Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»





Скачать 134.35 Kb.
НазваниеКонкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»
Дата публикации09.08.2013
Размер134.35 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Военное дело > Пояснительная записка

II Международный конкурс

«Современные образовательные технологии в творчестве

учителя начальных классов»
Номинация

«Дидактические игры - компьютерные тренажеры»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к ЦОР «Интерактивные задания по русскому языку при изучении темы «Звуки и буквы»»



  1. Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла

Семенова Елена Михайловна, учитель высшей квалификационной категории

  1. Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

МБОУ «Новобирилюсская средняя общеобразовательная школа» с. Новобирилюссы Красноярского края, учитель начальных классов

  1. Предмет

Русский язык

  1. Класс

1-2

  1. Название материала

Интерактивные задания по русскому языку при изучении темы «Звуки и буквы»

  1. Предназначение ресурса

обеспечить мультимедийную поддержку системы заданий для развития познавательных универсальных учебных действий.

  1. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

Дидактический материал

  1. Название темы или раздела учебного курса

Звуки и буквы

  1. УМК, авторы образовательной программы

УМК любой

  1. Цель, задачи авторского материала

Цель: систематизации знаний о звуках речи и буквах, формирование основных приемов мышления посредством интерактивных заданий.

Задачи:

I. Образовательно-развивающие:

1.1. Усвоение понятий: согласные звуки речи, гласные звуки, буквы их обозначающие, звонкие согласные звуки, глухие согласные звуки, буквы, не обозначающие звуков

1.2. Овладение умением оперировать понятиями: определять, делить, обобщать, ограничивать, выявлять противоречия, формулировать умозаключения, применять логические приёмы (анализ, синтез, сравнение).

1.4. Овладение специальными умениями: систематизировать знания о звуках и буквах; отработка усвоенного навыка различения гласных и согласных; усвоение и правильное употребление грамматических терминов; развитие фонематического слуха;

II. Воспитательная:

2.1. Формирование научного (диалектико-материалистического) мировоззрения на основе философских категорий: содержание — форма, общее — особенное — единичное, причина — следствие.

2.2. Развитие универсальных учебных действий: личностных (умение адекватно оценивать себя и свои достижения), регулятивных (определение цели выполнения заданий на уроке, оценка и самооценка результатов работы на основе известных критериев) и коммуникативных (общение посредством высказывания возражений, дополнений, формулирования проблемных вопросов, умение сотрудничать в совместном решении проблемы, участвовать в работе группы).


  1. Среда, редактор, в котором выполнен продукт

Презентация Microsoft PowerPoint2007

  1. Необходимое оборудование и материалы для занятия

мультимедиа-проектор, экран, компьютер,

  1. Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)

Используется на этапах обобщения, систематизации, коррекции знаний.

Форма использования - проецирование на экран при фронтальной работе с классом, самостоятельная работа учащихся за ПК.

  1. Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке)

Презентация, пояснительная записка с методическим комментарием.

  1. Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Ресурс построен с учетом требований новых ФГОС. В данном ресурсе приводятся задания по теме « Звуки и буквы», направленные на развитие основных мыслительных операций ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, определение понятий)

  1. Список используемых источников

Диалектика учебного процесса. Диагностика уровня развития мышления учащихся начальных классов в системе способа диалектического обучения: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов базовых школ лаборатории дидактики СибГТУ и центра «Теория и технология Способа диалектического обучения»ККИПКРО: В 3 ч. – Красноярск: СибГТУ, 2005.

Зеленина Л.М. Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2011
Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. Для 2 кл.- М.: Просвещение, 1999

Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7 – 10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.



Методический комментарий см. ниже.


Методический комментарий:

Эффективность усвоения различных дисциплин во многом зависит от уровня развития логического мышления учащихся. С другой стороны, преподавание любого предмета открывает перед учителем широкие возможности для работы над формированием логического мышления учащихся. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.

На занятии можно использовать как все задания, так и их часть. Задания можно выполнять в любом порядке. Учитель может выстроить видеоряд занятия в любом темпе с учетом индивидуальных способностей учащихся и своим видением алгоритма занятия.

Пособие содержит семь модулей:

  1. «Лента букв» (слайд 3)

  2. « Какие бывают звуки» ( слайд 4 )

  3. «Доскажи словечко» (слайд 5-7)

  4. «Сравнилки» (слайд 8)

  5. «Винни – Пух в стране понятий Звуки и буквы» (слайд 9 - 45)

  6. Ментальная карта « Найди противоположности» ( слайд 47)

  7. Использование дидактического развивающего сервиса LearningApps

Переход к каждому из семи разделов осуществляется со слайда - содержания (слайд 2) кликом по картинке с гиперссылкой. Переход слайдов по управляющим кнопкам.

Уместна будет материализованная оценка знаний. Работу можно организовать в форме игры.

Ход занятия:

1. Сообщение цели. Слайд 1

Знакомство со звуком Невидимкой и Немой буквой.

2. Знакомство с ходом занятия. Слайд 2

Учитель: Вы можете выбрать задание самостоятельно, стоит лишь стоит кликнуть левой кнопкой мыши по картинке. За правильные ответы вы будете получать баллы (жетоны). Подсчитав количество набранных баллов, мы определим лидера. Итак, отправляемся в путь!

3. Выполнение заданий.

3.1. Модуль «Лента букв» (слайд 3)

Цель: развитие умения классифицировать понятия.

Гиперссылка с рисунка 3f4f05876e5d.jpg отправит на интерактивную ленту букв. Кликнув по домику, можно узнать, где какая буква живет. Интерактивность пособия заключается в том, что позволяет открывать, ПОКАЗЫВАТЬ БУКВЫ ПО МЕРЕ ИХ ИЗУЧЕНИЯ! Пособие приносит в уроки элемент игры, одновременно концентрируя внимание учащихся. Когда все буквы на «ленте» открыты (можно отключить триггеры по мере изучения букв) – это наглядность для обобщения изученного материала и используется как памятка на протяжении всего первого года обучения грамотности.

Данный модуль успешно заменяет традиционную ленту букв (её бумажный вариант).



3.2. Модуль « Какие бывают звуки» ( слайд 4 )



Цель: развитие умения классифицировать понятия по заданному основанию деления.

Необходимо закончить логическую схему «Звуки» и объяснить свой вариант. Триггер настроен по щелчку на понятия. При клике на неречевые звуки появляются картинки. Кликнув по каждой из них, раздается звуковое сопровождение.

Задание к логической схеме «Звуки речи» (формируется общеучебное умение - структурирование материала): построить логическую схему, отражающую родовидовые отношения между понятиями, т.е. найти место каждому понятию в схеме (классификация). Помните! Логическая схема должна заканчиваться единичными примерами.

Составление схемы детьми. Раскрывают объем понятия звуки речи в виде логической схемы. Дополняют схему своими примерами.

Используются понятия: гласные звуки, речевые звуки, глухие согласные звуки, неречевые звуки, твердые согласные звуки, звуки, мягкие согласные звуки, звонкие согласные звуки, [ д], согласные звуки, гудок паровоза). Есть возможность проверки на слайде.

3.3. Модуль «Доскажи словечко» (слайд 5-7 )

Цель: формируется умение находить существенные признаки понятий.

Гиперссылка с рисунка ff962c65118d позволит проверить знания. Клик по вопросительному знаку вызывает слово – отгадку.
3.4. Модуль «Сравнилки» (слайд 8 )

Цель: научить ребенка сравнивать понятия гласный звук и согласный, находить связи между понятиями и их отличительные признаки.



Гиперссылка с рисунка i позволит сравнить понятия гласный звук и согласный.

При работе со слайдом использован технологический приём «Перекличка -2»:

  1. Переключатель «Гласный звук» работает по принципу переклички: гласный, гласный и т.д. Называются существенные признаки гласных. Переключатель «Согласный звук» работает аналогично. Называются существенные признаки согласных. Переключатели не связаны друг с другом.

  2. Попеременная работа переключателей «Гласный звук» и «Согласный звук» обеспечивает сравнение гласных и согласных звуков.

Слова-помощники на фоне слайда помогут правильно оформить ответ. На слайде указаны только признаки отличия, но можно попросить детей найти признаки сходства.

- Сформулируйте суждение на сравнение (умение строить речевое высказывание).

Например:

  1. Так же, как и гласные звуки, согласные звуки образуются в результате работы органов речи, их артикуляции.

  2. Как гласные звуки, так и согласные звуки имеются во всех языках мира.

  3. Как гласные звуки, так и согласные звуки являются звуками речи.

  4. Сравнивая гласные и согласные звуки , можно сказать, что при образовании согласных выдыхаемый воздух преодолевает полную или частичную преграду в полости рта или носа, тогда как при образовании гласных такой преграды ни в полости рта, ни в полости носа нет и воздух проходит свободно.

  5. Помимо гласных звуков есть и согласные.

  6. Больше, чем гласных (6), согласных звуков (36) в речи.

  7. Согласные звуки, в отличие от гласных звуков не могут быть слогообразующими звуками.

3.5. Модуль «Винни – Пух в стране понятий Звуки и буквы» (слайд 9 - 45)

На основе сборника понятий «Звуки речи» была разработана система заданий, направленная на развитие мыслительной деятельности учащихся и формирование таких умений, как: определять, делить, обобщать и ограничивать понятия, формулировать проблемные вопросы (I и II порядка).

Гиперссылка с рисунка копия vinni_puh_i_den_zabot позволит проверить свои знания по теме «Звуки и буквы».

Переход слайдов по управляющим кнопкам.

Уместна будет материализованная оценка знаний. Работу можно организовать в форме игры.

  1. Задания на осведомленность, которые не только требуют простого воспроизводства знаний, но и позволяют установить степень усвоения опорных понятий.



  1. Задания на определение понятий нацелены на проверку знаний структуры содержания понятия и умений учащихся находить в нем существенные признаки (родовой и видовой).



  1. Задание на обобщение понятий развивает умение находить ближайшее родовое понятие, развивает умение выстраивать систему сквозных лингвистических понятий, т.е. иерархию, что очень важно для формирования у учащихся системных знаний.



Использован технологический прием «Сорбонка». Клик по карточке с понятиями переворачивает её.

Найдите для понятий гласные звуки и согласные звуки ближайший род. Раскройте каждое понятие по содержанию. (формируются такие умения как определение понятий, подведение под понятие)


  1. Задания на деление понятий формируют умение подбирать однородные предметы по общему признаку, объяснять свои действия, развивать умение находить основание деления, для того чтобы исключить лишнее понятие из предложенных.



  1. Задания на аналогию развивают умение учащихся строить умозаключение по аналогии с предложенным видом отношений в паре заданных понятий


3.6. Модуль «Ментальная карта « Найди противоположности» ( слайд47) Желательно работать с картой в режиме онлайн, выполнив переход по ссылке.

ФГОС к современному уроку предъявляет определенные требования, среди них − не давать детям готовых знаний. Ученики должны самостоятельно найти ответы на вопросы. Рассмотрим один из таких примеров. На уроке учащимся предстоит ответить на вопрос: Что такое буквы и звуки речи? В процессе работы может получиться вот такая ментальная карта, созданная с помощью сервиса Mindomo

Ментальные карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме.
МК можно использовать, чтобы:
• «застенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей.
• оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга».



http://www.mindomo.com/view.htm?m=69d9790c768d4f9fa32d03d8b1d00437

Не боюсь выходить даже в работе с детьми 1 класса на нахождение противоположностей, противоречий (связь между противоположностями) и разрешение противоречий с помощью вопросов-суждений. Например:  звуки - буквы (противоположности), связь (тире) есть противоречие, которое заключается в том, что букв в алфавите меньше, чем звуков в языке. Чем объяснить, что количество букв меньше, чем количество звуков? или Чем объяснить, что количество гласных звуков - 6, а  согласных - 36?

Задание: Выявить противоречие с точки зрения звукобуквенного анализа, в словах день-ель.

Ответ: В слове день буква Е обозначает один звук, однако эта же буква в слове ель обозначает два звука.

Каким образом разрешается данное противоречие?

Разрешить данное противоречие можно с помощью вопроса-суждения: Чем объяснить, что в слове день буква Е обозначает один звук, а в слове ель эта же буква обозначает два звука?


Ответ: В первом слове буква е стоит после согласного звука, поэтому обозначает один звук- [э] , а во втором случае буква е стоит в начале слова, поэтому обозначает два звука [йэ]

3.7. Модуль «Использование дидактического развивающего сервиса LearningApps»

Создавая собственные ЭОР, мы очень часто мы расплачиваемся за такой энтузиазм серьезными временными ресурсами, не всегда получая приемлемый продукт с точки зрения технологичности, дизайна, психолого – педагогических характеристик, предъявляемых к электронным образовательным ресурсам.
Уникальным инструментом для обеспечения новой модели обучения стали технологии веб 2.0 – совокупность нового поколения интерактивных технологий и услуг Интернета.

Дидактический развивающий сервис LearningApps позволяет создавать интерактивные задания для самостоятельной работы учащихся. (Есть и функция создания виртуального класса)

Демонстрация заданий, составленных автором ресурса

Предлагаю примеры упражнений, которые были созданы буквально за несколько минут для работы в 1  классе, Упражнения помогут создать проблемную ситуацию, провести опрос, стать основой для актуализации знаний.

  1. «Логическая цепочка» http://learningapps.org/display?v=fhsrp06t

Восстановите логическую цепочку: Установите последовательность

Звуки -… -… – согласный глухой - ….



  1. «Пазлы» (умение классифицировать понятия) http://learningapps.org/display?v=r0r8p4jt



  1. «Найди противоположные понятия» ( первый шаг вхождения в культуру мышления) http://learningapps.org/display?v=4zyzq0qa




  1. «Понять поможет образ» http://LearningApps.org/132270



  1. «Кто хочет стать миллионером?» http://learningapps.org/display?v=boqxxhon (осведомленность)




Включение подобных заданий в урок способствует не только усвоению лингвистических знаний, но и совершенствованию основных мыслительных операций, развитию у детей интереса к урокам русского языка и в результате – улучшению качества обучения.

Вместо заключения – синквейн собственного сочинения:

Звуки речи

Гласные и согласные.

Образуются, произносятся, слышатся.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна.

Разгадывать!
Надеюсь, ресурс будет полезен вам, уважаемые коллеги и вашим детям.

Библиографические ссылки:

  1. Диалектика учебного процесса. Диагностика уровня развития мышления учащихся начальных классов в системе Способа диалектического обучения: Учебно–методическое пособие для учителей начальных классов базовых школ лаборатории дидактики СибГТУ и центра «Теория и технология Способа диалектического обучения» ККИПКРО: В 3ч. - Красноярск: СибГТУ, 2005 г.

  2. Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373

Дополнительная информация:

Семенова Елена Михайловна, учитель начальных классов, контактный номер тел. 89504135032, электронный адрес selena_selena67@mail.ru



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» iconШ международный конкурс «Современные образовательные технологии в...
Ш международный конкурс Современные образовательные технологии в творчестве учителя
Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» iconИнновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии. Среди разнообразных...
Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема: Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов обучения учащихся начальных...
Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный конкурс для учителей- предметников использующих эор в образовательной деятельности «Электронно- образовательные ресурсы...
Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» iconПлан работы методического объединения начальной школы №446 на 2013-2014...
Методическая тема объединения:«Современные информационные технологии обучения в работе учителя начальных классов – залог успешного...
Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» iconТема: «Современные образовательные технологии в профильном обучении»
Ключевые слова: образовательные технологии в системе профильного обучения, кейс-метод, метод проектов
Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» iconОбщероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных...
К участию приглашаются педагоги доу, учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги до, педагоги спо
Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» iconПервая смена: учителя начальных классов Вторая смена: учителя начальных классов
План эвакуации, определяет порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации, и направлен на сохранение здоровья и жизни...
Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» iconОбщероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных...
К участию приглашаются педагоги доу, учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги до, педагоги спо и нпо
Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» iconОбщероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных...
...
Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751
Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» iconСовременные образовательные технологии в воспитательной работе
Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии...
Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» iconСамостоятельная работа -64час
Информационные и телекоммуникационные технологии в работе учителя начальных классов
Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» iconКонкурс будет проводиться по группам среди педагогов
К участию приглашаются педагоги доу, педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск