ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования»
Отдел научно-методического сопровождения ФГОС
Методические рекомендации
по организации работы методических объединений
при переходе на стандарты нового поколения в основной школе
в 2013-2014 учебном году.
И.В.Карамулина,
П.В.Цыганкова
В сентябре 2013 г. все 5-е классы образовательных организаций общего образования Смоленской области начинают обучение по ФГОС основного общего образования (далее – ФГОС ООО). Поэтому важнейшим направлением работы методических объединений является сопровождение деятельности педагогов в условиях перехода на ФГОС. С проблемой деятельности в условиях ФГОС должны быть связаны: тема работы МО, темы самообразования учителей, план работы МО на 2013-2014 учебный год.
В апреле 2013 г. отдел научно-методического сопровождения ФГОС Смоленского областного ИРО провел среди школ области мониторинг условий введения ФГОС. Анализ его результатов позволил установить готовность педагогов к переходу на новый образовательный стандарт основной школы. Так, большой процент руководителей ОУ и учителей прошли курсовую подготовку по ФГОС. Практически во всех педагогических коллективах рассматривались вопросы, связанные с введением ФГОС. Анализ результатов мониторинга также позволил выявить ряд типичных затруднений при разработке основной образовательной программы, рабочих программ, выборе УМК. Кроме этого, было установлено, что сельские школы области нуждаются в помощи со стороны муниципальных методических служб, а также в тьюторском сопровождении.
В связи с этим возрастает роль методических объединений учителей как инстанции, куда педагогу можно обратиться за помощью и которая обеспечивает повышение квалификации и формирование педагогического опыта деятельности в условиях ФГОС на рабочем месте.
Первоочередная задача, которая должна быть решена в рамках МО – изучение документов и материалов, сопровождающих введение ФГОС в основную школу: фундаментальное ядро содержания общего образования, ФГОС основного общего образования, основной образовательной программы ОУ и программ по учебным предметам. Необходимо обратить внимание на то, что новый стандарт не тождественен обязательному минимуму образования. Это документ, жёстко фиксирующий требования к образовательным результатам, структуре основной образовательной программы и условиям её реализации. Чтобы сравнить ФГОС с предыдущим аналогичным документом – федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (ФК ГОС), необходимо заполнить следующую таблицу:
Критерии для сравнения
| ФК ГОС 2004 г.
| ФГОС
| Структура
|
|
| Виды результатов
|
|
| Основные направления
|
|
| Оценка результатов
|
|
| Аттестация обучающихся
|
|
| Предложите свой критерий для сравнения
|
|
| В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, реализация которого в учебном процессе должна обеспечить получение необходимых результатов. Таким образом, ФГОС не регламентирует содержание образования (чему учить?), но определяет технологию - развивающее обучение. Следовательно, в рамках работы МО необходимо уделить внимание освоению развивающего обучения педагогами и тем изменениям в учебном процессе, которые произойдут в связи с реализацией этой технологии на уроке. Для осознания этих изменений мы рекомендуем заполнить таблицу:
Направления деятельности
| Что изменить?
| Что оставить прежним?
| Примечания
| Руководство МО
|
|
|
| Деятельность учителя на уроке
|
|
|
| Внеурочная деятельность (кружки, курсы и т.д.)
|
|
|
| Также одной их важнейших особенностей ФГОС является ориентация на результат. Стандарт впервые содержит требования не только к предметным результатам, но и к метапредметным и личностным, достижение которых должно быть целью всего педагогического коллектива школы. В связи с этим учителям-предметникам необходимо установить, какие конкретно метапредметные и личностные результаты будут сформированы при изучении его предмета, а также при изучении каждого раздела и темы. Зафиксировать эти данные удобно в таблице:
Предмет ______________ УМК ____________
Название раздела (темы)
| Планируемые результаты
| Личностные
| Метапредметные
| Предметные
| Раздел 1 (тема 1)
| …
| …
| …
| Раздел 2 (тема 2)
| …
| …
| …
| Заметим, что ряд личностных результатов не может быть сформирован средствами предметов естественно-математического цикла (например, знание флага, герба и гимна России). Зато метапредметные результаты (особенно – познавательные УУД) в этой таблице должны быть представлены практически полностью.
Ориентация на результат означает отказ от стихийного формирования умений обучающихся. Поэтому при разработке каждого урока учителю необходимо продумать, какие конкретно личностные, метапредметные и предметные результаты он будет формировать (развивать) и какими методами (приёмами). Для полного представления планируемых результатов и методов их получения на уроке учитель создаёт технологическую карту урока. Примерную схему конспекта урока мы приводим ниже:
Класс ___ УМК ___
Тема урока: ____________________
Цели: Ученик научится: ________________________________________
Ученик получит возможность научиться: ____________________
Задачи урока1: ____________________________
Оборудование: ______________________________
План урока:
Технологическая карта урока:
Деятельность учителя
| Деятельность учащегося
| Предметный результат
| УУД
| Познава-тельные
| Коммуни-кативные
| Регуля-тивные
| Личност-ные
| Этап 1. ______ (название этапа)
Цель этапа:
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| Этап 2. ________
Цель этапа:
|
|
|
|
|
|
|
| Дидактический материал, используемый на уроке2:
Тексты: ____________
Ситуационные задачи: __________
Материалы в помощь обучающимся (алгоритмы, схемы, памятки и т.п.):
Листы деятельности: _______
Материалы для самостоятельной деятельности: ______
Эталоны ответов и критерии: ______
Дополнительные материалы повышенного уровня: ___
Прочие:____
Переход на ФГОС основного общего образования вносит изменения в контрольно-оценочную деятельность педагога. Это касается следующих аспектов:
Контроль не только предметных, но и метапредметных результатов; ограниченная оценка личностных результатов освоения программы;
Формирование системы заданий для оценки планируемых результатов всех видов;
Смещение акцента с учительской оценки на взаимо- и самооценку.
Особое внимание необходимо уделить формированию банка ситуативных задач для проверки предметных результатов. Наиболее продуктивным в плане достижения и отслеживания результатов освоения программы по учебному предмету является использование заданий, содержащих описание реальных ситуаций, например, совершение покупки в магазине; вклад в банке; туристический поход и проч.. Такого типа задач ещё очень мало в существующих учебных пособиях, но они дают возможность ученику оценить значение изучения данного предмета для его жизнедеятельности, а учителю – проконтролировать усвоение целых групп как предметных, так и межпредметных умений.
Итак, ключевым направлением деятельности методических объединений в 2013 – 2014 учебном году должно стать освоение ФГОС ООО как ведущей инновации основной школы. Именно с проблемами внедрения нового стандарта мы рекомендуем связать тему работы МО, проблематику заседаний МО, а также темы самообразования педагогов. |