Конкурс "Лучший сценарий массового мероприятия"





Скачать 168.24 Kb.
НазваниеКонкурс "Лучший сценарий массового мероприятия"
Дата публикации26.09.2013
Размер168.24 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Военное дело > Конкурс
МБОУ “СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов”

Городская неделя “Музей и дети”


Конкурс “Лучший сценарий массового мероприятия”


Сценарий массового мероприятия

Три поля России”,

посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года
Литературно-музыкальная композиция

Автор:

Романова Антонина Андреевна,

руководитель школьного музея

Боевой славы им.89й гв. БХСД

МБОУ “СОШ №20 с

углубленным изучением

отдельных предметов”


Белгород — 2012

Пояснительная записка
История нашей Родины имеет огромный идейный, нравственный заряд, помогающий воспитывать подрастающее поколение настоящими патриотами своей Родины. Историческая память нашей Родины служит неиссякаемым источником, связывающим прошлое с настоящим, как символ победы и возрождения нашей страны, символ священного народного гнева против захватчиков, посягнувших на родные земли, на само существование нашего государства. Священна память о народных героях всех войн, о тех, кто отстоял нашу страну, бессмертен подвиг народного героя, солдата, труженика, полководца, вставшего грудью на защиту своей земли.

Посвящая литературно-музыкальную композицию героям Отечественной войны 1941-1945г, мы хотели подчеркнуть неразрывность прошлого и настоящего, рассказывая о трех знаменитых полях России: Куликовом, Бородинском, Прохоровском.

Несмотря на временную разницу, характер сражений и местности, все три поля объединяет одно: беспримерная стойкость и героизм простого солдата, полководца, труженика войны. Не сбрасывая со счетов полководческий талант Дмитрия Донского, Михаила Кутузова и военачальников Великой Отечественной войны, победой на всех трёх полях Россия обязана простому русскому солдату, будь то ратник, гусар или танкист. Стоя насмерть в жестоких сражениях, они не только выстояли, но и победили врага. Только благодаря их мужеству и героизму были одержаны эти три великие победы и память об этих сражениях будет вечно жить в сердце русского человека. Ибо “Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве”.

Сценарий мероприятия

“Три поля России”

Цель: популяризация героических страниц военной истории Отечества.
Задачи:

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за своё Отечество, за свой народ.

  2. Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся.

  3. Активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявления чувства благородства и уважения к героям прошедших войн.

  4. Исполнители: учащиеся 8 класса, члены совета музея

  5. Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

  6. Оформление: мультимедийный комплект, видеоряд «Курская битва» в качестве иллюстраций копии полотен известных художников:

И.Клар “ Пожар Москвы”

А.Ф.Смирнов “Пожар Москвы”

В.Модурковский “Отступление французской армии. Московский пожар”

А.С.Чагадаев “На поле Бородинском”

А.Кившенко “Русские солдаты приветствуют Кутузова”

В.Г.Шевченко “Иллюстрации к стихотворению Бородино”

Н.С.Самохин “Подвиг солдат Раевского”

А.Ю.Аверьянов “Эпизод Бородинского сражения”

Д.Доу “Портрет М.Б Барклая-де-Толли”. “Портрет князя П.И. Багратиона” работа неизвестного художника

Д.Доу “Портрет Дениса Васильевича Давыдова”

“Портрет А.Н.Сесславина”

“Портрет М.И.Платова”

В качестве музыкального сопровождения используется фрагменты увертюры П.И.Чайковского “1812”, выступление школьного ансамбля “Радуга” и “Казачок”

Три поля России.

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 г.
1 ведущий:
Испокон веков граничит с Богом

Моя светлая Русь.

Сколько раздоров и смут

Ведала Родина – мать.

Как нас хотели согнуть,

Как нас пытались ломать.

Сколько шакалов да псов

Скалятся с разных сторон

На золото наших хлебов

На золото наших икон.
Что собирали отцы,

Нас научили беречь.

Вера родной стороны,

Песня, молитва, да меч.

(Константин Кинчев).

2 ведущий:
Битва на Чудском озере, Куликово поле,Бородино, Сталинград, Курская битва, Прохоровское поле – они остались в исторической памяти нашей страны. Как символы победы и возрождения, как воплощение священного народного гнева против захватчиков, посягнувших на родные земли, на мирные очаги, на само существование Русского государства.
3 ведущий:

Наконец, как неиссякаемый источник горячего патриотического чувства, связывающего прошлое с настоящим. О неразрывности прошлого и настоящего свидетельствуют три памятника русским выдающимся полководцам на Прохоровском поле: памятник Дмитрию Донскому, возглавлявшему русскую рать на Куликовском поле, фельдмаршалу Кутузову – главнокамандующему Бородинского сражения и маршалу Жукову – полководцу Великой Отечественной войны, выигравшему вместе с другими полководцами битву за Сталинград и победу на Прохоровском поле.
4 ведущий:
Кто мог тогда предугадать такое?

Что станет это поле вдруг равно –

Победной славе поля Куликова

И мужеству полей Бородина…

Куликовское, Бородинское,

Поле Прохоровское – родня:

Все по духу по кровному близкие,

Разве только из разного дня.

Веет дух Пересвета над вами,

Дух Кутузова, дух Горовца.

Память Родины не убывает

И, как прежде, волнует сердца.

(И.Чернухин).

5 ведущий:
Действительно, память есть! И гордость! И вера. «В Россию можно только верить» И нужно верить! В Россию верили наши предки, в нее должны верить и мы.
6 ведущий:
В школе №20г. Белгород есть музей боевой славы имени 89ой гвардейской Бел-Хар. стрелковой дивизии, в которой работает наш клуб «Поиск». Ребята из клуба «Поиск» изучают документы, работают с историческими источниками, ведут постоянное сотрудничество с ветеранами ВОВ, также ведут исследования по истории родного края.
1 ведущий:

Но, чем больше мы узнаем, тем больше понимаем, насколько тяжелой была судьба нашей Родины, сколько испытаний прошлось пройти нашим предкам. Но какая бы беда не случалась, русские люди, не задумываясь вставали на защиту своей Родины, проявляя истинный героизм и великую любовь к родной земле. И примеров тому много…
2 ведущий:
Куликовская битва.1380 год. Русское войско во главе с князем Дмитрием Донским разгромило войско Мамая. Русь была спасена.
3 ведущий:

Я слушаю рокоты сечи

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далече

Широкий и светлый пожар.

И к земле склонившись головою,

Говорил мне друг: «Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

За святое дело мертвым лечь!
4 ведущий:

1812 год. Отечественная война с Наполеоном.

Событиям 1812 года принадлежит особое место в нашей истории. Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков, приходящих и с запада, и с востока. Но никогда прежде угроза порабощения не порождала такого сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло в дни нашествия Наполеона.
5 ведущий:
Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим гением мира и к моменту нападения на Россию был увенчан ореолом всемогущества и непобедимости, поразила воображение современников и поныне волнует их потомков, служит для одних предметом гордости, для других – неразгаданной загадкой, для третьих – грозным предостережением: «Не ходи на Москву!».
(Выходит ученик в костюме Александра I.)

Александр I:

Я, император российский. С 1801 я стал править Россией. Большая часть моего царствования прошла в войнах. Самая значимая из них – война 1812 года, война с армией Наполеона Бонапарта. Я был потрясен патриотизмом своего народа. Я слышал слова: «Веди, нас отец!», «Умрем или победим!». И когда я подписал манифест о всеобщем ополчении, в него вступило большое количество людей. Мой народ доверял мне, моему полководцу Кутузову. И когда Наполеон предложил заключить перемирие, я отказался вести какие-либо переговоры. Ибо я есть Александр I, император российский.
(Выходит ученик в костюме Наполеона I.)

Наполеон I: Я, Наполеон Бонапарт. С 1802 года я стал пожизненным консулом, а с 1804 года – императором. Я расторг брак со своей женой Жозефиной и женился на дочери австрийского императора, и за последние 10 лет добился беспримерного могущества. И если бы не упорство России, я бы, наверное, смог стать властелином мира. Меня просто поразил русский народ, вставший на защиту Родины. Такого чувства патриотизма я не видел ни в одной стране, это говорю вам я, Наполеон I Бонапарт.

6 ведущий:
Подвиг народа, отстоявшего независимость своей Родины, повлек за собой не только крушение «кумира», подчинившего себе едва не всю Европу. Он пробудил стремление всего мира по новому взглянуть на Россию, на великий ее народный подвиг.
1 ведущий:
О росс! О доблестный народ,

Единственный, великодушный

Великий, сильный, славой звучный,

Изящностью своих доброт!

По мышцам ты неутомимый,

По сердцу прост, по чувству добр,

Ты в счастье тих, в несчастье бодр,

Царю радушен, благороден,

В терпенье лишь себе подобен.

(Г.Державин)
2 ведущий:
Вспомним, братцы, россов славу

И пойдем врагов разить!

Защитим свою державу:

Лучше смерть – чем в рабстве жить.

