Скачать 95.06 Kb.
|
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО СКАЗКЕ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» (Интегрированный урок с использованием ИКТ) ОБОРУДОВАНИЕ: На доске – в центре помещена звезда (над ней – тема); Портрет писателя, рисунки учащихся к сказке, выставка книг. эпиграфы к уроку: …что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н.Заболоцкий Красота души придает прелесть даже невзрачному телу… В. Лессинг ЦЕЛЬ УРОКА: помочь учащимся проникнуть в смысл сказки, выяснить, в чем, по мысли автора, заключается подлинная красота человека, подвести к пониманию того, что истинная красота человека в душевном богатстве, что человек красив не внешними, а внутренними качествами. ЗАДАЧИ УРОКА: - показать внутренние перемены в человеке в результате работы над собой ; - осудить человеческую гордыню и надменность; - выявить очищающую роль покаяния, прощения, милосердия, покаяния. Сегодня мы поговорим о красоте. О красоте человека. В чем сила красоты? Почему она так волнует людей? Многие пытались понять, какую роль в жизни играет красота « и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? Этот вопрос задавал наш русский поэт Н. Заболоцкий. Может ответить на него сказка О.У. «М-З», которую вы читали дома. Но прежде я бы хотела вам сказать несколько слов об авторе и о сказках( Слайды 1 -4) Д/З: Дома вы все должны были прочитать внимательно сказку, попробовать передать ее сюжет. А отдельные группы ребят должны были выполнить еще следующие задания:
Словарная работа: саван, прокаженный, увечные, затворил сердце, каменное сердце, сверстники. Начнем беседу по сказке. ОБРАТИМСЯ К ЗАГЛАВИЮ. Что же для вас звезда? Звезда - это нечто прекрасное, притягивающее, холодное и далекое. -Начинается сказка с описания морозной зимней ночи. Как относятся звери и птицы к такой погоде? - Одни считают, что земля умерла под белым саваном, а другие - что она готовится к свадьбе(можно найти описание морозной ночи) Давайте теперь послушаем отрывок из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» Ребята поясняют, что прозвучавшая музыка и тревожная и празднично- волшебная одновременно. Так и в сказке. -Почему Мальчика в детстве назвали Звездой? -Думали, что он упал со звезды -Вспомним, как он попал к людям? -Дети рассказывают, как лесорубы зимой находят ребенка. -Как собираются поступить Лесорубы? Найдите в тексте ответ и прочитайте. -Почему один из лесорубов взял ребенка, хотя сам был беден? О чем этот поступок говорит? - Нельзя совершать зло, что он добрый, сердечный человек. -Как жена Лесоруба приняла его решение? - Она огорчилась и не хотела брать ребенка. «разве у нас нет собственных детей» -почему в доме появился ветер? -здесь живут люди с каменными сердцами. Как вы понимаете выражение каменное сердце?- жестокое, злое. Недаром про людей с такими сердцами говорят, что они бессердечные. -Чем закончился конфликт Лесоруба с женой, и какие качества проявили? -они оставили ребенка у себя и проявили мудрость, доброту. Жена почувствовала, если сейчас не откликнется на порыв мужа, то из их дома уйдет счастье. Итак, Мальчик стал жить в семье Лесоруба. -Что его отличало от всех людей в поселке? -Красота. Найдем портрет мальчика. Внешняя красота его соответствовал поведению? -Он вырос жестоким и бессердечным. Отвратительные поступки: он швырял камнями в бедняков, увечных; издевался над животными, помыкал своими сверстниками. Да, он был высокомерным и жестоким. - А как к нему относятся сверстники? -Они подражали ему и стали такими же жестокими. Вот видите, как притягательна красота, как тянутся к ней дети. Они восхищаются своим кумиром. А вам он нравится? Почему? - Нет, он злой, жестокий, бессердечный, бесчувственный, грубый, высокомерный. Мальчик живет среди людей, но презирает их, считая себя выше всех, думая, что все должны восхищаться и любоваться им. Про таких людей говорят, что они заболели звездной болезнью. Мальчику-Звезде была дарована красота, но как он воспользовался Божьим даром? Он притягивал к себе людей, любил находиться в центре внимания. Рассмотрим иллюстрации, где юные художники изобразили мальчика-звезду, любующегося своим отражением. Он был «точно околдован своей красотой». Предлагаем послушать в пересказе подготовленного ученика легенду о Нарциссе, который наказан богиней Афродитой за то, что отвергал любовь других людей, влюбился в свое отражение и умер от одиночества. -В какой момент сказки вновь появляется фраза о каменном сердце? - Мальчик кидает камень в женщину, а она оказывается его матерью. Лесоруб, увидевший это, подбежал к нему и сказал «воистину у тебя каменное сердце, и жалость тебе неведома. Зло совершил М.