Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды»





Скачать 139.86 Kb.
НазваниеРабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды»
Дата публикации02.11.2014
Размер139.86 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Министерство транспорта РФ

Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирская государственная академия водного транспорта»


Шифр дисциплины: Б3.Б8
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях»

Профиль: «Инженерная защита окружающей среды», «Пожарная безопасность»

Направление 280700 «Техносферная безопасность»

Новосибирск 2012

Рабочая программа составлена доцентом Гюнтером П.П. на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профилю «Защита в чрезвычайных ситуациях» «Пожарная безопасность» « Инженерная защита окружающей среды». Направление 280700 «Техносферная безопасность»
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Техносферной безопасности» ФБОУ ВПО «НГАВТ» 19.01.2012 г.


Зав. кафедрой ТСБ




В.Н.Малыгин



Рабочая программа одобрена советом гидротехнического факультета «30»января 2012 г.

Председатель совета ГТФ ________ В.Н. Малыгин

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина «Медико-биологические основы БЖД»-обязательная дисциплина федеральных, государственных образовательных стандартов специалистов.

Цель изучения дисциплины - формирование у студентов современных представлений о воздействии вредных факторов на организм человека и функционировании систем обеспечения безопасности жизнедеятельности организма.

Задачи:

На основании знаний о строении сенсорных систем организма, высшей нервной деятельности, механизмов взаимодействия вредных производственных факторов на системы и органы организма дать основу знаний по:

- Основам строения сенсорных систем организма, их анатомо-физиологическим особенностям.

- Строение сенсорных и сенсомоторных полей. Их взаимодействию с внешней средой.

- Основами высшей нервной деятельности, ее типам, основам психологического анализа при подборе кадров и профориентации.

- Особенностям и механизмам действия вредных производственных факторов на организм человека.

- Основам промышленной и клинической токсикологии.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина относится к вариативной части естественнонаучного цикла ФГОС ВПО
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО):
Общекультурные компетенции (ОК)



ОК-1



компетенциями сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура)



ОК-7



владением культурной безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности



ОК-8



способностью работать самостоятельно



ОК-9



способностью принимать решения в пределах своих полномочий



Профессиональные компетенции (ПК)



ПК-8


способность ориентироваться в основных методах

обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей



ПК-9



способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности



ПК-12



готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики




Б2;Б3 Профессиональный цикл:

Базовая (общепрофессиональная) часть:
В результате изучения базовой части цикла студент должен:
Знать:
-основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них;

-специфику и механизм токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия факторов;

-теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности;

-действующую систему нормативно-правовых актов в области техносферной безопасности
Уметь:
-идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от пасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

-пользоваться основными средствами контроля качества среды обитания;

-применять методы анализа взаимодействия человека и его деятельности со средой обитания;
Владеть:
-понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;

-методами обеспечения безопасности среды обитания;

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Очное обучение (О)

Заочное обучение (З)

Всего часов

Семестры

Всего часов

Курсы

IV




Общая трудоемкость дисциплины

108

108







Аудиторные занятия:

54

54







Лекции

18

18







Практические занятия (ПЗ)

36

36







Лабораторные работы (ЛР)

-

-




-

Самостоятельная работа:

54

54







Изучение литературы теоретического курса

54

54







Курсовой проект (работа)

-

-




-

Расчетно-графическая работа

-

-







Реферат













Вид итогового контроля




зачет









5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Разделы, темы дисциплины и виды занятий

Тема дисциплины

Лекции (Л)

Практич. занятия (ПЗ)

Лаборат. работы (ЛР)

Самостоят. работа

О

З

О

З

О

З

О

З

Раздел 1. Взаимосвязь человека со средой обитания.

6




11










19




Раздел 2. Высшая нервная деятельность

5



13










20




Раздел 3. Промыш ленная токсикология

2




3










3




Раздел 4. Профессио нальные заболевания

2



2










3




Раздел 5. Механизмы воздействия вредных производственных

2



5










6




Раздел 6. Гигиена труда

1




2










3





5.2. Содержание разделов и тем дисциплины:
Раздел 1. Взаимосвязь человека со средой обитания
Тема 1. Взаимосвязь человека со средой обитания Общие принципы работы сенсорных систем. Сенсорное и сенсомоторное поле. Классификация сенсорных систем, их структурно-функциональная организация. Анализаторы человека, определение, основные понятия.

Тема 2. Зрительный анализатор: строение оптической и проводящей системы глаза, световая чувствительность, цветовосприятие, острота зрения, восприятие мельканий. Восприятие движений, би-и монокулярное зрение

Тема 3. Суховой анализатор. Строение, функции, механизм звукообразования

Тема 4. Восприятие звука, чувствительность слухового анализатора, восприятие высоты, силы звука и локализация источника звука.

Тема 5. Вестибулярный анализатор, строение, функции.

Тема 6. Кинестетический анализатор.

Тема 7.Висцеральный анализатор

Тема 8. Вкусовой анализатор.

Тема 9. Кожный анализатор: тактильная, температурная, вибрационная. Пороги чувствительности. Определение, сущность.
Раздел 2. Высшая нервная деятельность

Тема 1. Системы компенсации неблагоприятных внешних условий, краткая характеристика нервной системы, анализаторов человека и анализаторных систем, свойства анализаторов: чувствительность, адаптация, тенируемость, сохранение ощущений, болевая чувствительность. Строение ЦНС. Основные представления о ВНД, определение. Условные и безусловные рефлексы. Стадии образования условных рефлексов.

Тема 2. Торможение в ЦНС.

Тема 3. Память. Общая характеристика. Виды памяти. Роль различных структур мозга в формировании памяти.

Тема 4. Типы ВНД. Понятия о темпераменте. Понятие о потребностях и мотивациях.

Тема 5. Сознание и мышление.

Тема 6. Сон и бодрствование. Фазы сна. Физиологическая основа сна.

Тема 7. Механизм принятия решения и осуществление решения.
Раздел 3. Промышленная токсикология

Тема 1. Понятия о вредных веществах. Классификация вредных веществ. Классы опасности вредных веществ. Отравления, классификация, принципы диагностики. Параметры, влияющие на токсичность вредных веществ. Фармакокинетика и фармакодинамика. Преврещения вредных веществ в организме. Принципы лечения острых и хронических отравлений.

Раздел 4. Профессиональные заболевания

Тема 1. Этиопатогенез профессиональных заболеваний. Классификация профзаболеваний. Основные принципы диагностики и лечения профессиональных заболеваний. Регистрация и учет профзаболеваний

Раздел 5. Механизмы воздействия вредных производственных факторов.

Тема 1Медико-биологические характеристики вредных факторов. Классификация механизмов воздействия.

Тема 2. Воздействие на организм параметров микроклимата, вибрации, звуковых явлений, освещенности, эл. тока, электромагнитных полей, ионизирующего и лазерного излучений, инфракрасного излучения и ультрафиолетового излучений.

Раздел 6. Гигиена труда

Тема 1. Понятие об оптимальных, допустимых и вредных условиях труда. Принципы нормирования трудовой деятельности. Влияние условий труда на организм человека.
5.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи.




Учебном плане

Наименование обеспечиваемых дисциплин

№№ разделов дисциплин (из таблицы 5.1) необходимых для изучения обеспечиваемой дисциплине

Б3.Б5


Физиология человека

Раздел1

Тема1

Раздел2

Тема1







Б3.В9

Медицина катастроф

Раздел3

Тема1










Б1.В5

Психологическая устойчивость

Раздел2

Тема7











6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

№ темы дисциплины

Наименование лабораторных работ







Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен.

7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

№ темы дисциплины

Наименование практических занятий или деловых игр

Раздел 1 Тема2

Зрительный анализатор: строение оптической и проводящей системы глаза, световая чувствительность, цветовосприятие, острота зрения, восприятие мельканий. Восприятие движений, би-имонокулярное зрение)

Раздел 1Тема3

Слуховой анализатор. Строение, функции, механизм звукообразования. Восприятие звука, чувствительность слухового анализатора, восприятие высоты, силы звука и локализация источника звука

Раздел1 Тема5

Вестибулярный анализатор, строение, функции. Кинестетический анализатор. Висцеральный анализатор. Вкусовой анализатор. Кожный анализатор: тактильная, температурная, вибрационная.

Пороги чувствительности. Определение, сущность.

Раздел 2 Тема4

Типы ВНД. Понятие о темпераменте. Понятие о потребностях и мотивациях. Сознание и мышление. Механизм принятия решения и осуществление решения. Сон и фазы сна. Физиологическая основа сна.)

Раздел3 Тема1

Медико-биологические характеристики вредных факторов. Классификация механизмов воздействия. Воздействие на организм параметров микроклимата, вибрации, звуковых явлений

Раздел 5 Тема 2

Медико-биологические характеристики вредных факторов. Классификация механизмов воздействия. Воздействие на организм параметров освещенности, электрического тока, электромагнитных полей, ионизирующего и лазерного излучений, инфракрасного излучения и ультрафиолетового излучений

Раздел 6 Тема 1

Понятие об оптимальных, допустимых и вредных условиях труда. гигиеническая характеристика условий труда. Принципы нормирования трудовой деятельности. Влияние условий труда на организм человека

Раздел 6 Тема 1

Основы законодательства РФ об учете и регистрации профессиональной патологии


8. КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

№ темы дисциплины

Наименование занятий по курсовому проектированию







Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен.

9. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
9.1. Расчетно-графические работы, рефераты, контрольные работы

№ темы дисциплины

Наименование РГР, темы рефератов, контрольных работ

Раздел 1 Тема 1

Общие принципы работы сенсорных систем. Сенсорное и сенсомоторное поле.

Раздел 1 Тема 1

Классификация сенсорных систем, их структурно-функциональная организация. Анализаторы, определение, основные понятия

Раздел 1 Тема 2

Зрительный анализатор: строение оптической и проводящей системы глаза, световая чувствительность, цветовосприятие, острота зрения, восприятие мельканий. Восприятие движений, би-имонокулярное зрение.

Раздел 1 Тема 3

Слуховой анализатор. Строение, функции, механизм звукообразования. Восприятие звука, чувствительность слухового анализатора, восприятие высоты, силы звука и локализация источника звука.

Раздел 1 Тема 5

Вестибулярный анализатор, строение, функции. Кинестетический анализатор Висцеральный анализатор. Вкусовой анализатор.

Раздел 1 Тема 9

Кожный анализатор: тактильная, температурная, вибрационная. Пороги чувствительности. Определение, сущность.

Раздел 2 Тема 1

Строение ЦНС. Основные представления о ВНД, определение. Условные и безусловные рефлексы. Стадии образования условных рефлексов. Торможение в ЦHС.

Раздел 2 Тема 3

Память. Общая характеристика. Виды памяти. Роль различных структур мозга в формировании памяти. Типы ВНД. Понятие о темпераменте. Понятие о потребностях и мотивациях. Сознание и мышление.

Раздел 3 Тема 1

Классификация вредных веществ. Классы опасности вредных веществ. Отравления, классификация, принципы диагностики. Параметры, влияющие на токсичность вредных веществ. Фармакокинетика и армакодинамика. Превращения вредных веществ в организме. Принципы лечения острых и хронических отравлений.

Раздел 4 Тема 1

Этиопатогенез профессиональных заболеваний. Классификация профзаболеваний. Основные принципы диагностики и лечения профессиональных заболеваний. Регистрация и учет профзаболеваний.

Раздел 6 Тема 1

Понятие об оптимальных, допустимых и вредных условиях труда. гигиеническая характеристика условий труда. Принципы нормирования трудовой деятельности. Влияние условий труда на организм человека


9.2. Цель, содержание и структура курсовой работы (проекта)

Наименование раздела

Объем

Часы

Литера-тура

Графич. часть

Текст. часть































Курсовая работа (проект) учебным планом не предусмотрена.

10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ
10.1. Рекомендуемая литература:
а) Основная литература:

  1. Безопасность жизнедеятельности под. редакцией С.В. Белова-М: Высшая школа.2009г.

  2. Глебова Е.В. Производственная санитарная гигиена труда. Высшая школа:-М, 2005г.

  3. Кухта Ю.С. «Оказание первой медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации». Учебное пособие. Новосибирск-2007г.

  4. Кукин П.П. Основы токсикологии, 2008г.

б) Дополнительная литература:

  1. Смирнов В.М., Будылнаa С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельностьМ: Издательский центр Академия, 2007.

  2. Чумаков Б.Н. Физиология человека для инженеров. -М: Педагогическое общество России, 2006.

  3. Юшкова О.И. Основы физиологии человека (для горных Вузов) - М: МГГУ, 2004.


11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

Демонстрационные плакаты. Телевизор и видеомагнитофон. Тренажеры и муляжи.

12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Методических рекомендаций по организации изучения дисциплины нет.
13. ФОРМА КОНТРОЛЯ

Экзамен по окончании изучения тем и проведения практических занятий.

14.СВЕДЕНИЯ О КОРРЕКТИРОВКАХ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ


Учебный год

Корректировка

Дата

Подпись












Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды» iconРабочая программа дисциплины б. 5 «теория горения и взрыва»
Профиль (Специализация)подготовки «Пожарная безопасность», «Безопасность технологических процессов и производств», «Инженерная защита...
Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды» iconРабочая программа учебной дисциплины дс. 03 Информационные технологии...
...
Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды» iconРеферат по курсу “Гражданская оборона” на тему: “Медицинская защита в чрезвычайных ситуациях”
...
Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды» iconУрок по французскому языку по теме «Защита окружающей среды -наша обязанность»
Предлагаемый мною ниже учебный материал проведения уроков в X классе я применяла при изучении темы «Защита окружающей среды — наша...
Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды» iconКомпьютерное моделирование и графика
Рабочая программа составлена доцентом О. В. Щербаковой на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды» iconМедицинская защита в чрезвычайных ситуациях”
Катастрофа авария с человеческими жертвами, с разрушением или уничтожением объектов и других материальных ценностей, с нанесением...
Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды» iconМетодическая разработка написана в соответствии с требованиями программы...
Устойчивость функционирования объекта экономики при чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и военного времени
Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды» icon280202. 65 Инженерная защита окружающей среды Аннотация учебной дисциплины «Английский язык»
Чтение, перевод (с помощью словаря) текста общенаучного и страноведческого характера со скоростью
Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Защита окружающей среды» в различных речевых ситуациях, отработать употребление придаточных предложений причины
Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды» iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Направление подготовки дипломированного специалиста 656600 Защита окружающей среды
Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кирин Б. Ф. Защита в чс/Б. Ф. Кирин, Н. О. Каледина, В. И. Слепцов / / Кирин Б. Ф. Защита в чрезвычайных ситуациях/Б. Ф. Кирин,Н....
Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды» iconРабочая программа по направлению 280700. 62 «Техносферная безопасность»
Мазгалевой А. В. на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению...
Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды» icon«Защита окружающей среды Черного моря: новые требования» *
Пачэс постоянно уделяет внимание защите окружающей среды. Ее действия в этом направлении осуществляются в рамках концепции устойчивого...
Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды» iconТема урока Кол-во часов
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (13 ч)
Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды» iconДетоксикация почв зоны влияния новочеркасского электродного завода...
Работа выполнена на кафедре «Инженерная экология и защита окружающей среды» гоу впо «Южно-Российский государственный технический...
Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды» iconПоурочное планирование курса обж в 10 классе
I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях — 14 часов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск