Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении





Скачать 169.19 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении
Дата публикации01.07.2014
Размер169.19 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Математика > Самостоятельная работа
Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Екатериновская средняя общеобразовательная школа»

Москаленского муниципального района

Омской области

Проблемно-диалогическое обучение на уроках математики ,

как средство реализации ФГОС.

Учитель математики

Амельченко Елена Юрьевна

Екатериновка 2013
Технология проблемно-диалогического обучения описана Мельниковой Еленой Леонидовной, кандидатом психологических наук, г. Москва. Основным средством данной технологии являются два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Технология проблемно-диалогического обучения описывает способ организации процесса открытия нового знания на уроке, поэтому используется на уроке усвоения знания,
Структура урока открытия нового знания

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент

Включение детей в урок

- «Хочу», «Могу»

II. Актуализация опорных

знаний

- воспроизведение знаний, необходимых для усвоения нового знания;

- тренинг мыслительных операций;

- создание проблемной ситуации (задание с удивлением, затруднением)

(см. приемы создания проблемных ситуаций)

Ответы учащихся
Ответы учащихся
Возможные ответы учащихся


III. Постановка проблемы

Сценарии диалога (побуждающего, подводящего), направленного на:

1) осознание противоречия;

2) формулирование проблемы

IV.Открытие нового знания


Сценарии диалога (побуждающего, подводящего), направленного на:

1) побуждение к выдвижению гипотез;

2) проверку гипотез (сужающая структура диалога)

V.Первичное закрепление

Фронтальная работа по решению заданий на применение нового знания с проговариванием в громкой речи

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой

Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении


VII. Повторение







VIII. Итог


Сценарий диалога, направленного на анализ деятельности учащихся на всех этапах урока

- «Какое было затруднение?»

- «Какими способами и приемами пользовались при разрешении проблемы?»

- «Какие затруднения возникли при разрешении проблемы?

- «Какой получился результат?»

- Какие цели были поставлены?»

- «Соответствует ли результат цели?»





Требования к содержанию основных этапов урока:

II. Актуализация опорных знаний. Одна из целей этого этапа – создание затруднений. Эти затруднения должны заинтересовать обучаемых. Активизировать мыслительную деятельность, настроить на продуктивную деятельность.

III. Постановка проблемы. Из таблицы видно, что содержанием этого этапа является диалог, составленный из вопросов учителя и планируемых ответов учащихся. В ходе этого диалога необходимо проговорить с учащимися, где и почему возникло затруднение, зафиксировать противоречие (отличие), сформулировать тему или вопрос, на который необходимо найти ответ. Конструирование диалога осуществляется в соответствии с типами проблемной ситуации.

IV. Открытие нового знания. На этом этапе используется один из видов диалога – побуждающий или подводящий, структура побуждающего диалога описана далее. В ходе диалога:

  • формулируются гипотезы, позволяющие открыть новое знание,

  • формулируется решающая гипотеза (новое знание),

  • проверяется, решена ли поставленная в начале урока проблема с помощью нового знания,

  • фиксируется новое знание в знаковой и речевой форме.

V. Первичное закрепление. Целью этого этапа является понимания учащимися нового знания. Для этого организуется непременно фронтальная работа с классом по:

  • объяснению способов применения нового знания,

  • решению задач на продуктивное воспроизведение знания с проговариванием в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой. Основным средством обучения на этом этапе являются готовые образцы решений основных типов задач. Важно понимать, что учащиеся должны осуществлять самопроверку не столько результата, сколько учебных действий.

VII. Повторение. На этом этапе организуется решение учащимися задач на применение «старых» знаний.

VIII. Итог урока. На этом этапе деятельность учащихся, направленная на анализ их собственной учебной деятельности, ее результата организуется в форме диалога. Вопросы для составления диалога представлены в таблице 15. Важно, чтобы на эти вопросы себе отвечал каждый учащийся.



    1. Разработка урока усвоения нового знания по математике с использованием технологии проблемно-диалогического обучения

Проектирование урока усвоения нового знания с использованием технологии проблемно-диалогического обучения состоит из следующих шагов:

  1. Разработка карты целей учебной темы, выделение цели урока

  2. Выбор приема создания проблемной ситуации на уроке математики.

  3. Отбор содержания для актуализации опорных знаний и создания затруднений в соответствии с выбранным приемом создания проблемной ситуации.

  4. Проектирование диалога на этапе постановки проблемы в соответствии с выбранным способом создания проблемной ситуации, направленного на фиксацию противоречия, осознания противоречия, формулирование проблемы.

  5. Выбор вида диалога для решения проблемы: побуждающего или подводящего.

  6. Формулирование учителем возможных гипотез, отбор аргументов, контраргументов.

  7. Выбор формы организации учебно-познавательной деятельности по выдвижению гипотез.

  8. Проектирование диалога для решения проблемы: выдвижения и проверки гипотез.

  9. Разработка способа записи результата.

  10. Отбор содержания и выбор форм организации учебно-познавательной деятельности на этапе первичного закрепления.

  11. Отбор содержания, средств (дидактических материалов, методических рекомендаций, инструкций) для организации самостоятельной работы учащихся с самопроверкой и самооценкой.

  12. Проектирование устного или письменного диалога на этапе анализа учебной деятельности на уроке.


Рассмотрим приемы создания проблемной ситуации помощью диалогов указанных видов

Побуждающий к выдвижению /проверке гипотез диалог:

  • В структуре диалога присутствует 4 педагогических действия:

- побуждение к выдвижению гипотез;

- принятие выдвинутых гипотез;

- побуждение к проверке гипотез;

- принятие предлагаемых проверок.

  • Порядок выдвижения / принятия гипотез имеет два варианта:


Побуждающий диалог обязательно надо начинать с традиционной реплики: «Вы смогли выполнить задание?», которая сразу проясняет, возникла или нет проблемная ситуация. Если учащиеся справились с заданием, то диалог надо перестраивать. Здесь возможны варианты:

  1. если справились несколько человек, то уместно предложить позже рассмотреть найденное решение, и продолжить побуждающий диалог с остальной частью класса: «А у остальных. в чем затруднение? Чем это задание отличается от предыдущих?»

  2. если задание выполнила значительная часть класса, необходимо обратить внимание учащихся на то, чем это задание было непохоже на предыдущие и добиться озвучивания разных вариантов ответов, после чего развернуть соответствующий диалог: «Задание было одно? Сколько получено результатов? Почему так получилось? и т.д.»

Таким образом, когда проблемная ситуация не реализуется, учитель должен обеспечить формулирование учебной проблемы, изменив заготовленный текст побуждающего диалога.


Тип проблемной ситуации

Этапы урока проблемного/ проблемно-диалогического обучения

II. Актуализация опорных знаний

III. Постановка проблемы

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

1. С удивлением

-между двумя положениями

1. Предложить противоречивые факты, теории.

Осознание: -«Что удивляет? Что заметили интересного?»

Формулирование проблемы: - «Какой возникает вопрос? Сформулируйте проблему»

- между житейским (ошибочным) представлением и научным фактом

2. Обнажить житейские представления вопросом или практическим заданием «на ошибку», предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

Столкнуть мнения учеников практическим заданием или вопросом.

Осознание: - «Сколько в классе мнений? Почему?»

-«Что вы предполагали? Что получилось?»

Формулирование проблемы: - «Что мы не знаем? Какова тема сегодняшнего урока?»

2. С затруднением:

-между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя

3. Дать практическое задание:




-явным

а) невыполнимое вообще

Осознание: -«Вы смогли выполнить задание?»

-«В чем затруднение?»

Формулирование проблемы: - «На какой вопрос будем отвечать?»

б) не сходное с предыдущим

Осознание: -«Вы смогли выполнить задание?»

-«Чем это задание не похоже на предыдущее?»

Формулирование проблемы: - «Какова будет тема урока?»

-скрытым

в) сходное с предыдущим: дается несколько похожих заданий и доказывается, что последнее задание выполнено не верно

Осознание: -«Что вы хотели сделать?»

-«Какие знания применяли? Задание выполнили?»

Формулирование проблемы: - «Что нам не известно? Какова будет тема урока?»


Рассмотрим примеры создания проблемных ситуаций с помощью различных приемов и соответствующих видов диалогов на этапе постановки проблемы

Прием 1. Урок математики в 5 классе по теме: «Умножение на 11 рациональным способом».

Анализ

Деятельность

Учителя

Учащихся

Создание затруднения

Предъявление первого факта

- Назовите любое двузначное число, умножьте его на 11 и скажите ответ.

- Вы умножали две минуты.

Выполняют задание, умножая в столбик

Предъявление второго факта

- А спорим: я умножу двузначное число на 11 за 30 секунд!
-Назовите двузначное число.
- Будет 286 (умножает за несколько секунд)

- Спорим!

- 26
Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации))

Постановка проблемы

Побуждение к осознанию противоречия


Побуждение к проблеме


Что же вас сейчас удивило? Какие факты на лицо?

Значит, я что знаю?
Так какая сегодня будет тема урока?

- Мы умножали долго, а вы умножили быстро (осознание противоречия)
Рациональный способ.
- Умножение на 11 рациональным способом (учебная проблема как тема урока)


Прием 2 (задание на ошибку). Урок математики в 6 классе по теме: «Задачи на проценты»

Анализ

Деятельность

Учителя

Учащихся

Создание затруднения

Задание на «ошибку»

- Цена товара повысилась на 10%, а к Новому году снизилась на 10%. Изменилась ли первоначальная цена товара?

- Цена товара не изменилась (житейское представление).

- Цена товара изменилась (другое мнение)

Предъявление научного факта

- Давайте посчитаем. Пусть цена товара была 100 рублей. После повышения на 10% цена стала 110 рублей. После понижения новой цены на 10% (то есть на 11 рублей) стала 99 рублей.

Испытывают удивление

(возникновение проблемной ситуации))

Постановка проблемы

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к проблеме

- Сколько в классе было мнений? Что вы предполагали?
- Что оказывается на самом деле?
- Какая сегодня будет тема урока?

- Мы все (некоторые из нас) считали, что цена не изменится
- Цена уменьшилась.
- Задачи на проценты (учебная проблема как тема урока)


Прием 1. Фрагмент урока математики в 6 классе

по теме: «Признак делимости на 9».

Анализ

Деятельность

Учителя

Учащихся

Создание затруднения

Предъявление первого факта

- Скажите. Делится ли число 237852 на число 3

- Вы делили три минуты.

Выполняют задание, делят в столбик

Предъявление второго факта

- А я. не выполняя письменного деления, отвечу вам, что это число делится на 9 без остатка.
Назову другие многозначные числа, которые делятся на 9: 50608, 14578290



Как вы это узнали?


Постановка проблемы

Побуждение к осознанию противоречия


Побуждение к проблеме


Что же вас сейчас удивило?


Значит, я что знаю?

Так какая сегодня будет тема урока?

- Мы делили долго, а вы быстро определили (осознание противоречия)
Признак делимости на 9.
- признак делимости на 9. (учебная проблема как тема урока)


Подводящий от проблемы диалог
Подводящий диалог - система посильных для учеников вопросов и заданий, приводящих к формулированию нового знания:

а) от поставленной проблемы;

б) без постановки проблемы.

Рассмотрим примеры организации учебной деятельности учащихся по решению проблемы с помощью подводящего диалога на этапе открытия нового знания.

Примером использования подводящего диалога от проблемной ситуации может служить фрагмент урока в математики в 5 классе по теме: «Среднее арифметическое»


Анализ

Деятельность

Учителя

Учащихся

Поиск решения

Подводящий диалог

Термин.

Вывод.

Предлагаю вам разобраться в такой ситуации. Ученик за первую четверть получил по математике следующие оценки

5, 4, 5,3,4, 3.,2, 3, 4,4
-За четверть учитель поставил ему оценку «3»

-Согласны ли вы с этим решением?

- Как бы вы поступили?
-Почему?

-Всегда ли нужно так выбирать?
Встречали, ли вы в жизни понятие средний балл? (опора на жизненный опыт детей)?

Если получаю ответ да, то далее подвожу под тему.

-Как найти средний балл?
- Какое действие мы выполним?

Находим среднее арифметическое чисел..

-Посчитаем, какую оценку нужно поставить нашему ученику?

.


Слушают задачу.

-Нет.
-Мы бы поставили положительную оценку «4»,
-Потому, что их больше.
Предлагают поставить «5».
Отвечают.


-Сложить все числа и поделить результат на их количество.
-Сложение.
(5+ 4 + 5+ 3+ 4+ 3+ 2+ 3+ 4+ 4) : 10=


Пример использования подводящего диалога без проблемной ситуации как фрагмент урока в 5 классе по теме: «Наибольший общий делитель»



Анализ

Деятельность

Учителя

Учащихся

Постановка проблемы


Использует побуждающий диалог

Формулируют тему урока

Поиск решения

Подводящий без проблемы диалог

Вывод. 1.

Вывод 2.

-Дайте определение делителя натурального числа.

-Приведите примеры делителей какого-нибудь двузначного натурального числа.

-Найдите все делители числа 48.

-Найдите все делители числа 36

-Что в них видите особенного?
-Каким словом можно заменить слово одинаковые?.
- Сколько общих делителей?
Самый большой какой?
Мы нашли для данных натуральных чисел наибольший общий делитель.

-Какова тема нашего урока7
-Всегда ли можно быстро найти НОД?
-Что нужно выполнить, чтобы найти все делители многозначного числа?

-что выполним далее?

3. чтобы найти НОД найдем их произведение.

Вспоминают и формулируют определение.
Приводят примеры.


1,2.3,4,6.8.12,24.16.48
1.2,3,4,6,9,12,18,36
-Имеются одинаковые делители.

Приводит примеры слов: такие же. похожие, общие …


- Ответ 6 общих
12.

-Наибольший общий делитель.

Нет. Если числа многозначные, то устно это сделать довольно долго.


1. Найти разложение этого числа на простые множители..

2.Подчеркнем все общие простые множители.


Примером использования подводящего диалога без проблемной ситуации может служить фрагмент урока в математики в 6 классе по теме: «Взаимообратные числа»


Анализ

Деятельность

Учителя

Учащихся

Поиск решения

Подводящий без проблемы диалог

термин

Вывод

- На доске предлагается ряд чисел.

- Как бы вы сгруппировали эти числа?

- Какие еще варианты возможны? Может вы видите пары чисел, и что их объединяет?
- Почему именно эти числа вы объединили в пары?

- Что еще объединяет эти числа? Какое у них общее свойство? Найдите их произведения.

- такие числа называются взаимнообратными. Найдите число, обратное единице.

- У всякого числа есть обратное?
- Дайте определение взаимнообратных чисел и запишите его языком математики.

Видят ряд чисел



- Предлагают варианты:

1) все правильные и неправильные дроби

2) целые и дробные и т.д.



- Это числа-«наоборот», сила-перевертыши.
- Их произведения равны 1.
- Единица обратна сама себе.
- Нет, у нуля обратного числа нет, потому что мы не можем делить на нуль.
- Числа а и , где а≠0, взаимнообратные и .


Автор технологии проблемно диалогического обучения отмечет, что на уроках математики чаще используется проблемная ситуация с затруднением, которая создается с помощью практического задания, не сходного с предыдущим (прием 4). Также специфической чертой создания проблемной ситуации на уроке математики является выбор фронтальной формы работы, поскольку при парной или групповой формах работы повышается вероятность выполнения задания с затруднением, что уменьшает шансы создания проблемной ситуации.

Следует учитывать, как предупреждает Е.Л. Мельникова, что иногда проблемная ситуация не реализуется на уроке из-за того, что ученики справляются с заданием на новый материал. В этой ситуации важно не допускать ошибку, не выяснять, как ученики решили задачу, поскольку пропускается этап постановки проблемы и происходит переход к решению поиску решения. Возникает вопрос как поступить?

Рекомендуемая литература к теме

  1. Леонтьев А. А. Что такое деятельностный подход в образовании? Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов /Под научной редакцией А.А. Леонтьева. -.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. – С. 22-25.

  2. Бунеев Р.Н. Психолого-педагогические принципы Образовательной системы «Школа 2100». Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006. – С. 94-100.

  3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006. – С. 144-180.

  4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении iconСамостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную...
Внеаудиторная самостоятельная работа студента рассматривается как работа с рекомендованной литературой, поиска информации по изучаемой...
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении iconСамостоятельная работа 2 Работа с литературой составить опорный конспект...
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении iconПрикладной направленности
Самостоятельная работа с последующей самопроверкой; содержит задания, аналогичные домашним упражнениям
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении iconСамостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Шаг 1 — мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирова затруднения в пробном действии
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении iconУрока: изучение нового материала. Вид урока
Методы и приемы: фронтальная работа, поисковая работа, исследование,самостоятельная работа и программированные задания
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении iconСамостоятельная работа Балльная структура оценки
Распределение часов: лекции 18, практические 36, самостоятельная работа 18, экзамен 36 часов
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении iconСамостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная...
Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 030501 «Юриспруденция» по дисциплине «Культурология» предусмотрена...
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении iconСамостоятельная работа студентов включает в себя: Написание контрольной...
Разработка наглядных пособий (презентация)., где оценивается степень разработанности (полнота, системность, логичность, хронологичность...
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вид урока: интегрированный (т к в нём есть элементы различных видов уроков: беседа, лекция, практическая самостоятельная работа,...
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении iconСамостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная...
Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 080105 «Финансы и кредит» по дисциплине «Культурология» предусмотрена...
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проблемный диалог, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа с учебником, фронтальная работа, использование...
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении iconСамостоятельная работа по подготовке студента к лекции Самостоятельная...
Преподавание административной ответственность в комплексе с другими дисциплинами призвано научить студентов-юристов
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении iconСамостоятельная работа по подготовке студента к лекции Самостоятельная...
Преподавание земельного права в комплексе с другими дисциплинами призвано научить студентов-юристов
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении iconСамостоятельная работа с цор: видеофрагментом, интерактивной моделью,...
Цель урока: расширить и углубить знания о способах питания в органическом мире, об особенностях пластического обмена веществ на примере...
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формы работы: наблюдение; моделирование; исследование; творческая работа; индивидуальная работа; фронтальная работа; работа в парах;...
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении iconПорядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе
Например: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Изложение. Сочинение


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск