Скачать 57.01 Kb.
|
Романцова Валентина Григорьевна Приложение №3 Урок литературы в 10 классе Тема: «Образы Кутузова и Наполеона. Значение их противопоставления». Тема: Образы Кутузова и Наполеона. Значение их противопоставления. Цели: - проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Л. Толстого на историю, систематизировать материал по образам Кутузова и Наполеона; - развивать умение составлять таблицы по теме, опорные схемы – конспекты; развитие навыков самостоятельного мышления, устной и письменной речи учащихся; - воспитание чувства патриотизма, любви к Родине. Оборудование: таблица с опорными схемами – конспектами, портреты Наполеона и Кутузова, иллюстрации с изображением Отечественной войны 1812 г Ход урока: Эпиграф: Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Л. Н. Толстой План урока: 1. Исторические взгляды Толстого и их отражение в романе « Война и мир». 2. Историческая справка (личность Наполеона и Кутузова). 3. Кутузов – истинный вождь, избранный народом. 4. Наполеон – олицетворение антинародных интересов, законов. 5. Образы Кутузова и Наполеона в идейной направленности романа. Критерии оценки деятельности героев: 1. Цели и задачи войны 1812 года (для Наполеона и для Кутузова). 2. Внешний облик героев. 3. Взаимоотношения с армией, черты характера. I. Сообщение темы и целей урока. Запись темы, эпиграфа, плана. II. Слово учителя по теме: - Сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа Л. Н. Толстого « Война и мир». Огромное место в романе – эпопее уделяется великим историческим событиям. В романе дано изображение двух войн: война за границей 1805 – 1807 гг. и Отечественная война 1812 г., в которой столкнулись две силы: блестящая наполеоновская армия, покорившая пол – Европы, и весь русский народ, мужественно и стойко защищавший своё Отечество. Толстой создаёт в романе два символических характера, полностью противоположных друг другу. Это классически тщеславный Наполеон и классически демократичный Кутузов. Сегодня на уроке мы попытаемся понять, почему Толстой отрицательно относился к Наполеону и с любовью к Кутузову и соответствуют ли реальным историческим личностям эти герои в романе. В романе Толстой даёт свою оценку историческим событиям. - Как же в романе отражаются исторические взгляды Толстого? Кто, в понимании Толстого, является главной, движущей силой истории? (Сообщение учащегося.) (Вывод учителя пос. стр. 257) - Итак, Кутузов и Наполеон. Домашним заданием каждой группы было собрать и систематизировать материал о Кутузове и Наполеоне. Обратимся к истории. Историческая справка: I группа – Кутузов II группа – Наполеон - А теперь обратимся к роману « Война и мир». Как Толстой изображает личность Кутузова и его деятельность в романе? (характеристика образа Кутузова с опорой на текст романа). Обратить внимание на иллюстрацию - портрет Кутузова. - Наполеон в изображении Толстого(обратить внимание на то, как характеризует Толстой отношение Наполеона к армии, к простым солдатам, как показывает характер Наполеона, его внешние черты – иллюстрация – портрет Наполеона). - А теперь сопоставим образы Наполеона и Кутузова в романе с личностью Наполеона и Кутузова в реальной жизни, в действительности. Вывод учителя: - Контрастность образов Наполеона и Кутузова, воплощающих в себе две различные идеологии, - честолюбивую, захватническую и гуманную, освободительную, - заставляет Толстого несколько отступить от исторической правды. Общеизвестно значение Наполеона как одного из величайших полководцев мира. Но Толстой стремится показать в романе торжество гуманизма, человечности, подтверждённое самим ходом истории. И поэтому в образе Кутузова автор воплощает идеальное представление о народном полководце. - А сейчас, подводя итог проделанной вами работе, сопоставим образы Кутузова и Наполеона. Каждая группа составляет таблицу по следующим критериям оценки деятельности героев(критерии оценки записаны на доске). I группа – Кутузов II группа – Наполеон (проверка – чтение вслух и сопоставление). Слово учителя: - Отрицание величия Наполеона в романе идёт рядом с осуждением войны. Слава от завоеваний, завоевания ради славы, по мнению Толстого, бесчеловечны. Именно поэтому Наполеону противопоставлен Кутузов, истинно народный полководец, величие которого в его простоте, подлинном гуманизме. Обратите внимание на схему (ОСК Кутузов). Кутузов в 1805 году предстаёт перед нами умудрённым опытом учеником Суворова. Это именно он, Кутузов, своими правильными действиями и распоряжениями спасает русскую армию после капитуляции Макка и сдачи Вены Наполеону. Но при этом никакого сражения на чуждой русскому духу земле он проводить не хочет. Он, как могучая пружина, которая готова в любую минуту победно распрямиться, но пока постоянно сдерживается. И вот 1812 год. Отечество в опасности. Происходит подлинный взрыв полководческого таланта Кутузова. Это именно он, который не любит громких слов, посылает Багратиона задержать французов и напутствует его словами: «Благославляю тебя на великий подвиг!» Это он приказывает оставить Москву, говоря, что всё равно заставит поверить французов в силу русского оружия. Это он употребляет все силы на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений и утверждает, что Бородинское сражение было победой. Во всех своих начинаниях именно он выражает волю и дух русского народа и именно на это время приходится максимальное, победной растяжение «пружины» его полководческого дара – на 1812 год. С изгнанием врагов с территории России и вступлением русских войск в Европу, с началом европейской кампании (1813 г.) эта «пружина» Кутузова уже ослабла и снова, как в 1805 году, эта отечественная война, кроме народного значения, имела и другое – европейское. Враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать было нечего. И Кутузов умер. Вот таким был человек, который «против воли государя и по воле народа… был избран(в самые опасные для России дни) главнокомандующим. ОСК « Наполеон» - Наполеоновская тема в романе соединена с курагинской. В исторической судьбе народов Наполеон играет ту же роль, что Курагины в частной жизни людей. Но Анатоль Курагин глуп. А самое страшное, когда с таким же сердцем оказывается человек хитрый и умный, как Наполеон. Он, провозгласивший высокие идеалы равенства и братства, идеалы республики, сначала понравился своему народу и начинает триумфальное шествие по территории других государств, как бы совершая круг почёта по Европе. Но, в конце концов, он захочет абсолютной власти и погубит всю армию, в катастрофу ввергнет свой народ и заведёт в тупик. Вот такое крутое падение придётся ему пережить. А причиной всему, вглядитесь внимательно в схему – конспект, огромное «я» во всех его начинаниях, так как (обратимся к эпиграфу) «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». (Запишите в тетрадь ОСК). Слово учителя: - Тема Отечественной войны 1812 года нашла отражение и в художественной литературе – обратите внимание на выставку книг, и в других видах искусства – в живописи. Перед вами иллюстрация художника Верещагина «Конец Бородинского сражения». - Какой момент изображён на иллюстрации? Кто изображён? (Слова Наполеона зачитать). - Ещё одна иллюстрация художника Пчелко, на которую следует обратить внимание. Кто изображён на этой иллюстрации? Каким показан Кутузов? III. Итог урока. Слово учителя(значение противопоставления образов Кутузова и Наполеона, эпиграф). - Итогом нашего урока будет ваша творческая работа. Укаждой группы на столе лежит карточка с заданием. Задание вы выполняете письменно в виде сочинения – миниатюры. Первая группа отвечает на вопрос: «Действительно ли Кутузов свой, родной человек для народа?» Вторая группа: «Можно ли считать Наполеона(как и Кутузова) своим, родным человеком для народа?» IV. Проверка – чтение творческих работ. Оценки за урок. V. Дом. задание: страницы в учебнике, доработать сочинение. VI. Рефлексия. |
Урок в 8 классе по пьесе А. Вампилова «Старший сын» Урок проводится после изучения комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в гуманитарном классе по программе Кутузова А. Г | Урок исследование ( на основе художественных произведений, публицистики... Занятие предусматривает 2 урока литературы в 10 классе после изучения романа Л. Толстого «Война и мир» и предполагает комплексное... | ||
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема : Древние... Сущность, значение и соотношение между собой событий, явлений, процессов, законов и исторических закономерностей | Урок литературы и истории в 9 классе на тему: «Общественное и нравственное... Евсеева О. В., учитель русского языка и литературы лицея №24 г. Ельца Липецкой области | ||
Урок в 9 классе Тема : «Образы олонхо» Цель: Ознакомление учащихся с яркими, художественно-духовными образами героев олонхо | Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | ||
Реферат называется «Кодекс Наполеона и современное право» Кодекс Наполеона кодекс гражданского права Франции, разработанный группой юристов в начале XIX века, во время правления Первого Консула... | Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока ... | ||
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Конспект урока развития речи в 7 классе Тема: Обобщение изученного по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (по учебнику А. Г. Кутузова) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Звуки музыки волшебной…». Женские образы в музыке, литературе, живописи так назывался урок литературы в 8 «Б» классе, который мы... | Урок внеклассного чтения в 10 классе «Современная коми поэзия. Основные... Великой Отечественной войны в коми поэзии», «Тема детства в современной коми поэзии», «Тема родины в современной коми поэзии», «Пушкинская... | ||
Образ Наполеона в стихотворениях поэтов и писателей 19 века Воронежской области» конкурс «Литературный лабиринт» (Отечественная война 1812 года в русской литературе) Реферат на тему: «Образ... | Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мечание. Урок может быть проведен в 8 классе в рамках раздела «Зарубежная литература» (программа А. Г. Кутузова), в 9 классе в рамках... | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) |