Скачать 139.86 Kb.
|
Министерство транспорта РФ Федеральное агентство морского и речного транспорта Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирская государственная академия водного транспорта» Шифр дисциплины: Б3.Б8 Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная защита окружающей среды», «Пожарная безопасность» Направление 280700 «Техносферная безопасность» Новосибирск 2012 Рабочая программа составлена доцентом Гюнтером П.П. на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профилю «Защита в чрезвычайных ситуациях» «Пожарная безопасность» « Инженерная защита окружающей среды». Направление 280700 «Техносферная безопасность» Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Техносферной безопасности» ФБОУ ВПО «НГАВТ» 19.01.2012 г.
Рабочая программа одобрена советом гидротехнического факультета «30»января 2012 г. Председатель совета ГТФ ________ В.Н. Малыгин 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная дисциплина «Медико-биологические основы БЖД»-обязательная дисциплина федеральных, государственных образовательных стандартов специалистов. Цель изучения дисциплины - формирование у студентов современных представлений о воздействии вредных факторов на организм человека и функционировании систем обеспечения безопасности жизнедеятельности организма. Задачи: На основании знаний о строении сенсорных систем организма, высшей нервной деятельности, механизмов взаимодействия вредных производственных факторов на системы и органы организма дать основу знаний по: - Основам строения сенсорных систем организма, их анатомо-физиологическим особенностям. - Строение сенсорных и сенсомоторных полей. Их взаимодействию с внешней средой. - Основами высшей нервной деятельности, ее типам, основам психологического анализа при подборе кадров и профориентации. - Особенностям и механизмам действия вредных производственных факторов на организм человека. - Основам промышленной и клинической токсикологии. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Дисциплина относится к вариативной части естественнонаучного цикла ФГОС ВПО 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫПроцесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО): Общекультурные компетенции (ОК)
Профессиональные компетенции (ПК)
Б2;Б3 Профессиональный цикл: Базовая (общепрофессиональная) часть: В результате изучения базовой части цикла студент должен: Знать: -основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них; -специфику и механизм токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия факторов; -теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности; -действующую систему нормативно-правовых актов в области техносферной безопасности Уметь: -идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от пасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; -пользоваться основными средствами контроля качества среды обитания; -применять методы анализа взаимодействия человека и его деятельности со средой обитания; Владеть: -понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; -методами обеспечения безопасности среды обитания; 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Разделы, темы дисциплины и виды занятий
5.2. Содержание разделов и тем дисциплины: Раздел 1. Взаимосвязь человека со средой обитания Тема 1. Взаимосвязь человека со средой обитания Общие принципы работы сенсорных систем. Сенсорное и сенсомоторное поле. Классификация сенсорных систем, их структурно-функциональная организация. Анализаторы человека, определение, основные понятия. Тема 2. Зрительный анализатор: строение оптической и проводящей системы глаза, световая чувствительность, цветовосприятие, острота зрения, восприятие мельканий. Восприятие движений, би-и монокулярное зрение Тема 3. Суховой анализатор. Строение, функции, механизм звукообразования Тема 4. Восприятие звука, чувствительность слухового анализатора, восприятие высоты, силы звука и локализация источника звука. Тема 5. Вестибулярный анализатор, строение, функции. Тема 6. Кинестетический анализатор. Тема 7.Висцеральный анализатор Тема 8. Вкусовой анализатор. Тема 9. Кожный анализатор: тактильная, температурная, вибрационная. Пороги чувствительности. Определение, сущность. Раздел 2. Высшая нервная деятельность Тема 1. Системы компенсации неблагоприятных внешних условий, краткая характеристика нервной системы, анализаторов человека и анализаторных систем, свойства анализаторов: чувствительность, адаптация, тенируемость, сохранение ощущений, болевая чувствительность. Строение ЦНС. Основные представления о ВНД, определение. Условные и безусловные рефлексы. Стадии образования условных рефлексов. Тема 2. Торможение в ЦНС. Тема 3. Память. Общая характеристика. Виды памяти. Роль различных структур мозга в формировании памяти. Тема 4. Типы ВНД. Понятия о темпераменте. Понятие о потребностях и мотивациях. Тема 5. Сознание и мышление. Тема 6. Сон и бодрствование. Фазы сна. Физиологическая основа сна. Тема 7. Механизм принятия решения и осуществление решения. Раздел 3. Промышленная токсикология Тема 1. Понятия о вредных веществах. Классификация вредных веществ. Классы опасности вредных веществ. Отравления, классификация, принципы диагностики. Параметры, влияющие на токсичность вредных веществ. Фармакокинетика и фармакодинамика. Преврещения вредных веществ в организме. Принципы лечения острых и хронических отравлений. Раздел 4. Профессиональные заболевания Тема 1. Этиопатогенез профессиональных заболеваний. Классификация профзаболеваний. Основные принципы диагностики и лечения профессиональных заболеваний. Регистрация и учет профзаболеваний Раздел 5. Механизмы воздействия вредных производственных факторов. Тема 1Медико-биологические характеристики вредных факторов. Классификация механизмов воздействия. Тема 2. Воздействие на организм параметров микроклимата, вибрации, звуковых явлений, освещенности, эл. тока, электромагнитных полей, ионизирующего и лазерного излучений, инфракрасного излучения и ультрафиолетового излучений. Раздел 6. Гигиена труда Тема 1. Понятие об оптимальных, допустимых и вредных условиях труда. Принципы нормирования трудовой деятельности. Влияние условий труда на организм человека. 5.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи.
