Скачать 102.23 Kb.
|
Пятигорский медико-фармацевтический институт – филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики Ю.П.Двегубский Методические разработки к семинарам по дисциплине «История Отечества» для преподавателей, работающих со студентами 1-го курса заочного отделения. Пятигорск 2013 Пятигорский медико-фармацевтический институт – филиал ВПО ВолгГМУ Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики Методические разработки к семинарам по дисциплине «История Отечества» для преподавателей, работающих со студентами 1-го курса заочного отделения. Курс I Лекции – 2 Семинары – 8 Самостоятельная работа – 60 Зачет – 2 Объем в часах – 72 ЗЕТ – 2 Пятигорск 2013 УДК 06.09 (470 + 571) ББК 63.3 (2) 2/6 я 73 Д 23 Рецензент: доктор филос.наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики А.В.Антюхина Ю.П.Двегубский М. Методические разработки к семинарам по дисциплине «История Отечества» для преподавателей, работающих со студентами 1-го курса заочного отделения/Ю.П.Двегубский – Пятигорск: Пятигорский медико-фармацевтический институт – филиал ГБОУ ВолгГМУ, 2013. – 11 с. Методические разработки составлены на кафедре гуманитарных дисциплин и биоэтики (зав.кафедрой, доктор педагогических наук Е.В.Говердовская) в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 060307 – «Фармация». Методические разработки предназначены для преподавателей, работающих по дисциплине «История Отечества» со студентами 1-го курса заочного отделения. В них входят: раздел, тема, учебная цель, задачи занятия, умение, методика проведения, планы проведения, наглядные пособия, проблемные вопросы. Печатается по решению Центральной методической комиссии ПМФИ ©Пятигорский медико Фармацевтический институт- Филиал ВолгГМУ Методическая разработка семинара по дисциплине «История Отечества» Тема 1: Русь в IX – XVI вв. Раздел: Киевская Русь и Московское царство. Учебная цель: дать анализ исторических процессов образования древнерусского раннефеодального государства, борьбы русских княжеств с иноземными захватчиками, последствий татаро-монгольского ига, возвышение Москвы, особенности формирования централизованного государства на Руси. Продолжительность занятия 2 часа (90 мин.) Задачи занятия: рассмотреть основные современные гипотезы происхождения славян и образования Древнерусского государства; определить сущность, социально-политический строй и особенности развития Киевской Руси; выявить источники и цели восточной и западной агрессии, поражения Руси от восточной агрессии, возвышения Москвы, причины возвышения Москвы, образования централизованного государства – Московского царства. Умение: Уметь использовать историческую терминологию; знать и понимать сущность сложных и противоречивых процессов складывания и развития Киевской Руси; правильно оценивать положение русских княжеств накануне и в период агрессии, сущность и отрицательные последствия монгольского ига, начало борьбы за централизацию княжеств и освобождения от ига Золотой Орды, значение Куликовской битвы, умение правильно оценить и проанализировать сложные процессы формирования централизованного государства на Руси. Методика проведения: обсуждение проблемных вопросов, важнейших ключевых событий, социально-психологических характеристик киевских князей и московских правителей, защита рефератов, анализ новых терминов. План проведения 1. Вступление – 10 мин. 2. Обсуждение проблемных вопросов – 30 мин. 3. Обсуждение сообщений и рефератов – 30 мин. 4. Обсуждение характеристик госуд.деятелей – 15 мин. 5. Заключение – 5 мин. Наглядные пособия - методические рекомендации - презентация - отрывки из исторических хроник - схемы, копии портретов истор.деятелей Проблемные вопросы 1. Специфика исторического знания. 2. Гипотезы о происхождении славян. 3. Западная и российская теории образования Древнерусского гос-ва. 4. Последствия ордынского ига. 5. Особенности образования Московского государства. 6. Роль русской православной церкви в объединительном процессе на Руси. Методическая разработка семинара по дисциплине «История Отечества» Тема 2: Дворянско-помещичья Россия в XVIII-XIX вв. Раздел: Российская империя. Учебная цель: Изучить и проанализировать процессы образования Российской империи, реформы Петра I и их значение, процессы развития России во второй половине XVIII в., показать героизм народа в Отечественной войне 1812г., рассмотреть роль и значение демократических реформ 60-х -70-х гг. XIX в. для последующего развития России. Продолжительность занятия 2 часа (90 мин.) Задачи занятия: Показать предпосылки и необходимость коренных реформ преобразования России, раскрыть цели, содержание, основные направления реформ Петра I и Екатерины II, неоднозначную оценку их деятельности, показать результаты внутренней и внешней политики России в XVIII в. Рассмотреть политические, социально-экономические предпосылки зарождения капитализма в России в начале XIX в., показать мужество и героизм армии и русского народа в Отечественной войне 1812г. Выявить кризис феодально-крепостнической системы, содержание и значение крестьянской реформы 1861г., демократических реформ 60-х – 70-х XIX в. и их роль в последующем развитии России; выявить реакционный характер контрреформ Александра III. Умение: умение правильно оценивать реформы Петра I и Екатерины II, разобраться в сложных процессах преобразования страны, внутренней и внешней политики Российской империи, показать героизм армии и народа в Отечественной войне 1812г., гордости за свою страну и ее народ. Убедительно показать кризис феодально-крепостнической системы России, раскрыть характер, содержание, демократизм великих реформ 60-х – 70-х годов XIX в., их роль и значение; содействовать воспитанию у студентов чувства патриотизма и активной гражданской позиции на основе объективного осмысления и обобщения исторического материала данного периода. Методика проведения: обсуждение проблемных вопросов, дискуссии о реформе Петра I, Екатерины II, Александра II и их оценка историками и политиками, защита рефератов и сообщений, анализ новых терминов. План проведения 1. Вступление – 5 мин. 2. Обсуждение проблемных вопросов – 30 мин. 3. Дискуссия – 30 мин. 4. Обсуждение рефератов и сообщений – 30 мин. 5. Заключение – 5 мин. Наглядные пособия - методические рекомендации - презентация - отрывки из исторических документов, книг - таблицы, схемы сражений, копии картин и портретов Проблемные вопросы 1. Предпосылки и необходимость реформ Петра I. 2. Изменения в культуре и быте российского общества. 3. Образование Российской империи и ее основные черты. 4. Просвещенный абсолютизм в Зап.Европе и в России. 5. Великие русские полководцы и флотоводцы. 6. Отечественная война 1812г. 7. Кризис феодально-крепостнической системы России. 8. Отмена крепостного права (1861г.) 9. Демократические реформы 60-70 гг. XIX в. в России. 10. Самодержавие и его сущность. Методическая разработка семинара по дисциплине «История Отечества» Тема 3: Три революции в России и становление нового общественного строя (начале XX в – 20-е годы XX в). Раздел: Российская империя. СССР – Российская Федерация (1920 – 2000 гг.) Россия и мир в XXI в. Учебная цель: на основе особенностей и противоречий развития капитализма в России раскрыть причины трех революций, обостренных русско-японской и первой мировой войнами, позиции основных партий, содержание и последствия революций. Показать складывание политической системы Советской России, раскрыть причины гражданской войны и иностранной интервенции, причины победы Советской России в войне, ее положение, образование СССР, причины победы сторонников Сталина, начало формирования тоталитарного режима власти. Продолжительность занятия 2 часа (90 мин.) Задачи занятия: дать общую характеристику России в начале XX в. и ее основные противоречия; рассмотреть альтернативы выбора пути развития страны в начале XX века; раскрыть характер, содержание, движущие силы трех русских революций и их последствия; рассмотреть разные точки зрения и оценку Октябрьской революции; раскрыть основные направления складывания политической системы Советской России; рассмотреть причины и содержание гражданской войны в стране, причины победы Советской России, положение страны после войны, причины победы сторонников Сталина и создания тоталитарной системы в СССР. Умение: умение правильно анализировать противоречивый характер развития России в начале XX века, альтернативы выбора пути страной и обществом, характер и содержание трех русских революций, мероприятий Советской власти, причин и содержания гражданской войны и интервенции, причин победы сторонников Сталина, складывания тоталитарной системы СССР, умение критически оценивать мнения политиков и историков на события в России в начале XX века. Методика проведения: обсуждение проблемных вопросов, дискуссии по основным проблемам темы, анализ новых политических и исторических терминов. План проведения 1. Вступление – 5 мин. 2. Обсуждение проблемных вопросов, дискуссия – 40 мин. 3. Обсуждение рефератов и сообщений – 40 мин. 4. Заключение – 5 мин. Наглядные пособия - методические рекомендации - презентация - отрывки из программ и документов - схемы, таблицы, фотодокументы Проблемные вопросы 1. Россия в начале XX века. 2. Первая русская революция (1905-1907 гг.) 3. Россия в Первой мировой войне. 4. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917г. 5. Октябрьская революция 1917г. и ее оценка различными политическими силами. 6. Складывание политической системы Советской России. 7. Гражданская война и иностранная интервенция. 8. Образование СССР. 9. Складывание тоталитарной системы в СССР. Методическая разработка семинара по дисциплине «История Отечества» Тема 4: Россия на пути суверенного развития. Раздел: СССР – Российская Федерация (1920 – 2000 гг.) Россия и мир в XXI веке. Учебная цель: проследить сущность, содержание, противоречия и последствия политических и социально-экономических реформ в 70 – 90-е годы XX века и «перестройки СССР, причины системного кризиса в России в 90-е годы XX века, внутреннее и международное положение страны; проанализировать процессы возрождения и развития страны в начале XXI века. Продолжительность занятия 2 часа (90 мин.) Задачи занятия: дать характеристику противоречивых процессов развития Советского общества в 70-е – 80-е годы XX века, усиления негативных явлений в экономической, социальной, политической структуре общества, появление диссидентского движения; дать анализ содержания и противоречивого характера «перестройки»; выяснить причины распада СССР и образования Российской Федерации; показать сложнейшие и противоречивые процессы изменения общественного строя страны, перехода к рыночным отношениям и приватизации методом «шоковой терапии», усиления социального неравенства; показать процессы развития и возрождения страны в начале XXI века, процессы возрастания роли России в системе международных отношений, проблемы безопасности страны в XXI веке. Умение: умение правильно оценивать и разбираться в сложных и крайне противоречивых процессах 70-х – 90-х гг. XX века, происходивших в стране, их оценке разными политическими силами, духовной, политической и идеологической борьбе внутри страны и на международной арене, правильно оценивать политику государства, проблемы безопасности страны, способствовать привитию студентам чувства уважения к стране и ее истории, патриотизма. Методика проведения: обсуждение проблемных вопросов, дискуссия по сложным и противоречивым проблемам, обсуждение новых терминов и понятий. План проведения 1. Вступление – 5 мин. 2. Обсуждение проблемных вопросов, дискуссия – 40 мин. 3. Заслушивание и обсуждение рефератов – 40 мин. 5. Заключение – 5 мин. Наглядные пособия - методические рекомендации - презентация - отрывки из документов - таблицы, аудиозаписи, фотодокументы Проблемные вопросы 1. Тенденции развития советского общества в 70-е – 80-е гг. XX века. 2. «Перестройка» и её противоречия. 3. Политический портрет М.С.Горбачева. 4. Политический портрет Б.Н.Ельцина. 5. Причины распада СССР. 6. Россия в 90-х гг. XX века. 7. Характерные особенности развития российского общества в XXI веке. 8. Внешняя политика России в XXI веке. 9. Проблемы безопасности России в XXI веке. Ю.П.Двегубский Методические разработки к семинарам по дисциплине «История Отечества» для преподавателей, работающих со студентами 1 курса заочного отделения Технический редактор: Браташова Т.М. Подписано в печать _______________ Формат 60х84 1/16, бумага писчая белая. Усл.печ.л. У.-изд. Л. 2.0. Тираж _____ экз. Заказ __________ Пятигорская государственная фармацевтическая академия 357532, Пятигорск, проспект Калинина, 11. |
Методические рекомендации по подготовке рефератов по дисциплине «История Отечества» Реферат по учебной дисциплине «История Отечества» выполняется на основании учебного плана | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Планы семинарских занятий1 и методические рекомендации по подготовке к семинарам, а также экзамену по дисциплине «Римское право» | ||
Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36 Методические указания студентам по организации самостоятельной работы | Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам)... Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам) и самостоятельной работе | ||
Методические указания и планы семинаров по дисциплине «история» Методические указания и планы семинаров по дисциплине «История» / Уфимск гос авиац техн ун-т; Сост.: У. Б. Гайсин, Т. С. Конюков,... | Методические указания и планы семинаров по дисциплине «история» Методические указания и планы семинаров по дисциплине «История» / Уфимск гос авиац техн ун-т; Сост.: У. Б. Гайсин, Т. С. Конюков,... | ||
Пояснительная записка Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история» Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история» составлены на основе Государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебного предмета «История» ХХ! века. М., Русское слово, 2010. Умк н. В. Загладин Всеобщая история конец Х!Х – начала хх! в. История Отечества ХХ – начала хх!... | ||
Реферат по дисциплине «История Отечества» Антисоветские военизированные формирования и их деятельность на территории Белоруссии в годы Великой Отечественной Войны | Методические указания и задания для внеаудиторной самостоятельной... Целью данной разработки является формирование умений и навыков, предусмотренных рабочей программой по дисциплине | ||
Методические указания к курсовому проекту по дисциплине «Программная инженерия» Документирование процесса разработки программных средств с использованием uml: Методические указания к курсовому проекту по дисциплине... | И науки российской федерации И90 История отечества [Текст] : методические указания / К. Ф. Дзамихов, Е. Х. Апажева, Р. М. Ашхотов, Н. В. Варивода, Н. С. Лаврова,... | ||
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине история Отечества Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский национальный медицинский университет... | Методические указания по выполнению реферативных работ по дисциплине «История и философия науки» Методические указания к выполнению реферативных работ аспирантов и соискателей по дисциплине «История и философия науки» /Уфимск... | ||
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История... История отрасли и введение в специальность: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение... | Программа элективного курса по истории Отечества в 10 классе ( 35... Данный курс предлагает совершить увлекательное путешествие в 20 столетие, чтобы глазами современников этой эпохи погрузиться в мир... |