-З.- он отверг любовь своей матери. Момент встречи мальчика и матери нам покажут Денис и Наташа, в роли лесоруба выступит Ваня. Смотрим этот эпизод сказки в исполнении театральной группы. А вы подумайте, верно ли они изобразили этот эпизод? - Почему мальчик ведет себя так, отвергает любовь своей матери? -Ценит только свою красоту, считает себя необыкновенным и стесняется матери-нищенки -Что означает выражение «он наглухо затворил свое сердце?» - Ничего не хочет слышать и знать об этой нищенке-матери, т.к. он считает, что его матерью была Звезда. - Как он был за это наказан? -Он стал уродлив. -Как теперь люди стали относиться к нему? -Они поступали так же, как и он раньше (дети дразнили его и бросали в него камнями, крестьяне не позволяли ему даже спать в амбаре, боясь, что от него может сесть плесень на зерно) - Почему птицы и звери отказываются ему помогать? -Потому что он обижал их(кроту выколол глаза, коноплянке подрезал крылья ради забавы, убил мать белочки) Герой отправляется в путь. Для чего? -Чтобы отыскать свою мать и вымолить у нее прощение. -А у зверей и птиц он попросил прощение? - Да, он заплакал и у всех попросил прощение. Да, он обижал всех, и теперь люди и звери платят ему тем же. Так он скитался три года, много пережил, перестрадал. Представим себе эти моменты его жизни. Поможет нам в этом музыка, она способна передать настроение, чувства человека в разные моменты жизни. Закройте глаза и постарайтесь увидеть тот эпизод, который навеет вам музыка. Звучит тихая мелодия Бетховена. А теперь поделимся своими впечатлениями. Что вы слышали и увидели? Одни слышат грусть мальчика, ставшего одиноким, другие представляют эпизод, когда в мальчика бросали камни, третьи видят , как мальчик просил кусок хлеба… -Что изменилось в характере мальчика после этих страданий? -Он стал добрым, сердечным, уважительным, щедрым. Дальше сказка становится похожей на народные волшебные сказки. Докажите это.
Сказка напоминает притчу - поучительную историю. Если в народной сказке героя ждет в конце в качестве награды богатство, красивая жена, то в сказке-притче важнейшей наградой становится перерождение, воскресение духовное, а кульминационным эпизодом - момент прощения героя матерью и отцом. Найдем этот момент в сказке со слов: «О, мать моя! Я отрекся от тебя в дни моей гордыни!» до слов «мама! Отец! Я прощен! Я счастлив! Рассмотрим репродукцию известной картины Рембрандта (вспоминаем притчу о блудном сыне) -Герой совершает доброе дело и за это вознаграждается. К нему вернулась красота, и чем эта красота отличается от прежней? -В его глазах появилось что-то новое - мягкое, сердечное, страдания сделали его добрым, благородным, уважительным, скромным. Такая душа и сделала его красивым, настоящей яркой звездой. Докажите, что герой стал вновь красив не только внешне, но и внутренне
-Как вы относитесь к мальчику сейчас? -Теперь он нам нравится еще больше. Я думаю, вы поняли, что истинная красота человека в душевном богатстве, что человек красив не внешними, а внутренними качествами. Доброта, сердечность, милосердие…эти качества и делают человека красивым. -А чему научила вас сказка? -Быть добрым, не стесняться своей матери, даже когда она состарится. Помогать тем, кто нуждается в вашей помощи. Не обижать птиц и зверей, ведь они тоже живые существа. Я думаю, что вы все сделали для себя выводы, какими должны быть настоящие истинно красивые люди. Я хотела бы, чтобы вы откликались на чужую боль, чтобы ваши сердца никогда не стали каменными. В завершении урока я предлагаю послушать композицию Шуберта «Аве Мария» Попросим ребят дома поразмышлять над тем, какие качества им бы хотелось преодолеть в себе, а какие – приобрести в результате работы над собой. Посоветуем прочитать другие сказки О.Уайльда из сборников «Счастливый принц» и «Гранатовый домик» Самоанализ урока, проведенного в рамках районного семинара учителей русского языка и литературы 14 октября 2008 года. Тема урока: Сказка Оскара Уайльда « Мальчик – Звезда» Эту сказку я выбрала после изучения темы «Литературные сказки», поскольку она поможет расширить представление школьников об этом жанре и вполне доступна для их понимания. Тип урока: интегрированный ( русская литература+ МХК + ИКТ) Форма урока: урок – собеседование с использованием мультимедийной презентации Задачи урока:
Структура урока:
Форма проверки домашнего задания – фронтальный и индивидуальный опрос, диалог, монолог. Проверялось, поняли ли они сюжет, смысл сказки. Дети были активны, отвечали грамотно. Индивидуальные речевые ошибки разбирались и тут же исправлялись более сильными учениками. Главный акцент на уроке делался на факте, что человек красив не внешними, а внутренними качествами. Учебный материал мотивировался тем, что сказка Оскара Уайльда обладает большим нравственным потенциалом и обращает учащихся к вечным ценностям. Материал излагался в форме презентации, закреплялся при помощи наводящих вопросов. Чтению отдельных фрагментов предшествовала словарная работа. Сказка показывает, как вечны и едины нравственные законы, по которым живет человек, как связана литература и другие виды искусства у разных народов. Недаром в ткань урока органично вошли мифы Древней Греции и Библия, музыка Чайковского, Шуберта, Бетховена, картина Рембранта и рисунки самих ребят. К концу урока пришли к выводу, что герой стал вновь красив не только внешне, но и внутренне. Комментировала домашнее задание (поразмышлять над тем, какие качества им бы хотелось преодолеть в себе, а какие - приобрести в результате работы над собой) В конце урока оценивала знания и деятельность учащихся. |
Тема урока: Истинная красота человека Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по сказке О. Уайльда Мальчик-звезда | Бернарда шоу и оскара уайльда Также существуют вечные проблемы между мужчиной и женщиной, между добродетелями и пороками, вечные споры о красоте и искусстве и... | ||
Урок внеклассного чтения по сказке Сельмы Лагерлеф «Подменыш» Цели урока На уроках литературы мы с вами знакомились со сказками как русскими, так и зарубежными. А сегодня мы с вами поговорим об удивительной... | Габдулла Тукай. Поэма-сказка «Шурале» Цель урока: познакомить учащихся... Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе по сказке поэме татарского народного поэта Габдуллы Тукая «Шурале» | ||
Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оскара Уайльда «Соловей и роза». Исследования проводились по различным уровням языка: лексическому, морфологическому, орфографическому... | ||
Лекции по зарубежной литературе Тема. Сказка Уайльда «Звездный мальчик» считается одним из выдающихся произведений писателя; в ней речь идет о самых человеческих... | 16 октября – день рождения Оскара Уайльда, английского философа,... Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | ||
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать... | Тематическое планирование по курсу «Литература» Класс Плановых контрольных уроков-1ч., урок развития речи-6 ч., урок внеклассного чтения-13 | ||
Урока: урок-исследование. Проблема Урок внеклассного чтения в 8-м классе: «Человек-труженик. Каков он?» Твардовский о поэзии труда. (По страницам произведений А. Т.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок литературного чтения по теме: «Иранская народная сказка «Счастливый мальчик»» | ||
«Текст» Очень увлекательным получился урок внеклассного чтения «Волшебница зима» во 2 классе | Урок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение) Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов | ||
Урок внеклассного чтения в 4 классе Формировать навыки разбора лирического произведения и словесно-образного рисования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего... |