Технологическая карта урока обществознание «Защита Отечества»
Тема: Защита Отечества
Класс: 7
Цель: обучающийся осознает свою гражданскую ответственность перед отечеством через понимание роли вооруженных сил в его защите.
Задачи:
Определить особенности формирования ВС РФ на основе анализа документов.
Познакомиться с информацией о роли Российской Армии в государстве.
Развивать умения формулировать основную проблему урока и решать ее в ходе “мозгового штурма”.
Проводить представление результатов работы в группе.
Оборудование урока:
Оформление доски: высказывания, тема урока, словарь, нормативные документы, памятки, раздаточный материал: таблицы, задания, ТСО: компьютер и мультимедиапроектор для демонстрации презентации.
Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.
Вид урока: урок - рассуждение
Методы обучения:
словесный, наглядный, практический;
проблемный, частично-поисковый (эвристическая беседа) – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы, создание ситуации альтернативности и неожиданности;
аналитический, обобщающий – анализ документов и источников по проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление обобщающих выводов.
Словарь:
Контракт – договор (в данном случае) между гражданином и Министерством обороны РФ или иным органом о том, что он добровольно поступает на военную службу.
Вооруженные Силы- государственная военная организация для обороны и отр
Нормативные документы:
Конституция РФ (ст.57-59)
Федеральный закон РФ “ О воинской обязанности и военной службе” от 28.03.1998 N 53-ФЗ.
Федеральный закон “Об альтернативной гражданской службе” от 1 января 2004 года.
Федеральная целевая программа о военной службе по контракту. Вестник Правительства РФ № 12 2002 г.
Ход занятия
1. Организационный момент-построение, доклад, приветствие
Этап занятия
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
| Мотивационно-целевой
Задача:
вызвать интерес к теме урока, обеспечить психологический настрой учащихся, организовать рабочее место
Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что Защита Отечества – это долг и обязанность каждого гражданина страны.
| Приветствие. Я рада нашей встрече на сегодняшнем уроке. Мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Человеке – бесконечной теме для размышлений не только философов, историков, правоведов, писателей, но и всех образованных людей. Человек – целый мир, который включает в себя такие понятия: индивид, личность, общество и Гражданин.
А что такое гражданин?
Выброс на доску:
Какое главное качество которое определяет понятие Гражданин ?
(отдать жизнь за родину)
Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын,-… Иди в огонь за честь отчизны, За убежденья, за любовь…
Н.А. Некрасов
Беседа: Какой смысл вкладывает Некрасов в понятие гражданин?
Какой вы вкладываете смысл в это понятие?
Каждому ли необходимо служить в армии?
Вопрос: Защита Отечества – это почетный долг или принудительная обязанность?
Отчего зависит мощь нашего государства)
Играет ли роль участие одного человека в могуществе вооруженных сил? (во время войны освобождали от службы в армии ученых
Что нам поможет понять, что нам нужно узнать чтобы определиться: каждый ли гражданин должен служить в армии?
А как вы думаете с вашего класса все должны служить в армии?
Что нам нужно с вами понимать чтобы иметь убедительный ответ на этот вопрос?
Защита Отечества – это почетный долг или принудительная обязанность?
Можно ли защитить родину не служив в армии?
Прогнозируемый результат: сейчас если мы с вами поговорим о воинском долге, что это вам даст?
К тем, кто защищал Родину в разные периоды истории, наш народ всегда относился с большим уважением и гордостью. Мужество и слава – эти слова связаны со служением Отечеству.
|
Гражданин-человек, который имеет права и обязанности.
Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями.
правовой смысл
соблюдает законы;
имеет права и обязанности;
пользуется защитой государства;
участник общественной жизни;
управление государством.
нравственный смысл
любит и гордится Родиной;
готов защищать Родину;
ответственный перед государством;
гражданский выбор.
Предполагаемые ответы
Защита Отечества – это долг и обязанность каждого гражданина страны
Да-нет.
(ответы: содержащие противоречивый характер с аргументами)
Понять должны: что такое гражданин, какова роль в армии, способна ли армия своими силами защитить государство в любой ситуации, что такое право, что такое долг, что такое вооруженные силы и какова их роль?
Чувством долга защищать отчество обладают люди волевые, мужественные.
| 2. Информационно-аналитический
| Работа со словарем урока.
Брейнсторминг
Ребята в группах на листочках записывают как они понимают
Что такое такое долг?
Что такое право?
Что можете добавить из словаря. А что для вас самое важное?
Вы все обратили внимание, что Человек – Гражданин постоянно сталкивается с такими понятиями как “право”, “нравственный долг”, “обязанность”. Попробуйте объяснить эти слова:
Для защиты страны от проявления агрессии создана государственная военная организация – Вооруженные силы РФ.
Работа в группах.
Учитель. Инструктаж.
В папках есть инструктивные материалы для работы в группах: выдержки из нормативных документов об особенностях формирования Вооруженных сил РФ. Прочитайте их, вместе обсудите и заполните таблицы. Объяснение заданий.
(Приложение 2. Таблица №1. Задания и документы для работы в группах)
Подведение итогов работы по первой части урока.
Учитель. Итак, мы увидели, что служба в армии, защита Отечества является почетной и важной обязанностью гражданина. Но в тоже время сегодня – это серьезная школа жизни, испытание на прочность духа.
Увы, не все проходят его с честью. Каждый год возникает проблема с набором юношей для прохождения службы в рядах ВС.
Я предлагаю вам попробовать самостоятельно сформулировать эту проблему
(учащиеся предлагают свои варианты формулировки проблемы).
Совместный выбор варианта (слайд 14).
Проблема: Современные молодые люди не хотят служить в армии. Почему?
Для данной работы мы проведем “мозговой штурм”.
“Мозговой штурм”.
Цель: создать условия для интенсивной мыслительной деятельности учащихся, формирования умений и навыков, для успешного решения учебных и практических задач.
Учитель. Инструктаж для учащихся по проведению “Мозгового штурма”. (Приложение3)
Работа учащихся по выполнению задания №3 – 15 мин.
9. Выступление представителей групп. Представление результатов “мозгового штурма” - 3-4 мин. Вопросы представителей групп.
| “долг” означает…? (обязанность сделать что-то, но не связано с законом)
“право” …? (связано с законом, а значит с понятием “обязан”, что означает обязанность возложенную государством на каждого члена общества)
Чем больше прав имеет гражданин…? (тем больше у него обязанностей)
| 3. Рефлексивный
| Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель: За один урок невозможно найти решения проблем современных Вооруженных Сил РФ. Над этим думают ученые, законодатели, государственные деятели. У нас еще будет возможность тоже вернуться к обсуждению этих вопросов. Очень важно, что мы с вами сегодня рассмотрели содержание одной из обязанностей гражданина “Защита Отечества” с двух противоречивых позиций.
Вы должны помнить:
Кто, если не мы сами, граждане России, сможем защитить свою Родину в минуту опасности?
Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии?
Рейтинг мнений. Определение позиции по итогам урока. Учащиеся могут выбрать кружок: Зеленый – “Защита Отечества – почетный долг
и обязанность”; Синий – “Защита Отечества – принудительная обязанность”; красный – “Защита Отечества – почетный долг и обязанность, но проблемы современной армии необходимо решать”.
Наш урок хотелось бы закончить этими строками:
Когда он подвиг совершает, то не заботится ничуть, узнает кто, иль не узнает о нем самом когда-нибудь. Но жизнь подарена планете и небо мирное над ней лишь потому, что есть на свете солдаты Родины моей.
Тот кто не служит в армии он является защитником? (да, почему?)
Домашнее задание.
Желающим принять участие в продолжении обсуждения темы:
Напишите рассуждение или создайте небольшую презентацию по теме урока.
|
Учащиеся выбирают и прикрепляют на доску.
| |