Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону





НазваниеШкола-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону
страница1/19
Дата публикации05.09.2014
Размер2.81 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТВОСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области

специальное (коррекционное) образовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида № 42 г. Ростова – на – Дону

(ГКОУ РО школа-интернат VIII вида № 42 г. Ростова – на – Дону)

Организация обучения детей

с выраженным интеллектуальным

недоразвитием

2011г

г.Ростов-на-Дону

Сборник подготовлен государственным казенным образовательным учреждением Ростовской области специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школой – интернатом VIII вида № 42 г. Ростова – на – Дону при участии отдела специального образования и социально-правовой защиты детства министерства общего и профессионального образования Ростовской области, отдела учреждений социальной поддержки детства и специального (коррекционного) образования ГБОУ ДПО «РИПК и ППРО» и Центра модернизации общего образования Ростовской области ГБОУ ДПО «РИПК и ППРО»



Составители:

Богданова И.Ю.-

директор ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону, почетный работник общего образования РФ

Шкарупа О.П.-

заместитель директора по учебной работе ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону, почетный работник общего образования РФ

Безрякова О.Н.-

главный специалист отдела специального образования и социально-правовой защиты детства министерства общего и профессионального образования РО

Коптенко Г.В.-

начальник отдела учреждений социальной поддержки детства и специального (коррекционного) образования ГБОУ ДПО «РИПК и ППРО», заслуженный учитель РФ

Печкурова О.В.-


методист Центра модернизации общего образования РО ГБОУ ДПО «РИПК и ППРО» 

Руководители:




Серов П.Н. -

начальник отдела специального образования и социально-правовой защиты детства министерства общего и профессионального образования РО, кандидат психологических наук

Иванова Н.Б. -

директор Центра модернизации общего образования  РО ГБОУ ДПО «РИПК и ППРО» 


СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Актуальность создания сборника




  1. Особенности образовательной среды ГКОУ РО школы –интерната VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону




  1. Перечень нормативно-правовых документов




  1. Программно-методические материалы и учебные программы для обучения детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием



  1. Полезные интернет -ресурсы




ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагменты рабочих программ для детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием (из опыта работы)












  1. Актуальность создания сборника

Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория детей с ограниченными возможностями здоровья. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3 % от общей детской популяции. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости градируются по трем степеням: легкая, выраженная (умеренная) , глубокая (тяжелая) / ранее назывались : дебильность, имбецильность и слабоумие (идиотия)/. Дети с лёгким недоразвитием интеллекта (дебильностью), составляют 70-80 %, с выраженным недоразвитием (имбецильностью) - 20-25 % и с глубоким недоразвитием интеллекта ( слабоумием /идиотия/) - около 5 % всех случаев умственной отсталости. Таким образом, дети-имбецилы составляют около 0, 7 % от детского населения. Наиболее изученной в науке оказалась категория детей с лёгкой степенью снижения интеллекта, обучающихся в специальных коррекционных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Имбецилы, из-за тяжёлого недоразвития познавательной деятельности, а также достаточно отчётливо выраженных физических и психических нарушений ранее считали необучаемыми. В последнее время формируется общественное мнение относительно детей-инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развития, но нуждающихся в определённой опеке, индивидуальной помощи.

Одно из основных прав любого ребенка - это право на образование. Данное право не может быть ограничено ни органами образования, ни органами здравоохранения, ни какой-либо иной государственной или муниципальной структурой, в том числе психолого-медико-педагогической комиссией. Второе право ребенка - это право на бесплатное образование. Оно гарантируется государством. Из этих двух тезисов следует, что «необучаемых» детей нет.

В ходе демократических преобразований в обществе и модернизации системы специального (коррекционного) образования произошла смена приоритетов в задачах самой системы. Главной становится задача обеспечения прав на получение доступного образования для всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями интеллектуального и физического развития. Государство и современная наука ориентируют образовательное учреждение на доступность, вариативность, индивидуализацию образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы развивающейся личности. Эти направления в деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения являются смысловыми и приоритетными в организации образовательной среды для детей с различной степенью выраженности и сложности дефектов умственного развития.

Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с глубокими нарушениями интеллекта в процессе обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития (Л.В.Баряева, С.М.Виноградов, М.Л.Рабинович).

Являясь одним из ведущих элементов коррекционно-воспитательной работы, процесс обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида реализуется в двух вариантах:

  • при легкой степени недоразвития интеллекта: коррекционно- адаптационное обучение - 0-й класс (диагностический), 1–4-е классы (начальные классы), 5–9-е классы (классы общего образования), 10–11-е классы (классы углубленной социальной и трудовой подготовки);

  • при выраженном недоразвитии интеллекта: абилитационное обучение (классы «Особый ребенок»).

В настоящее время значительное внимание уделяется вопросам совершенствования организационных, психолого-педагогических и методических подходов к повышению качества обучения подрастающего поколения, а также вопросам социализации, реабилитации и интеграции лиц с различными отклонениями в интеллектуальном и физическом развитии.

Успех социализации и интеграции детей с нарушением интеллекта напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче ребенку приспособиться к условиям современного общества, найти в нем свою «нишу», почувствовать собственную значимость.

Современный учитель всерьез задумывается о реализации задач доступного качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее: ОВЗ). Ведь качество образования – это понятие, аккумулирующее все стороны образовательного процесса, начиная от санитарно-гигиенических условий пребывания в образовательном учреждении, и заканчивая достижениями воспитанников в освоении образовательных программ. Поэтому учебный процесс выстраивается на конкретных рекомендациях специалистов.

В пункте 19.8 раздела III Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 говорится, что «….. коррекционная работа должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педаго-гической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении».

Поэтому, на сегодняшний день, в работе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, остается актуальной проблема проектирования и организации необходимых условий для успешной адаптации и развития обучающихся, воспитанников, включающая, как образовательную, так и деятельность по их социально-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и личностному саморазвитию, что является необходимым условием успешной социализации ребёнка, с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, его интеграции в общество.

Любую социальную среду можно создавать, преобразовывать, а также использовать для достижения какой-либо цели (Н.И. Иорданский, А.Г. Калаш-ников, Г.А. Ковалев, Ю.С. Майнулов, А.С. Макаренко, Э.В. Соколов, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др.). Поиск новых, эффективно действующих механизмов социально-психоло-педагогической адаптации личности аномального ребенка к быстро меняющейся жизни в социуме позволили предположить, что среда, имеющая реальное социальное наполнение, может обеспечить включение школьника с ограниченными возможностями здоровья в доступные виды жизнедеятельности и отношений, тем самым способствовать его социализации.


  1. Особенности образовательной среды

ГКОУ РО школы –интерната VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону(далее: ГКОУ РО школа –интернат VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону) является одним из звеньев в системе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Ростовской области, обеспечивающим детей с недостатками интеллектуального развития, равными правами на получение образования, с учётов возможности выбора профессии индивидуально для каждого ребёнка.

Руководствуясь ст.10 Закона «Об образовании» и Письмом Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05, в 2003 году в ГКОУ РО школе – интернате VIII вида № 42 г .Ростова-на-Дону (далее: школа-интернат), помимо детей с легкой степенью умственной отсталости, стали обучаться и дети с выраженным интеллектуальным недоразвитием, а в 2004 году - впервые был открыт класс «Особый ребенок». Открытие таких классов, было обусловлено увеличением числа обучающихся, воспитанников с более глубокими по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, а рост числа обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью - повлек за собой и ежегодное увеличение количества классов «Особый ребенок».

Наличие новой, достаточно трудной категории обучающихся вызвало необходимость пересмотра всей системы образовательных услуг, оказываемых школой-интернатом. По сути дела произошла инклюзия, где в среду детей с легкой степенью интеллектуального недоразвития стали включаться их сверстники с умеренными (выраженными) формами интеллектуального недоразвития. В связи с этим, коррекционное образование стало перестраиваться, возникла необходимость в новых подходах, методиках обучения для оптимизации и приспособления к потребностям и возможностям нового состава обучающихся, воспитанников, включения группы детей с особыми образовательными потребностями не только в учебно-воспитательный процесс, но и в отношения с основным контингентом обучающихся.

Обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья, а в нашем случае – с интеллектуальной недостаточностью (VIII вид), осуществляется по специальным учебным планам, оригинальным программам и учебникам. Педагогами-практиками и учеными разрабатываются специфические методы и приемы обучения умственно отсталых детей. Первые программы обучения и воспитания детей с тяжелыми формами умственной отсталости были разработаны отечественными специалистами уже в 60-70-е гг. В 1993 г. Министерство социальной защиты наряду с действующей Программой обучения глубоко умственно отсталых детей школьного возраста (1981) рекомендовало также Программу обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста. Программы предусматривают развитие и коррекцию всех психических функций детей, расширение круга представлений и понятий, развитие речи, привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания, навыков личной и коллективной организованности, физическую закалку организма и многое другое.

Наиболее используемой многими образовательными учреждениями, отвечающей требованиям к воспитанию и обучению детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью (F-71), на сегодняшней день является « Программа обучения глубоко умственно отсталых детей», разработанная Научно-исследовательским институтом дефектологии АПН СССР в 1983 году. Но новое время – требует и новых подходов к организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью различной глубины и степени тяжести.

Содержание обучения детей, имеющих выраженную степень умственной отсталости в нашей школе - интернате базируется на переработанных и адаптированных программно-методических материалах и программах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) школах VIII вида России и республики Беларусь.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону iconОбразовательная программа профессиональной подготовки швея код 19601...
Череповецкого муниципального района «Петриневская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида» это нормативный...
Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону iconОбразовательная программа ку «Леушинская специальная (коррекционная)...
Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение хмао – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону iconРабочая программа разработана и спланирована по Программе специальных...
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат №4 VIII вида г. Прохладного
Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону iconМкскоу «Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная...
«Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону iconА. И. Друшляков Ивановская обл., г. Шуя, огкоу «Шуйская школа-интернат VIII вида»
Социализация учащихся специальной школы-интерната VIII вида через организацию процесса профессионально-трудового обучения и воспитания...
Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону icon«Организация коррекционно- развивающей работы с детьми младшего школьного...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии Нелидовская...
Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону iconОбеспечение гкоу ро школа- интернат VIII вида г. Донецка. № п/п
Материально – техническое обеспечение гкоу ро школа- интернат VIII вида г. Донецка
Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону iconПрограмма логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону icon1. му «Управление образования Администрации г. Ростова-на-Дону»
Ростова-на-Дону» и постановлением Мэра города от 22. 07. 2003 г. №1540 «Об утверждении «Положения о механизме формирования, представления,...
Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону iconО внесении изменений в постановление
Администрации г. Ростова-на-Дону» и постановлением Мэра города от 22. 07. 2003 №1540 «Об утверждении «Положения о механизме формирования,...
Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящие Правила приняты решением общественно-государственного Совета Государственного бюджетного образовательного учреждения специальная...
Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону iconМкскоу школа-интернат VIII вида
Гладков Юрий Анатольевич учитель пто мкскоу школа-интернат г. Усть-Катав: «Формирование творческой деятельности и развития творческих...
Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону iconУрок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной)...
Урок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Железнодорожного района города Ростова-на-Дону, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно–воспитательного...
Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону iconОльга Геннадьевна Алехина учитель логопед Ольга Владимировна Гридина...
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на – Дону iconМаралихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат...
Урок обобщения и повторения разработан в соответствии Рабочей программой по обществознанию, составленной учителем на основе Программой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск