Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт математики информатики и естественных наук
Кафедра информатизации образования
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ/ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ
при освоении ОП ВПО, реализующей ФГОС ВПО
Специальность
050100.62 Педагогическое образование
Квалификация бакалавриат Форма обучения
Заочная
Нормативный срок обучения - _5__ лет ___ месяцев
Москва
2014
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт математики информатики и естественных наук
Кафедра информатизации образования ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ/ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ
по дисциплине
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Для направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиля
Начальное образование
Курс - 1, семестр - 1.
Распределение учебного времени:
Лекции– 4 час.
Лабораторные работы – 4 час.
Самостоятельная работа –64час.
Всего – 72 час.
Москва
2014
Составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050100.62 Педагогическое образование
Разработчики:
Кафедра информатизации образования ИМИ ГБОУ ВПО МГПУ
Доцент О.А.Богданова
___ __________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) Одобрен на заседании предметно-цикловой комиссии по _______________________________________
Протокол № 1 от «26» августа 2014 г.
Председатель предметно-цикловой комиссии: Зав. кафедрой: профессор Гриншкун В.В.
___________/_________________/
(Ф.И.О.)
Директор ИМИ ГБОУ ВПО МГПУ, Григорьев С.Г. _____________/___________/
(Ф.И.О.)
1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
Код контролируемой компетенции (или части)
| Содержание контролируемой компетенции
| Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции
| Наименование оценочного средства
| ОК -1
| Знает: современные информационные и телекоммуникационные технологии и их использование в образовании
| Переход от разрозненного использования средств ИКТ к системной информатизации образования.
| Лабораторная работа №4
реферат
| Умеет: обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения
| находить информационные ресурсы, соответствующие целям и задачам образовательного процесса
| ОК-6
| Знает: Целесообразность и эффективность использования информационных и телекоммуникационных технологий.
| Преимущества и недостатки использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании.
| Лабораторная работа №2, реферат
| Умеет: логически верно выстраивать устную и письменную речь
| находить нужные информационные ресурсы, создавать презентации
| ОК -8
| Знает: основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации
| недостатки использования средств информатизации в образовании.
| Лабораторная работа №1,2,3,4
реферат
| Умеет: работать с компьютером как средством управления информацией
| получать доступ к основным информационным ресурсам
| ОК -9
| Знает: Понятие информационных и телекоммуникационных технологий.
| . Целесообразность и эффективность использования информационных и телекоммуникационных технологий
| Лабораторная работа №1,2,3,4
реферат
| Умеет: работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
| работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
| ОПК -1
| Знает: социальною значимость своей будущей профессии,
| Целесообразность использования информационных и телекоммуникационных технологий
| Лабораторная работа
№1,3
реферат
| Умеет: мотивировать осуществление профессиональной деятельности
| Определять информационные ресурсы, соответствующие целям и задачам образовательного процесса
|
1. Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине1
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы и оценки освоенных компетенций в форме лабораторных работ.
Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Технологической картой дисциплины.
Текущий контроль успеваемости студентов проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также в ходе выполнения самостоятельной работы в форме написания и защиты рефератов.
Рубежный контроль по дисциплине проводится в рамках контрольных недель.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме сдачи зачета.
Зачет сдается согласно расписанию и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследует цель оценить учебные достижения за академический период.
2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины при балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения образовательной программы
Наименование
дисциплины / курса
| Уровень образования
| Статус дисциплины в рабочем учебном плане
| Количество зачетных единиц / кредитов
| Форма отчетнос-ти
| Курс, семестр
| Информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности младших школьников
| бакалавриат
| цикл профессиональных дисциплин, вариативная часть ООП
| 2
| зачет
| 2 курс,
3 семестр
|
Смежные дисциплины по учебному плану:
| «Информатика», «Математика», «Аудиовизуальные технологии в образовании»
| БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ
(проверка сформированности компетенций)
|
Тема или задание текущей аттестационной работы
|
Виды текущей аттестации
| Аудиторная или внеаудиторная
| количество баллов
| миним.
| макс.
| Лабораторная работа №1 Разработка сценария учебного мероприятия, проводимого с использованием средств информатизации образования.
| Выполнение практического задания
| внеаудитор.,
| 5
| 10
| контроль выполнения и проверка отчетности по лабораторным работам
| внеауд.
| 5
| 10
| Лабораторная работа №2 Разработка презентации для урока в программе PowerPoint.
| Выполнение практического задания
| внеаудитор.,
| 5
| 10
| контроль выполнения и проверка отчетности по лабораторным работам
| внеаудитор.
| 5
| 10
| Лабораторная работа №3. Поиск информации образовательного назначения на заданную тему в системе ресурсов телекоммуникационной сети Интернет.
| Выполнение практического задания
| внеаудитор.,
| 5
| 10
| контроль выполнения и проверка отчетности по лабораторным работам
| внеаудитор.
| 5
| 10
| Лабораторная работа №4. Создание слайд-фильма на заданную тему с помощью программы Movie Maker.
| Выполнение практического задания
| внеаудитор.,
| 5
| 10
| контроль выполнения и проверка отчетности по лабораторным работам
| внеаудитор.
| 5
| 10
| Итого:
| 40
| 80
| ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
| Тема или задание текущей аттестационной работы
| Виды текущей аттестации
| Аудиторная или внеаудиторная
| Количество баллов
| миним.
| макс.
| Презентация
| внеауди-тор.
|
10
|
20
| Итого:
|
| 20
| Всего:
| 100
| Необходимый минимум для прохождения межсессионной аттестации – 16 баллов. Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации – 31 балл. Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине:
- восстановление конспектов лекций;
- выполнение практических заданий, указанных в плане практических занятий.
Примечания: работа, выполненная менее чем на 30 %, считается неудовлетворительной и оценивается в 0 баллов.
Форма прохождения промежуточной аттестации: зачет.
3. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ Лабораторная работа №1 Разработка сценария учебного мероприятия, проводимого с использованием средств информатизации образования.
Задание: Выберите тему мероприятия, учитывая возрастную категорию учащихся. Определите необходимые для проведения мероприятия средства информатизации образования. Составьте подробный сценарий мероприятия в программе Word.
План выполнения:
Определите тему мероприятия.
Укажите основные характеристики мероприятия: возрастная категория учащихся, продолжительность, место проведения, необходимые средства информационных и телекоммуникационных технологий: компьютеры, интерактивные доски, мультимедийные устройства и т.д.
Основываясь на выделенных параметрах, составьте подробный сценарий мероприятия, в котором будет подробно прописана роль и значение каждого используемого средства информационных и телекоммуникационных технологий.
Отчет представьте в виде документа в формате Word.
Лабораторная работа №2 Разработка презентации для урока в программе PowerPoint.
Задание: Создайте презентацию в формате PowerPoint, иллюстрирующую фрагмент урока на выбранную вами тему.
План выполнения:
Выберите учебную дисциплину и тему урока для разработки презентации, иллюстрирующей один из его фрагментов.
С учетом возрастных особенностей учащихся отберите видеоматериал для презентации.
Подготовьте соответствующие выбранному материалу комментарии для устного сопровождения презентации.
Создайте соответствующий видеоряд с краткими письменными комментариями в программе PowerPoint.
Лабораторная работа №3. Поиск информации образовательного назначения на заданную тему в системе ресурсов телекоммуникационной сети Интернет
Задание: Используя ресурсы Интернет, проведите анализ информации об электронных образовательных ресурсах (ЭОР) и возможности его использования по плану.
План выполнения:
Откройте браузер на вашем компьютере.
Зайдите в одну из поисковых систем.
Задайте ключевые слова для поиска ЭОР.
Выберите из результатов поиска не менее трех ЭОР для проведения анализа.
Проведите анализ ЭОР, учитывая следующие параметры:
Название издания
Тип издания
Область применения ЭОР, наиболее перспективные цели использования компонент ЭОР в учебном процессе
Педагогическая целесообразность эксплуатации ЭОР
Методическая состоятельность
Степень соответствия ЭОР основным дидактическим и методическим требованиям (научности, доступности, наглядности и т.д.)
Представьте результат вашего анализа в виде таблицы.
Лабораторная работа № 4. Создание слайд-фильма на заданную тему с помощью программы Movie Maker
Задание: Заранее подготовьте фото- и аудиоматериалы для создания слайд-фильма по заданной теме. Осуществите монтаж изображения и соедините его с аудиорядом. Продемонстрируйте готовый слайд-фильм.
План выполнения:
Используя программу MovieMaker, создайте виртуальный альбом фотографий, раскрывающий выбранную вами предметную тему.
К каждой фотографии поместите словесно-логические ассоциации. Озаглавьте полученный альбом.
Подберите музыкально сопровождение к динамической демонстрации подборки фотографий.
Смонтируйте слайд-фильм.
Определите возможные формы применения вашей разработки в учебно-воспитательном процессе.
Отчет может быть представлен в разнообразной форме, отражающей стилистику и художественное своеобразие слайд-фильма.
НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕМЫ:
Влияние процессов информатизации общества на развитие информатизации образования.
Цели и направления внедрения электронных изданий и ресурсов в образование.
Особенности использования образовательных электронных изданий и ресурсов в начальной школе.
Перспективы использования образовательных электронных изданий и ресурсов, реализованных на базе мультимедийных технологий.
Зарубежный опыт применения электронных изданий и ресурсов в начальной школе.
Положительные и отрицательные аспекты внедрения образовательных электронных изданий и ресурсов в начальной школе.
Формирование профессиональной готовности педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов в образовании.
Использование сервисов телекоммуникационных сетей в образовании.
Учебно-методический комплекс на базе мультимедийных образовательных электронных изданий и ресурсов.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Влияние процессов информатизации общества на развитие информатизации образования.
Цели и направления внедрения электронных изданий и ресурсов в образование.
Особенности использования образовательных электронных изданий и ресурсов в начальной школе.
Перспективы использования образовательных электронных изданий и ресурсов, реализованных на базе мультимедийных технологий.
Зарубежный опыт применения электронных изданий и ресурсов в начальной школе.
Положительные и отрицательные аспекты внедрения образовательных электронных изданий и ресурсов в начальной школе.
Формирование профессиональной готовности педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов в образовании.
Использование сервисов телекоммуникационных сетей в образовании.
Учебно-методический комплекс на базе мультимедийных образовательных электронных изданий и ресурсов.
Эволюция компьютерных средств обучения.
Телевидение как основное средство информатизации на современном этапе.
Детские развивающие телепрограммы.
Мультипликация как средство воспитание школьников.
Флэшанимация.
Развивающие компьютерные игры.
Обучающие компьютерные программы.
Требования к структуре реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого пункта;
3) введение;
4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).
Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных предметно-цикловой комиссией показателей и критериев оценки реферата.
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии
| Показатели
| Новизна реферированного текста
3 балла
| - актуальность проблемы и темы; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений
| Степень раскрытия сущности проблемы
3 балла
| - соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы
| Обоснованность выбора источников
2 балла
| - круг, полнота использования литературных источников по проблеме
| Соблюдение требований к оформлению
1 балл
| - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - соблюдение требований к оформлению и объему реферата
| Грамотность
1 балл
| - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- литературный стиль.
| Максимальный балл за данную контрольную точку составляет 10 баллов
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Что такое информация? Какие критерии могут лежать в основе классификации информации по видам? Какие виды информации вы знаете? Приведите примеры.
Что такое информационная революция? Какие информационные революции Вы знаете? Какое общество является информационным?
Перечислите основные преимущества использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании.
Перечислите основные виды средств ИКТ. Перечислите основные виды учебной деятельности, в которых целесообразно применение средств ИКТ.
Какие процессы относятся к информатизации образования? Какие виды информатизации образования Вы знаете? Как изменяется общество и его сфера образования под влиянием процессов информатизации?
Какие технологии получили развитие в результате эксперимента в области открытого дистанционного образования? Дайте их определение.
Каковы особенности применения средств ИКТ в начальной школе?
Перечислите основные негативные последствия внедрения средств ИКТ в образование.
Что входит в понятия «электронное издание» и «образовательное электронное издание»? Какие компьютерные средства учебного назначения можно рассматривать в качестве компонентов образовательного электронного издания?
Какие критерии могут лежать в основе классификации образовательных электронных изданий? Приведите примеры классификаций образовательных электронных изданий.
Какие виды требований необходимо предъявлять к образовательным электронным изданиям?
Как уровень и форма образовательного процесса отражаются на системе требований, предъявляемых к образовательным электронным изданиям?
Объясните смысл понятий «апробация» и «экспертиза» образовательных электронных изданий. Чем отличаются эти понятия? Опишите назначение и технологию апробации образовательных электронных изданий. Опишите назначение, этапы и технологию экспертизы образовательных электронных изданий.
Какими качествами должен обладать педагог начальной школы в условиях внедрения ИКТ в образование?
Какие требования предъявляются к обучаемым в связи с использованием средств ИКТ в образовании?
Какие формы использования средств ИКТ в измерении результатов обучения Вы знаете? Каковы преимущества и недостатки современных компьютерных систем педагогического тестирования? Каким требованиям должны удовлетворять педагогические тестовые материалы для эффективного использования средств ИКТ в измерении и контроле?
Какие виды телекоммуникационных технологий применяются в образовании? Перечислите известные Вам сервисы современных телекоммуникационных сетей. Опишите особенности и преимущества сервисов телекоммуникационных сетей. Какими образовательными возможностями обладают сервисы телекоммуникационных сетей?
Какие преимущества приобретает учебное заведение за счет использования средств ИКТ в автоматизации организации и управления учебным процессом?
Перечислите наиболее эффективные шаги, которые можно сделать для повышения готовности педагогов к использованию мультимедийных средств в обучении.
Перечислите и опишите виды мультимедийных средств информационных и коммуникационных технологий, применяемых в образовании.
Что такое мультимедиа? Почему термин мультимедиа является многозначным?
Какие возможности мультимедиа значимы с точки зрения системы образования? Почему использование мультимедиа приводит к повышению эффективности обучения? Что привносит мультимедиа в образование?
Какие свойства мультимедийных средств обучения называют интерактивностью? Какие типы интерактивности вы знаете? Какова роль диалога в педагогическом применении мультимедийных средств?
Укажите особенности, достоинства и недостатки мультимедийных средств линейного представления информации.
Приведите примеры средств для создания мультимедиа. Какими свойствами должны обладать средства для создания мультимедиа?
Опишите классификацию мультимедийные средств обучения по функциональному назначению. Опишите классификацию мультимедийные средств обучения по методическому назначению.
Перечислите возможные негативные аспекты применения мультимедийных средств в системе образования.
Какие группы мультимедийных средств для реализации активных методов обучения вы знаете?
Как изменяются методы обучения в зависимости от формы представления информации в мультимедийном средстве обучения?
Какие принципы лежат в основе отбора информации для мультимедийных систем?
Какие требования предъявляются к мультимедийным средствам обучения, применяемым в высшем профессиональном образовании?
Какие новые формы учебной деятельности возникают при реализации метода проектов с использованием средств мультимедиа?
Опишите цели и порядок экспериментальной эксплуатации мультимедийных средств обучения.
Какие виды требований необходимо предъявлять к мультимедийным средствам обучения?
Как влияет использование мультимедийных средств обучения на мотивацию обучаемых?
Какие требования предъявляются к педагогу, использующему мультимедиа в профессиональной деятельности? Перечислите наиболее эффективные шаги, которые можно сделать для повышения готовности педагогов к использованию мультимедийных средств в обучении.
|