А. Г. Грачева 31 марта 1989 г





Скачать 370.14 Kb.
НазваниеА. Г. Грачева 31 марта 1989 г
страница1/3
Дата публикации25.06.2014
Размер370.14 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Астрономия > Методические рекомендации
  1   2   3
Министерство здравоохранения РСФСР

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель министра

А.Г.Грачева

31 марта 1989 г.

Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах

Методические рекомендации

с правом переиздания местными органами здравоохранения

Красноярск. 1989 г.
Введение

Еще на заре развития всеобуча было замечено, что школа может оказывать весьма неблагоприятное влияние на развитие. здоровья детей и подростков. Причем, данную проблему остро чувствовали и ставили сами педагоги. В частности. Генрих Песталоцци в начале XIX века указывал, что в традиционных условиях обучения происходит своеобразное «удушение» развития ребенка, в т. Ч. «убийство» его здоровья. Постепенно в общественное сознание стали входить такие понятия как «школьная близорукость», «школьные сколиозы». К сожалению это положение не было подвергнуто глубокому научному исследованию и особенно с позиций анализа закладывающихся режимов и технологий учебно-познавательной деятельности в плане их адекватности потребностям и естественным установкам развивающегося организма. Это привело к тому, что в настоящее время мы уже имеем дело буквально с «эпидемией» школьных фор патологии. Например, из каждых 1000 детей в процессе дошкольно-школьного воспитания и обучения нарушения осанки приобретают 500-600, близорукость - 400-500, отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы - 300-400, нервно-психических дисфункций 200-300 и т. д. Более того продолжают появляться все новые термины, отражающие сугубо педагогическую природу возникновения патологии у школьников, в частности, «дидактоневроз».

Исследования института медицинских проблем Севера СО AМH СССР Показали, что наиболее остро проблема школьных форм патологии стоит среди подрастающего поколения, имеющего этнические особенности восприятия и, в частности. среди коренных народностей Крайнего Севера.

А ведь детский организм всегда восхищал взрослых своими функциональными возможностями и резервами жизни. Во все времена. например, не переставали восхищаться функциональным совершенством зрительной системы. Свидетельство тому - диапазон адаптационных возможностей световой чувствительности, имеющей поистине астрономические исчисления. Неслучайно, даже в век космонавтики на борту космического корабля самым совершенным прибором оказался глаз космонавта. и какую же «разрушительную» силу накопила школа на этапе НТР, чтобы к концу периода школьного обучения деформировать структуру органа зрения у 60% и более выпускников школ-интернатов коренных народностей Севера - еще вчера прославленных охотников и снайперов. Чтобы у 60% учащихся деформировать наиболее отличительный сугубо видовой признак человека - прямостояние.

К выводу о том, что переход детей к режиму школьного обучения вызывает глубокие функциональные отклонения в их организме (нарушения подвижности нервных процессов, угнетение вегетативных функций, рост заболеваемости и др.) в настоящее время пришли и медики и гигиенисты и физиологи. К такому же выводу пришли, наконец, и специалисты системы АПН СССР (см. монографию «Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам». М., Просвещение. 1983). А ведь в нашей стране государство торжественно взяло на себя заботу об охране здоровья детей. Это нашло отражение в частности, в статье 70 Закона РСФСР о здравоохранении: «Детям, находящимся на воспитании в детских учреждениях и обучающихся в школах обеспечиваются необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья и гигиенического воспитания», Сложившаяся же в стране ситуация со здоровьем школьников указывает, с одной стороны, на досадную обесцененность указанной чрезвычайно важной политической установки общества, с другой - на неотложную необходимость раскрытия истоков формирования школьных форм патологии с целью разработки сугубо педагогических программ их предупреждения.

Работы, выполненные на базе отдела сенсорных систем (рук.- д. м. н. В. Ф. Базарный) института медицинских проблем Севера СО АМН СССР (дир. - академик АМН СССР К. Р. Седов) позволяют считать, что в настоящее время сложилась реальная ситуация радикального изменения неблагоприятной ситуации со здоровьем школьников. Безусловно, этому способствует и меняющийся нравственно-психологический климат в обществе, связанный с возникающими на этапе перестройки приоритетами человеческих ценностей, главной из которых является здоровье физическое и духовное народа. Определенный оптимизм в решении проблем школьных форм патологии вселяет и то, что в последнее время Государственный комитет по народному образованию стал уделять этому особое внимание.

1. Анализ имеющихся подходов профилактики школьных форм патологии.

Установленный еще в прошлом веке факт неуклонного возрастания близорукости среди учащихся по мере увеличения продолжительности их школьного обучения способствовал утверждению мнения. согласно которому близорукость - есть следствие отрицательного влияния на здоровье детей неблагоприятных санитарно-гигиенических условий. характерных для того времени. Вот почему основное внимание по профилактике близорукости у школьников уделялось (и продолжает уделяться еще и в настоящее время) прежде всего улучшению освещенности рабочих мест. Однако постепенно становилось очевидным, что ни улучшение санитарно-гигиенических условий рабочих мест школьников, ни повышение даже уровня жизни народа не смоги принципиально повлиять на продолжающийся рост как близорукости, так и других школьных форм патологии.

Первое сообщение о связи школьных форм патологии с мебелью, сделанное Фарнером в 1885 году, имело большой общественный резонанс и послужило основанием для разработки целой серии парт с весьма интересными конструктивными решениями. Это парты Фарнера, Бухнера, Лаффеля, Паро, Кунца. Кардота и Другие. В нашей стране в свое время широкое распространение получила одна из наиболее совершенных на наш взгляд парт ХХ века - парта Эрисмана. Однако отсутствие и здесь заметной тенденции к снижению близорукости среди учащихся способствовало тому, что гигиенические требования к школьной мебели стали отходить на второй план. В конце концов универсальная парта с ее четкими ростово-размерными градациями была вдруг разменена на обыкновенный стол, как правило, стандартного размера, за которым сидят в настоящее время, как правило учащиеся с 4-го по. 10-й класс.

Глубокое влияние на формирование методических подходов к профилактике школьных форм патологии и, особенно. близорукости, оказал процесс специализации медицинских наук. в т. ч. узковедомственной организации служб здравоохранения. Благодаря этому в офтальмологии возникли узко специализированные взгляды объясняющие механизм возникновения близорукости. Эти гипотезы способствовали формированию большого числа соответствующих методических рекомендаций, как правило, направленных на тренировку тех или иных групп глазных мышц. Данные методические подходы заняли значительное место в практике детских офтальмологов. Но главная проблема не в этом (тренировать что-либо никогда не вредно). Главная беда здесь оказалась в том, что детские офтальмологи по своей инициативе «взвалили» сами на себя главную тяжесть проблем зрения у школьников, т. е. добровольно вызвали «огонь на себя» и как бы отвлекли тем самым внимание от истинных «виновников» е ее возникновении.

Безусловно, заслуживает внимания накопленный в этом отношении опыт многих коллективов и НИИ глазных болезней им. Гельмгольца и Днепропетровский. Серьезного внимания в частности заслуживает опыт Московской детской офтальмологической службы под руководством проф. Е. И. Ковалевского. Данный подход предполагает учет факторов риска для развития рефракции глаз уже в дошкольном периоде с последующим дифференцированным подходом к нагруженности функции ближнего зрения в школьном периоде, расширение занятий физической культурой, а также оздоровлением детей в специализированных пионерских лагерях.

К одному из специфических методов профилактики прогрессирования близорукости следует отнести сферопризматическую коррекцию, предложенную Ю. А. Утехиным. Необходимо особо подчеркнуть, что в условиях резкого возрастания удельного. веса хирургических методов коррекции близорукости сферопризматическую коррекцию особенна целесообразно рекомендовать как этап дохирургического воздействия (безусловно, при соответствующих показаниях и противопоказаниях).

Что касается профилактики других школьных форм патологии, то она, как правила, носит больше декларированный характер и сводится к призывам к сокращению школьных нагрузок, расширению числа уроков по физической культуре, изменению образа жизни и т. д. В этом Плане, в частности, заслуживает внимания предложение о целесообразности сокращения продолжительности школьного урока до 35 минут, о расширении физической культуры, которые настойчиво предлагала Г. Н. Сердюковская в течение 10-15 лет.

В заключение следует подчеркнуть, что общим для всех подходов является то, что они, как правило не затрагивают сам учебно-познавательный процесс. в т. ч. ведущий зрительно-напряженный труд школьников.

2. Явление сенсорного, мышечного и психо-эмоционального хронического напряжения учащихся в основе возникновения школьных форм патологии

В процессе рабаты с учащимися было замечена, что подавляющее их большинство при чтении-письме грубо нарушали гигиенические требования, предъявляемые к положению головы и туловища. Это проявлялось в том, что большая часть школьников в процессе чтения-письма сидят в неестественно напряженной позе с низко склоненной над столом головой. При этом, если детей попросить сесть прямо, они принимают правильную позу. Но как только они вновь приступают к письму, правильная поза буквально тотчас же расстраивается, и дети вновь начинают сутулиться и все ниже и ниже склоняться над столом.

Необходимо подчеркнуть, что многие педагоги и гигиенисты неоднократно обращали внимание на то, что дети при чтении-письме принимают нeecтecтвенно согнутую позу. Данное обстоятельство пытались объяснить нарушением закона равновесия, функциональной и анатомической слабостью мышц, несоответствием размеров парт ростовым характеристикам учащихся, происшедшей заменой наклонной рабочей поверхности парт на горизонтальную столов, и т. д. Данную аномалию называют «дурной привычкой», как «что-то», «нечто» и т. д. О степени выраженности и устойчивости ее говорит следующий факт. В шестидесятых годах прошлого века для предупреждения склонения головы широко использовались специальными костыли-упоры, или прямодержатели, помещаемые между головой и партой. При этом вместо близорукости и нарушений осанки у многих школьников вскоре стали появляться деформации костей головы. Безусловно, такой подход оказался неприемлем. В общем, устойчивая привычка детей к низкому склонению при чтении и письме так и осталась для науки как некая «нечистая сила».

Сотрудниками отдела клинико-физиологических особенностей развития сенсорных систем института медицинских проблем Севера СО АМН СССР обстоятельно изучили механизм возникновения и поддержания указанной аномальной позы школьников, а также ее последствия на их развитие. Установлено, в частности, что аномальная поза учащихся с низко склоненной головой отражает сложное специфическое состояние - системную многоуровне организованную напряженность целостного организма, включающую сенсорную, мускульную и психо-эмоциональную сферы. При этом в ее поддержание приносили свое «содействие» практически все составляющие звенья на базе которых формируется учебно-познавательная деятельность детей - это восприятие, мышление и действие.

Детальное раскрытие механизма возникновения данного состояния не является предметом разработки. Заметим, что в поддержании неестественной напряженной позы учащихся оказывали свое влияние и традиционный режим зрительной работы в условиях ближнего зрения, и продолжительное пребывание детей в положении сидя. Здесь и систематическое воздействие комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств, и опережающая подмена в учебно-познавательном процессе реального чувственного восприятия абстрактной «умопомрачительной» словесностью. Здесь и замена письма с импульсными усилиями перьевой ручкой - на безотрывное письмо с постоянным нажимом шариковой ручкой, и замена наклонной поверхности парт на горизонтальную поверхность столов.

Кроме выше отмеченных истоков. поддерживающих состояние хронической напряженности школьников, не последняя роль принадлежит и механическим причинам и. в частности, сложившемуся при кабинетной системе обучения несоответствию школьной мебели ростовым характеристикам учащихся.

И все же центральное место в поддержании состояния хронической напряженности школьников занимает то, что в настоящее время практика дошкольно-школьного воспитания и обучения не располагает специальными программами направленного формирования ведущей функциональной системы, обеспечивающей процесс учебно-познавательной деятельности – системы глаз-рука. В широком же смысле речь идет об уровне развития автоматизма произвольных движений и моторного творчества детей, включающих 'автоматизм зрительно информационного анализа и сенсорного контроля тонкими движениями рук.

Установлено, что отмеченная аномальная поза угнетает деятельность не только важнейших функциональных систем организма, но и всю его регуляторную сферу. В частности, такая поза способствует поддержанию ваготонической установки организма и угнетению за счет этого активизирующей, мобилизирующей и интегрирующей роли центральной и вегетативной нервных систем. в т. ч. снижению эффективности функционирования различных его органов. Все это не могло не отразиться на их физическом и психическом развитии. В частности, в процессе многолетнего динамического наблюдения установлена чрезвычайно важная закономерность: степени выраженности и устойчивости напряженности школьников в процессе учебно-познавательной деятельности в последующем соответствовала частота возникновения и степень выраженности таких форм патологии, как нарушения осанки, близорукость, нервно-психические и сердечно-сосудистые нарушения, названных нами болезнями напряжения школьного периода. В целом, проведенные исследования позволили сделать главный вывод: разработка программ предупреждения пребывания детей в аномально напряженной позе в процессе учебно-познавательной деятельности и особенно при чтении-письме - реальная основа не только повышения уровня физического и психического развития, а также здоровья подрастающего поколения, но и реального снижения школьных форм патологии _ болезней напряжения не только подрастающего поколения, но и взрослых на этапе НТР.

3. Здоровьеохранительные и здоровьеразвивающие принципы конструирования уче6но-познавательной деятельности

3.1. Повышение эффективности развития детей и уче6но-познавательной деятельности за счет построения занятий в режиме подвижных объектов и «зрительных горизонтов».

Известно, что основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. При этом установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора, а также подвижности объектов относительно друг друга и относительно наблюдателя. Согласно же общепринятым программам воспитания и обучения в детском саду занятия, как правило. проводятся в режиме ближнего зрения при обездвиженности как детей, так и дидактического материала. Например, обратимся к одной из типовых программ обучении и воспитании в детских садах, утвержденной Министерством просвещения СССР (М. Просвещение, 1983). Согласно данной программе, в подготовительной группе предусмотрено 19 занятий в неделю, из которых одно занятие по развитию речи, одно - по ознакомлению с художественной литературой, 2 - по обучению чтению. 3 – по письму. 2 - по математике, 1 - по ознакомлению с явлениями общественной жизни и природы. 3 -- по физкультуре. Остальные 6 занятий - это рисование, аппликации, конструирование и лепка. Следовательно, из 19 занятий примерно 16 проводится в режиме ближнего зрения. Более того, даже занятия направленные на изучение времен года, дети изучают не только в режиме ближнего зрения, но и по засушенным страницам книжной жизни. В то же время наш опыт показал, что такие занятия, как обучение чтению, математике, ознакомление с явлениями общественной жизни и природой целесообразно проводить в режиме максимального удаления от детей дидактического материала. т. е. в системе «зрительных горизонтов», а по возможности в условиях естественной экологической среды. Ниже, на примере обучения детей чтению, приведем некоторые опорные принципы организации таких занятий, разработанные с учетом естественных потребностей развивающихся органов чувств.

Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зри тельных горизонтов» является то. что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении. При таком режиме занятий сохраняется пространственно-метрический обзор, в т. ч. глубина и стереоскопичность восприятия - как основа для гармонического формирования не только функций зрения, но и высших его психических отражательных способностей. Методика Принципиально не затрагивает само содержание педагогического обучения. Она направлена на повышение эффективности зрительного восприятия, а следовательно и обучения.

Процесс обучения условно подразделен на следующие этапы. Первый этап базируется на непроизвольном зрительном, запечатлении букв. т. е. на так называемом импритинге, а так же на принципе формирования полисенсорного первичного чувственного знака. Отличительной особенностью данного этапа обучения является то, что мы не используем существующих ни «Букварей», ни книг. Вместо них предлагается так называемый натуральный дидактический материал, в т. ч. «экологический букварь». С этой целью в теплое время года занятия проводим вне помещения (лучше в пределах зеленого садика). При этом в качестве дидактического материала рекомендуем использовать естественные «дары» природы (шишки, фрукты, овощи, звери и т. д.). Такие занятия способствуют формированию у детей не только знаний, а что главное - естественного экологического чувства - основы будущей духовности и нравственности. Знакомые детям зверята в виде картинок с соответствующими буквами можно развешивать на кустах или деревьях. В пределах же учебной комнаты «экологический букварь» изготавливается сле дующим образом.

На полотне холста (размером по ширине не менее 2-х метров) рисуется яркий сюжет природы. Например, «У речки», «У озера». «На поляне» и т. д. При этом в различных участках пейзажа размещаются различные звери, герои известных детских сказок, которые тащат, держат или несут те или иные буквы. Например, мишка тащит букву «М» к одиноко лежащей под кустом букве «А» и т. д. Размеры букв - 5x10 см. Основой для изучения букв, слогов, слов является возникшая вдруг потребность детей к познавательной деятельности. Например, как показал опыт, в группе даже 4-летних детей обязательно найдутся несколько лидеров, которые проявляют интерес к буквам. Именно они начинают осаждать воспитателя постоянными вопросами: «А это какая буква?» В этих условиях задачей воспитателей является не назидательно, а точнее. мудро ,поддерживать интерес к познанию тех или иных букв у остальных детей. Важным здесь является то, что дети сами по своему усмотрению подходят к стене фиксируя указательным пальцем и отгадывая ту или иную букву.

Главное требование:: детей нельзя ничего вообще заставлять делать, в т. ч. и заучивать буквы. Они их запоминают непроизвольно. Как только дети таким путем составят первичное представление о буквах целесообразно, чтобы они осознали их с помощью тактильного и мышечного чувства, а также через действие. В первом случае используются готовые объемные буквы, сделанные из дерева, пластмассы, во-втором - палочки. Такой алфавит и палочки должны быть у каждого ребенка,. Воспитатель показывает на стене одну из букв, а дети должны не только отыскать ее из набора и показать воспитателю. но и собрать из палочек. Этап конструирования букв является особо важным, т. к. в восприятии и осознании букв участвуют зрительное, мышечное и осязательное чувства, а при их произношении - и слуховой анализатор.

Следовательно, такие занятия как бы совмещаются с уроками конструирования. Лучше всего, если дети в процессе занятий свободно передвигаются, подходят к настенной букве, обводят ее пальчиком, возвращаются на место, продолжая «строить» ту или иную букву Воспитатель в это время обходит ребят, общается с ними и вносит необходимые коррективы. В целом, такие занятия способствуют формированию полисенсорного чувственного восприятия, а поэтому и более стабильного представления.
Как показали наши исследования интерес к познанию букв уже выражен у некоторых детей в возрасте 3—4-х лет. Вот почему «экологические буквари» мы рекомендуем рисовать уже в младших группах детских садов. Главное требование: не нужно стремиться учить всех детей одновременно. Главное — создать творческую ситуацию, ситуацию коллективного общения, состязательности и сотрудничества между детьми.
Второй этап — овладение навыками слогообразования. Практика показала, что некоторые дети легко овладевают навыками слогообразования уже с 4—4,5 лет. Вот почему здесь так важен индивидуальный подход. С этой целью на одной из боковых стен комнаты развешиваются слоги, простейшие слова, а также детские коротенькие стишки. Размер таких букв в пределах 1—3 см. Установлено, что одним из наиболее эффективных способов, осуществляющих межанализаторное взаимодействие является шаговый ритм. Его мы и рекомендуем использовать в процессе овладения навыками слогообразования. С этой целью дети берутся за руки и под счет медленно ходят по кругу вокруг стен, читая тот или иной слог (слово), стишок. Известно, что одним из приемов «прослушивания» самого себя, в т. ч. качество слого (слово) образования является пение слогов (слов). Не случайно, многие опытные педагоги используют этот прием. Поэтому мы его так же настоятельно рекомендуем широко использовать в процессе овладения навыками чтения.
Как только дети овладеют навыками слогообразования, можно приступать к третьему, основному этапу — этапу овладения техникой быстрочтения. Практика убеждает, что если дети ознакомились с буквами и слогообразованием по вышеописанным принципам, то к возрасту 4,5—5 лет они практически готовы к овладению техникой быстрочтения.
Нашими исследованиями установлено что физиологическим содержанием быстрочтения является овладение способностью' с одной стороны, к целостному, с другой — к ассоциативному восприятию слов. При этом вскрыто, что тому и другому способствует и пространство, и движение. Вот почему в. данном этапе занятия проводится следующим образом.
Разучиваемые слова, предложения удаляются от детей на максимально возможные дистанции, т. е на уровень «зрительных горизонтов». Для конструирования слов и предложении мы используем разрезные «Кассы букв и слов», а также специальные держалки для наборов ' слов и предложений Важным моментом на данном этапе является правильное рассаживание детей. С этой целью медицинский работник детского сада проверяет у всех детей остроту зрения. Поскольку у большинства детей из старших групп она, как правило, выше общепринятой условной нормы ,(т. е. 1,0), ее можно проверить либо по таблицам, позволяющим дифференцированно измерить ее в зоне превышающей 1.0, либо по существующим таблицам, но увеличивая дистанцию более 5 м-
Данные остроты зрения фиксируются в картах индивидуального развития. Повторные проверки лучше проводить один раз в полгода После этого для каждого ребенка определяется его индивидуальная зрительная рабочая дистанция. С этой целью воспитатель берет в руки стандартную букву, на пример из «Кассы слогов и слов», и просит отходить ребенка до тех пор, пока ее контуры не начнут терять четкость. С помощью любой метки это место обозначается на полу. Каждый ребенок в последующем занимает строго свое место. Следовательно, при таком подходе одновременно решается столь важная проолема, как массовая диспансеризация по зрению детей силами (коллектива работников детских дошкольных учреждений.
Занятия начинаются только после того, как все дети будут рассажены на предельные для зрения дистанции. Затем педагог берет в руки держалки с наоранными словами (предложениями) и начинается их коллективное, разучивание известными педагогическими приемами. Еще раз подчеркиваем, что основой таких занятий является творческое сотрудничество детей, а также игровой характер методики. Например, слова легче воспринимаются на фоне визуализации содержания предложений, т. е. на фоне зрительно-игровых сюжетов, ярких цветных рисунков и т. д. Последнее важно для профилактики перегруженности вербальной системы у детей, а также предупреждения дидакто-напряжения и, как следствие, дидакто-неврозов. Кроме того важным моментом такого обучения является то, что либо воспитатель движется относительно детей, либо дети — относительно воспитателя. Это достигается следующим образом. В одном случае воспитатель держит разучиваемые слова (предложения). Дети в это время встают и делают легкие движения вперед и назад В другом случае дети сидят, а воспитатель то приближает к ним разучиваемые слова (предложения), то удаляет от них. Как показали исследования такой динамический режим способствует, с одной стороны, лучшей фиксации движущихся в пространстве слов и предложений, повышению эффективности их восприятия и запоминанию, с другой — тренировке устойчивого чувства зрительной фиксации и локализации в пространстве. В целом такой режим повышает сосредоточенность и внимание детей.
Особо важным моментом такого обучения является обостренное чувство общения педагогов с детьми. Только такое общение позволяет воспитателю чувствовать предельную зрительную дистанцию для каждого ребенка и качество восприятия, и понимания детьми слов (по напряжению и сосредоточенности лица, положению корпуса и т. д.). Вот почему аспект постоянного общения педагога с каждым ребенком при обучении чтению в режиме «зрительных горизонтов» является особо важным. Об этом будет не лишним напомнить, т к. в условиях НТР резко возросла и продолжает возрастать роль технических средств в обучении (использование проекторов, дисплеев компьютеров и т д.). Как показали многолетние исследования, систематическое проведение занятий в режиме «зрительных горизонтов» способствует повышению эффективности не только зрительного восприятия и гармоничного развития Это означает, что при таком режиме занятий педагог (воспитатель) становится центральной фигурой не только обучения, но и направленного формирования функциональных возможностей детей.
Как показала практика, такие занятия способствуют развитию зрения, в т. ч увеличению зрительной рабочей дистанции. При этом, если размеры кабинета не позволяют увеличивать эту дистанцию, рекомендуем перейти на более мелкие буквы, в 'т ч. на детские книжки. В это время дистанцию от детей до текста рекомендуем постепенно сокращать В частности, опыт показал, что для приближения детской книжки с максимально удаленной дистанции до обычной зрительно-рабочей дистанции требуется приблизительно 1,5—2 месяца Занятия носят игровой характер. Показ слов рекомендуем чередовать с рассматриванием адекватных рисунков картин, натуральных объектов и т. Д.
Четвертый этап предназначен для постепенного перехода к занятиям в режим ближнего зрения. Главная цель его — сохранение и закрепление чувства пространства, в т. ч. гармоничного зрительно-координаторского стереотипа — необходимой зрительной рабочей дистанции в процессе самостоятельного чтения Занятия проводятся по детским книжкам, которые устанавливаются на подставке для книг у края противоположного конца стола (примерно на расстоянии в 1 —1,5 м). Воспитатель следит за тем, чтобы дети сидели прямо. В процессе таких. занятии зрительная рабочая дистанция постепенно сокращается (примерно до 40—50 см от глаз).
Для повышения активности детей в процессе таких занятий, в т ч. чувства зрительной локализации в пространстве, рекомендуем через каждые 15—20 минут менять положение детей («сидя» — «стоя» — см. ниже)
Выработка у детей автоматизма зрительного восприятия, в т. ч чтения в условиях сохранения необходимой рабочей дистанции между столом и органом зрения — важнейшая задача дошкольного обучения.
Описанная методика предназначена для организованных детей. С родителями неорганизованных в детские коллективы детей должна активно проводиться просветительная работа профилактическими кабинетами детских поликлиник совместно с методическими кабинетами и воспитателями детских до школьных учреждений. При этом родителям подробно излагаются изложенные принципы обучения грамоте в домашних условиях.
Следует еще раз особо остановиться на следующем Ни мы, ни Госкомитет по народному образованию не вправе давать жесткие возрастные и временные этапы для обучения детей грамоте. Как показывает практика, такая однозначная регламентация не только подавляет творчество воспитателя и педагога, но и губительна для здоровья детей. Только ориентируясь на каждого ребенка индивидуально' его возрастающую мотивационно-познавательную активность и можно определять и время, и продолжительность занятий. Практика показала, что творческий и вдумчивый воспитатель может научить 4-летних детей свободно читать всего за один учебный год. Другого же воспитателя нельзя допускать не только к этой методике, но и к детям.
Нетрудно так же заметить, что в отличие от традиционных ориентации программ на среднего, либо «худшего» ребенка мы первостепенное внимание уделили «лидерам», которые при правильной постановке занятий могут и должны вести за собой остальных детей.
Опыт убеждает, что в режиме «зрительных горизонтов» целесообразно проводить и целый ряд других занятий, которые в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» проводятся, как правило, в режиме ближнего зрения. Это обучение детей простейшим арифметическим действиям художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры, ознакомление с предметами ближайшего окружения, с природой и т, д. Для примера приведем принцип построения «экологической арифметики». В различных участках потолка мы фиксируем картинки, на которых нарисованы различные фрукты (яблоки, апельсины и др.) Либо к различным участкам потолка подвешивается различное количество «бумажных» фруктов. Например, в 1-м участке — одно яблоко, во 2-м — два в 3-м — три и т. д Рядом с ними фиксируются соответствующие цифры. Воспитатель просит их сложить и найти: где три яблока и т. д. Что здесь самое главное? То, что в ответ на каждый вопрос дети совершают буквально десятки поисковых движений глазами, головой туловищем. Т. е. срабатывает принцип: обучаясь развиваемся и наоборот. И опять здесь важна не столько законченная методика, сколько изложенные выше опорные принципы конструирования учебно-познавательного процесса. Эти принципы должны множиться на искусство, творчество и изобретательность каждого воспитателя (педагога), без которых вообще нельзя работать с детьми.
Эффективность методики обучения грамоте в режиме «зрительных горизонтов» проверена на 5 экспериментальных группах (из детского комбината Красноярского края). Контролем явились аналогичные по возрастно-половому составу группы дошкольников, проходивших подготовительный курс по обще принятой программе.
Установлено, что обучение детей чтению г. режиме «зрительных горизонтов» способствует формированию энергетически наиболее экономного восприятия (опознавание слова по отдельным опорным элементам) Это обстоятельство в сочетании с индуцирующим влиянием зрительного сосредоточения вдаль способствовало системному, гармоничному развитию не только функций зрительного анализа но и устойчивого целостного представления. Например, если у детей контрольных групп параллельно росту уровня грамотности возрастает удельный вес пониженного зрения (главным образом за счет миопизации глаз), то в экспериментальной с ростом уровня грамотности выявлялась устойчивая тенденция к повышению резервов зрения. Более того, спустя 3 года после такого обучения, школьники при стандартной зрительной нагрузке (вычеркивание колец Ландольта из кроректурных таблиц) склонялись над столом на 4—5 см меньше по сравнению с учащимися из контрольного класса. Это отражает снижение уровня сенсорного, мышечного и психо-эмоционального на пряжения школьников в процессе учебно-познавательной деятельности Все это повышало активность и работоспособность детей и, тем самым, снижало их утомляемость на уроках Это, а также гармоничное формирование таких функций зрительного восприятия, как пубичное стереоскопическое зрение, способствует более гармоничному развитию высших сенсомоторных и психических функций.

 
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Г. Грачева 31 марта 1989 г iconПатентам и товарным знакам (19)
А, 19. 04. 2011. Su 1481875 A1, 23. 05. 1989. Ru 72798 U1, 27. 04. 2008. Ru 2331150 C1, 10. 08. 2008. Us 3082337 A1, 19. 03. 1963....
А. Г. Грачева 31 марта 1989 г iconКремлевский П. П. Расходомеры и счетчики количества. Справочник. Изд. 4
Информационный листок №132-99. серия р 90. 27. 29. Мордовский межотраслевой территориальный центр научно-технической информации....
А. Г. Грачева 31 марта 1989 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
А. Г. Грачева 31 марта 1989 г iconАнализ преподавателя обж моу «Глубоковская средняя общеобразовательная...
Я, Дзюбло Андрей Андреевич, закончил в 1989 году бгпи, факультет физического воспитания и отделения начальной военной подготовки....
А. Г. Грачева 31 марта 1989 г iconОтчет фонда «Забота»
Присутствовали: Дручина М. А., Нефедова М. А., Соломатина С. В., Позднякова О. С., Чубакина О. В., Грачева С. В., Решетова З. С.,...
А. Г. Грачева 31 марта 1989 г iconЮрий Всеволодович Дойков Метафизическая муза Библиографический указатель (1989-2011)
Метафизическая муза : библиографический указатель (1989–2011) / Ю. Дойков. – Архангельск, 2012. – 186 с
А. Г. Грачева 31 марта 1989 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок биологии в 10 классе, тема урока «Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов», учитель первой квалификационной...
А. Г. Грачева 31 марта 1989 г icon1. Зевина Г. Б., А. Г. Пелымский, Г. А. Колбасов, Е. Б. Ястребов,...
Зевина Г. Б., А. Г. Пелымский, Г. А. Колбасов, Е. Б. Ястребов, М. В. Максакова, 1989. Обрастание буев шельфа Восточной Камчатки....
А. Г. Грачева 31 марта 1989 г iconО роли оспп в повышении деловой активности в Оренбургской области проект доклада С. И. Грачева
«Дмитровский опытный завод алюминиевой и комбинированной ленты» (далее именуемое – Общество) и разработано в соответствии с Гражданским...
А. Г. Грачева 31 марта 1989 г iconКонспект по Закону Божию. 1989 г. Новый Завет с иллюстрациями. 1994 г

А. Г. Грачева 31 марта 1989 г iconРудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство: 1898 1907. М.: Наука, 1989. 384 с
Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство: 1898 – 1907. М.: Наука, 1989. 384 с
А. Г. Грачева 31 марта 1989 г iconVi международная научно-практическая конференция «Современные проблемы...
Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:...
А. Г. Грачева 31 марта 1989 г iconМетодика обучения биологии растения, бактерии, грибы, лишайники 6-7...
Методика обучения биологии растения, бактерии, грибы, лишайники 6-7 классы. Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова, М., 1989
А. Г. Грачева 31 марта 1989 г iconПрограмма мбоу «Гимназия №36»
В 1989 г подписан Договор о сотрудничестве с гимназией им. Р. Хух г. Брауншвейга (фрг)
А. Г. Грачева 31 марта 1989 г iconВниманию директоров школ и учителей английского языка!
Издательство “Титул” приглашает учителей английского языка принять участие в трехдневном учебном семинаре “Обучение английскому языку...
А. Г. Грачева 31 марта 1989 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лицензия на образовательную деятельность а №073753 от 06 марта 2007 года. Срок действия лицензии от 06 марта 2007 года до 06 марта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск