тем дисциплины является курсовая работа. 8.2. Методические указания для студентов 8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов Раздел 4
Раздел 6 1.Какой инструмент необходим при разметке размеров?[4,б)] 2.Оборудование для затачивания станочного инструмента?[2,а)] 3.Какие приспособления можно сконструировать и изготовить для механизации гравировальных, фрезерных работ по дереву?[3,б)] Раздел 8 1.Современные древесностружечные материалы на поточных линиях?[1,а)] 2. Древесностружечные плиты. Древесноволокнистые плиты?[1,а)] 3. Инновационные технологические процессы?[2,а)] Раздел 9 1.Декоративные отделочные операции? Что такое вощение и полирование?[4,б)] 2.Классификация оборудования для нанесения лакокрасочных материалов?[4,б)] 3.Автоматические линии для отделки изделий деревообработки?[1,а)] Раздел 10 1.Марки стали станочного, резчицкого инструмента?[4,б)] 2.Принципиальная схема лесопильной рамы, принцип её работы?[2,а)] 3.Оборудование для продольного распиливания брёвен?[2,а)] Раздел 15
Раздел 18 1.Очерёдность технологических операций при изготовлении мебельных изделий?[4,б)] 2. Сборка в производстве изделий.?[4,б)] 3. Сборка корпусной мебели. Сборка столярно-мебельных изделий.?[4,б)] 8.2.2. Примерный перечень тем курсовых работ
8.2.3. Примерный перечень вопросов к экзамену: Семестр 5
6 семестр
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности: 030600 «Технология и предпринимательство». Программу составил: Старший преподаватель кафедры ТиП ФТП ТГПУ ________________________ О.И. Власова Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры «Технология и предпринимательство». протокол № _______ от «___» _____________ 20__ г. Зав. Кафедрой ТиП, к.б. н. __________________________ Е.В. Колесникова Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета Технологии и предпринимательства ТГПУ протокол № _______ от «___» _____________20__ г. Председатель методической комиссии факультета Технологии и предпринимательства, к.пед.н. __________________________ А.С. Федотов Согласовано: Декан факультетаТехнологии и предпринимательства ______________________ Е.В. Колесникова |
Программа дисциплины дпп. Ф. 06. Историография (дпп. Ф. 06. 2 Зарубежная... Становление и эволюция направлений и школ в зарубежной историографии XX в. Творческое наследие крупнейших историков | Рабочая учебная программа по дисциплине «Теория графов» для ооп специальности... Дисциплина «Теория графов» является дисциплиной цикла дпп. В. 00 – Дисциплины предметной подготовки (курсы по выбору) | ||
Программа по дисциплине «Зоология» разработана в соответствии с Государственным... Программа по дисциплине «Зоология» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Программа по дисциплине «Биологические основы сельского хозяйства»... Специальность — 050101. 65 «Химия с дополнительной специальностью 050102. 65 Биология» Форма подготовки (очная) | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов озо с особенностями и основными тенденциями развития стран... | ||
Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новеишая история зарубежных... Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | ||
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 Конструирование одежды Цель дисциплины: подготовка студентов к выполнению работ по конструированию швейных изделий различных силуэтных форм и объемов | Учебная программа 4 1 Цели и задачи дисциплины 4 1 Содержание дисциплины... Курс ритмической гимнастики изучает один из видов нетрадиционной физической культуры | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 19 Муниципальное право Цели и задачи... Цель преподавания данной дисциплины усвоение студентами комплекса общих знаний о муниципальном праве | Программа дисциплины дпп. Ф. 01 «математическая логика» Целью дисциплины является не только знакомство с проблемами логики и с основными ее понятиями, но и выработка способности студента... |