Скачать 2.81 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТВОСКОЙ ОБЛАСТИ государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 42 г. Ростова – на – Дону (ГКОУ РО школа-интернат VIII вида № 42 г. Ростова – на – Дону) Организация обучения детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием 2011г г.Ростов-на-Дону Сборник подготовлен государственным казенным образовательным учреждением Ростовской области специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школой – интернатом VIII вида № 42 г. Ростова – на – Дону при участии отдела специального образования и социально-правовой защиты детства министерства общего и профессионального образования Ростовской области, отдела учреждений социальной поддержки детства и специального (коррекционного) образования ГБОУ ДПО «РИПК и ППРО» и Центра модернизации общего образования Ростовской области ГБОУ ДПО «РИПК и ППРО»Составители:
СОДЕРЖАНИЕ:
Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория детей с ограниченными возможностями здоровья. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3 % от общей детской популяции. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости градируются по трем степеням: легкая, выраженная (умеренная) , глубокая (тяжелая) / ранее назывались : дебильность, имбецильность и слабоумие (идиотия)/. Дети с лёгким недоразвитием интеллекта (дебильностью), составляют 70-80 %, с выраженным недоразвитием (имбецильностью) - 20-25 % и с глубоким недоразвитием интеллекта ( слабоумием /идиотия/) - около 5 % всех случаев умственной отсталости. Таким образом, дети-имбецилы составляют около 0, 7 % от детского населения. Наиболее изученной в науке оказалась категория детей с лёгкой степенью снижения интеллекта, обучающихся в специальных коррекционных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Имбецилы, из-за тяжёлого недоразвития познавательной деятельности, а также достаточно отчётливо выраженных физических и психических нарушений ранее считали необучаемыми. В последнее время формируется общественное мнение относительно детей-инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развития, но нуждающихся в определённой опеке, индивидуальной помощи. Одно из основных прав любого ребенка - это право на образование. Данное право не может быть ограничено ни органами образования, ни органами здравоохранения, ни какой-либо иной государственной или муниципальной структурой, в том числе психолого-медико-педагогической комиссией. Второе право ребенка - это право на бесплатное образование. Оно гарантируется государством. Из этих двух тезисов следует, что «необучаемых» детей нет. В ходе демократических преобразований в обществе и модернизации системы специального (коррекционного) образования произошла смена приоритетов в задачах самой системы. Главной становится задача обеспечения прав на получение доступного образования для всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями интеллектуального и физического развития. Государство и современная наука ориентируют образовательное учреждение на доступность, вариативность, индивидуализацию образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы развивающейся личности. Эти направления в деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения являются смысловыми и приоритетными в организации образовательной среды для детей с различной степенью выраженности и сложности дефектов умственного развития. Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с глубокими нарушениями интеллекта в процессе обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития (Л.В.Баряева, С.М.Виноградов, М.Л.Рабинович). Являясь одним из ведущих элементов коррекционно-воспитательной работы, процесс обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида реализуется в двух вариантах:
В настоящее время значительное внимание уделяется вопросам совершенствования организационных, психолого-педагогических и методических подходов к повышению качества обучения подрастающего поколения, а также вопросам социализации, реабилитации и интеграции лиц с различными отклонениями в интеллектуальном и физическом развитии. Успех социализации и интеграции детей с нарушением интеллекта напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче ребенку приспособиться к условиям современного общества, найти в нем свою «нишу», почувствовать собственную значимость. Современный учитель всерьез задумывается о реализации задач доступного качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее: ОВЗ). Ведь качество образования – это понятие, аккумулирующее все стороны образовательного процесса, начиная от санитарно-гигиенических условий пребывания в образовательном учреждении, и заканчивая достижениями воспитанников в освоении образовательных программ. Поэтому учебный процесс выстраивается на конкретных рекомендациях специалистов. В пункте 19.8 раздела III Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 говорится, что «….. коррекционная работа должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: - выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педаго-гической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); - возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении». Поэтому, на сегодняшний день, в работе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, остается актуальной проблема проектирования и организации необходимых условий для успешной адаптации и развития обучающихся, воспитанников, включающая, как образовательную, так и деятельность по их социально-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и личностному саморазвитию, что является необходимым условием успешной социализации ребёнка, с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, его интеграции в общество. Любую социальную среду можно создавать, преобразовывать, а также использовать для достижения какой-либо цели (Н.И. Иорданский, А.Г. Калаш-ников, Г.А. Ковалев, Ю.С. Майнулов, А.С. Макаренко, Э.В. Соколов, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др.). Поиск новых, эффективно действующих механизмов социально-психоло-педагогической адаптации личности аномального ребенка к быстро меняющейся жизни в социуме позволили предположить, что среда, имеющая реальное социальное наполнение, может обеспечить включение школьника с ограниченными возможностями здоровья в доступные виды жизнедеятельности и отношений, тем самым способствовать его социализации.
ГКОУ РО школы –интерната VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону(далее: ГКОУ РО школа –интернат VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону) является одним из звеньев в системе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Ростовской области, обеспечивающим детей с недостатками интеллектуального развития, равными правами на получение образования, с учётов возможности выбора профессии индивидуально для каждого ребёнка. Руководствуясь ст.10 Закона «Об образовании» и Письмом Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05, в 2003 году в ГКОУ РО школе – интернате VIII вида № 42 г .Ростова-на-Дону (далее: школа-интернат), помимо детей с легкой степенью умственной отсталости, стали обучаться и дети с выраженным интеллектуальным недоразвитием, а в 2004 году - впервые был открыт класс «Особый ребенок». Открытие таких классов, было обусловлено увеличением числа обучающихся, воспитанников с более глубокими по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, а рост числа обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью - повлек за собой и ежегодное увеличение количества классов «Особый ребенок». Наличие новой, достаточно трудной категории обучающихся вызвало необходимость пересмотра всей системы образовательных услуг, оказываемых школой-интернатом. По сути дела произошла инклюзия, где в среду детей с легкой степенью интеллектуального недоразвития стали включаться их сверстники с умеренными (выраженными) формами интеллектуального недоразвития. В связи с этим, коррекционное образование стало перестраиваться, возникла необходимость в новых подходах, методиках обучения для оптимизации и приспособления к потребностям и возможностям нового состава обучающихся, воспитанников, включения группы детей с особыми образовательными потребностями не только в учебно-воспитательный процесс, но и в отношения с основным контингентом обучающихся. Обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья, а в нашем случае – с интеллектуальной недостаточностью (VIII вид), осуществляется по специальным учебным планам, оригинальным программам и учебникам. Педагогами-практиками и учеными разрабатываются специфические методы и приемы обучения умственно отсталых детей. Первые программы обучения и воспитания детей с тяжелыми формами умственной отсталости были разработаны отечественными специалистами уже в 60-70-е гг. В 1993 г. Министерство социальной защиты наряду с действующей Программой обучения глубоко умственно отсталых детей школьного возраста (1981) рекомендовало также Программу обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста. Программы предусматривают развитие и коррекцию всех психических функций детей, расширение круга представлений и понятий, развитие речи, привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания, навыков личной и коллективной организованности, физическую закалку организма и многое другое. Наиболее используемой многими образовательными учреждениями, отвечающей требованиям к воспитанию и обучению детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью (F-71), на сегодняшней день является « Программа обучения глубоко умственно отсталых детей», разработанная Научно-исследовательским институтом дефектологии АПН СССР в 1983 году. Но новое время – требует и новых подходов к организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью различной глубины и степени тяжести. Содержание обучения детей, имеющих выраженную степень умственной отсталости в нашей школе - интернате базируется на переработанных и адаптированных программно-методических материалах и программах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) школах VIII вида России и республики Беларусь. |
Образовательная программа профессиональной подготовки швея код 19601... Череповецкого муниципального района «Петриневская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида» это нормативный... | Образовательная программа ку «Леушинская специальная (коррекционная)... Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение хмао – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Рабочая программа разработана и спланирована по Программе специальных... Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат №4 VIII вида г. Прохладного | Мкскоу «Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная... «Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» | ||
А. И. Друшляков Ивановская обл., г. Шуя, огкоу «Шуйская школа-интернат VIII вида» Социализация учащихся специальной школы-интерната VIII вида через организацию процесса профессионально-трудового обучения и воспитания... | «Организация коррекционно- развивающей работы с детьми младшего школьного... Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии Нелидовская... | ||
Обеспечение гкоу ро школа- интернат VIII вида г. Донецка. № п/п Материально – техническое обеспечение гкоу ро школа- интернат VIII вида г. Донецка | Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | ||
1. му «Управление образования Администрации г. Ростова-на-Дону» Ростова-на-Дону» и постановлением Мэра города от 22. 07. 2003 г. №1540 «Об утверждении «Положения о механизме формирования, представления,... | О внесении изменений в постановление Администрации г. Ростова-на-Дону» и постановлением Мэра города от 22. 07. 2003 №1540 «Об утверждении «Положения о механизме формирования,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящие Правила приняты решением общественно-государственного Совета Государственного бюджетного образовательного учреждения специальная... | Мкскоу школа-интернат VIII вида Гладков Юрий Анатольевич учитель пто мкскоу школа-интернат г. Усть-Катав: «Формирование творческой деятельности и развития творческих... | ||
Урок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной)... Урок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида | Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Железнодорожного района города Ростова-на-Дону, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно–воспитательного... | ||
Ольга Геннадьевна Алехина учитель логопед Ольга Владимировна Гридина... Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Маралихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат... Урок обобщения и повторения разработан в соответствии Рабочей программой по обществознанию, составленной учителем на основе Программой... |