6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен. 7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
8. КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен. 9. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 9.1. Расчетно-графические работы, рефераты, контрольные работы
9.2. Цель, содержание и структура курсовой работы (проекта)
Курсовая работа (проект) учебным планом не предусмотрена. 10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 10.1. Рекомендуемая литература: а) Основная литература:
б) Дополнительная литература:
11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Демонстрационные плакаты. Телевизор и видеомагнитофон. Тренажеры и муляжи. 12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Методических рекомендаций по организации изучения дисциплины нет. 13. ФОРМА КОНТРОЛЯ Экзамен по окончании изучения тем и проведения практических занятий. 14.СВЕДЕНИЯ О КОРРЕКТИРОВКАХ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
|
Рабочая программа дисциплины б. 5 «теория горения и взрыва» Профиль (Специализация)подготовки «Пожарная безопасность», «Безопасность технологических процессов и производств», «Инженерная защита... | Рабочая программа учебной дисциплины дс. 03 Информационные технологии... ... | ||
Реферат по курсу “Гражданская оборона” на тему: “Медицинская защита в чрезвычайных ситуациях” ... | Урок по французскому языку по теме «Защита окружающей среды -наша обязанность» Предлагаемый мною ниже учебный материал проведения уроков в X классе я применяла при изучении темы «Защита окружающей среды — наша... | ||
Компьютерное моделирование и графика Рабочая программа составлена доцентом О. В. Щербаковой на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Медицинская защита в чрезвычайных ситуациях” Катастрофа авария с человеческими жертвами, с разрушением или уничтожением объектов и других материальных ценностей, с нанесением... | ||
Методическая разработка написана в соответствии с требованиями программы... Устойчивость функционирования объекта экономики при чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и военного времени | 280202. 65 Инженерная защита окружающей среды Аннотация учебной дисциплины «Английский язык» Чтение, перевод (с помощью словаря) текста общенаучного и страноведческого характера со скоростью | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Защита окружающей среды» в различных речевых ситуациях, отработать употребление придаточных предложений причины | Государственный образовательный стандарт высшего профессионального... Направление подготовки дипломированного специалиста 656600 Защита окружающей среды | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кирин Б. Ф. Защита в чс/Б. Ф. Кирин, Н. О. Каледина, В. И. Слепцов / / Кирин Б. Ф. Защита в чрезвычайных ситуациях/Б. Ф. Кирин,Н.... | Рабочая программа по направлению 280700. 62 «Техносферная безопасность» Мазгалевой А. В. на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению... | ||
«Защита окружающей среды Черного моря: новые требования» * Пачэс постоянно уделяет внимание защите окружающей среды. Ее действия в этом направлении осуществляются в рамках концепции устойчивого... | Тема урока Кол-во часов Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (13 ч) | ||
Детоксикация почв зоны влияния новочеркасского электродного завода... Работа выполнена на кафедре «Инженерная экология и защита окружающей среды» гоу впо «Южно-Российский государственный технический... | Поурочное планирование курса обж в 10 классе I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях — 14 часов |