«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации





Скачать 475.5 Kb.
Название«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации
страница1/3
Дата публикации03.07.2015
Размер475.5 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации
  1   2   3


Департамент культуры и архивного дела

Воронежской области
Воронежская областная универсальная научная

библиотека имени И. С. Никитина


Научно-методический отдел


«НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА,

НЕ ПОМЕРКНЕТ ПОДВИГ»
Методические рекомендации

к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Воронеж

ВОУНБ им. И. С. Никитина

2014
УДК 94 (470). 084. 8

ББК 63.3 (2) 622 я 81

Н 38

Печатается по решению редакционно-издательского

совета ВОУНБ им. И. С. Никитина

Председатель совета – Л. М. Смирнова

Редактор: Ю. М. Нененкова

Составитель: Н. Н. Савенкова

Верстка: Н.Н. Савенкова

Н38 «Не смолкнет слава, не померкнет подвиг»: методические рекомендации к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне / Воронеж. обл. универс. науч. б-ка им. И. С. Никитина ; сост. : Н. Н. Савенкова. – Воронеж : ВОУНБ им. И. С. Никитина, 2014. – 44 с.
©ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ И. С. НИКИТИНА, 2014




«Забыть о войне нельзя не только

потому, что этого требует память о тех,

кто не вернулся с фронта и не только потому,

что искренний разговор о войне –

это всегда призыв к миру.

Это еще и воспитание чувств»

/ Юлия Друнина /
Введение
Каждый день приближает нас к 70 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Семейные архивы хранят реликвии той поры: военные награды, треугольники писем, похоронки, фронтовые фотографии, именные часы и другие вещи, в которых как бы сконцентрировалась память народа. Воспоминания о военном времени родных и близких – участников фронтовых будней – продолжают передаваться из поколения в поколение.

Сохранение памяти о Великой Отечественной войне – часть основы дальнейшего развития России в XXI веке. «Память – основа совести и нравственности. Хранить память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память – наше богатство». (Д. С. Лихачев)

Память истории, сочетающаяся с чувством гордости за свою Родину, – основа достоинства нации, ее способности в реализации национальных интересов, ценностей и идеалов.

Принимая во внимание всемирно-историческое значение Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне, Президент Российской Федерации В. В. Путин 25 апреля 2013 г. подписал Указ «О ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНОВАНИЯ 70-Й ГОДОВЩИНЫ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГОДОВ».

На заседании Российского организационного комитета «Победа» были обсуждены основополагающие вопросы грядущего празднования. Особое внимание было уделено патриотическому воспитанию молодежи. Президент РФ В. В. Путин отметил: «У нас есть хорошие традиционные форматы работы с подрастающим поколением: тематические школьные мероприятия, встречи с ветеранами, возложение цветов к воинским мемориалам, но, уверен, сфера патриотического воспитания сегодня остро нуждается в новых подходах, востребованных современными людьми, современной молодёжью. В частности, предлагаю обратиться к поиску ещё неизвестных широкой публике героев Великой Отечественной войны. В военных архивах – тысячи документов об уникальных фактах, их подвигах. И мы должны постепенно год за годом извлекать из небытия эти факты, рассказывать о них, снимать фильмы, организовывать яркие акции». Президент высказал надежду на помощь средств массовой информации, киноиндустрии, историков, краеведов, хранителей музеев, архивов и библиотек.

Юбилейные мероприятия должны пройти на самом высоком уровне, глубоко и содержательно. В этот период необходимо сосредоточить усилия на создание обстановки внимания и заботы в отношении участников войны, тружеников тыла военных лет, особенно со стороны молодого поколения.

В период подготовки и празднования этого знаменательного события гражданско-патриотическое воспитание молодежи приобретает особую актуальность. Нужно организовать работу так, чтобы приближающийся праздник оставил неизгладимое впечатление в сознании молодых людей.

Весомый вклад в празднование 70-летия Победы внесут публичные библиотеки, которые в своей деятельности по воспитательной работе с молодежью руководствуются основными нормативно-правовыми документами. Это:

• Конституция Российской Федерации;

• Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечивании Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (с изменениями: от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 9 февраля 2009 г. № 12-ФЗ);

• Федеральный закон от 9 мая 2006 г. № 68-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы"»;

• Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями от: 22 августа, 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 15 апреля 2006 г., 28 февраля, 24 октября 2007 г., 10 апреля 2009 г., 31 мая, 23 июля, 29 ноября 2010 г., 1 апреля, 27 июня, 10 июля, 30 декабря 2012 г., 2 ноября 2013 г.);

• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795);

• Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях (утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551);

• Иные законодательные акты.

Нормативно-правовая и научно-методическая основы патриотического воспитания граждан нашли отражение в системе нормативных правовых актов Воронежской области, ведомственных приказов и распоряжений, документах программного характера. Так, на территории Воронежской области действуют:

• Закон Воронежской области от 27 мая 2011 года № 79-ОЗ «О проведении на территории Воронежской области работ по поиску и захоронению (перезахоранению) погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн»;

• Закон Воронежской области от 6 октября 2010 г. № 103- ОЗ (ред. от 27 декабря 2012 г.) «О патриотическом воспитании в Воронежской области»

• Закон Воронежской области от 19 октября 2009 № 126 - ОЗ (ред. от 4 декабря 2012 г.) «О памятных датах Воронежской области»;

• иные правовые акты.

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 05 октября 2010 года № 795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы"» департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области была разработана ведомственная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Воронежской области на 2012-2014 годы».

Основной целью данной программы стало создание условий для формирования у граждан Российской Федерации, проживающих на территории Воронежской области, высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, а также повышение эффективности системы патриотического воспитания граждан в Воронежской области.

Библиотека как социальный институт, располагая богатыми фондами, позволяет воссоздать пройденный нашей страной путь через книгу. Самое важное – обратиться к тем источникам, которые выступают носителями научной информации. Только в этом случае читатель получит достоверные сведения, оценит прошлое, настоящее, а значит, будет способен сделать обоснованные выводы.

Великая Отечественная война – для нас история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких.

Существует немало толкований, а порой и фальсификаций истории Великой Отечественной войны. Встречаются попытки принизить значение подвига советских людей, освободивших мир от фашизма. Что же в этой связи должны рекомендовать читателю библиотекари? – Те книги, которые говорят о войне объективно и правдиво, при этом подчеркивая гигантское значение подвига, свершенного народом.

Книги о войне – духовное продолжение реальных событий – выступают как хранители памяти поколений. Прекрасно сказал в свое время Юрий Бондарев: «Книги о войне неотразимо воздействуют на нашу память, как кровоточащие зарубки на вехах, зарубки высокого духа, которые никогда не сотрутся, не потускнеют, не исчезнут до тех пор, пока будет светить солнце и рождаться дети».

Осознавая важность книги в патриотическом воспитании юного поколения, в преддверии юбилейного года, сотрудники библиотек должны подойти к этому вопросу не просто творчески, а с большой ответственностью.

Прежде всего, следует обратить внимание библиотекаря на свою собственную патриотическую позицию. Нельзя убеждать подрастающее поколение в том, во что сам не веришь, нельзя заставлять любить то, чего сам не любишь.
Основные формы работы публичных библиотек

по популяризации знаний среди молодежи

о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
И пусть не думают,

Что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят…

(Н. Майоров)
Выставочная деятельность
Подготовку к юбилейным мероприятиям в библиотеке необходимо начать с анализа библиотечного фонда и периодики. Эта работа поможет выявить и подобрать для детей и молодежи лучшие книги о войне.

Представить нужную информацию юным читателям библиотеки по теме помогут грамотно организованные книжно-иллюстрированные выставки и проведенные у них обзоры и беседы, встречи с ветеранами войны.

В рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) предлагаем разработать и предложить своим читателям выставку-совет, цель которой – формирование патриотического сознания, любви и уважения к истории России, привлечение внимания детей и молодежи к проблеме сохранения памяти о военных событиях 1941-1945 гг.

Такая выставка может состоять из трех разделов:

В разделе «Библиотекарь – читателю» рекомендуется представить как художественные книги, так и документальные источники – справочники, энциклопедии, атласы, военные мемуары. Здесь же можно разместить незаслуженно забытые книги о войне. Раздел выставки рекомендуется дополнить фотографиями, иллюстрациями, картами.

При организации раздела «Ветераны – молодым читателям» советуем заранее обратиться в Совет ветеранов с вопросом: «Какие книги о войне Вы можете посоветовать прочесть юному поколению», а затем попросить ветеранов рассказать об этих книгах молодежи.

В разделе выставки «Молодые читатели – своим сверстникам» можно разместить отзывы школьников на книги о Великой Отечественной войне, изучаемые в рамках школьной программы. Здесь же могут быть представлены и сами издания, которые вызвали особый интерес у молодежи, где война показана не пафосно, а как величайшая народная трагедия.

Оформление такой выставки может активно использоваться как в индивидуальной работе с читателями, так и на вечерах-встречах поколений.

Наглядно раскроет тему войны оформленная в библиотеке выставка-инсталляция. В экспозицию такой выставки должны войти не только книги, но и семейные реликвии читателей (фронтовые письма и дневники, рукописи, мемуары, награды, фотографии и документы, солдатские вещи, предметы быта, сохранившиеся со времен войны). Колючая проволока, сломанная кукла, кусочек «блокадного» хлеба, черный платок, поминальная свеча, символический вечный огонь – все эти знаки-символы будут не лишними экспонатами на выставке. Все предметы и аксессуары, представленные на ней, должны способствовать более глубокому проникновению в тему войны, пониманию и восприятию представленных документов. Причем предметов и аксессуаров здесь должно быть значительно больше, чем на обычной библиотечной выставке, а книги и другие документы должны удачно вписываться в экспозицию.

Выставка одной книги сможет заинтересовать юных читателей какой-то определенной книгой о Великой Отечественной войне. Как правильно оформить такую выставку? Для этого необходимо представить разнообразный материал, который поможет раскрыть содержание этой книги и будет способствовать более глубокому ее пониманию.

Это может быть следующая информация:

• об авторе книги, его жизни и творчестве;

• об истории создания книги;

• о прототипах героев произведения, их судьбе;

• литературный анализ произведения, высказывания о нем критиков и писателей;

• рассказы известных людей и читателей библиотеки о роли этой книги в их жизни;

• об экранизации произведения; рассказы режиссера и актеров о работе над фильмом и др.

На выставке рекомендуется представить разные издания этой книги, иллюстрации, выполненные разными художниками, фотокадры из фильмов-экранизаций, ноты, кассеты с записью музыки к фильмам и т.д.

Очень важно для такой выставки правильно выбрать книгу. Она должна быть яркой, содержательной, интересной, не рядовой.

Выставка-диалог наиболее эффективна в работе библиотеки с юными читателями по популяризации знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В процесс подготовки к открытию такой выставки следует вовлечь как можно больше юных читателей. Например, предложить детям самим сочинить эпиграфы к разделам выставки.

Диалог между библиотекарем и детьми у такой выставки следует построить на вопросах, нацеливающих на:

• сопоставление прошлого и настоящего;

• осознание личной причастности каждого присутствующего к той войне;

• понимание сущности такого явления, как война;

• эмоциональный отклик современных детей.

Примерные вопросы для детей любого возраста: «Вы играли в войну? Как вы это делали?»; «Кому-нибудь из вас снилась война? Мне – да»; «Что вам снилось? Как вы думаете, почему мы, люди, не знающие войну, иногда видим ее во сне?»; «Что такое «фронт»? Как вы думаете, что самое страшное на фронте?»; «Что такое «тыл»?»; «Что нужно солдату, чтобы он хорошо воевал?»; «Как вы думаете, где было страшнее: на фронте или в тылу?»; «Что страшнее: самому погибнуть, или потерять самого близкого тебе человека?». Очень помогает проведение параллелей с современностью: «У вас когда-нибудь болели очень тяжело близкие родственники? Что вы чувствовали? А что чувствует ваша мама, когда болеете вы?»; «У кого-нибудь из вас родственники участвовали в той войне? Расскажите о них».

Выставка-дискуссия в библиотеке, посвященная Великой Отечественной войне, должна вызвать у юных читателей желание поспорить, высказать свое мнение по теме. Для этого рекомендуется представить литературу, освещающую период войны с разных точек зрения.

Наиболее эффективно раскрыть содержание темы помогут правильно подобранные формы книжной выставки:

- выставка-календарь, на которой ежемесячно представляются книги, художественные альбомы, материалы из периодики, относящиеся к основным памятным датам периода Великой Отечественной войны;

- выставка-витрина, состоящая из двух основных частей, в одной из которых демонстрируются предметные аксессуары, а в другой – книжные материалы;

- выставка-викторина предполагает наличие вопросов викторины и экспозицию литературы, с помощью которой юному читателю предлагается ответить на вопросы этой викторины. При этом следует всегда учитывать, на какую категорию читателей рассчитана выставка. Обязательно должно быть текстовое обращение к читателю с приглашением принять участие в викторине.

- выставка-вернисаж предполагает демонстрацию картин или репродукций по теме войны. Вернисаж сопровождается экспозицией литературы о событиях, изображенных на картинах, о художниках.

С выходом библиотеки в информационное пространство, наряду с книжными выставками получили широкое распространение и виртуальные (электронные) книжные выставки, что особенно привлекает детей и молодежь.

Достоинство виртуальных книжных выставок – возможность представить издания не снимая их с полки и не ограничивая время существования экспозиции. Формы представления материала виртуальных выставок разнообразны: от простых перечислений книг до мультимедийных презентаций и интерактивных книжных выставок. Предлагаем ознакомиться с технологией создания виртуальной выставки в библиотеке.

Прежде всего, создание такой выставки обязательно опирается на традиционную методику, одновременно включая новые возможности компьютерной среды. Простота работы и широкие возможности компьютерных программ (текстовой процессор Word, система подготовки презентаций PowerPoint, язык разметки Интернет-страниц HTML и др.) позволяют любой библиотеке создавать электронные выставки, доступные локально в стенах библиотеки или через Интернет.

Электронная библиотечная выставка может быть создана в формате «PowerPoint» – электронной презентации. Возможности, предоставляемые данной программой, позволяют создавать виртуальные (электронные) выставки литературы, где первый слайд представляет всю совокупность экспонируемых изданий, а все последующие – отдельные издания и/или авторов.

Алгоритм подготовки и организации электронной библиотечной выставки:

1 этап: Разработка модели электронной библиотечной выставки.

• Выберите тему вашей электронной выставки.

• Проанализируйте, какой материал будет вам необходим для организации выставки.

• Подберите необходимые вам книги и иллюстрации.

• Составьте схему выставки.

II этап: Техническая подготовка проекта.

• Проведите сканирование иллюстраций, подготовьте или отсканируйте текстовые материалы.

• Создайте на компьютере отдельную папку, в которой будут храниться ваши предварительные материалы.

III этап: Оформление работ в формате PowerPoint.

• Создайте 6 – 10 слайдов презентации самостоятельно или используя шаблоны.

• Проиллюстрируйте слайды, используя подготовленные вами материалы, а также эффекты анимации.

Виртуальные книжные выставки обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными:

• если электронная выставка размещена в глобальной сети, то для ее просмотра не обязательно находиться в библиотеке;

• возможность предоставить большее количество документов, не занимая реального пространства библиотеки;

• каждый «экспонируемый» документ можно сопроводить аннотацией (заимствовать издательскую), рефератом, копией содержания (оглавления) и/или фрагментом текста, иллюстрациями;

• просмотр документов, представленных на выставке, неограниченным количеством пользователей не грозит их сохранности;

• возможность длительного или даже постоянного функционирования;

• виртуальная выставка может быть с оригинальными графическими изображениями, анимацией и звуковыми эффектами, что особенно важно для детей и людей с ограниченными физическими возможностями;

• благодаря возможности распечатки информации, представленной на выставке, можно создать новый информационный продукт, например, библиографический указатель.

Как в традиционной книжной, так и в виртуальной выставке используются разделы, цитаты, фактографические справки об авторе или предмете, список дополнительной литературы. Возможно применение дополнительных элементов – гипертекстовые ссылки на полные тексты или фрагменты документов, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие с пользователем и т.д. Использование возможностей гипертекста позволяет акцентировать внимание на каждой книге.

Отметим, что передвижение по выставке с помощью гиперссылок требует от пользователя активного участия; он имеет возможность проигнорировать те разделы, которые не отвечают его интересам, и более глубоко познакомиться с интересующими его изданиями.

Для того, чтобы вызвать ребят на откровенный диалог, предлагаем оформить интерактивную выставку-акцию «Живая летопись войны», которая сможет рассказать о тех книгах, которые наиболее тронули сердца читателей, запомнились им и вызвали желание порекомендовать другому человеку. (Например, можно представить книги: Адамович А. «Сыновья уходят в бой», Бондарев Ю. «Батальоны просят огня», Васильев Б. «А зори здесь тихие», Воробьев К. «Убиты под Москвой», Казакевич Э. «Весна на Одере», Кондратьев В. «Отпуск по ранению», Кондратьев В. «Сашка», Шолохов М. «Они сражались за Родину», Шолохов М. «Судьба человека» и т.д.).

Из предложенного списка ребята сами выбирают книги для чтения, а потом указывают названия полюбившихся произведений, которые особенно «зацепили». Информацию с названием лучшей, по их мнению, книги о войне прикрепляют на специальный планшет, размещенный в библиотеке.

В рамках подготовки к празднованию 70-летней годовщины со дня Великой Победы предлагается библиотекам попробовать создать цикл виртуальных выставок, посвященный поэтам – участникам Великой Отечественной войны, чьи юбилеи будут отмечаться в 2015 году. (Например, 100 лет со дня рождения М. Алигер, 105 лет со дня рождения О. Берггольц, 115 лет со дня рождения М. Исаковского, 95 лет со дня рождения Д. Самойлова, 105 лет со дня рождения К. Симонова и т. д.).

Таким образом, выставочная деятельность в библиотеке по популяризации знаний среди молодежи о Великой Отечественной войне направлена на решение воспитательной задачи, где чрезвычайно важен правильный отбор фактического материала. Профессиональный долг библиотекаря – рекомендовать именно ту литературу, которая формирует патриотическое мировоззрение.
Программно-проектная деятельность
Программно-проектная деятельность является одним из основных методов планирования позитивного развития библиотек, её активизация позволяет создавать и осваивать новые информационно-библиотечные технологии, эффективно использовать библиотечные ресурсы, активно взаимодействовать с органами власти, общественностью и партнёрами. В связи с этим вся программно-проектная деятельность библиотеки направлена на повышение ее статуса, на развитие у населения потребности в чтении и возможности приобщаться к культурным ценностям.

В рамках подготовки и проведения юбилейных мероприятий к 70-летию Великой Победы рекомендуется составить и утвердить программу, куда

войдут: встречи ветеранов с молодежью, различные акции, сбор материала по воспоминаниям ветеранов и тружеников тыла, формирование поисковых патриотических клубов и кружков при библиотеках, а также организация детского и молодежного волонтерского движения помощи ветеранам.

Организация встречи ветеранов с молодежью

Сейчас, готовясь ко Дню Победы, недостаточно просто пригласить для выступления ветерана или другого свидетеля военных событий 1941-1945 гг.

Во-первых, ветеранов, способных выступать перед аудиторией, осталось очень мало, и, значит, надо находить другие возможности для освещения истории войны, например, приглашать на мероприятия детей войны.

Во-вторых, несколько лет назад почти у каждого школьника был свой дедушка – участник войны, ребенок слышал его рассказы и был готов воспринимать воспоминания другого дедушки с фронтовыми наградами на груди. Сейчас, если к детям просто привести ветерана, большинство из них не поймет, о чем он говорит.

Если вы разыскали такого человека, желающего выступить перед ребятами, к встрече нужно готовить и аудиторию, и его самого.

Перед проведением мероприятия с молодежной аудиторией надо встретиться заранее, порекомендовать книги соответствующей тематики, дать разъяснения военной терминологии.

С ветераном необходимо обсудить сценарий его выступления, особенности аудитории, выделить для восприятия боевые эпизоды. Очень хорошо, если у гостя есть фотографии. Современные дети – носители виртуальной культуры, и когда им подробно рассказывают о том, что отразилось на фронтовых снимках, это находит отклик в их сознании. А дело библиотекаря – дополнить выступление своими комментариями - в каком году это было, как вписывается то или иное событие в историю войны.

Сегодняшнее поколение пока еще имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы о боевых и трудовых подвигах живых свидетелей того времени.

В дни подготовки к Победе в Великой Отечественной войне особенно актуальной будет проведение акции «Напиши письмо ветерану». При проведении подобных мероприятий библиотекам необходимо работать в тесном контакте с органами муниципальной власти, общественными организациями ветеранов Великой Отечественной войны, местными Домами престарелых (Домами ветеранов), патриотическими, историко-краеведческими и поисковыми клубами, военкоматами, участниками военных действий в Афганистане, Чеченской народной республике.

В дни проведения акции детям можно предложить подготовить необычные подарки ветеранам - полевые письма - со словами благодарности и добрыми им пожеланиями. Но прежде всего, надо рассказать подрастающему поколению о важности писем военных лет, о бесплатной полевой почте. О том, что полевые письма писали химическим карандашом на колене, на пне, на подручных вещах. Текст писался от души и с новостью, что у солдата всё в порядке, что он живой. Письма писали мелким почерком на всей поверхности, кроме места, где необходимо было заполнять адрес получателя, отправителя и оборотной стороны этого треугольника. А они определялись только после складывания по несложной схеме. Заклеивать полевое письмо запрещалось, чтобы оно было доступно военным цензорам.

Такой солдатский треугольник мечтал получить каждый, а вот писем в конвертах люди боялись, так как в них присылались похоронки. (Более подробную информацию о том, как оформить полевое письмо можно узнать на странице http://festival.1september.ru/articles/576869/ )

Публичные библиотеки могут организовывать походы в Дома ветеранов с концертами, подготовить для них сувениры, поздравления с памятными и юбилейными датами. При этом библиотекарям необходимо наладить индивидуальную работу с юными читателями, с их семьями, со школой.

Положительный воспитательный заряд для молодежи несут организованные в рамках юбилейных торжеств мероприятия: круглые столы, уроки мужества, совместный просмотр и дальнейшее обсуждение с ветеранами фильмов о Великой Отечественной войне (см. Приложения), презентации книг, читательские конференции. Самое главное – обратиться к тем книгам, которые позволяют воссоздать пройденный нашей Родиной путь и учат жить молодое поколение честно и достойно. Нельзя забывать о прошлом, воспитывая будущее.

Организация работы по созданию сборника воспоминаний ветеранов о Великой Отечественной войне.

Ветеранов войны с каждым годом становится все меньше. В целях увековечения и пропаганды героических подвигов народа в Великой Отечественной войне библиотекам рекомендуется вести работу над созданием сборника воспоминаний ветеранов и их близких. Такая работа может проводиться в рамках разработанных библиотечных проектов.

Предлагаем разработать проект «Войны не видели, но знаем…», идея которого – создание детской рукописной книги. На ее страницах школьники запишут невыдуманные истории героической жизни их прабабушек и прадедушек, представят подлинники документов времен Великой Отечественной – военных билетов, наградных удостоверений, именных списков бойцов, краснофлотских книжек, памяток партизана, фрагментов статей из газет, собственные рисунки, стихи. Помощь юным авторам в создании книги могут оказать родители, бабушки и дедушки, учителя. По результатам творчества школьников в библиотеке можно провести презентацию рукописной книги в виде «живой газеты», где юные читатели представят в краткой форме информацию о каждом ветеране, и его заслугах в годы Великой Отечественной войны.

Рекомендуем также разработать проект, где главные участники – дети и молодежь – смогут создать архив видео- и аудиозаписей воспоминаний участников войны о реальных событиях того времени. В рамках проекта в библиотеке можно организовать обучающие семинары по сбору и хранению информации. Такой архивный материал может быть в дальнейшем использован не только библиотеками, но и образовательными учреждениями, школьными музеями и другими организациями для проведения патриотических акций и мероприятий.

Формирование поисковых патриотических клубов и кружков при библиотеках

В Воронежской области с 2000 года осуществляет свою деятельность региональная общественная организация «Историко-патриотическое поисковое объединение «Дон», которая занимается поиском останков военнослужащих и других погибших граждан, установлением их личности, ведёт пропагандистскую и просветительскую деятельность в области решения задач по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества. Рекомендуем муниципальным библиотекам области наладить связь с поисковыми отрядами объединения и создать на базе библиотеки поисковый кружок или патриотический клуб для детей и подростков, который в дальнейшем поможет сформировать у подрастающего поколения осознанное отношение к прошлому, настоящему и будущему Родины, развить и углубить знания об истории родного края и славных подвигах предков. В рамках работы клуба, прежде всего, необходимо познакомить молодежь с историей родного края, рассказать им о боевых подвигах земляков. Ребята научатся работать с архивными документами, базами данных «Мемориал», «Память народа» (см. Приложения) под руководством опытных поисковиков.

Также надо постараться вовлечь молодежь в процесс сбора сведений о местных жителях, родственниках, прославивших свою Родину, о военнослужащих, оказавшихся в плену, пропавших без вести, чтобы пополнить экспозиции местных историко-краеведческих музеев.

В рамках заседания клуба библиотекарям, как главным организаторам и координаторам, рекомендуется проводить культурно-просветительские и образовательные мероприятия, конференции и семинары, круглые столы, разрабатывать социально значимые проекты.

Поисковая деятельность, участие в походах по местам боевой славы поможет детям и подросткам по-иному взглянуть не только на события Великой Отечественной войны, но и на собственную жизнь.

Организация детского и молодежного волонтерского движения помощи ветеранам (возрождение «тимуровского» движения»)

Забота о ветеранах и участниках Великой Отечественной войны всегда была первоочередной задачей российского государства. Но проявление внимания и участия в делах людей, прошедших войну, должны стать обязанностью не только государства, но и каждого гражданина нашей страны, особенно молодежи.

Деятельность тимуровцев во все времена имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение. В годы Великой Отечественной войны «тимуровское» движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше 2 млн. человек. В Воронежской области в 1942-1943 гг. свыше 50 тысяч школьников были объединены в тимуровские команды. Важнейшими участками своей деятельности они считали контроль над состоянием дорог, по которым подвозились к фронту боеприпасы, дежурство в госпиталях, где они писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы.

После Великой Отечественной войны в ряде регионов тимуровское движение было сохранено, а с 2009 года было инициировано новое Всероссийское детско-юношеское и молодежное тимуровское (добровольческое) движение по направлению «Тимуровцы информационного общества», призванное способствовать развитию волонтерского движения в помощь социально-незащищенным группам граждан в информационном обществе.

На сегодняшний день в Воронежской области назрела необходимость возродить «тимуровское движение», основанное на волонтерском, добровольческом начале. Такая работа нужна, ведь престарелым людям даже малая помощь, теплая беседа согреет их сердца, поможет вселить веру в завтрашний день. Добровольная помощь тем, кто в ней нуждается, – достойное и важное занятие. «Если тебе случится сделать что-нибудь хорошее, сделай», – таким было главное правило Тимура. И хочется верить, что этому девизу будут следовать сегодняшние девчонки и мальчишки.

Именно поэтому на базе публичной библиотеки необходимо создавать тимуровские отряды, которые будут проводить благотворительные и трудовые акции по оказанию посильной помощи ветеранам войны и труда.

Такое движение поможет организовать разумный и созидательный досуг детей и будет способствовать воспитанию их в духе национальных морально-нравственных ценностей: патриотизма, чувства милосердия, сострадания и взаимопомощи, стремления трудиться на благо ближних.
Особенности проведения мероприятий с детьми
Библиотечное обслуживание дифференцировано в зависимости от возраста читателей.

Для каждого возрастного периода школьников характерны свои закономерности чтения, особые проявления различных читательских качеств.

Предлагаемые формы призваны помочь библиотекарям в организации и проведении мероприятий в соответствии с вышеуказанной тематикой с учетом профессионального мастерства библиотекаря, уровня подготовки детей и молодежи.

Работа с детьми 6 – 10 лет

У детей 6 – 10 лет доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, друг другу. Поэтому библиотекарю важно через слово, образ, иллюстрации, развивающие игры, инсценировки создать благоприятные условия для эмоционального восприятия детьми информации о памятных датах российской истории. Главными формами проведения мероприятий могут стать: рассказ, беседа, игра-путешествие, очная и виртуальная экскурсии с применением мультимедийных средств, в ходе которых рекомендуется использовать развивающие тесты, занимательные вопросы, а также организовать викторины и конкурсы.

В рамках празднования 70 - летия Победы в Великой Отечественной войне рекомендуем проведение мероприятий, которые должны обязательно соответствовать возрасту детей:

- встреча-чествование ветеранов войны «Земной поклон Вам, герои Победы», «Поклонимся великим тем годам»;

- беседы «Мир и война глазами детей», «С чего начинается память о войне», «Далекой войны солдат…»;

- викторина «Знаешь ли ты юных героев Великой Отечественной войны?», «Галерея портретов полководцев», «Города - герои»;

- посещение мемориальных комплексов;

- заочные путешествия с просмотром видеофрагментов или репродукций «Дорогами войны», «Перелистывая страницы истории», «Там, где была война», «Искусство, опаленное войной»;

- конкурсы чтецов «Их подвиг будет жить в веках», «Память о героях священна», «Никто не забыт, ничто не забыто»;

- конкурсы рисунков «Мир глазами детей», «Миру - мир», «Нам не нужна война», и т.д.

Работа с детьми 11 – 15 лет

С детьми 11 – 15 лет рекомендуется проводить мероприятия, нацеленные на решение как познавательных, так и воспитательных задач. При этом целесообразно использовать активные технологии: проблемные вопросы, познавательные задачи, игровые приёмы, театрализованные представления, практико-ориентированные ситуации и т.п. Эффективной формой работы могут стать виртуальные и очные экскурсии, интеллектуальные игры, компьютерные презентации самих детей и т.д. Выбор указанных форм определяется поставленными целями, возрастом детей и подростков, техническими возможностями библиотеки. В процессе мероприятия возможно постоянное обращение к репродукциям картин, картам, схемам и другим наглядным пособиям, которые необходимо заранее подготовить для данного мероприятия.

В библиотеке с детьми 11 – 15 лет можно провести:

- викторины, конкурсы, блицтурниры, способствующие формированию знаний о Великой Отечественной войне, о подвиге защитников нашей страны.

- выпустить боевой лист, стенгазету;

- создать историческую карту или карты-схемы;

- провести обзор сообщений детей с использование мемуарной литературы;

- рассказы по воспоминаниям родственников, знакомых о том, в каких условиях жили люди военных лет, как выглядело их жилище, гардероб, кухня коммунальной квартиры, как они питались, проводили досуг, какое впечатление производили на них письма с фронта, рассказы участников строительства оборонных рубежей;

- сообщения школьников о походах, поездках или экскурсиях по местам боевой славы;

- провести конкурс творческих работ школьников: рисунков, антивоенных лозунгов, сочинений, эссе, интервью;

- конкурс чтецов;

- просмотр и обсуждение хроникально-документальных и художественных фильмов, посвященных Великой Победе;

- компьютерные презентации: «Детство, опаленное войной», «История войны в судьбе моей семьи»;

- представления визиток-портретов «Боевой путь моего дедушки, прадедушки», «Моя бабушка, прабабушка в годы войны»;

- литературно-музыкальные гостиные «Поэзия войны священной», «Ради мира на Земле»;

- организовать выставки, тематические экспозиции художественно-публицистических изданий, посвященных героическим событиям истории.

При организации подобных мероприятий следует обратить внимание на необходимость интернационального воспитания школьников, так как Победа в Великой Отечественной войне является подвигом многих народов, сплотившихся не против немецкой нации, а против фашизма.

Работа с молодежной аудиторией от 16 лет и старше

В работе библиотеки с молодежью, как известно, акцент делается на проблемный, диалоговый характер, значительное внимание уделяется дискуссионным вопросам, которые неоднозначно воспринимаются и оцениваются в литературе и общественных кругах, что, в свою очередь, диктует необходимость применения активных методик и технологий, поисково-исследовательских подходов в работе библиотек.

Эти особенности необходимо учитывать при организации мероприятия для молодежи по соответствующей проблематике.

Формами работы на мероприятии с молодежной аудиторией могут быть:

- брейн-ринг: «Встреча с подвигом»; «Современные проблемы распространения фашизма в мире и его проявление в нашей стране»,

- философский стол «Выполняя интернациональный долг», «Роль личности в истории страны», «Антинационалистические движения в современной истории»;

- диспуты: «Что такое Родина? Как связаны между собой понятия «Родина» и «патриотизм»?», «Почему важно хранить память о знаменательном событии прошедшей войны и тех, кто приближал «праздник со слезами на глазах?», «А должен ли я быть верным своей Родине? В чём это должно проявляться?»;

- фотовыставки «Города-герои»;

- презентация фотолетописи «И помнить страшно, и забыть нельзя».

На основе осмысления молодежной аудиторией исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне, вклада СССР в разгром фашизма во Второй мировой войне необходимо создавать условия для воспитания гражданственности, патриотизма, развития мировоззренческих убеждений подрастающего поколения, расширения его социального опыта, развития способностей сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определения личностного отношения к истории Великой Отечественной войны.

Библиотека, как социальный институт, используя библиотечные формы и методы, объединив усилия различных организаций и учреждений, может и должна влиять на духовно-нравственное становление личности, воспитывать настоящих патриотов. Патриотизм – понятие вечное.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы факты нашей истории, 9...
«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации iconЧеловек – легенда, а втор величайших открытий
Тихая, скромная женщина, которой досаждала ее слава. Нежная и преданная мать для своих дочерей. Почетный член 106-ти различных научных...
«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации iconМетодические рекомендации к изучению курса «Обществознание 10-11кл»....
Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под ред. Л. Н. Боголюбова
«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Бузулук, 2012
Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования
«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению дипломных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов Московской банковской школы
«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов
«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические...
Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет
«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов
«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации iconМетодические рекомендации
Мандриков В. Б. Методические рекомендации для студентов по написанию рефератов с физкультурно-оздоровительной тематикой Волгоград,...
«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Международное частное право»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск