Скачать 134.35 Kb.
|
II Международный конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» Номинация «Дидактические игры - компьютерные тренажеры» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к ЦОР «Интерактивные задания по русскому языку при изучении темы «Звуки и буквы»»
Методический комментарий см. ниже. Методический комментарий: Эффективность усвоения различных дисциплин во многом зависит от уровня развития логического мышления учащихся. С другой стороны, преподавание любого предмета открывает перед учителем широкие возможности для работы над формированием логического мышления учащихся. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения. На занятии можно использовать как все задания, так и их часть. Задания можно выполнять в любом порядке. Учитель может выстроить видеоряд занятия в любом темпе с учетом индивидуальных способностей учащихся и своим видением алгоритма занятия. Пособие содержит семь модулей:
Переход к каждому из семи разделов осуществляется со слайда - содержания (слайд 2) кликом по картинке с гиперссылкой. Переход слайдов по управляющим кнопкам. Уместна будет материализованная оценка знаний. Работу можно организовать в форме игры. Ход занятия: 1. Сообщение цели. Слайд 1 Знакомство со звуком Невидимкой и Немой буквой. 2. Знакомство с ходом занятия. Слайд 2 Учитель: Вы можете выбрать задание самостоятельно, стоит лишь стоит кликнуть левой кнопкой мыши по картинке. За правильные ответы вы будете получать баллы (жетоны). Подсчитав количество набранных баллов, мы определим лидера. Итак, отправляемся в путь! 3. Выполнение заданий. 3.1. Модуль «Лента букв» (слайд 3) Цель: развитие умения классифицировать понятия. Гиперссылка с рисунка отправит на интерактивную ленту букв. Кликнув по домику, можно узнать, где какая буква живет. Интерактивность пособия заключается в том, что позволяет открывать, ПОКАЗЫВАТЬ БУКВЫ ПО МЕРЕ ИХ ИЗУЧЕНИЯ! Пособие приносит в уроки элемент игры, одновременно концентрируя внимание учащихся. Когда все буквы на «ленте» открыты (можно отключить триггеры по мере изучения букв) – это наглядность для обобщения изученного материала и используется как памятка на протяжении всего первого года обучения грамотности. Данный модуль успешно заменяет традиционную ленту букв (её бумажный вариант). 3.2. Модуль « Какие бывают звуки» ( слайд 4 ) Цель: развитие умения классифицировать понятия по заданному основанию деления. Необходимо закончить логическую схему «Звуки» и объяснить свой вариант. Триггер настроен по щелчку на понятия. При клике на неречевые звуки появляются картинки. Кликнув по каждой из них, раздается звуковое сопровождение. Задание к логической схеме «Звуки речи» (формируется общеучебное умение - структурирование материала): построить логическую схему, отражающую родовидовые отношения между понятиями, т.е. найти место каждому понятию в схеме (классификация). Помните! Логическая схема должна заканчиваться единичными примерами. Составление схемы детьми. Раскрывают объем понятия звуки речи в виде логической схемы. Дополняют схему своими примерами. Используются понятия: гласные звуки, речевые звуки, глухие согласные звуки, неречевые звуки, твердые согласные звуки, звуки, мягкие согласные звуки, звонкие согласные звуки, [ д], согласные звуки, гудок паровоза). Есть возможность проверки на слайде. 3.3. Модуль «Доскажи словечко» (слайд 5-7 ) Цель: формируется умение находить существенные признаки понятий. Гиперссылка с рисунка позволит проверить знания. Клик по вопросительному знаку вызывает слово – отгадку. 3.4. Модуль «Сравнилки» (слайд 8 ) Цель: научить ребенка сравнивать понятия гласный звук и согласный, находить связи между понятиями и их отличительные признаки. Гиперссылка с рисунка позволит сравнить понятия гласный звук и согласный. При работе со слайдом использован технологический приём «Перекличка -2»:
Слова-помощники на фоне слайда помогут правильно оформить ответ. На слайде указаны только признаки отличия, но можно попросить детей найти признаки сходства. - Сформулируйте суждение на сравнение (умение строить речевое высказывание). Например:
3.5. Модуль «Винни – Пух в стране понятий Звуки и буквы» (слайд 9 - 45) На основе сборника понятий «Звуки речи» была разработана система заданий, направленная на развитие мыслительной деятельности учащихся и формирование таких умений, как: определять, делить, обобщать и ограничивать понятия, формулировать проблемные вопросы (I и II порядка). Гиперссылка с рисунка позволит проверить свои знания по теме «Звуки и буквы». Переход слайдов по управляющим кнопкам. Уместна будет материализованная оценка знаний. Работу можно организовать в форме игры.
Использован технологический прием «Сорбонка». Клик по карточке с понятиями переворачивает её. Найдите для понятий гласные звуки и согласные звуки ближайший род. Раскройте каждое понятие по содержанию. (формируются такие умения как определение понятий, подведение под понятие)
3.6. Модуль «Ментальная карта « Найди противоположности» ( слайд47) Желательно работать с картой в режиме онлайн, выполнив переход по ссылке. ФГОС к современному уроку предъявляет определенные требования, среди них − не давать детям готовых знаний. Ученики должны самостоятельно найти ответы на вопросы. Рассмотрим один из таких примеров. На уроке учащимся предстоит ответить на вопрос: Что такое буквы и звуки речи? В процессе работы может получиться вот такая ментальная карта, созданная с помощью сервиса Mindomo Ментальные карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. МК можно использовать, чтобы: • «застенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей. • оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга». http://www.mindomo.com/view.htm?m=69d9790c768d4f9fa32d03d8b1d00437 Не боюсь выходить даже в работе с детьми 1 класса на нахождение противоположностей, противоречий (связь между противоположностями) и разрешение противоречий с помощью вопросов-суждений. Например: звуки - буквы (противоположности), связь (тире) есть противоречие, которое заключается в том, что букв в алфавите меньше, чем звуков в языке. Чем объяснить, что количество букв меньше, чем количество звуков? или Чем объяснить, что количество гласных звуков - 6, а согласных - 36? Задание: Выявить противоречие с точки зрения звукобуквенного анализа, в словах день-ель. Ответ: В слове день буква Е обозначает один звук, однако эта же буква в слове ель обозначает два звука. Каким образом разрешается данное противоречие? Разрешить данное противоречие можно с помощью вопроса-суждения: Чем объяснить, что в слове день буква Е обозначает один звук, а в слове ель эта же буква обозначает два звука? Ответ: В первом слове буква е стоит после согласного звука, поэтому обозначает один звук- [э] , а во втором случае буква е стоит в начале слова, поэтому обозначает два звука [йэ] 3.7. Модуль «Использование дидактического развивающего сервиса LearningApps» Создавая собственные ЭОР, мы очень часто мы расплачиваемся за такой энтузиазм серьезными временными ресурсами, не всегда получая приемлемый продукт с точки зрения технологичности, дизайна, психолого – педагогических характеристик, предъявляемых к электронным образовательным ресурсам. Уникальным инструментом для обеспечения новой модели обучения стали технологии веб 2.0 – совокупность нового поколения интерактивных технологий и услуг Интернета. Дидактический развивающий сервис LearningApps позволяет создавать интерактивные задания для самостоятельной работы учащихся. (Есть и функция создания виртуального класса) Демонстрация заданий, составленных автором ресурса Предлагаю примеры упражнений, которые были созданы буквально за несколько минут для работы в 1 классе, Упражнения помогут создать проблемную ситуацию, провести опрос, стать основой для актуализации знаний.
Восстановите логическую цепочку: Установите последовательность Звуки -… -… – согласный глухой - ….
Включение подобных заданий в урок способствует не только усвоению лингвистических знаний, но и совершенствованию основных мыслительных операций, развитию у детей интереса к урокам русского языка и в результате – улучшению качества обучения. Вместо заключения – синквейн собственного сочинения: Звуки речи Гласные и согласные. Образуются, произносятся, слышатся. Необыкновенный язык наш есть еще тайна. Разгадывать! Надеюсь, ресурс будет полезен вам, уважаемые коллеги и вашим детям. Библиографические ссылки:
Дополнительная информация: Семенова Елена Михайловна, учитель начальных классов, контактный номер тел. 89504135032, электронный адрес selena_selena67@mail.ru |
Ш международный конкурс «Современные образовательные технологии в... Ш международный конкурс Современные образовательные технологии в творчестве учителя | Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии. Среди разнообразных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая тема: Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов обучения учащихся начальных... | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Районный конкурс для учителей- предметников использующих эор в образовательной деятельности «Электронно- образовательные ресурсы... | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству | ||
План работы методического объединения начальной школы №446 на 2013-2014... Методическая тема объединения:«Современные информационные технологии обучения в работе учителя начальных классов – залог успешного... | Тема: «Современные образовательные технологии в профильном обучении» Ключевые слова: образовательные технологии в системе профильного обучения, кейс-метод, метод проектов | ||
Общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных... К участию приглашаются педагоги доу, учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги до, педагоги спо | Первая смена: учителя начальных классов Вторая смена: учителя начальных классов План эвакуации, определяет порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации, и направлен на сохранение здоровья и жизни... | ||
Общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных... К участию приглашаются педагоги доу, учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги до, педагоги спо и нпо | Общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных... ... | ||
Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751 | Современные образовательные технологии в воспитательной работе Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии... | ||
Самостоятельная работа -64час Информационные и телекоммуникационные технологии в работе учителя начальных классов | Конкурс будет проводиться по группам среди педагогов К участию приглашаются педагоги доу, педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги... |