ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
СОДЕРЖАНИЕ:
Общие положения стр. 3
Деятельность педагога-наставника стр.4
Деятельность педагога-новичка стр.5
Механизм реализации наставничества стр.5
Общие положения
НАСТАВНИЧЕСТВО – форма взаимодействия педагогов в рамках проекта «Ассоциация педагогов ЦРПС», направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков в рамках концепции и технологии ЦРПС.
Цель наставничества:
обмен практическим опытом,
формирование активного профессионального ядра участников проекта «Ассоциация педагогов ЦРПС» в соответствии с документом «Ступени роста педагога»,
оказание помощи педагогам-новичкам в их профессиональном становлении,
создание качественной методической базы: подготовка статей в Сборник, съемка видеоуроков и другие.
Задачи наставничества:
создать условия для совершенствования педагогами своих знаний и умений;
повысить мотивацию (интерес) педагога-новичка к получению новых знаний и дальнейшему изучению технологии ЦРПС;
оказать помощь педагогам в освоении концепции и технологии ЦРПС.
Наставничество – ступень развития профессиональной квалификации педагогов в рамках проекта «Ассоциация педагогов ЦРПС», которая предусматривает не только эффективную и системную работу опытного педагога-наставника по передаче знаний и имеющегося практического опыта педагогам-новичкам, но и сотрудничество, в его развитии. При этом:
ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК – это педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом в рамках технологии ЦРПС (подробные критерии указаны в п.2);
ПЕДАГОГ - НОВИЧОК – это педагог, обучающийся по программе ЦРПС первый год и осуществляющий свою педагогическую деятельность, в том числе с помощью наставника.
Деятельность педагога-наставника
Наставником может стать педагог-экспериментатор или педагог – консультант, активно принимающий участие в реализации программы ЦРПС в соответствии с документом «Ступени роста педагога» и выполняющий следующие задачи:
повышает квалификацию в рамках концепции и технологии ЦРПС (посещает обучающие семинары);
разрабатывает методические материалы (листы анализа, вопросники, конспекты уроков), осуществляет съемку уроков, готовит статьи в Сборник и другое;
проводит презентации, мастер-классы по практическому применению ЦРПС;
предлагает новые формы работы в рамках проекта «Ассоциация педагогов ЦРПС»;
своевременно дает советы, рекомендации, разъяснения педагогу-новичку в практическом применении концепции и технологии ЦРПС.
Наставник помогает педагогам-новичкам применять теоретические знания, полученные на семинарах, на практике. Наставник оказывает методическую помощь в подготовке уроков, подборе дидактических материалов, наглядных пособий, выбора методической темы для написания итоговой работы.
Формы взаимодействия педагога-наставника с педагогами-новичками:
круглые столы,
мозговые штурмы,
творческие совещания,
посещение уроков,
мастер-классы,
индивидуальные консультации и другие.
Кандидатуры наставников согласовываются с тренером.
Назначение наставника производится при обоюдном согласии обеих сторон.
Деятельность педагога-новичка
Педагог-новичок выполняет следующие задачи в рамках проекта ЦРПС:
повышает свою квалификацию (посещает обучающие семинары, мастер-классы, конференции);
получает консультативную и методическую помощь от наставника по практическому применению полученных знаний;
проводит уроки в технологии ЦРПС;
пишет итоговую работу по реализации технологии ЦРПС;
обменивается с педагогом-наставником опытом применения полученных знаний в практической деятельности;
анализирует свою педагогическую деятельность в рамках технологии ЦРПС с целью дальнейшего ее совершенствования;
на основе анализа достигнутых результатов выдвигает и обосновывает новые педагогические задачи в технологии ЦРПС.
Механизм реализации наставничества
Организация взаимодействия участников проекта «Ассоциация педагогов ЦРПС», осуществляется в соответствии с данным Положением.
Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на менеджера проекта:
совместно с тренером готовит список наставников,
рассматривает и согласовывает план организации и проведения наставничества,
организует обучение наставников на семинарах, взаимодействие с тренером посредством организации рабочих совещаний,
оказывает методическую помощь в организации работы наставника,
проводит инструктаж наставников и педагогов-новичков,
совершенствует формы наставничества в соответствии с изменяющимися потребностями системы образования,
изучает, обобщает и распространяет положительный опыт организации наставничества,
вносит предложения о поощрении наставников.
Формы наставничества:
индивидуальные консультации - форма, при которой за наставником закрепляется один педагог-новичок в рамках методического направления;
творческие совещания - наставник либо группа педагогов-наставников руководят группой педагогов-новичков в рамках методического направления.
НАСТАВНИЧЕСТВО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАСТАВНИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАСТАВНИКА
С ТРЕНЕРОМ С ПЕДАГОГАМИ
рабочие совещания индивидуальные творческие совещания индивидуальные
(общие) консультации (общие) консультации
Обсуждение плана работы, новых форм работы;
Подготовка материалов в УМК, Сборник;
Обсуждение новых актуальных тем для исследований в рамках технологии ЦРПС;
Съемка и анализ уроков в концепции ЦРПС;
Обсуждение текущих вопросов в рамках реализации наставничества.
| Выбор тем для написания опытно-экспериментальной работы;
Обсуждение и согласование методических материалов (вопросники, листы анализа, листы планирования);
Презентация наработанного педагогического опыта в педагогической среде (подготовка выступления).
| Выбор тем для написания итоговых работ;
Обсуждение и анализ методических материалов (вопросники, листы анализа, листы планирования);
Съемка урока в концепции ЦРПС;
Методические находки;
Подготовка итоговых работ;
Подготовка презентации практического опыта на итоговой конференции.
| Подготовка итоговой работы (вычитка и корректировка);
Подготовка материалов к съемке урока (конспекты, вопросники, листы анализа, листы планирования);
Проведение урока, его обсуждение и анализ (если педагог-новичок не готов к коллективному его обсуждению)
| Показателями оценки эффективности работы наставника является успешное освоение и применение педагогом-новичком технологии ЦРПС: написание успешной опытно-экспериментальной работы по итогам года, согласно заявленным критериям, съемка успешного урока.
Мотивация наставника:
документ, подтверждающий, что педагог является наставником (сертификат),
звание «Лучший наставник» по итогам года,
включение в соавторство с педагогом-новичком при подготовке материалов в Сборник и УМК (если в качестве исходного материалы для написания итоговой работы педагог-новичок использовал материалы, разработанные наставником).
|