(Ф.Глинка)
3 ведущий:
Никогда прежде не знала Россия такого пробуждения нации, какое произошло в дни нашествия Наполеона, эта война была первой, получившей имя Отечественной.
4 ведущий:
Братцы! Грудью послужите,

Гряньте бодро на врага

И вселенной докажите,

Сколько Русь Вам дорога!

Посмотрите, подступает

К нам соломенный народ;

Бонапарте выпускает

Разных наций хилый сброд.

Не в одной они все вере,

С принужденьем все идут;

При чувствительной потере

На него же нападут…

Вся Европа ожидает

Сей погибели его;

Бонапарта почитает

За злодея своего.

Ах! Когда слух разнесется,

Что от нас сей враг исчез,

Слава русских вознесется

До превыспренних небес!
5 ведущий:
Относительно короткой в сравнении длительностью последствий была Отечественная война 1812 года. Как стремительно сменяли друг друга картины этой исторической драмы. С момента, когда в ночь 24 июня Наполеон отдал приказ начать переправу через Неман, и до того, как 14 декабря в 8 часов вечера маршал Ней с группой офицеров арьеграда последним покинул русскую землю, не прошло и полугода. Но эти немногие месяцы на десятилетия вперед предопредилили пути исторического развития России.
6 ведущий:
Под натиском превосходящих сил противника армии генералов Барклая де Толли и Багратиона отступали, завлекая французов в глубь России.«Мы молча долго отступали»

Командующий русской армией Барклай де Толли, осуществляя, «замысел, обдуманный глубоко», упорно уклонялся от генерального сражения и вынуждал противника продвигаться в глубь бескрайних русских просторов.Под Смоленском армии соединились и дали неприятелю первый крупный бой.
1 ведущий:

18 августа французы вошли в сожженный и разрушенный Смоленск. Дымящиеся пепелища молча говорили завоевателям, что борьба пойдет не на жизнь, а на смерть. В конце августа командующим русской армией стал Кутузов, а 7 сентября состоялось генеральное сражение, которое вписало в скрижали нашей истории легендарное слово – Бородино.
2 ведущий:
Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине:

«Иди, спасай!» Ты встал – и спас…

(А.С.Пушкин «Перед гробницей святой…»)

3 ведущий:
Генеральное сражение определившее исход войны, было дано 7 сентября 1812 года. Наполеон, вспоминая о нем много лет спустя, считал, что изо всех его сражений самое ужасное то, которое дал под Москвой.
4 ведущий:
- Скажика-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!
5 ведущий:
Крушение наполеоновской империи было предопределено смертельной раной, нанесенной русским штыком. Бой был страшным. И Багратионовы флеши, и батарея Раевского, и сама деревня Бородино неоднократно переходили из рук в руки.

«Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении, - вспоминали очевидцы. – многие из сражавшихся побросали оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью. Чугун и железо отказывались служить мщению людей; раскаленные пушки не могли выдержать действия пороха и лопались с треском, поражая заряжавших их артилиеристов».
6 ведущий:
Всю ночь после битвы являлись к Кутузову командиры корпусов с докладами о понесенных потерях. Действительность оказалась страшнее самых мрачных опасений. И с каждым часом у Кутузова крепло убеждение, что, лишь отдав Наполеону Москву без нового генерального сражения, можно спасти армию России.
1 ведущий:
В сентябре в деревне Фили, в избе крестьянина Севастьянова, Кутузов сказал самые страшные за долгую свою боевую жизнь слова: «Я приказываю отступление властью данной мне государем и отечеством» С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Молча ушел в свою избу на ночлег. Несколько раз в ту ночь слышно было за стеной, что старый фельдмаршал плачет.
2 ведущий:
14 сентября в 2 часа дня, взглядам французов, поднявшихся на Поклонную гору, предстал огромный, блиставший золотом бесчисленных куполов город. Во многие столицы вступала армия Наполеона, но ни одна не встретила его так, как встретила Москва. Не было депутации с ключами от Москвы и униженных просьб пощадить город.
3 ведущий:
Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастье упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

4 ведущий:

Пребывание Наполеона в Москве, разбой и мародерство его войск вскоре привели к разложению «великой армии», а пожар в Москве, охвативший огромную территорию, сделал невыносимым положение французов.
5 ведущий:

Потрясенный император смотрел из окон Кремлевского дворца на море огня, охватившего центр города, Солянку, Замоскворечье. «Какое страшное зрелище! Это они сами поджигают…

Какая решимость! Какие люди!» - повторял он. Многое понял он в эти часы, понял, что победы над Россией не будет, и одну за другой стал слать Александру и Кутузову просьбы о мире. Но тщетно.
6 ведущий:
А русские войска, усиленные пребывшими подкреплениями, перешли к активным действиям и провели первую за время войны усиленную наступательную операцию! Атаковали вблизи Тарушина авангард французской армии, которым командовал маршал Мюрат, и нанесли ему поражение.
1 ведущий:
Шла вторая половина октября. Приближавшаяся зима не сулила добра завоевателям. Хранившиеся в Москве припасы почти полностью сгорели. По старой Калужской дороге, бесконечно растянувшись, уходили войска Наполеона. Но под Малоярославцем Кутузов преградил им путь. Не прорвавшись к Калуге, Наполеон повернул на Смоленск.
2 ведущий:
Наполеон вынужден оставить Москву. Он пытался пробиться к Калуге, но, потерпев поражение под Малоярославцем, его армия расстянулась, отступая по старой смоленской дороге.
(Демонстрация репродукции картин Верещагина «На большой дороге, отступление, бегство…» и Прянишникова в 1913 году).
3 ведущий:
…Хвала тебе, наш бодрый вождь,

Герою под сединами!

Как юный ратник, вихрь и дождь,

И труд он делит с нами.

О, сколь с израненным челом

Пред строем он прекрасен!

И сколь он хладен пред врагом,

И сколь врагу ужасен!

О диво! Се орел пронзил

Над ним небес равнины…

Могучий вождь главу склонил

Ура! Кричат дружины.

(В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов»)
4 ведущий:

Во время переговоров французский посланник Лористон жаловался Кутузову, что против наполеоновской армии ведётся война не по правилам. Действительно, в России разгоралась настоящая народная отечественная война, не признававшая никаких правил. В ней участвовала не только регулярная армия, но и весь народ. Ярче всего народный характер войны проявился в партизанском движении.


5 ведущий:
На борьбу поднимались даже женщины. Тогда же прославилась старостиха Василиса Кожина. Под непрерывными ударами, отбиваясь от партизанских отрядов Давыдова, Фигнера, Сеславина, страдая от жестоких морозов, таяла на глазах когда-то непобедимая армия. Дороги, по которым она проходила были устланы трупами.
6 ведущий:
К середине ноября положение французов стало совсем отчаянным. Над остатками армии во главе с императором нависла угроза окружения и плена. Лишь несогласованность действий и нерасторопности русских военачальников Чичагова и Витгенштейна привела к тому, что французам удалось переправиться через Березину и ускользнуть на запад. Как боевая сила «Великая армия» перестала существовать.
1 ведущий:
Прошли годы. И вновь враг посягнул на нашу Родину. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Фашистские полчища топтали наши поля и уничтожали мирные города и села.

В ходе войны было множество битв, которые определили ее исход. Одна из них – Курская битва.
2 ведущий:
12 июля 1943 враг в районе Прохоровки произошло самое крупное в истории танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало около 1200 танков. Основная роль в нанесении контрудара по наступающему врагу принадлежало 5-й гвардейской танковой армии под командованием генерала П.А.Ротмистрова. Контрнаступление Красной Армии успешно развивалось, 5 августа 1943г. Советские войска освободили Орёл и Белгород. В честь этой победы в Москве в тот же день был произведен первый торжественый артиллерийский салют.
3 ведущий:
Несмотря на временную разницу, характер сражений и местности, все три поля – Прохоровское, Бородинское и Куликовское объединяет одно – беспримерная стойкость и героизм простого солдата, труженика войны. Не сбрасывая со счетов полководческий талант Дмитрия Донского, Михаила Кутузова и военачальников минувшей войны, победой на всех трех полях Россия обязана простому русскому солдату, будь то ратник, гусар или танкист. Стоя насмерть в жестоких сражениях, они не только выстояли, но и победили врага. Только благодаря их мужеству и героизму были одержаны эти три великие победы и память об этих сражениях будет вечно жить в сердце русского человека. Ибо «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве».
4 ведущий:
Родина! Россия! Не знающая покоя под набатом колоколов в разные времена.

Колокола гремели то в честь победы на Куликовом поле, то в честь победы в Бородинском сражении, то в победе в Великой Отечественной войне.
(Учащиеся выходят – в руках зажженные свечи)

5 ведущий:
Но все эти войны на веки оставили свой след в памяти людей, которые гордятся, помнят и верят в счастливое будущее своей Родины. Своей России.
(ученики на фоне звона колоколов читают заключительные стихи)
6 ведущий:
Гремят истории колокола.

Взывая к памяти моей,

И в них набаты

Жестоких битв и созиданий даты,

И праздники, чья ширь и даль светла:

И, позабытый, вновь встает рассвет.

И кто-то в травы падает, сраженный,

От дыма черен и от пепла сед.

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намек, подсказка, предостереженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

(Н.Грибачев)
(Громко звенят колокола. Все участники действа застыли до окончания колокольного звона. )

Приложение

Викторина для учащихся посвященная 200-тию 1812 года


  1. Когда и где Наполеоновская армия вторглась в Россию?

  2. Какие русские армии и под чьим названием оказывали сопротивление агрессору с самого начала войны?

  3. Где и когда в I раз в России Наполеон лично руководил сражением?

  4. Где, когда и какой подвиг совершил генерал Н.Н. Роевскиий со своими сыновьями?

  5. Как связанно с историей войны имя крестьянки Василисы Кониной?

  6. Куда и когда прибыл М.И.Кутузов в качестве нового главнокамандующего русской армией?

  7. Когда состоялась Бородинская Битва и сколько русских и французских генералов в ней погибло?

  8. Кто был командиром I войска партизанского отряда? Когда впервые в тыл был направлен этот отряд? Укажите численность и состав.

  9. Когда состоялся военный совет в Филях и какое решение на нем было принято?

  10. Когда французы заняли Москву и сколько времени они в ней находились?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс \"Лучший сценарий массового мероприятия\" iconСценарий урока по обществознанию на тему: «Голосует молодежь!»
Областной конкурс на лучший сценарий мероприятия «Голосует молодежь!» в рамках Дня молодого избирателя в 2012 году
Конкурс \"Лучший сценарий массового мероприятия\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пензенской области на лучший сценарий мероприятия по избирательному праву (далее – Конкурс) проводится Избирательной комиссией Пензенской...
Конкурс \"Лучший сценарий массового мероприятия\" iconСценарий внеклассного мероприятия с применением икт тема «Будьте здоровы!»
Номинация: Сценарий внеклассного мероприятия «Здоровые дети в здоровой семье»
Конкурс \"Лучший сценарий массового мероприятия\" iconСценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 11х классов
Мероприятие проводилось в непринужденной конкурсной обстановке. В сценарий мероприятия включены все виды работы: грамматические и...
Конкурс \"Лучший сценарий массового мероприятия\" iconО проведении областного массового мероприятия XI областной конкурс...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Конкурс \"Лучший сценарий массового мероприятия\" iconКонкурс на лучший ролик по социальной рекламе «В твоих руках жизнь»
Конкурс на лучший ролик или буклет (листовку) по социальной рекламе (далее конкурс), проводится ежегодно с целью приобщения учащихся...
Конкурс \"Лучший сценарий массового мероприятия\" iconСценарий проведения урока-игры по физике в 7 классе Конкурс педагогического...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской...
Конкурс \"Лучший сценарий массового мероприятия\" iconКонкурс на звание «Лучший бухгалтер России 2011» (далее Конкурс) проводится по трем номинациям
Процедура проведения электронного тестирования Всероссийского Конкурса на звания «Лучший бухгалтер России — 2011»
Конкурс \"Лучший сценарий массового мероприятия\" iconКонкурс профессионального мастерства «Лучший строитель 2010»
В ходе Декады были проведены профессиональные конкурсы, викторины, открытые уроки, фоторепортажи, выставки и другие внеурочные мероприятия...
Конкурс \"Лучший сценарий массового мероприятия\" iconНазвание мероприятия
Ко городской смотр-конкурс учреждений отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период 2011 года в номинации «Лучший оздоровительный...
Конкурс \"Лучший сценарий массового мероприятия\" iconДепартамент образования администрации г. Саров прика з
«Лучший урок smart»» с 13 декабря 2012 по 25 января 2013 года проведен муниципальный конкурс «Лучший урок smart» (далее конкурс)....
Конкурс \"Лучший сценарий массового мероприятия\" iconСценарий внеклассного мероприятия
За неделю до мероприятия в классе появляется почтовый ящик, в который ребята опускают свои пожелания и поздравления
Конкурс \"Лучший сценарий массового мероприятия\" iconВсероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой...
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Конкурс \"Лучший сценарий массового мероприятия\" iconСценарий внеклассного мероприятия по основам детской дорожной безопасности для учащихся 1 класса
...
Конкурс \"Лучший сценарий массового мероприятия\" iconВсероссийский конкурс среди студентов «Лучший инновационный проект...
Положение о всероссийском конкурсе среди студентов «лучший инновационный проект в области металлообработки»
Конкурс \"Лучший сценарий массового мероприятия\" iconСентябрь Мероприятия двггу название мероприятия
Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Создание общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск