Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в рамках предмета биологии в основной и старшей школе (методические рекомендации)





НазваниеОрганизация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в рамках предмета биологии в основной и старшей школе (методические рекомендации)
страница1/8
Дата публикации29.07.2013
Размер0.83 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Биология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году

в рамках предмета биологии в основной и старшей школе

(методические рекомендации)
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года, обращает внимание на то, что Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития.

При этом результатом образования становятся не столько сами знания по конкретным дисциплинам, сколько умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Другими словами, новая школа формирует у школьника целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии.

В современной школе учащиеся начальных классов уже перешли на обучение по новым стандартам – федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО), со следующего – 2012/2013 – учебного года в 20-ти общеобразовательных учреждениях Республики Карелия с пятого класса учителя начнут обучение детей по новым стандартам – федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования (ФГОС ООО). Через несколько лет все учителя основной школы будут работать по ФГОС ООО.

А это означает, что при планировании работы в 5-9 классах на следующий учебный год необходимо обратить внимание на то, каким образом деятельность учителя позволит в полной мере раскрыть содержательный аспект конкретного учебного предмета в соответствии с новыми целями и технологическими подходами. При переходе на обучение по новым стандартам содержание учебного предмета сильно не трансформируется, но изменятся цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии…
Первое. Новый образовательный стандарт одной из главных задач школы определяет развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД). В школах будут разработаны программы развития УУД, в т.ч. его технологические основы, исходящие из содержания учебных предметов.

Уже сегодня учителю предлагается определить, какие элементы УУД формируются в рамках действующего стандарта.
Второе. В условиях введения ФГОС ООО в профессиональной деятельности учителя будут иначе расставлены акценты. Безусловно, предметные знания всегда были, есть и будут на первом месте, поскольку без знаний невозможно сформировать учебную компетентность ученика. Тем не менее, перед учителем стоит задача не только «дать» знания, но и показать «путь приобретения» этих знаний», т.е. к дидактической роли учителя естественно прирастает ещё одна – управленческая (учитель управляет образовательным процессом по своему предмету – отсюда вытекает и название настоящих методических рекомендаций «Организация образовательного процесса в рамках предмета…»).
Исходя из вышеизложенного, задача настоящих рекомендаций заключается в том, чтобы помочь учителю основной школы осмыслить свой опыт работы в действующем стандарте и наметить переходные моменты к реализации нового стандарта, в первую очередь, с точки зрения УУД. Иными словами, – помочь учителю сформировать логику организации образовательного процесса по учебному предмету с учетом реалий сегодняшнего дня и требований завтрашнего.

При разработке методических рекомендаций мы опирались на современную правовую базу по организации образовательного процесса (приложение 1).

При этом мы учитывали, что в соответствии с действующим законодательством в области образования учитель вправе выбирать любой учебник (из числа рекомендованных или допущенных Минобрнауки России в соответствующем учебном году).

Ответственность за выбор УМК лежит на учителе!

Однако следует помнить, что учебники и программы могут иметь гриф соответствия федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, или гриф соответствия ФГОС, или оба грифа. Поэтому важно выбирать тот УМК, который соответствует действующему образовательному стандарту.

Договоримся о единой терминологии и некоторых методических подходах.
Универсальные учебные действия (УУД) – способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного обретения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (http://standart.edu.ru).

Другими словами, овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.
Программа формирования универсальных учебных действий – программа, регулирующая различные аспекты освоения метапредметных знаний и способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени общего образования, связь УУД с содержанием учебных предметов, а также характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД (см. Примерную основную образовательную программу образовательного учреждения / основная школа. – М.: Просвещение, 2011 (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400).
Виды УУД:

  • личностные (смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания),

  • познавательные (поиск, переработка и структурирование информации; исследование; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления),

  • коммуникативные (осуществление межличностного общения, умение работать в группе),

  • регулятивные (целеполагание, планирование и организация деятельности, самоконтроль).


Планируемые результаты формирования УУД подробно описаны в разделе 1.2.3.1 «Формирование УУД» Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения / основная школа.
Технологии развития УУД (описаны в разделе 2.1 «Программа развития УУД на ступени основного общего образования» Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения / основная школа):

  • специализированные учебные ситуации для развития определённых УУД (ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг),

  • учебные задачи, специализированные для развития определённых УУД,

  • система индивидуальных и групповых заданий (для развития регулятивных УУД),

  • учебно-исследовательская и проектная деятельность (в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения / основная школа – подробно рассмотрены специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности, типология форм организации этих видов деятельности).


Типовые задания для формирования УУДподробно рассмотрены в книге Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. /; под ред. А.Г. Асмолова.– М.: Просвещение, 2010. – 159 с., ил.

Данная книга имеется в библиотеках образовательных учреждений Республики Карелия, в т.ч. в библиотеке Института повышения квалификации. Книгу также можно приобрести через электронный каталог сайта Издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/book.aspx?ob_no=209&d_no=23807<ype=21833&subject=20692 (стоимость без учета почтовой пересылки порядка 78 руб.).
Примерные программы по учебным предметам, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) – примерные программы с грифом «ФГОС второго поколения» или программы, в пояснительной записке к которым указано, что они составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224.

Данные программы, а также примерные рабочие программы по учебным предметам можно заказать по электронным каталогам сайтов издательств.
Учебник, входящий в федеральный перечень рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год, – учебник, входящий в завершенную предметную линию. В случае если учебник единичный или линия не завершена, то он попадает в перечень допущенных учебников.

Федеральные перечни рекомендованных и допущенных учебников на 2012/2013 учебный год размещены в сети Интернет по адресу: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/m2885.html .
Преемственность с учебными программами, реализуемыми в начальной школе. В настоящее время учитель может выбирать любой УМК. В обязательном порядке разработанная учителем рабочая учебная программа по предмету должна соответствовать логике и тематикам соответствующего рекомендованного (допущенного) учебника на 2012/2013 учебный год.

В случае если учащиеся в начальной школе занимались по образовательной системе «Школа 2100», ГАОУ РК Институт повышения квалификации рекомендует не разрывать логику целостного и преемственного образовательного процесса, опирающегося на единую методическую и психологическую базу и продолжить обучение в 5 классе по рабочим предметным программам (УМК), разработанным в соответствии с концепцией образовательной системы «Школа 2100». Данные программы, а также необходимые рекомендации размещены на сайте ОС «Школа 2100» http://www.school2100.ru/uroki/general .
Методические рекомендации по преподаванию природоведения, биологии и естествознания в 2012-2013 учебном году

В рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования


  1. Нормативное обеспечение преподавания предмета


Перечень правовых актов, необходимых учителю при организации образовательного процесса по учебному предмету, представлен в приложении 1 рекомендаций.


  1. Объём учебного времени, отводимого на изучение природоведения, биологии, естествознания по ступеням общего образования


2.1. Основное общее образование.

На изучение учебного предмета «Природоведение» (V класс) отводится 70 часов в год. По решению образовательного учреждения этот предмет может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).

На изучение учебного предмета «Биология» в VI классе отводится 35 часов в год, в VII-IX классах – по 70 часов.
2.2. Среднее (полное) общее образование.

Республиканский базисный учебный план для X-XI классов имеет двухуровневую структуру федерального компонента государственного стандарта общего образования: базовый уровень и профильный уровень. На базовом уровне предполагается изучение интегрированного учебного предмета «Естествознание» (210 часов (3/3) в течение 2-х лет). Согласно Республиканскому базисному учебному плану, вместо «Естествознания» на базовом уровне могут изучаться три учебных предмета естественнонаучного цикла «Физика», «Химия» и «Биология» по 70 часов (1/1) в течение 2-х лет.

В соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования разработан Федеральный Базисный учебный план и примерные учебные планы для разных профилей среднего (полного) общего образования. Всего базисный учебный план предлагает 12 профилей и учебный план для универсального (непрофильного) обучения. Биология признается профильным предметом в трёх профилях: химико-биологическом, биолого-географическом и агротехнологическом. Во всех указанных профилях предполагается, что обучение биологии будет осуществляться в 10 и 11 классах по 3 урока в неделю (без учёта регионального и школьного компонентов), т.е. 210 часов (3/3) в течение двух лет.


  1. Характеристика учебно-методических комплектов по природоведению, биологии и естествознанию

Современные процессы модернизации образования обусловили появление и развитие определенных требований к предметному учебно-методическому комплекту, используемому в общеобразовательном учреждении. Он должен быть гибким к обновлениям, иметь параметры настройки на различный уровень ресурсного обеспечения школы и индивидуальный выбор ученика, а также быть партнером в решении социокультурных и воспитательных задач образовательного процесса. Его основные качества:

  • Комплексность учебно-методических материалов, направленных на реализацию ступени образовательного стандарта по предметной области: каждый элемент комплекта дополняет содержание и функциональные возможности другого. Все виды учебных и методических материалов должны иметь отражение в комплекте: бумажные издания, электронные приложения мультимедиа объектов  на CD, цифровое приложение виде объектов на DVD, сайт-представительство УМК авторским коллективом с методической поддержкой.

  • Полнота охвата этими материалами ступени образовательного стандарта по предмету и целостность представления. Все дидактические единицы предмета в данной ступени образовательного стандарта имеют обязательное отражение в материалах УМК на различных уровнях реализации: минимальный, расширенный, углубленный для представления содержания предмета и простейший, стандартный и развернутый для практико-инструментального наполнения предмета.

  • Доступность УМК школе любой технической комплектации и для учителя (адаптируемость и навигационная характеристика).

3.1. УМК по природоведению и биологии на ступени основного общего образования.

В условиях реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на ступени основного образования Минобрнауки России в 2012/2013 учебном году рекомендованы к использованию в образовательном процессе по предметам природоведение (естествознание) (5, 5-6 класс) - 16 учебников, 9 из которых входят в состав 7 авторских линий учебников, продолжающихся на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в рамках предмета биологии в основной и старшей школе (методические рекомендации) iconО преподавании литературы в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые...
Преподавание предмета в 2012 – 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами
Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в рамках предмета биологии в основной и старшей школе (методические рекомендации) iconТема и задачи зоош на 2012-2013 учебный год. Педагогический коллектив...
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика и икт областного базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном...
Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в рамках предмета биологии в основной и старшей школе (методические рекомендации) iconЗдоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной
Оровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №1 содержит информацию об основных результатах деятельности...
Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в рамках предмета биологии в основной и старшей школе (методические рекомендации) iconЗдоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной
Оровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №1 содержит информацию об основных результатах деятельности...
Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в рамках предмета биологии в основной и старшей школе (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в рамках предмета биологии в основной и старшей школе (методические рекомендации) iconБоу «Илезская средняя общеобразовательная школа» от 28 февраля 2013...
Изучение нормативно-правовых документов по организации и проведению гиа в 2012-2013 учебном году. Организация и проведение гиа в...
Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в рамках предмета биологии в основной и старшей школе (методические рекомендации) iconДоклад директора школы за 2012-13 учебный год мбоу «Калининская сош»
В 2012-2013 учебном году в школе обучалось на конец года 56 чел это на 14 человек меньше, чем в 2011-2012 учебном году
Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в рамках предмета биологии в основной и старшей школе (методические рекомендации) icon«Образовательное пространство школы как ресурс формирования социальной...
В детской школе гбоу цо №1602 в 2012 2013 учебном году функционировало 11 классов начальной школы. Число учащихся, обучающихся в...
Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в рамках предмета биологии в основной и старшей школе (методические рекомендации) iconПлан работы Школы начинающего преподавателя на 2012-2013 учебный год
«Нормативно-правовая база образовательного процесса в 2012-2013 учебном году. Ведение учебно-планирующей документации»
Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в рамках предмета биологии в основной и старшей школе (методические рекомендации) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О порядке начала 2012-2013 учебного года и организации образовательного процесса в 2012-2013 учебном году
Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в рамках предмета биологии в основной и старшей школе (методические рекомендации) iconАнализ работы школы за 2012-2013 учебный год
В текущем учебном 2012-2013 году школа работала над проблемой: «Индивидуальные программы как средство повышения результативности...
Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в рамках предмета биологии в основной и старшей школе (методические рекомендации) iconИтоги реализации проекта "Модернизация общего образования" в 2012...
В 2012- 2013 учебном году в рамках модернизации образования педагогический коллектив школы активно осуществлял мероприятия, направленные...
Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в рамках предмета биологии в основной и старшей школе (методические рекомендации) iconМкоу еловская основная общеобразовательная школа за 2012-2013 учебный год
Работа школы в 2012-2013 учебном году была ориентирована на итоги аттестации обучения и направлена на реализацию темы «Индивидуализация...
Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в рамках предмета биологии в основной и старшей школе (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных...
Данные методические рекомендации разработаны для общеобразовательных учреждений Липецкой области с целью разъяснения нормативных...
Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в рамках предмета биологии в основной и старшей школе (методические рекомендации) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 2012-2013 учебном году в основной школе маоу сош №138 г. Челябинска укомплектовано 16 классов основной общей школы
Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в рамках предмета биологии в основной и старшей школе (методические рекомендации) iconАнализ работы по основным направлениям деятельности мбоу г. Иркутска...
Организация учебно-воспитательного процесса в 2012-2013 учебном году выстраивалась в соответствии с методической темой школы «Социализация...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск