Методические рекомендации Казань 2013





Скачать 491.94 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации Казань 2013
страница1/3
Дата публикации20.10.2013
Размер491.94 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Военное дело > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


Министерство образования и науки РТ

ГАОУ СПО «Казанский энергетический колледж»


РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методические рекомендации

Казань – 2013
Составитель: Митрофанова Э.П.
Пособие содержит рекомендации для предметных цикловых комиссий колледжа по проектированию основных профессиональных образовательных программ по специальностям в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Материалы освещают проблемы разработки учебно-планирующей и учебно-программной документации образовательного учреждения с учетом требований ФГОС.

Рекомендации разработаны на основе работы:

.Митрофанова Э.П., Чадаева Н.Ю. Разработка основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, методические рекомендации. Казань: ИРО РТ, 2012 г.,120 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение




1. Общие требования к основным профессиональным образовательным программам




2. Разработка основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в соответствии с требованиями ФГОС




2.1. Рекомендации по формированию учебного плана образовательного учреждения профессионального образования по специальности среднего профессионального образования




2.2. Разработка программ профессиональных модулей и учебных дисциплин




3. разработка учебно-методических комплексов специальностей СПО




3.1. Комплексное учебно – методическое обеспечение образовательного процесса




3.2. Учебно-методический комплекс по специальности среднего профессионального образования




3.3. Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности СПО




3.4. Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю специальности СПО




Библиография





Введение

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой им самостоятельно. Федеральный закон определяет, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Цель данных методических рекомендаций – помочь педагогическим работникам колледжа в разработке основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

В первой главе методических рекомендаций рассмотрена структура основных профессиональных образовательных программ, дана общая характеристика каждому из составляющих ее элементов.

Во второй главе пособия рассматривается алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ СПО в соответствии с требованиями ФГОС. Приводятся методики разработки учебных планов, формирования содержания программ профессиональных модулей и учебных дисциплин.

Третья глава методических рекомендаций посвящена проблеме разработки структуры учебно-методических комплексов по специальностям СПО.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

Основная профессиональная образовательная программа (далее – ОПОП) в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (п. 5 ст. 14 ФЗ «Об образовании»).

В соответствии с ФЗ «Об образовании» ОПОП состоит из: учебного плана, календарного учебного графика образовательного учреждения, рабочих программ учебных дисциплин, рабочих программ профессиональных модулей, программы преддипломной практики .

Учебный план основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (далее – учебный план) регламентирует порядок реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования.

Требования к структуре и содержанию учебного плана регламентируют «Разъяснения по формированию учебного плана основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования/среднего профессионального образования» (направлены для практического использования Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.10.2010 № 12- 696). Подробно методика разработки учебного плана рассматривается в Главе 2.

Программы учебных дисциплин разрабатываются на основе «Разъяснений по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования»1. Подробно алгоритм разработки программы учебной дисциплины рассматривается в главе 3.

Профессиональные модули в учебном плане представлены междисциплинарными курсами, частями учебной и производственной практик.

Все виды практик могут входить в профессиональные модули рассредоточено и/или концентрированно.

Рабочие программы профессиональных модулей разрабатываются на основе «Разъяснений по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования»2. Подробно алгоритм разработки программы профессионального модуля будет рассмотрен в главе 3.

Календарный учебный график образовательного учреждения среднего профессионального образования составляется на учебный год. В нем определяется чередование учебной нагрузки и времени отдыха (каникул) по календарным неделям учебного года. Учебный год начинается 1 сентября. Базовые параметры календарного учебного графика закреплены типовыми положениями об образовательных учреждениях среднего профессионального образования (Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 543).

Рекомендации по составлению календарного учебного графика разработаны ФГУ «Федеральный институт развития образования».3

Общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования формируется с учетом профиля получаемого профессионального образования, а также специфики профессии или специальности, которой овладевают обучающиеся.

Образовательные учреждения при формировании общеобразовательного цикла учебного плана исходят из того, что в соответствии с ФГОС СПО нормативный срок ОПОП при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования, увеличивается по специальности СПО на 52 недели (1 год) из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) – 39 недель, промежуточная аттестация – 2 недели, каникулярное время – 11 недель.

Общеобразовательный цикл формируется с учетом ФГОС СПО (п. 7.11), который распространяется на специальности с получением среднего (полного) общего образования. Подробно рекомендации по организации общеобразовательной подготовки обучающихся по программам СПО даны в главе 2.

При формировании ОПОП образовательное учреждение может распределять объем времени, отведенный на вариативную часть, только между циклами ОПОП и с обязательным указанием дополнительных образовательных результатов (знаний, умений, компетенций, практического опыта), которые будут достигнуты обучающимися при реализации вариативной части ОПОП.

Вариативную часть ОПОП рекомендуется распределять:

- на освоение обучающимися дополнительного вида (видов) профессиональной деятельности, определенного при участии работодателей, путем реализации дополнительного к обязательным профессионального модуля (модулей);

- на овладение обучающимися дополнительными профессиональными и/или общими компетенциями путем расширения содержания учебных дисциплин и профессиональных модулей обязательной части;

- на освоение обучающимися дополнительных знаний и умений в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения путем реализации дополнительных к обязательным учебных дисциплин и профессиональных модулей.

В перечень профессиональных (общих) компетенций, требований к практическому опыту, умениям и знаниям обязательной части ОПОП включаются дополнительные профессиональные (общие) компетенции, требования к практическому опыту, умениям и знаниям.

В пояснительной записке к учебному плану по специальности СПО следует детально описать с точки зрения дополнительных результатов, каким образом использованы часы вариативной части и указать объемы вариативной части ОПОП для каждого цикла ОПОП.

При распределении объема времени, отведенного на вариативную часть, следует учитывать, что:

- выделение объема времени для реализации дополнительного профессионального модуля может быть обоснованным только в том случае, если в качестве дополнительных требований результатам освоения ОПОП выделены профессиональные компетенции и сформулирован новый вид профессиональной деятельности;

- увеличение объема времени для реализации дополнительных учебных дисциплин в ОПОП может быть обоснованным только в том случае, если сформулированные в качестве дополнительных требований результатам освоения ОПОП требования к умениям и знаниям обучающегося выделяются в отдельную дисциплину;

- увеличение объема времени, отведенного на дисциплины и профессиональные модули обязательной части, может быть обоснованным только в том случае, если, выделены дополнительные к обязательным требования к практическому опыту, умениям и знаниям обучающегося.

В таблице «Распределение объема часов вариативной части между циклами ОПОП» необходимо указать те учебные дисциплины и профессиональные модули, в которых произошли изменения, и выделить дополнительные к обязательным требования к знаниям, умениям, практическому опыту обучающихся (Таблица 1). Увеличение учебной нагрузки должно быть зафиксировано следующим образом: часы обязательной части ОПОП + часы вариативной части ОПОП.

Распределение объема часов, отведенного на вариативную часть, должно быть согласовано с представителями работодателей, а именно (по выбору образовательного учреждения):

- с предприятием (организацией) заказчиком кадров;

- с объединением работодателей,

- с отраслевым министерством;

- с наблюдательным советом (для автономных образовательных учреждений).

В соответствии с распределением вариативной составляющей содержание ОПОП следует дополнить требования к условиям реализации ОПОП в части:

- требований к организации учебной и производственной практик,

- требований к учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса,

- требований к материально-техническому обеспечению образовательного процесса,

- перечня кабинетов, лабораторий, мастерских и др.

Таблица 1

Распределение объема часов

вариативной части между циклами ОПОП

Индекс

Наименование циклов (раздела), требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося, час.

Обязательная учебная нагрузка, час.


ОП.00

Общепрофессиональный цикл

441

(354+87)

294

(236+58)

ОП.01

В результате изучения вариативной части цикла обучающийся должен по дисциплине «Наименование дисциплины»:

уметь: ………………..

знать:………………

 

47

(30+17)

ОП…..

В результате изучения вариативной части цикла обучающийся должен по дисциплине «Наименование дисциплины»:

уметь: ………………..

знать:………………

 

47

(28+19)

П.00

Профессиональный цикл

579

(450+129)

386

(300+86)


ПМ.00

Профессиональные модули

579

(450+129)

386

(300+86)


ПМ.01


В результате изучения вариативной части профессионального модуля «Наименование модуля» обучающийся должен:

иметь практический опыт:

………………….

уметь: ………………..

знать:………………

156

(129+27)

104

(86+18)

МДК

01.01.

……………………




40

(34+6)

МДК

01.02







42

(30+12)


2. разработка основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в соответствии с требованиями ФГОС
2.1. Рекомендации по формированию учебного плана образовательного учреждения профессионального образования по специальности среднего профессионального образования

Общие положения

Учебный план учреждения профессионального образования по специальности среднего профессионального образования (далее – учебный план) регламентирует порядок реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО. Учебный план определяет качественные и количественные характеристики основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования:

- объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;

- перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик);

- последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей;

- виды учебных занятий;

- распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам;

- распределение по семестрам и объемных показателей преддипломной производственной практики, подготовки и проведения государственной итоговой аттестации.

Формирование базисного учебного плана СПО

Исходным документом для разработки базисного учебного плана является ФГОС по специальности СПО. Базисный учебный план определяет перечень, объемы, дисциплин, профессиональных модулей и входящих в них междисциплинарных курсов, виды учебных занятий, этапы учебной практики и производственных практик (практики по профилю специальности и преддипломной практики), виды государственной (итоговой) аттестации.

а). В титульной части базисного учебного плана указываются:

- код и наименование специальности;

- уровень подготовки (базовый/углубленный);

- квалификация;

- форма обучения;

- нормативный срок обучения.

б). В план учебного процесса заносится следующая информация из ФГОС:

- объемы времени (в часах) по обязательной части каждого из циклов: общий гуманитарный и социально-экономический; математический и общий естественнонаучный; профессиональный;

- объемы времени на вариативную часть циклов ОПОП СПО;

- наименование дисциплин в циклах ОГСЭ.00; ЕН.00; ОП.00;

- наименование профессиональных модулей и входящих в их состав междисциплинарных курсов в цикле П.00.

- суммарный объем времени (в часах и в неделях) учебной практики и производственной практики (практики по профилю специальности); производственной практики (преддипломной практики);

- объемы времени (в неделях) по разделам – промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация и время каникулярное.

в). В графе «Рекомендуемый курс изучения» указывается примерный курс освоения дисциплин, профессиональных модулей и входящих в их состав междисциплинарных курсов с учетом межпредметных связей.

г). В плане определяется общее количество лабораторно-практических занятий по циклам ОПОП. При выделений времени на лабораторные и практические занятия следует соблюдать параметры практикоориентированности (в %), вычисляемые по формуле:

ЛПЗ+КР+(УП+ПП)+ПДП

ПрО = ----------------------------------- •100

УНобяз+ (УП+ПП)+ ПДП
где: ПрО – практикоориентированность;

ЛПЗ – суммарный объем лабораторных и практических занятий (в часах);

КР – объем часов на курсовую работу (проект);

УП – объем учебной практики (в часах);

ПП – объем производственной практики (по профилю специальности) (в часах);

ПДП – объем производственной практики (преддипломной);

УНобяз – суммарный объем обязательной учебной нагрузки (в часах).

Диапазон допустимых значений практикоориентированности для ОПОП СПО базовой подготовки – 50–65%; углубленной подготовки – 50–60%;

Примеры расчета практикоориентированности приведены ниже:

при сроке обучения 1 год 10 мес. (базовой подготовки)

(898+24+540+144)/(1944+540+144)=61%;

при сроке обучения 2 год и 10 мес. (базовой подготовки)

(1472+30+1008+144)/(2916+1008+144)=65%;

при сроке обучения 2 год и 10 мес. (углубленной подготовки)

(1424+38+684+144)/(3240+684+144)=56%;

при сроке обучения 3 год и 10 мес. (базовой и углубленной подготовки)

(1868+40+1080+144)/(3888+1080+144)=60%.

д). Проводится ориентировочная детализация плана учебного процесса:

- распределяются часы по дисциплинам циклов ОПОП;

- распределяются часы вариативной части циклов ОПОП;

- распределяются часы на междисциплинарные курсы профессиональных модулей;

- распределяются часы на учебную практику и производственную практику (практику по профилю специальности);

- распределяются часы учебной практики между профессиональными модулями;

- распределяются часы практики по профилю специальности между профессиональными модулями;

- распределяются часы лабораторно-практических занятий между дисциплинами циклов ОПОП и междисциплинарными курсами профессионального цикла ОПОП; выделяются часы на курсовое проектирование.

Распределение учебной нагрузки по дисциплинам общеобразовательного цикла профессиональной образовательной программы по специальности СПО

При получении обучающимися среднего (полного) общего образования в состав учебного плана помимо основной профессиональной образовательной программы должен входить общеобразовательный цикл.

Образовательные учреждения СПО, формируя общеобразовательный цикл учебного плана, исходят из того, что в соответствии с ФГОС нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) – 39 нед., промежуточная аттестация – 2 нед., каникулярное время – 11 нед.

Учебное время, отводимое на теоретическое обучение, используется образовательными учреждениями СПО на изучение базовых и профильных общеобразовательных дисциплин с учетом профиля получаемого профессионального образования. При этом время, отводимое на изучение ОБЖ, должно быть не менее 70 часов.

В ОПОП СПО учебное время на изучение татарского выделяется из вариативной части основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, реализуемой в образовательных учреждениях СПО (Письмо МО РФ от 19.03.2002 № 18-52-857 ин/18-28) или из объема времени, отведенного на изучение профильных общеобразовательных дисциплин (Письмо МОиН РФ от 29.05.2007 № 03-1180).

Рекомендуемая учебная нагрузка:

Татарский язык– 78ч.

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОПОП СПО может быть дополнен дисциплинами национально-регионального профиля за счет объема времени вариативной части циклов ОПОП ФГОС

Промежуточная аттестация обучающихся учреждений СПО при освоении программы среднего (полного) общего образования проводится в форме дифференцированных зачетов.

Завершающим этапом промежуточной аттестации являются итоговые экзамены. Два экзамена – русский язык и математика, являются обязательными, один – два проводится по выбору обучающегося или образовательного учреждения СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Варианты примерного распределения учебной нагрузки по дисциплинам общеобразовательного цикла профессиональной образовательной программы по специальностям СПО приведен в Таблице 2.

Примерные объемные параметры реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования
Таблица 2


Учебные

дисциплины

Индекс

0.00

Технический профиль

Учебные дисциплины

Часы

Базовые

ОДБ.

Русский язык

78

ОДБ.

Литература

117

ОДБ.

Иностранный язык

78

ОДБ.

История

117

ОДБ.

Обществознание (вкл. экономику и право)

117

ОДБ.

Химия

78

ОДБ.

Биология

78

ОДБ.

Физическая культура

117

ОДБ.

ОБЖ

70




Итого:

850

Профильные

Национально-региональные

ОДП.

Математика

234

ОДП.

Информатика и ИКТ

86

ОДП.

Физика

156




Итого:

476

ОДНР

Татарский язык

78




Всего:

1404


Формирование учебного плана по специальности среднего профессионального образования

Перед разработкой учебного плана в соответствии с Разъяснениями по формированию учебного плана основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования/среднего профессионального образования, рекомендуется разработать обобщенный график учебного процесса по традиционной форме. График учебного процесса определяет по курсам и семестрам сроки начала и окончания учебных занятий, экзаменационных сессий, каникул, способ организации и продолжительности учебной и производственной практики и государственной итоговой аттестации.

Структура учебного плана. Учебный план состоит из титульной части, пояснительной записки, графика учебного процесса, таблицы «Сводные данные по бюджету времени (в неделях)», таблицы «План учебного процесса» и перечня кабинетов, лабораторий, мастерских и др. для подготовки по специальности СПО.

Требования к оформлению учебного плана. В титульной части учебного плана указываются: сведения об утверждении учебного плана; наименование образовательного учреждения; код и наименование специальности; уровень подготовки; квалификация; форма обучения; нормативный срок обучения; образовательная база приема.

Пояснительная записка должна содержать сведения о: нормативно-документальной базе формирования учебного плана; организации учебного процесса и режиме учебных занятий; общеобразовательной подготовке; детализации использования вариативной части ОПОП; порядке и формах проведения промежуточной аттестации; подготовке и проведении итоговой аттестации.

Таблица «Сводные данные по бюджету времени (в неделях)» содержит сведения о количестве недель, отведенных на обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам, на учебную и производственную практику, промежуточную и итоговую аттестацию, а также о суммарном количестве недель по курсам и на весь срок обучения. Указанные объемы учебного времени в неделях должны совпадать с параметрами, приведенными в ФГОС СПО.

Таблица «План учебного процесса» содержит сведения о наименовании циклов, разделов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, о практиках, формах промежуточной аттестации и их количестве, максимальной, самостоятельной внеаудиторной и обязательной учебной нагрузке обучающихся, в т.ч. общее количество аудиторной нагрузки и время, отведенное на проведение лабораторных и практических занятий, сведения о распределении их по курсам и семестрам.

При формировании учебного плана следует учитывать следующие нормы нагрузки:

- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы;

- максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся при очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю;

- максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме составляет 16 академических часов в неделю;

- максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении основной профессиональной образовательной программы в заочной форме составляет 160 академических часов в год.

При формировании учебного плана образовательного учреждения следует распределять весь объем времени, отведенного на реализацию ОПОП, включая обязательную и вариативную части.

Объем времени, отведенный на промежуточную аттестацию, составляет не более 1 недели в семестр. Промежуточную аттестацию в форме экзамена следует проводить в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. Промежуточную аттестацию в форме зачета следует проводить за счет часов, отведенных на освоение соответствующего модуля или дисциплины. Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации студентов СПО по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования не должно превышать 8, а количество зачетов – 10 (в указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре).

Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

Модульно-компетентностный подход позволяет организовать концентрированное изучение дисциплин и профессиональных модулей, поэтому в соответствующих ячейках указывается объем нагрузки в часах на весь семестр, безотносительно к обязательному распределению часов в неделю.

Указанные объемы учебного времени в часах в строке «Всего» должны совпадать с параметрами, приведенными в соответствующих ФГОС НПО.

В нижней части таблицы Плана учебного процесса приводятся данные о суммарном объеме консультаций; формах и сроках государственной итоговой аттестации; указывается распределение по семестрам суммарных объемов учебной нагрузки по дисциплинам и МДК, учебной и производственной практики, а также количество различных форм промежуточной аттестации.

Таблица «Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и др. для подготовки по специальности СПО» заполняется на основе данных соответствующего ФГОС СПО, содержащего обязательный минимальный перечень. Включение в перечень дополнительных кабинетов, лабораторий, мастерских и др. в примерных программах учебных дисциплин и профессиональных модулей, используемых для формирования учебного плана носит рекомендательный характер и не предполагает обязательности исполнения.


2.2. Разработка программ профессиональных модулей и учебных дисциплин

Профессиональный модуль является частью основной профессиональной образовательной программы, имеющей определённую логическую завершённость по отношению к заданным ФГОС результатам образования, и предназначенной для формирования профессиональных компетенций. Результатом освоения программы профессионального модуля обучающимися является освоение определенного вида профессиональной деятельности.

Программа профессионального модуля включает в себя:

- междисциплинарный курс (один или несколько, в зависимости от количества профессиональных компетенций),

- часть учебной практики,

- часть производственной практики.

Разработка программы профессионального модуля – это научно-методическая деятельность, которая заключается в конкретизации содержания подготовки, разработке инновационных форм и технологий его реализации на основе ФГОС по профессии (специальности), специфических требований работодателей, выпускников, региона, а также образовательных ресурсов учреждения профессионального образования.

Соответственно, источниками формирования программы профессионального модуля являются:

- ФГОС СПО;

- примерная основная профессиональная образовательная программа по специальности;

- «Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования»;

- результаты анкетирования работодателей (для вариативной части).

На Рисунке 1 представлен алгоритм разработки программы профессионального модуля. Разберем каждый этап работы над программой подробнее. Подчеркнем, что макетом для разработки программы профессионального модуля являются «Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования».



Рисунок 1. Алгоритм разработки программы профессионального модуля.
Паспорт программы и
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации Казань 2013 iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите реферата Чернушка, 2013
Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. Предназначены для преподавателей и...
Методические рекомендации Казань 2013 iconМетодические рекомендации по написанию письменных работ Краснодар-2013
Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность: Методические рекомендации по написанию письменных работ –Краснодар,...
Методические рекомендации Казань 2013 iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации Казань 2013 iconМетодические рекомендации по составлению отчета о выполненной работе общие положения
Настоящие методические рекомендации устанавливают требования к структуре и правилам оформления отчетов о выполненных работах в рамках...
Методические рекомендации Казань 2013 iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению рефератА 43 методические...
«Информатика и вычислительная техника», 280700 «Техносферная безопасность» / сост.: О. М. Бызова, Т. Л. Пантелеева / под ред проф....
Методические рекомендации Казань 2013 iconМетодические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III
Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –...
Методические рекомендации Казань 2013 iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации Казань 2013 iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации Казань 2013 iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации Казань 2013 iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации Казань 2013 iconМетодические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп
В 88 Вузовская книга: подготовка и правила оформления [Текст]: методические рекомендации / Сост.: А. Ю. Арутюнян; Алтайская гос академия...
Методические рекомендации Казань 2013 iconТульская областная универсальная научная библиотека Сектор научно-методической...
«Библиотеки и экологическое просвещение населения»: (методические рекомендации) / сост. М. В. Лунева, Л. Л. Леонова; гук «тоунб»,...
Методические рекомендации Казань 2013 iconТульская областная универсальная научная библиотека Сектор научно-методической...
«Библиотеки и экологическое просвещение населения»: (методические рекомендации) / сост. М. В. Лунева, Л. Л. Леонова; гук «тоунб»,...
Методические рекомендации Казань 2013 iconКандакова Н. А., заместитель директора по научно-методической работе...
Методические рекомендации для обучающихся, преподавателей и мастеров производственного обучения /Составитель В. В. Мешков. – Государственное...
Методические рекомендации Казань 2013 iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....
Методические рекомендации Казань 2013 iconМетодические рекомендации по проведению клинико-фармакологического...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск