Скачать 348.28 Kb.
|
Учитель: Ребята, здравствуйте. Я приветствую также дорогих гостей, надеюсь, что сегодня у нас будет содержательный урок. Мы к ней готовились, шли к этому уроку целенаправленно и вместе порадуемся результату. Итак, у нас урок-защита проектов. Работала группа учащихся-исследователей, есть одна индивидуальная работа, и все они исследовали фрагменты из рассказа Оскара Уайльда «Соловей и роза». Исследования проводились по различным уровням языка: лексическому, морфологическому, орфографическому и синтаксическому. Я предоставляю возможность защитить свой проект первой группе учащихся, которая исследовала первый фрагмент из рассказа. (инвалид) Рук. проекта (Анимукова З.) Свой учебный проект мы назвали «Соловей и роза, или Содержание и форма текста». Задания распределили следующим образом: 1. Информационная группа: Лексический уровень исследует … Морфологический уровень исследует … Орфографический уровень - … Синтаксический уровень - … 2. Техническую работу выполняла … 3. Текст читаю я, руководитель проекта, … Мы также проецируем его на экран, чтобы слушателям было удобнее. (текст на экране, ученик читает) «Соловей и роза, или Содержание и форма текста». Она сказала, что будет танцевать со мной, если я принесу ей красных роз, — воскликнул молодой Студент, — но в моем саду нет ни одной красной розы! Его услышал Соловей, сидевший в своем гнезде на Дубе, и, удивленный, выглянул из листвы.
Рук. проекта: Слово предоставляю Макоевой А. Ученик: Я исследовал лексический уровень этого фрагмента. Хочу сначала определить стиль и тип речи. (Говорит и показывает по компьютеру)
Лексический уровень
Единство текста обеспечивается следующими тематическими группами слов: танцевать со мной, красных роз, ни одной красной розы, услышал Соловей, настоящий влюблённый, пел о нём, для меня, для него. В приведённом фрагменте использованы следующие тропы и стилистические фигуры:
Они помогают создать образ влюблённого молодого человека.
Они подчёркивают эмоциональное состояние молодого человека, его отчаяние.
Повторяющиеся слова «ни одной красной розы», «ни единой красной розы» выражают глубокое страдание влюблённого студента, а повторяющееся два раза выражение «настоящий влюблённый» выражает восхищение Соловья молодым человеком, искренне страдающим, как показалось Соловью. Рук. проекта: Своё исследование защищает … Ученик: Я исследовал морфологический уровень фрагмента и пришёл к следующим результатам. Поскольку перед нами художественное повествование, то в тексте наряду с прилагательными и существительными художественно-изобразительную функцию выполняют глаголы. Глаголы употреблены в разных видо-временных формах.
В тексте есть глаголы сов. и несов. вида прош. времени: воскликнул, услышал, выглянул, наполнились, прочел, сказал, пел. Несов. вида наст. времени: переживает, не выставляется. Буд. времени сов. и несов. вида: переживает, не выменяешь, не приобретешь. Причастия и прилагательные удивленный, молодой, красной, прекрасные, настоящий влюбленный, драгоценнее, прекраснейшего вносят в текст эмоциональность, передают чувства и молодого человека сопереживание Соловья. Рук. проекта: Слово предоставляю …. и … Ученик: Орфографический уровень мы исследовали с … Я проанализировала приставочные образования. На экране: Орфографический уровень
В тексте есть орфограммы, которые необходимо объяснить, чтобы грамотно выполнить работу по нему. Первая орфограмма - Правописание приставок. Слово «прекрасный» в современном языке непроизводное, но при этимологическом анализе становится ясно, что приставка пре- имеет значение «очень» - очень красивый, поэтому в надо писать пре- с е. Можно подтвердить примерами. На слайде модели с приставкой пре-. Четвёртая операция показывает, что приставка пре- во все производные слова вносит значение «очень». Следующая приставка, правописание которого надо знать, чтобы не ошибиться в написании, находится в слове воскликнул. На эту же орфограмму слово рассказывал. Рассмотрим модели с приставками на з,с.
Приставки на з,с встречаются и в других частях речи. Например, в прилагательных безрадостный, бессердечный. Во всех этих примерах наблюдается одна закономерность: если корень начинается с глухого согласного, то пишется приставка на глухой с, если корень начинается со звонкого согласного, то пишется приставка на звонкий з. Если корень начинается с гласного, то пишется то, что слышится.
То есть приставки на з, с пишутся по произношению. 2-й ученик: Я выделил в тексте несколько орфограмм. Первая из них - «Непроизносимые согласные в корне слова». Такая орфограмма есть в слове сердце. При стечении трёх согласных мы не в состоянии произнести средний согласный звук. Но убедиться в правильности написания можно, если подобрать однокоренное слово. Рассмотрим с другими примерами.
В первом примере проверочным для непроизносимого согласного является производное слово, т. е. III операция, в двух других проверочное слово в I операции. В производящих основах происходит чередование звуков: ноль звука//е, ц//ч; мягкий ть//твёрдый т.
В слове танцевать имеется орфограмма «Правописание гласных после шипящих и ц». Суффикс -ева(ть) после непарного твёрдого ц произносится как -ыва(ть). Можно объяснить через модели, ориентируясь по производящему слову. Суффикс глагола -ова- и его вариант -ева- обычно присоединяется к основе существительного, а -ыва-/-ива- к основе глагола, как показано на слайде. Следующая орфограмма, которая встречается в тексте - это «Суффиксы причастий».
В слове удивленный суффикс -енн-, в котором пишутся две буквы «эн». Рассмотрим примеры на слайде. Во всех этих примерах общим для производящих слов является то, что у них есть приставки. Это виднее, если построить словообразовательную цепь, как на следующем слайде.
|