Скачать 494.1 Kb.
|
Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта Омский государственный университет путей сообщения ОмГУПС (ОмИИТ) Институт менеджмента и экономики Кафедра «Связи с общественностью» УТВЕРЖДАЮ Директор Института менеджмента и экономики (ИМЭК) _________________С.А. Ветров «__» _________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине «Социология» для студентов по направлению 030600.62 – журналистика Курс II Семестр IV Зачет - Экзамен IV семестр Аудиторные занятия всего 36 ч Из них: Лекции 18 ч Практические (семинарски) занятия 18 ч Курсовая работа - Самостоятельная работа студентов всего 18 ч Всего часов трудоемкости по дисциплине 54 ч Омск 2010 Составители рабочей программы: К.ф.н., старший преподаватель ______________ Д.В. Конишевский . Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол №_______ от «___» ________________________20___г. Заведующий кафедрой «___» _______ 2000__г. ________________ С.А. Ветров Рабочая программа одобрена методической комиссией ИМЭК ОмГУПС «__» _________________________ 20__ г. Председатель МК ИМЭК ________________ В.П. Шпалтаков ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Цель курса социологии состоит в том, чтобы дать студентам знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания; помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций; способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований. Задачи изучения курса включают в себя
Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины. Студент должен владеть основными теоретическими и практическими принципами работы журналистика. Место и роль дисциплины как составной части образовательно-профессиональной ступени высшего профессионального образования. Курс ставит своей задачей изучение новейших тенденций развития «Социология». В результате изучения дисциплины студент должен: В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- теоретико-методологические истоки современного социологического знания; - виды социальных процессов, факторы социального развития; - особенности социологического подхода к анализу личности, факторы ее формирования в процессе социализации;
- анализировать современные социальные процессы и явления; - использовать усвоенный материал для получения нового знания.
- основами социологического анализа; - навыками написания всех форм записей – планов, конспектов, докладов, рефератов, фиксированных выступлений. Формы работы студентов: - прослушивание лекций; - участие в дискуссиях на семинарах; - чтение теоретических и эмпирических текстов к каждому семинару; - доклады на семинарах; - работа в малых группах на семинарах; - домашняя контрольная работа по обработке заданного эмпирического материала и его интерпретации с помощью изучаемых категорий; - домашнее задание в виде эссе; - формализованный тест. Виды контроля. Текущий: - ответы на вопросы преподавателя на семинарах; - два письменных опроса. Промежуточный: - контрольная работа; Итоговый: - формализованный тест. Методика формирования результирующей оценки.
Тематический план
Темы и краткое содержание Тема 1. Социология как наука. Социология - термин, образованный путем слияния двух корней из разных языков: sociestas (лат. - общество) - и logos (греч. - знание, учение). Социология - наука (знание) об обществе. Наука социология возникает как ответ на потребности общества в знаниях о социальных явлениях, процессах, законах развития, которые характеризуют европейское общество XIX века. Это период Великой французской революции, период коренного общественного преобразования в Европе, формирование новых социальных отношений, роста производственных сил, технических революций, формирования нового общества, нового мышления людей. Тема 2. Общество как система. Исходным в понимании общества является представление об организованном сознательном труде человеческих сообществ, осуществляемом в целях создания условий, необходимых для жизни и развития людей. Общество (социум) можно определить как совокупность всех способов и форм взаимодействия и объединения людей. И в этом широком смысле общество включает в себя все, что отличает это новообразование от космически-природных явлений, позволяет рассматривать созданную человеком реальность как особую форму движения материи, как социальность, социальное начало. Тема 3. Социологическое понимание культуры. Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие «культура» фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей. Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура). Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида. Тема 4. Социальные институты. Социальные институты являются основными структурными единицами общества. Они возникают, функционируют при существовании соответствующих общественных потребностей, обеспечивая их реализацию. При исчезновении таких потребностей социальный институт перестаёт функционировать и разрушается. Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т.д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. Тема 5. Социальные движения. Социологи XIX в. рассматривали социальные движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений. Другими словами, социальные движения должны способствовать нововведениям в различных сферах социальной жизни. Современные социологи, однако, считают, что социальные движения представляют собой усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Например, Р. Тернер определяет социальное движение как «совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе». Тема 6. Социальные организации. В повседневной практике часто используется понятие «организация» причем в него вкладывается самое различное содержание. Существует множество определений организаций, из которых обычно выделяется концепция организации как рациональной системы, или системы, направленной на достижение цели. Организации – это, прежде всего, социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей. Каждая организация целесообразна в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы для достижения общего для нее результата во вполне определенной области человеческой деятельности. Кроме того, организации - это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов. Они ясно точно сформулированы и охватывают все роли и ролевые связи, предписывают ролевые действия независимо от личностных качеств индивидов, занимающих те или иные позиции в структуре организации. Тема 7. Социология личности. Личность - это, во-первых, системное качество индивида, объясняющееся его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, субъект и продукт социальных отношений. В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты. Биогенный компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций. Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида. Социогенный компонент состоит из следующих элементов: объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже); способности к творчеству, знания, навыки; степень овладения культурными ценностями общества; нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность; способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной деятельности, досуге - словом, в образе жизни. Тема 8. Социальные группы. Социальная группа — объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Признаки социальной группы: 1) наличие внутренней организации; 2) общая (групповая) цель деятельности; 3) групповые формы социального контроля; 4) образцы (модели) групповой деятельности; 5) интенсивные групповые взаимодействия. Тема 9. Социология масс. Масса - это аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации. В массе нет никакого корпуса обычаев и традиций, никакого устоявшегося набора правил или ритуалов, никакой организованной группы установок, никакой структуры статусных ролей и никакого упрочившегося умения. Тем не менее, массовое поведение это совокупность индивидуальных линий поведения, и оно может оказывать значительное влияние на общество. Если индивидуальные линии сходятся, то масса становится могущественной силой. |
Рабочая программа по дисциплине «Организационная культура сми» для... Рабочая программа составлена на основании гос впо направлению 030600 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики) | Рабочая программа по дисциплине «Психология» для студентов по направлению... Рабочая программа составлена на основании гос впо направлению 030600. 62 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики) | ||
Рабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов... Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 – «журналистика» (квалификация бакалавр) | Рабочая программа по дисциплине «Религиоведение» для студентов по... Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600 – «Журналистика» | ||
Рабочая программа по дисциплине «Современная пресс-служба» для студентов... Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики) | Рабочая программа по дисциплине «Основы рекламы и паблик рилейшинз»... Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики) | ||
Рабочая программа по дисциплине «Общественное мнение и способы его... Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 – «Журналистика» (квалификация бакалавр) | Рабочая программа по дисциплине «Социология журналистики» для студентов... Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г | ||
Рабочая программа по дисциплине «Техника магнитной видеозаписи. Цифровые... ... | Рабочая программа по дисциплине «Современный русский язык» для студентов... ... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Интернет-журналистика» для студентов... ... | Рабочая программа по дисциплине «Журналистика в Интернет» для студентов... ... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Реклама в сми» для студентов по... Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600– «журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики) | Рабочая программа по дисциплине «Драматургия массовых мероприятий... Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600 – «журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики) | ||
Рабочая программа по дисциплине «Основы информационного маркетинга»... Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600. 62 – журналистика (квалификация журналист) | Рабочая программа по дисциплине «Психология журналистики» для студентов... ... |