Методические рекомендации по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году





Скачать 57.13 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году
Дата публикации19.10.2013
Размер57.13 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации
ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования»

Отдел научно-методического сопровождения ФГОС

Методические рекомендации

по организации работы методических объединений

при переходе на стандарты нового поколения в основной школе

в 2013-2014 учебном году.

И.В.Карамулина,

П.В.Цыганкова

В сентябре 2013 г. все 5-е классы образовательных организаций общего образования Смоленской области начинают обучение по ФГОС основного общего образования (далее – ФГОС ООО). Поэтому важнейшим направлением работы методических объединений является сопровождение деятельности педагогов в условиях перехода на ФГОС. С проблемой деятельности в условиях ФГОС должны быть связаны: тема работы МО, темы самообразования учителей, план работы МО на 2013-2014 учебный год.

В апреле 2013 г. отдел научно-методического сопровождения ФГОС Смоленского областного ИРО провел среди школ области мониторинг условий введения ФГОС. Анализ его результатов позволил установить готовность педагогов к переходу на новый образовательный стандарт основной школы. Так, большой процент руководителей ОУ и учителей прошли курсовую подготовку по ФГОС. Практически во всех педагогических коллективах рассматривались вопросы, связанные с введением ФГОС. Анализ результатов мониторинга также позволил выявить ряд типичных затруднений при разработке основной образовательной программы, рабочих программ, выборе УМК. Кроме этого, было установлено, что сельские школы области нуждаются в помощи со стороны муниципальных методических служб, а также в тьюторском сопровождении.

В связи с этим возрастает роль методических объединений учителей как инстанции, куда педагогу можно обратиться за помощью и которая обеспечивает повышение квалификации и формирование педагогического опыта деятельности в условиях ФГОС на рабочем месте.

Первоочередная задача, которая должна быть решена в рамках МО – изучение документов и материалов, сопровождающих введение ФГОС в основную школу: фундаментальное ядро содержания общего образования, ФГОС основного общего образования, основной образовательной программы ОУ и программ по учебным предметам. Необходимо обратить внимание на то, что новый стандарт не тождественен обязательному минимуму образования. Это документ, жёстко фиксирующий требования к образовательным результатам, структуре основной образовательной программы и условиям её реализации. Чтобы сравнить ФГОС с предыдущим аналогичным документом – федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (ФК ГОС), необходимо заполнить следующую таблицу:

Критерии для сравнения

ФК ГОС 2004 г.

ФГОС

Структура







Виды результатов







Основные направления







Оценка результатов







Аттестация обучающихся







Предложите свой критерий для сравнения







В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, реализация которого в учебном процессе должна обеспечить получение необходимых результатов. Таким образом, ФГОС не регламентирует содержание образования (чему учить?), но определяет технологию - развивающее обучение. Следовательно, в рамках работы МО необходимо уделить внимание освоению развивающего обучения педагогами и тем изменениям в учебном процессе, которые произойдут в связи с реализацией этой технологии на уроке. Для осознания этих изменений мы рекомендуем заполнить таблицу:

Направления деятельности

Что изменить?

Что оставить прежним?

Примечания

Руководство МО










Деятельность учителя на уроке










Внеурочная деятельность (кружки, курсы и т.д.)










Также одной их важнейших особенностей ФГОС является ориентация на результат. Стандарт впервые содержит требования не только к предметным результатам, но и к метапредметным и личностным, достижение которых должно быть целью всего педагогического коллектива школы. В связи с этим учителям-предметникам необходимо установить, какие конкретно метапредметные и личностные результаты будут сформированы при изучении его предмета, а также при изучении каждого раздела и темы. Зафиксировать эти данные удобно в таблице:

Предмет ______________ УМК ____________

Название раздела (темы)

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Раздел 1 (тема 1)







Раздел 2 (тема 2)







Заметим, что ряд личностных результатов не может быть сформирован средствами предметов естественно-математического цикла (например, знание флага, герба и гимна России). Зато метапредметные результаты (особенно – познавательные УУД) в этой таблице должны быть представлены практически полностью.

Ориентация на результат означает отказ от стихийного формирования умений обучающихся. Поэтому при разработке каждого урока учителю необходимо продумать, какие конкретно личностные, метапредметные и предметные результаты он будет формировать (развивать) и какими методами (приёмами). Для полного представления планируемых результатов и методов их получения на уроке учитель создаёт технологическую карту урока. Примерную схему конспекта урока мы приводим ниже:

Класс ___ УМК ___

Тема урока: ____________________

Цели: Ученик научится: ________________________________________

Ученик получит возможность научиться: ____________________

Задачи урока1: ____________________________

Оборудование: ______________________________

План урока:

Технологическая карта урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Предметный результат

УУД

Познава-тельные

Коммуни-кативные

Регуля-тивные

Личност-ные

Этап 1. ______ (название этапа)

Цель этапа:















Этап 2. ________

Цель этапа:






















Дидактический материал, используемый на уроке2:

  • Тексты: ____________

  • Ситуационные задачи: __________

  • Материалы в помощь обучающимся (алгоритмы, схемы, памятки и т.п.):

  • Листы деятельности: _______

  • Материалы для самостоятельной деятельности: ______

  • Эталоны ответов и критерии: ______

  • Дополнительные материалы повышенного уровня: ___

  • Прочие:____

Переход на ФГОС основного общего образования вносит изменения в контрольно-оценочную деятельность педагога. Это касается следующих аспектов:

  • Контроль не только предметных, но и метапредметных результатов; ограниченная оценка личностных результатов освоения программы;

  • Формирование системы заданий для оценки планируемых результатов всех видов;

  • Смещение акцента с учительской оценки на взаимо- и самооценку.

Особое внимание необходимо уделить формированию банка ситуативных задач для проверки предметных результатов. Наиболее продуктивным в плане достижения и отслеживания результатов освоения программы по учебному предмету является использование заданий, содержащих описание реальных ситуаций, например, совершение покупки в магазине; вклад в банке; туристический поход и проч.. Такого типа задач ещё очень мало в существующих учебных пособиях, но они дают возможность ученику оценить значение изучения данного предмета для его жизнедеятельности, а учителю – проконтролировать усвоение целых групп как предметных, так и межпредметных умений.

Итак, ключевым направлением деятельности методических объединений в 2013 – 2014 учебном году должно стать освоение ФГОС ООО как ведущей инновации основной школы. Именно с проблемами внедрения нового стандарта мы рекомендуем связать тему работы МО, проблематику заседаний МО, а также темы самообразования педагогов.

1 То, что делает учитель для достижения целей

2 Если они разработаны самим педагогом

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году iconВнедрение информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательный...
Мбоу сош с. Берёзовка прошёл семинар для учителей начальных классов Данковского района на тему «Внедрение информационно-компьютерных...
Методические рекомендации по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году iconПлан работы мобу «гостинопольская основная общеобразовательная школа»...
Тема работы школы в 2010-2011 учебном году : «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на...
Методические рекомендации по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году iconПриказ 02. 09. 2013 №19 од Электросталь о режиме работы мскоу «Специальная...
Администрации городского округа Электросталь, приказами и распоряжениями Управления образования, локальными актами школы-интерната....
Методические рекомендации по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году iconПриказ от 02. 09. 13г. №149-од с. Н. Чернушка о регламентации работы...
В целях рациональной организации функционирования образовательного учреждения в 2013-2014 учебном году, повышения личной ответственности...
Методические рекомендации по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Методические рекомендации по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году iconАнализ работы мкоу «Гимназия №16» в 2013-2014 учебном год
Мкоу «Гимназия №16» в 2013-2014 учебном году и основные направления деятельности в 2014-2015 учебном году
Методические рекомендации по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году iconПлан работы мо учителей начальных классов мбоу сош №21 на 2013-2014уч г
Организация работы мо учителей начальной школы в 2013-2014 уч году в условиях внедрения Стандартов нового поколения
Методические рекомендации по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году iconАнализ работы цнит в 2013 2014 учебном год
Работа Центра нит в 2013-2014 учебном году строилась в соответствии с общелицейским планом работы
Методические рекомендации по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б 11. Источниковедение
Изменения в корпусе исторических источников при переходе от нового времени к новейшему
Методические рекомендации по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году iconОрганизация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в...
Дисциплина изучается один год, с недельной нагрузкой 6-8 часов. При изучении дисциплины используется учебник Математика. 10 класс:...
Методические рекомендации по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году iconПлан работы школьной библиотеки моу «Ягницкая средняя общеобразовательная...
Цель: информационное обеспечение и сопровождение учебно-воспитательного процесса, реализующего стандарты нового поколения
Методические рекомендации по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году iconПлан работы методического совета на 2013-2014 уч г
«Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты...
Методические рекомендации по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году iconПлан учебно-воспитательной работы мбоу «Зеленорощинская средняя общеобразовательная...
В 2012-2013 учебном году школа начала работать по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода...
Методические рекомендации по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Информатика» в 1-4 классах общеобразовательных...
В 2013-2014 учебном году преподавание информатики в начальной школе идет по буп 2004 г. (4 классы) и буп 2009 г. (для 1-3 классов...
Методические рекомендации по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году iconОбразовательная программа высшего профессионального образования направление...
Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. Первая редакция – М.: Исследовательский...
Методические рекомендации по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных...
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск