Скачать 62.49 Kb.
|
Тема: Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого. Цель: продолжить знакомство с героями Л. Н. Толстого по роману «Война и мир». создать условия для формирования у учащихся образа Наташи Ростовой – любимой героини Толстого; создать условия для развития познавательных процессов по образу Наташи, логики мышления, внимания; создать условия для воспитания нравственных и эстетических качеств учащихся через образы героев романа Толстого. Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману, грамзапись «Лунная соната» Бетховена, кадры из фильма «Война и мир», «Первый бал Наташи». Ход урока. I. Вступительное слово учителя.
Ходит темной аллеей Болконский, задумчивый, бледный. У Наташи Ростовой распахнуто в полночь окно. И никто не тревожит колокольчик на дереве бедных, словно граф – правдолюб из усадьбы уехал давно… Вместе с солнцем встает этот пахарь – писатель России, и, как солнце, несет нам и свет, и тепло, и добро. Это стихотворение написано не профессиональным поэтом, но строки его затрагивают самые сокровенные струны души. Мы продолжаем разговор о героях романа Л. Н. Толстого, чьи судьбы, по словам критика Богарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих». Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова, тема урока « Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого». (Цель – называю цели, и перед учащимися ставлю проблему: «Сам автор «Войны и мира» утверждал: женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнском призвании». А талантливая писательница 60-х годов 19 века Цебрикова упрекала Наташу в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации. Кто прав – автор романа или критик?».
(Татьяны Лариной, «Турнгеневские девушки», Вера Павдовна из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»).
(Идеал Тургенева и Чернышевского – свободная женщина это сильная натура, она романтична и т.д.)
(Наташа - идеал писателя)
(«Диалектика души»). 3. Слово учителя. Итак, чтобы лучше и глубже понять «диалектику души» Наташи обратимся к страницам романа. 4 . Первая встреча с Наташей. (портрет Наташи на мониторе). Учащиеся зачитывают портретную характеристику, описание ее поведения. Учитель. В чем, по – вашему, прелесть героини, ее обаяния? (13-я девочка, некрасивая, но обаяние – в простоте, естественности, непосредственности). На мониторе иллюстрация художника Шмаринова «Дети Ростовых». Учитель: Согласны вы с трактовкой образа Наташи у Шмаринова? Удалось ли художнику передать то, что думает о ней писатель? (Наташа – какая-то своя, близкая автору, она «порох», переполнена жаждою жизни). 5. Вторая встреча с Наташей . Отрадное- имение Ростовых. Приезд князя Андрея (т. 2, ч.3. гл. II) . «ему начинать ничего не надо … он должен доживать свою жизнь.… Но, вдруг… увидев Наташу, счастливую, жизнерадостную, подумал: « Чему она так рада?» Чтение отрывка «Ночь в Отрадном» (т.2, ч.3, гл. II) (Звучит «Лунная соната» Бетховена). 6. Учитель. Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по–новому чувствовать, ощущать жизнь. А на нас разве этот мир не оказывает своего влияния? Соприкасаясь с ним, не становимся ли мы чище, лучше добрее? Каким нравственным критерием оценивает Толстой своих героев? (Оценивает одним: близость к народу, природе. Не видим ни Элен, ни Жюли, ни Анну Павловну среди лугов, в поле. Они словно застыли в неподвижности). 7. Эпизод «У дядюшки» (На мониторе иллюстрация « У дядюшки». Читаем сцену пляски: т. 2, ч. 4, гл. VII) (Здесь раскрывается главная идея писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. «Сущность ее жизни – любовь», - пишет Толстой. Любовь определяет ее жизненный путь и тогда, когда она только живет, ожидая ее, и тогда, когда становится женой и матерью). Учитель: - Первый бал Наташи, - это мои любимые страницы в романе. Почему? Когда я перечитываю их, живо всплывает в памяти бал первый в моей юности. В Наташиных тревогах я узнаю себя. Ожидание его, желание быть приглашенной и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймет тебя. В жизни Наташи стал Пьер. (Просмотр кадров из фильма «Война и мир» «Первый бал Наташи») 8. Беседа по вопросам:
(Не посмел ослушаться отца, или не захотел? Он не был уверен в любви Наташи, чувства ее его не интересовали. Гордость Болконских и простота Ростовых несовместимы. Поэтому и автор не смог оставить их вместе. Тяжело Наташе в разлуке). 9. Чтобы лучше ребята поняли это, прочувствовали, звучит инсценировка стихотворения Кочетова «С любимыми не расставайтесь» в исполнении юноши и девушки 10 класса. 10. Почему Наташа увлекается Анатолием Курагиным? (Полюбив, желает счастья сейчас, он должен быть рядом, любить каждую минуту, быть любимой - единственная ее потребность. 11. Как расцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее? (Она не схема, а живой человек, а ему свойственно ошибаться, она сама судит себя, она беспощадный судья себе). 12. Чтобы проследить дальше течение реки жизни Наташи обращаемся к эпизоду «У постели умирающего князя Андрея» (На мониторе иллюстрация Шмаринова) (Создавались в годы Вов. И в горе Наташи увидел художник горе женщин, теряющих на войне своих близких и что всем женщинам присуще – милосердие.) 13. Что же возрождает Наташу к жизни? (одинока, но гибель брата «Новая рана», вызвала Наташу к жизни, побеждает любовь к людям, быть рядом с ними). 14. Учитель. Докажите, что Наташа Ростова – это настоящий русский характер, настоящая русская душа. (хорошо относятся дворовые, она могла понять все, что было в русском человеке, но русскому характеру свойственен глубокий патриотизм). ( Чувство к родине, отдавать подводы раненным, отношение к природе, простота, доброта, естественность. Наташа соответствует тем критериям, которыми оценивает Толстой своих героев. Они – живые люди, а не застывшие мумии с красивыми масками вместо лица. Такова Ростова). Слово учителя. Прежде чем начать разговор об эпилоге, хочу вспомнить о том, как еще в задуманном романе о вернувшемся с каторги декабристе Толстой хотел показать мужем и женой Пьера и Наташу (но у нх была другая фамилия – Лабазовы), и что с первых сраниц работы над романом «Война и мир» автор знал, что они предназначены друг для друга. На мониторе иллюстрация Шмаринова «Пьер в детской», звучит краткий пересказ эпилога. Учитель. Вот мы и подошли с вами к решению проблемного вопроса, поставленного в начале урока: Кто же прав Цебрикова, упрекавшая Наташу в отсутствии стремления к эмансипации, или Толстой? (Многие ребята, полюбившие Наташу, все-таки осудили ее зп то, что она опустилась не заботилась о свой внешности). К чему пришла героиня? Чего добилась в жизни?
Наташа Ростова много пережила. Душевные страдания, конечно, изменили ее внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанным. Да, женщина, которую мы видим в конце романа, безразлична к проблеме женской эмансипации. Л. Н. Толстой показал нам Наташу и в прекрасный период ее жизни, когда важнее ребенка для нее нет ничего. А ее отношение к мужу? Он для нее – самый лучший, самый честный и справедливый. А ведь Пьер, может быть, выйдет «взявшись рука с рукою с теми, которые любят добро», на Сенатскую площадь. И мы не сомневаемся в том, что Наташа, оставив все, поедет за ним в Сибирь. Конечно, мы не во всем согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.
Сочинение – миниатюра «Мои впечатления об уроке, посвященном Наташе Ростовой». |
Тезисы комментарии Наташа Ростова – любимая героиня Толстого, поскольку она, во-первых, проходит эволюцию (физическую и духовную); во-вторых, ощущает... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Л. Н. Толстого «Война и Мир», и меня очень вдохновила главная героиня – Наташа Ростова. Еще в нашей школе проходил тематический вечер... | ||
Реферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина» Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В. Распутина, образец эссе, написанный учителем, телевизор (кадр из фильма «Война и мир» Наташа Ростова в дверном проеме) | ||
Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого На прошлом уроке мы с вами знакомились с биографией Л. Н. Толстого, с этапами творческого пути писателя | Урок по творчеству Л. Н. Толстого Жизнь. Творчество, Личность Л. Н. Толстого. Цель урока Воспитывать у ребят эстетический вкус и интерес к ранним произведениям Л. Толстого | ||
Урока английского языка. Учитель: Дмитриева А. И. Тема: Какая ваша любимая пора года? ... | «Кодекс здоровья Л. Н. Толстого» «Музыка в детстве и юности Л. Н. Толстого» Нынешний год необычный. Он проходит под знаком Л. Н. Толстого – вселенского мудреца, великого мыслителя, по праву занявшего одно... | ||
Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | Тема: Жизнь Л. Н. Толстого. Цели: Создать условие для успешного усвоения... Базовый учебник: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 3 | ||
Урок по литературному чтению в 4 классе Тема: Образ природы в произведениях А. К. Толстого Цель Цель: Сформировать представления учащихся об образе природы в произведениях А. К. Толстого | Об итогах заочного тура XI районной научно- практической конференции имени Л. Н. Толстого Л. Н. Толстого, посвященной творчеству Г. Р. Державина, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова, А. Н. Островского, В. Г. Короленко, М. М.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наглядные пособия и оборудование: портрет Л. Н. Толстого работы художника И. Е. Репина (1887) и другие портреты писателя; выставка... | Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование... Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» | ||
1. му «Управление образования Администрации г. Ростова-на-Дону» Ростова-на-Дону» и постановлением Мэра города от 22. 07. 2003 г. №1540 «Об утверждении «Положения о механизме формирования, представления,... | Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону Гкоу ро школы-интерната VIII вида №42 г. Ростова-на-Дону, почетный работник общего образования РФ |