Тема урока: «Символы воинской чести».
Цели урока:
Образовательная – расширить и закрепить знания учащихся по теме урока;
Развивающая – установить межпредметные связи с дисциплинами, изучаемыми в школе – историей, литературой;
Воспитывающая – формировать чувство гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооруженным силам.
Задачи урока:
Проверить знания учащихся по теме «Дни воинской славы и памятные даты России» с помощью тематических тестов.
Дать учащимся представление о символах воинской чести
а) Боевом Знамени воинской части; б) Орденах и медалях.
Закрепить знания учащихся по теме «Символы воинской чести» с помощью тематических тестов.
Применяемые технологии: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированная, тестовый контроль. Методические приёмы:
- составление логических цепочек;
- самопроверка;
- взаимопроверка;
- самооценка. Учебно – методическое обеспечение: а) «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник для 10-го класса авторы В.Н.Латчук, В.В.Марков и другие.
б) Текст Федерального закона «О Днях воинской славы и памятных датах России»;
в) Иллюстрации по теме урока;
г) Презентация ИКТ;
д) Тематические тесты;
е) Стяг, флаг, знамя;
ж) Ордена и медали, благодарственные письма. План урока:
Построение, рапорт.
Вступительная часть.
Проверка домашнего задания, работа с тестами.
Повторение содержания Федерального закона «О Днях воинской славы и памятных датах России».
Изучение нового материала:
а) О боевых традициях;
б) Военные награды, символы.
Закрепление изученного материала, работа с тестами.
Итоговая оценка знаний учащихся.
Заключительная часть. Задание на дом.
Технологическая карта урока.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Построение
(в рекреации)
| Принимает рапорт, приветствует учащихся
| Выполняют построение, сдают рапорт. Переходят в учебный кабинет
| Организационный момент
| Сообщает цель урока
Знакомит с листом самооценки (На фоне песни из кинофильма «Офицеры» «От героев былых времен»)
« Не ходите на Русь! »
« Не ходите на Русь! »
Мономах обращался к соседям.
« Кто с мечом к нам придет,
От меча и погибнет! » -
Сказал храбрый князь Александр.
И в немеркнущей вечной победе
Правоту своих слов
Справедливым мечом доказал.
Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия?
Сколько ж лучших сынов
Отдала ты кровавым врагам?
« Не ходите на Русь! » -
Об одном ты просила
Не к друзьям обращалась,
А только к врагам.
« Не ходите на Русь! » -
Но враги наступали кроваво…
И тогда нам вручила родная страна
Вместе с грозным оружьем
Поля нашей славы,
Наших предков великих
Святых для нас имена… У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты.
В историю нашей страны навечно вписаны дни воинской Славы России – дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории.
| Знакомятся с листом самооценки, приготовленным заранее.
| Проверка домашнего задания
| I.Фронтальная работа. Учитель задает вопросы, предварительно сообщив учащимся критерии оценивания (за каждый верный ответ – 1 балл)
А) Введение.
В ознаменовании каких событий установлены дни воинской славы России?
Какие победные дни установлены в честь побед Советской Армии в ходе Великой Отечественной войны?
С именем каких русских полководцев связаны дни воинской славы России?
Б) Историческое событие. Задание: ответить, к какому событию посвящены эти строки, коротко рассказать о нём
1. Москва, Москва,
Священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя – по долгу и по праву,
И по любви – мы бьемся за тебя.
2. За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол Ленинграда не поднялось.
3.Гулко катиться в кровавой мгле
Сотой атаке вал. Злой и упрямый,
По грудь в земле
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад,
Он защищал Сталинград.
На рубежах весны четвертой,
В награду за года тревог,
В дыму и прахе распростертый
Берлин лежит у наших ног. В) Исторический портрет. Задание: назвать имя выдающегося полководца, о котором пойдет речь, и сообщить, с каким днем воинской славы связано.
Он решил встретить врага в поле.
Его действия получили поддержку в церкви.
Сергей Радонежский благословил дело и отправил с русскими полками двух своих иноков - Пересвета и Ослябло.
Его стали именовать в документах князем великим всея Руси, царем Русским.
В 12 лет зачислен в лейб – гвардии Семеновский полк. Прошёл все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал учебник «Наука побеждать»
Сущность его, тактика: глазомер, быстрота, натиск.
Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Удостоен многих русских наград. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и в Берлине. В годы Великой Отечественной войны в его честь был утвержден орден.
Г) «Из первых уст». Задание: назвать автора прочитанных слов и события, о котором они были написаны или указаны.
«Инициатива бесповоротно перешла в руки нашего командования.
Грозный призрак катастрофы во весь рост стал перед гитлеровским рейхом»
Д) Заключение.
1. Все даты и дни воинской славы в РФ отражены в законе, как он называется?
Когда был принят и кем подписан Федеральный закон « О днях воинской славы и памятных днях России»?
Каково значение Федерального закона « О днях воинской славы и памятных датах России»?
II.Индивидуальная работа.
Инструктирует учащихся по работе с тестами.
| Учащиеся отвечают на вопросы, оценивая себя в листе самооценки
Ответ: 5 декабря 1941года- день начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой. Ответ: 27 января 1944 год- день снятия блокады города Ленинграда Ответ: 2 февраля 1943 года- день разгрома Советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.
Ответ: 9 мая 1945год-День Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945).
Ответ: Князь Дмитрий Донской, 21 сентября 1380год- Куликовская битва.
Ответ: А.В. Суворов, 24 декабря 1790 год – день взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова. Ответ: М. И. Кутузов, 8 сентября 1812 год – день Бородинского сражения русской армии с французской армией.
Ответ: К. К. Рокоссовский, маршал Советского Союза в Курской битве 1943 года.
Федеральный закон « О днях воинской славы и памятных днях России»
Президент РФ подписал Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях) России» (13 марта 1995 год. №32 – ФЗ). В него неоднократно вносили изменения, а в 2005 году (21 июля 2005 года №98 ФЗ) обновили название: «Федеральный закон о днях воинской славы и памятных датах России» Ответ: Установление этим законом дней воинской славы России служит укреплению исторической памяти нашего народа, патриотическому воспитанию, формированию и развитию у россиян, в том числе и молодежи, гражданских качеств, любви к Родине и ответственности за ее защиту, - способствует готовности к выполнению воинского долга.
Выполняют тесты. Проводят самопроверку, заносят в листы самооценки.
| Объяснение нового материала
| Вступительное слово учителя: Мы продолжаем изучение раздела Основы военной службы. Тема сегодняшнего урока – «Символы воинской чести».
Вопрос учащимся «Что относится к символам воинской чести?»
Итак, к символам воинской чести относятся: Боевое знамя и ордена и медали.
Перед вами - флаг, стяг и знамя. Прослушаем сообщения.
Между флагом и знаменем много общего, но есть и различия.
Слова учителя: Боевое знамя вручается частями при их формировании. Оно сохраняется за частью независимо от изменения ее наименования и нумерации. О ритуале вручения воинского замени расскажет преподаватель НВП нашей школы, подполковник запаса Зыков В.А.»
«Перед вручением знамени командир воинской части назначает знаменщика, двух ассистентов и знаменный взвод.
Лицо, прибывшее для вручения Боевого знамени, знаменщик с ассистентами под охраной знаменного взвода направляются к строю части. Боевое знамя находится у знаменщика. Вручающий знамя, приняв рапорт командира части, здоровается с частью, развертывает Боевое знамя, зачитывает Грамоту Президента Российской Федерации и вручает ее командиру части.
Звучит государственный гимн. Командир части, передав знамя знаменщику, вместе с ним и с ассистентами проносит его перед фронтом строя.
Личный состав приветствует знамя протяжным «УРА!»
Боевое знамя всегда должно быть под охраной караула, а при его выносе – под охраной знаменного взвода.
Боевое знамя всегда находится со своей частью, а на поле боя – в районе боевых действий. Весь личный состав обязан самоотверженно и мужественно защищать его в бою и не допустить его захвата противником». Сообщение учителя: «Боевые традиции – это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведение военнослужащих, связанные с образцовым выполнением боевых задач и несением воинской службы.
Самоотверженное, мужественное исполнение военнослужащим своего долга и служебных обязанностей в мирное и военное время-это воинская доблесть.
Выполнение воинского долга – это воинская честь.
Совершение выдающихся по своему значению действий, требующих от человека личного мужества и стойкости, готовности к самопожертвованию - это героизм.
Офицеры и солдаты получали награды как свидетельства признания особых заслуг известны с древнейших времен (золотые и серебряные запястья, цепочки и обручи не шее, медальоны - монеты и д.р.).
Следующие символы воинской чести – ордена и медали. С XIV-XVI вв. наиболее распространенными наградами стали ордена и медали. Медали как государственные награды были учреждены при Петре I в начале XVIIIвека. В дальнейшем золотые медали вручали, как правило, офицерам, а серебряные - солдатам и матросам.
Учитель дает задание учащимся: найдите в учебнике определения «орден» и «медаль».
Слова учителя: Особое место среди них занимает орден Святого Георгия - Высшая боевая награда офицерам Русской армии.
За 148 лет существования ордена полными Георгиевскими кавалерами стали всего 4 человека это: М. Кутузов, М.Барклай-де-Толли, И. Паскевич, И. Дибич.
Великий русский полководец А.Суворов был награжден Георгиевскими крестами 1,2 и 3й степени и не имел ордена 4й степени.
Единственная женщина, которая была награждена офицерским орденом Святого Георгия 4й степени (посмертно)- сестра милосердия Раиса Михайловна Иванова. Во время боя (1916), когда все офицеры подразделения были убиты, она приняла командование на себя, и наступление немцев было отбито. Учитель демонстрирует плакат «Ордена и медали СССР»
В СССР существовали ордена Красного знамени, Трудового Красного знамени, Ленина, Красной Звезды, «знак почета», Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Александра Невского, Богдана Хмельницкого, «Победа», Славы, Ушакова, Нахимова, «Мать – героиня», «Материнская слава», Октябрьской революции, Дружбы народов, Трудовой славы, «За службу Родине вооруженных силах СССР». В СССР право учреждения медалей и награждения ими принадлежало Президиуму Верховного Совета СССР.
Знаком особого отличия была медаль «Золотая звезда» - вручалась героям Советского Союза.
Трижды звание Героя Советского Союза удостоены летчики И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин, четырежды – маршал Г.К. Жуков. Слова учителя (сопровождение слайдами):
После распада СССР изменилась и наградная система. Положение о государственных наградах РФ, ордена и медали, их статусы и положения, а так же знаки отличия Российской Федерации определены указом №442 Президента РФ от 2 марта 1994 года.
В учебнике вы найдете перечень государственных наград РФ.
В системе государственных наград сохранены военный орден Святого Георгия и знак отличия Георгиевский крест, военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, награждают которыми за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении на РФ внешнего противника.
Звание Героя Российской Федерации присваивается за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением героического подвига, Президент Российской Федерации. Он вручает Герою Российской Федерации знак особого отличия – медаль «Золотая Звезда» и грамоту о присвоении звания Героя Российской Федерации. Герой Российской Федерации пользуется льготами, установленными законодательством.
|
Высказывают свои предположения.
Сообщения учащихся.
Стяги – предшественники флагов и знамен, древнерусское название (до конца XV века) воинского знамени. Представляли собой шесты с укрепленными на них пучками травы или конских волос, клиньями яркой ткани и т.д.
Во время сражения стяг находился на самом видном месте. Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением символов государства или различных формирований и организаций (национальных, политических, воинских, спортивных и т.д.). Флаги обычно изготовляют из легкой материи с более простыми изображениями Знамя (от слова «знамение») – знак того, кому принадлежит его символ. В России слово «знамя» вошло в употребление в конце IV века. Знамена – из тяжелых тканей с более сложными композициями. Наиболее распространенное понятие «Боевое (воинское) знамя» – символ воинской чести.
Сообщение учащегося.
Знамена появились в глубокой древности. Под сенью боевых знамен российские воины совершили немало славных подвигов, навечно вписанных в героическую летопись нашего Отечества.
Примечательно, что ни в одной стране мира нет ни одного русского знамени, взятого у наших воинов в бою. В то же время в музеях России хранятся сотни знамен армий Карла XII, Фридриха II, Наполеона и Гитлера.
В нашей армии Боевое знамя воинской части – особо почетный знак, отличающий особенности ее боевого предназначения, истории и заслуг, а так же указывающий на ее принадлежность к Вооруженным силам Российской Федерации. Слушают.
Учащиеся работают с учебником.
Ответы: Ордена – это почетные государственные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. В России были учреждены ордена:
Андрея Первозванного, Екатерины, Александра Невского, Анны, Святого Георгия, Владимира, Белого орла, Станислава, Иоанна Иерусалимского и Ольги.
Учащиеся рассматривают плакат.
Слушают, смотрят.
| Закрепление нового материала
| Индивидуальная работа.
Инструктирует учащихся по работе с тестами.
| Выполняют тесты. Проводят взаимопроверку, заносят в листы самооценки.
| Подведение итогов урока
| Работа с листом самооценки
Учитель обращает учащихся к листу самооценки
Заключительное слово учителя
Мы должны отдать дань глубокого уважения красноармейцам – нашим дедам и прадедам, которые в февральские дни 1918 года под Псковом и Нарвой начали героический боевой путь Красной Армии, почитать память и склонить головы перед миллионами советских солдат и офицеров, спасших от фашизма в годы Великой Отечественной войны.
Нам надо взять у предков и у собственной истории все лучшее в области духовного и воинского воспитания: и патриотов – героев, и мужество. доблесть, честь, и всех времен славные обычаи и воинские традиции, чтобы каждый смог примерить себя к ним. Россия – Русь, храни тебя, храни.
Живи, страна, единая держава.
Пускай горят Отечества огни,
Пускай не меркнет над тобою слава!
| Подсчитывают общий балл, выставляют отметку за урок согласно критериям, представленным на слайде.
| Домашнее задание
| Комментирует домашнее задание
Учебник – стр. 272-277
Выписать ассоциации к слову «Патриот» на каждую из букв.
| Записывают Возможный вариант ответа:
П – преданность, победа, память, предки, прошлое, поколение, помощь, просвещение;
А – антирассизм, антифашизм;
Т - трудолюбие, толерантность, терпимость;
Р – Родина, Россия, развитие;
И – история;
О – Отечество, отвага, обычай, общество, оздоровление;
Т – традиции, требовательность;
|
Приложение
Лист самооценки
| Оценивание устных ответов при проверке домашнего задания
(за правильный ответ – 2 балла)
| № п/п
| 1 тест
Проверка домашнего задания
| № п/п
| 2 тест
Закрепление нового материала
| Буква правильного ответа
| За правильный ответ – 1 балл
| Буква правильного ответа
| За правильный ответ – 1 балл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общее количество баллов за раздел
|
|
|
| Общее количество баллов за урок
|
| Отметка за урок
|
|
Инструктаж учителя по листу самооценки. 1. Лист самооценки состоит из трех разделов:
1)Оценивание устных ответов при проверке домашнего задания, каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.
2) Проверка домашнего задания в форме теста, каждый правильный ответ оценивается в 1 балла.
3) Закрепление нового материала в форме теста, каждый правильный ответ оценивается в 1 балла. 2. Работа с листом самооценки осуществляется на протяжении всего урока.
3. Отметка за урок выставляется по общему количеству баллов согласно критериям:
Отметка «5» - 12 баллов и более
Отметка «4» - 9-11 баллов
Отметка «3» - 6-8 баллов
Отметка «2» - менее 5 балов |