Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности





Скачать 215.62 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности
Дата публикации25.09.2013
Размер215.62 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Военное дело > Программа


-Департамент образования Вологодской области

БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»
УТВЕРЖДАЮ:

Директор БОУ СПО ВО «ЧХТК»

___________С.А. Ерехинский

«____» _________ 2011г.


ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности

2011 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) « Парикмахер» начального профессионального образования 100116. 01


Организация-разработчик: БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»


Разработчик:
Смирнова Валентина Александровна - преподаватель высшей квалификационной категории




СОГЛАСОВАНО с

методической комиссией

Руководитель

_______________/Н. В. Афанасьева/

и рекомендовано к применению

СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7
  1. условия реализации программы учебной дисциплины


12
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


15



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Безопасность жизнедеятельности
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (далее НПО)

« Парикмахер» 100116. 01


Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области социальной сферы при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;

  • Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

  • Применять первичные средства пожаротушения;

  • Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

  • Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

  • Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

  • Оказывать первую помощь пострадавшим.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики прогнозировать развитие событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

  • Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  • Основы военной службы и обороны государства;

  • Задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

  • Способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

  • Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

  • Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, составляющих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

  • Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:




практические занятия

16

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:




систематическая проработка учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий).

подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.




Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета

1


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в ЧС

15







Содержание учебного материала







Тема 1.1. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека

1

Роль дисциплины «БЖД» в процессе освоения основной профессиональной деятельности. Современное состояние и негативные факторы среды обитания. Принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания. Особенности труда. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Рациональная организация рабочего места. Методы и средства защиты от вредных и опасных факторов. Производственной санитарии.

1


1

Самостоятельная работа обучающихся

Нахождение и использование информации из различных источников о зависимости транспортной безопасности от природных факторов в нормативных условиях эксплуатации и при ЧС.

1




Тема 1.2. Чрезвычайные ситуации мирного времени

Содержание учебного материала

1


2

1

Понятия и общая классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Основные виды потенциальных опасностей (пожары, взрывы и т.д.) и их последствия в профессиональной деятельности и быту. Принципы снижения вероятности их реализации. Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России.

Практические занятия

2

2

1

Применение профилактических мер для снижения уровня опасности различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту.

2

Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожаре. Применение первичных средств пожаротушения







Самостоятельная работа обучающихся

Нахождение и использование информации из различных источников о характерных признаках ЧС: по природе возникновения, по масштабам распространения последствий, по причине возникновения, по возможности предотвращения ЧС.

2




Тема 1.3. Гражданская оборона (ГО) – составная часть обороноспособности страны. Общая характеристика ГО и современных средств массового поражения

Содержание учебного материала

1

2

1.

Назначение и задачи гражданской обороны. Основные задачи ГО. Формирование

ГО. Режимы функционирования ГО. Руководство ГО. ЧС военного времени. Способы защиты населения от оружия массового поражения

Практические занятия

2

2

1.


Использование средств индивидуальной защиты от ОМП. Приборы радиационного, химического наблюдения и разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения.

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка учебной и специальной литературы по вопросам:

  1. Классификация ЧС мирного и военного времени. ФЗ № 68 от 21.12.94. «О защите населения и территорий от ЧС».

  2. Краткая характеристика оружия массового поражения: ядерное, химическое, бактериологическое и его поражающие факторы.

  3. Защита населения после применения противником оружия массового поражения (ОМП).

2

3

Тема 1.4. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций

Содержание учебного материала

1

2

1

Понятие устойчивости работы объектов экономики. Факторы определяющие устойчивость работы объектов. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов. Защита предприятий и населения в ЧС. Психологические аспекты безопасности в ЧС. Ликвидация ЧС и их последствий. Причины неустойчивой работы предприятий.

Самостоятельная работа обучающихся

Поиск и использование информации из различных источников для подготовки рефератов по темам:

- «Определение методов и средств защиты от вибрации в производственных условиях»

- «Порядок использования приборов дозиметрического и химического контроля»

2

3

Раздел 2. Основы здорового образа жизни

20







Содержание учебного материала

2

2

Тема 2.1. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие

1

Социальная роль женщины в современном обществе

2

Женская половая система и ее функционирование

Практические занятия

4

2

1

Вредные привычки и их последствия для здоровья

2

Инфекции, передаваемые половым путем

3

Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка

Влияние окружающей среды на здоровье человека







4

Ранние половые связи и их последствия для здоровья







Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.

2




Тема 2.2. Правовые аспекты взаимоотношения полов

Содержание учебного материала

1

2

1

Брак и семья. Культура брачных отношений

Практические занятия

2




2

Основы семейного права в Российской Федерации

3

Права и обязанности родителей. Конвенция

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

2

Тема 2.3. Беременность и уход за младенцем

Содержание учебного материала

2

1

Беременность и гигиена беременности

2

Уход за младенцем




Практические занятия

2

2

1

Беременность и гигиена беременности

2

Уход за младенцем

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.

2




Контрольная работа по разделу 2 Основы здорового образа жизни

1

3

Раздел 3. Основы медицинских знаний ситуаций.










Содержание учебного материала

4




Тема 3.1. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим

1

Порядок и правила оказания первой медицинской помощи. Способы транспортировки пострадавших

1

Практические занятия

2

2

1

Экстренная реанимационная помощь пострадавшему

2

Первая медицинская помощь при кровотечении, ранении, переломах, ушибах

Самостоятельная работа обучающихся

Поиск и использование информации из различных источников для подготовки рефератов по темам:

- «Первичные реанимационные меры для спасения пострадавших».

- «Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, переломах конечностей».

-«Первая медицинская помощь при кровотечениях».

- «Первая медицинская помощь при ожогах».

- «Первая медицинская помощь при обморожениях, замерзании».

-«Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах».

- «Первая медицинская помощь при отравлениях».

1

3

Раздел 4. Основы военной службы и обороны государства

8




Тема 4.1. Вооруженные силы Российской Федерации

Содержание учебного материала

2

2

1

Национальная безопасность РФ. Основы обороны государства. История и предназначение Вооруженных Сил. Федеральный Закон РФ «Об обороне».

2

Характеристика видов ВС и родов войск. Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящего на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям НПО

3

Структура Вооруженных сил Российской Федерации




Практические занятия

2

2

1

Изучение перечня военно-учетных специальностей ВС и определение среди них родственных полученной специальности

2

Применение профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией

Самостоятельная работа обучающихся

подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.

1

3

Тема 4.2. Воинская обязанность

Содержание учебного материала

2

2

1

Основные понятия о воинской обязанности. Порядок прохождения военной службы и поступление на нее в добровольном порядке.

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическое изучение учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, методическим рекомендациям, составленным преподавателем)

1

3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

1




Всего:

48





1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности»;

Оборудование учебного кабинета:

  1. Рабочее место преподавателя 1;

  2. Рабочие места обучающихся 25-30;

  3. Комплект плакатов (стендов) для оформления кабинета;

  4. Комплект рисунков, схем, таблиц для демонстраций;

  5. Учебные наглядные пособия и презентации по дисциплине (диски, плакаты, слайды, диафильмы);

  6. Модели – макеты;

  7. Наборы деталей и элементов конструкций;

  8. Задания для практических работ, методические указания по их выполнению и образцы выполненных работ;

  9. Учебно-методическая литература;

  10. Электронные учебники;

Оборудование для практических работ
Технические средства обучения:

  1. Демонстрационный (мультимедийный) комплекс;

  2. Телевизор с видеомагнитофоном и DVD - плеером;

  3. Диапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. сред. проф.учеб. заведений. -8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

    1. Тупикин Е.Н. Евтеев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для учащихся начального профессионального образования. Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.

    2. Тупикин Е.Н. Евтеев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие для преподавателей организаторов ОБЖ начального профессионального образования. Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.


Дополнительные источники:


  1. Вестник военной информации. Агентство «Военинформ» Минобороны РФ и Российское информационное агентство «Новости» за 1997-1999 гг.

  2. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. – М.: 1999.

  3. Военная психология и педагогика. Учебное пособие / под редакцией В. Ф. Кулакова. – М.: 1998.

  4. Отечество, долг, честь. Учебно-методическое пособие по общественной подготовке для руководителей учебных групп / под редакцией В. Ф. Кулакова. – М., 1998.

  5. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник (10 и 11 классы, отдельно для каждого класса). – М.:1997, 1998.

  6. На службе Отечеству. Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. - М.: 1998.

  7. Тупикин Е. И. и др. Основы экологии природоохранной деятельности. – М.: 1998.

  8. Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. – М.: 1997.

  9. Журналы «ОБЖ. Основы безопасности жизни» 1996-1999 гг.

  10. Конституция Российской Федерации (1993 г.), федеральные законы Российской Федерации: «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

  11. Правила дорожного движения в Российской Федерации. – М., 1994.

  12. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. – М., 1993.

  13. Правила поведения и действий населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. Пособие. – М., 1993.

  14. Фредерик де Мулинен. Право войны. Руководство для Вооруженных Сил. М., 1993.

  15. Казанский Ю. А. и др. Введение в экологию. – М., 1992.

  16. Шелтон Г. Ортотрофия. Основы правильного питания. – М.,1992.

  17. Краткие справочные данные о чрезвычайных ситуациях, техногенного и природного происхождения. Вып.1. – М.: 1990; Вып. 2. – М.,1991.

  18. Семенов С. И. и др. Проведение занятий по гражданской обороне. – М., 1990.

  19. Чусов Ю. Н. Закаливание школьников. – М.,1985.

  20. Военно-энциклопедический словарь. – М., 1983.

  21. Военно-энциклопедический словарь. – М., 1983.

21. http://theobg.by.ru/index.htm справочные материалы

22. http://0bj.ru/ информационный материал

23. http://www.ampe.ru/web/guest/russian справочные материалы

24. http://www.goodlife.narod.ru материалы по темам курса

25. http://www.znopr.ru материалы по темам курса

26. http://kuhta.clan.su справочные материалы

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА:

  1. Видеофильм «Оказание доврачебной помощи»

  2. Видеофильм «Борьба с пожаром»

  3. Видеофильм «Расследование несчастных случаев на предприятии»

  4. Видеофильм «Защита населения от ОМП»



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знание




принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирование развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

Оценка результатов устного и письменного опроса

Оценка самостоятельной работы

Оценка результатов выполнения индивидуальных заданий
Оценка результатов практических работ на заданную тематику



основы военной службы и обороны государства;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;


меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;


порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.


Умение

-организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

Оценка устного ответа.

Оценка практической работы

Оценка самостоятельной работы


предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

Оценка устного ответа.

Оценка практической работы

Оценка самостоятельной работы
Оценка результатов устного и письменного опроса
Оценка результатов выполнения индивидуальных заданий

Оценка результатов дифференцированного зачета


использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"...
Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности iconРабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»...
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 26 с
Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности iconРабочая программа учебной дисциплины сд. 13 Информационные технологии...
...
Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...
Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление...
...
Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Руп дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Направление подготовки 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные...
Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с гос специальности...
Большое внимание уделяется дестабилизирующим факторам современности и профилактике их реализации, а также проблемам личной и национальной...
Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) б безопасность жизнедеятельности...
Рецензент: Янгуразова З. А., д б н., зав кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны природы БашГУ
Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) б безопасность жизнедеятельности...
Рецензент: Янгуразова З. А., д б н., зав кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны природы БашГУ
Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы...
«Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности...
Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности iconУчебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности iconПрограмма учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»

Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности iconРабочая программа учебной дисциплины 3 безопасность жизнедеятельности 3

Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
...
Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности iconУчебной дисциплины «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности»...
Дисциплина «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности» входит в основную образовательную программу по направлению подготовки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск