Орфоэпические нормы (постановка ударения)





Скачать 421.55 Kb.
НазваниеОрфоэпические нормы (постановка ударения)
страница1/4
Дата публикации10.08.2014
Размер421.55 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4



Содержание заданий

Примеры

А1

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

балОванный баловАть бАнты включИт вручИт досУг тОрты завИдно зАгодя звонИт зонтЫ исчЕрпать каталОг квартАл клАла красИвее кремЕнь лгалА молЯщий наделИт накренИтся намЕрение началсЯ нАчатый облегчИт оптОвый освЕдомиться пОнял прислАла ревЕнь сверлИшь слИвовый срЕдства столЯр убыстрИть щавЕль

А2

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости0

Одеть кого-то, во что-то, надеть на кого-то, адресант отправляет, адресат получает, дипломатический (о дипломате), дипломатичный (о характере, поступке), ледовый (проф., геогр.), ледяной (изо льда, холодный), искусственный (неестественный), искусный (умелый, талантливый), доверительный (разговор, отношения), доверчивый (характер), ценностные ориентиры, ценный (имеющий цену, важный), безответственный (недобросовестный, о поступке), безответный (скромный, молчаливый, не дающий ответа), вековой (существующий веками), вечный (существующий всегда, вечно), виновный (юрид.), виноватый (чувствующий вину), высотный (на большой высоте), высокий (большого роста, качественный), благодарственное письмо, благодарный взгляд, пуганый (от пугать), пугливый взгляд, характер, инженерская фуражка, игровая площадка, игристый квас, живучий (крепкий), живительный (бодрящий), языковой форум, языковый рулет, фарш, представить документы, предоставить место, перетерпеть боль, претерпеть изменения, заполнить анкету, восполнить пробелы в знаниях, унижать кого-то, принижать значение, абонент (человек), абонемент (билет), зачинатель доброго дела, зачинщик плохого дела, наличность (деньги), наличие (присутствие, есть, имеется)

А3

Морфологические нормы (образование форм слова)

Верно: лягте, жжет, семьюдесятью семью, пятьюстами, двумястами, около полутораста человек, более (наиболее) высоко, более (наиболее) высокий, их друзей, попробует, наиболее успешно, красивый тюль, летние месяцы, договоры, поезжай домой, со ста сорока семью миллионами человек, шеренга солдат, промок до нитки, гораздо разумнее, кладите на место, около полутораста человек, к десятому мая, берёгший здоровье, на шкафу.

Неверно: более (наиболее) выше, ихних друзей, попробовает, наиболее успешнее, летние месяца, договора, ехай домой, шеренга солдатов, промокнул до нитки, ложите на место, на шкафе.

А4

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)

Деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол, обозначающий основное действие, относятся к одному лицу или предмету.

Верно: Пользуясь рекомендациями специалистов, попытайтесь самостоятельно составить букет. (Вы пользуетесь, вы и попытайтесь).

Доказывая теорему, обратите внимание на значение переменных.

Возражая против отдельных положений доклада, присутствующие в целом согласились с докладчиком. (Присутствующие возражали и согласились)

Идя вдоль берега, мы с наслаждением дышали свежим морским воздухом.

Производя какое-нибудь вычисление в уме, посмотрите в зеркало, и вы убедитесь, что ваши зрачки расширяются.

Проверяя диктант, многие ученики не находят ошибок.

Окончив училище, мы уехали служить на Дальний Восток.

Осознавая свои ошибки, можно найти новые, неожиданные решения. (Люди осознают и находят).

А5

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.

Построение предложений с однородными членами.

Построение СПП

Все, кто учился в нашей школе, знает Инну Петровну Дронову. (1)Все знаЮт, 2)кто учился)

Вопреки чему? Благодаря чему? Согласно чему? распоряжению. (неверно благодаря, согласно, вопреки чего?)

Неверно: В Доме народного творчества города Зеленодольска выпускнице института культуры предложили работу и где она осталась надолго.

Верно: по окончанИИ, по приездЕ, по прибытИИ, по звершенИИ. Неверно: по окончаниЮ, по приездУ, по прибытиЮ, по завершениЮ.

Верно: По письмам и мемуарам, написанным… Неверно: По письмам и мемуарам, написанными…

Неверно: На общем собрании группы студенты обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты. Верно: На общем собрании группы студенты обсуждали вопросы дисциплины и возможности досрочной сдачи зачетов.

Неверно: в газете «Московском комсомольце». Верно: в газете «Московский комсомолец».

Неверно: доказывает о том… Верно: доказывает то…

Верно: как…, так и; не только…, но и…

Неверно: В Петрозаводске я исследовал и начал серьёзно интересоваться архивами.

Исследовал что? Начал интересоваться чем?

Верно: В Петрозаводске я исследовал архивы и начал серьёзно интересоваться ими.


А6

Синтаксические нормы

1) Уже в ранних произведениях Достоевского явственно обнаружились черты реализма, которые выделяли его из среды писателей натуральной школы. СПП

Уже в ранних произведениях Достоевского явственно обнаружились черты реализма, выделявшие его из среды писателей натуральной школы. Простое, с причастным оборотом.

2) Прекрасное мраморное изваяние Микеланджело, которое стало известно в мире под именем «Пьета», до сих пор остаётся памятником первого пребывания художника в Риме. СПП.

Прекрасное мраморное изваяние Микеланджело, ставшее известным в мире под именем «Пьета», до сих пор остаётся памятником первого пребывания художника в Риме. Простое, с причастным оборотом.

Невозможно заменить: 1) Дом, в котором расположился Чайковский, находился на самой окраине городка Клин.

2) В поздних музыкальных произведениях Бах всесторонне демонстрирует технические возможности, которыми располагает полифония. Глагол «располагает» непереходный, поэтому от него нельзя образовать страдательное причастие.

3) По мнению Д. Писарева, в личности Базарова сгруппированы такие (те) свойства, которые «мелкими долями рассыпаны в массах».

4) Но ведь есть же где-нибудь на свете человек, которого она полюбит! Глагол «полюбит» имеет форму будущего времени (что сделает?). Причастий будущего времени не бывает.

А7

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность

предложений в тексте

(1)… (2)Дело в том, что человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов. (3)Атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа на планете. (4)Такой тревожный рост содержания СО2 сейчас констатируется не только в городах, где оно повысилось в 3–5 раз, но даже и на Южном полюсе, в центре Антарктиды, где автомобильного движения нет. (5)Углекислый газ, как стекло, пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в атмосферу дальше за пределы Земли, а это приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы. (6)… углекислый газ способствует созданию парникового эффекта на нашей планете.

(1) Проблема парникового эффекта не случайно стала в последние годы предметом пристального внимания учёных.

А8

Средства связи предложений в тексте

(5)Углекислый газ, как стекло, пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в атмосферу дальше за пределы Земли, а это приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы. (6) Иными словами, углекислый газ способствует созданию парникового эффекта на нашей планете.

А9

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения


(1)… (2) 1Дело в том, 2 что человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов. (3) 1 Атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, 2 что приводит к значительному увеличению углекислого газа на планете. (4) 1 Такой тревожный рост содержания СО2 сейчас констатируется не только в городах, 2 где оно повысилось в 3–5 раз, но даже и на Южном полюсе, в центре Антарктиды, 3 где автомобильного движения нет. (5) 1Углекислый газ, как стекло, пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в атмосферу дальше за пределы Земли, 2 а это приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы. (6)… углекислый газ способствует созданию парникового эффекта на нашей планете.

Правильный ответ: рост констатируется

А

10

Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи

Сложносочиненное предложение ССП 1. ССП с соединительными союзами: (и, да /=и/, ни — ни, как — так и, не только — но и, тоже, также, да и); союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато): Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы 

3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то — не то, то ли — то ли, то — то): То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега.

Сложноподчиненное предложение. СПП с союзами и союзными словами

чтобы, что, когда, пока, едва, лишь, лишь только, потому что, оттого что, так как, ибо,

с тем чтобы, если, раз, хотя, пусть, пускай, ли, как ни, несмотря на то что, словно, будто, точно, так что, как, который, где.

Бессоюзные БСП сложные – без союза.

Простые предложения имеют одну грамматическую основу. Могут быть осложнены обособленным определением, обособленным приложением, обособленным обстоятельством, однородными членами, обращением, вводными словами и конструкциями. Необходимо различать БСП и простые предложения с однородными членами, при которых есть обобщающее слово.

А снаружи все: и оконницы, и коньки, и ворота оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы. (Простое, с однородными подлежащими)

Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи.

Сложные предложения с разными видами связи. А бабушка всё повторяла, что будет каждую минуту думать о внуках, и, хотя Антипов всегда считал себя суровым человеком, у него вдруг защемило сердце. С сочинительной и подчинительной связью. Состоит из четырех частей.

А

11

Части речи

1. Разряды местоимений по значению Личные 1 лицо я, мы, 2 лицо ты, вы,

3 лицо он, она, оно,они Возвратное себя

Относительные и вопросительные кто, что, какой, чей, который, сколько

Притяжательные мой, твой, наш, ваш, его, её, их

Неопределенные некто, нечто, некоторый, несколько, что-то, что-нибудь, что-либо, кое-что

Отрицательные никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего

Определительные сам, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой

Указательные тот, этот, такой, таков

2. Непроизводные предлоги: в, на, за, из-за, под, над, у, к, до, с, по, от, о, от. про, об. без, для

3. Производные предлоги: в течение, в продолжение, вследствие, около, ввиду, вокруг,

насчет, согласно, благодаря, вопреки, несмотря на, по причине, после, помимо

4. Сочинительные союзы: и, а, но, да, или, зато, либо ни-ни, то-то, не то – не то,

не только – но и, тоже, также

5. Подчинительные союзы: чтобы, что, ли, когда, пока, едва, лишь, лишь только, потому что, оттого что, так как, ибо, с тем чтобы, если, раз, хотя, пусть, пускай, несмотря на то что, как ни, словно, будто, точно, так что, ли

6. Частицы: не, ни, да, пусть, пускай, давай, бы, б, более, менее, самый, что за, как, ли, разве, неужели, вот, вон, даже, ведь, же, -ка, -то, всё-таки только, именно, просто.

7. Причастие: действительные суффиксы –ущ- -ющ- -ащ- -ящ- -вш- -ш- (читающий, летящий, прочитавший), страдательные –ен- -енн- (а.я)-н- (а,я)-нн- -т- -ем- -им- -ом- имеют полную и краткую форму (прочитанный, решённый, оберегаемый, хранимый, пробитый, данный, дано, дан, решено, решены)

8.Деепричастие: (что делая? что сделав?) читая, прочитав

9. Наречие: образа действия как? каким образом? весело; места где? куда? далеко, вперед;

меры и степени в какой степени? насколько? немного; времени когда? как долго? сегодня;

причины почему? отчего? поневоле, сгоряча; цели зачем? с какой целью? назло.

Наречие в сравнительной степени: веселее, более (менее) весело.

Наречие в превосходной степени: веселее всех.

10. Имя прилагательное: качественные по величине (большой) по возрасту (старый) по цвету (красный) по весу (лёгкий) по внешнему виду (красивый) по внутренним качествам (добрый);

относительные материал, из которого сделан предмет (деревянный) признак по месту (городской) признак по времени (вчерашний) признак по назначению (спортивный);

притяжательные признак предмета по принадлежности чей? (мамин, волчий, отцов, лисий).

Имя прилагательное в сравнительной степени: (красивее, более красивый, менее красивый).

Имя прилагательное в превосходной степени: (красивейший, самый красивый).

Краткая форма (каков? каковы? каково? какова?): красив, красива, платье красиво, красивы.

Следует различать 1) наречия (в парке было (как?) красиво) и прилагательные в краткой форме (платье (каково?) красиво)

2) наречия и прилагательные в сравнительной степени (как? красиво, более красиво, красивее;

какой? красивый, более красивый, красивее).

11. Имя числительное: количественные ( целые (один, двадцать); дробные (одна вторая); собирательные (оба, обе, двое, трое)); порядковые (первый)

А

12

Лексическое значение слова

Укажите значение слова АТМОСФЕРА в предложении 3.

1) газообразная оболочка Земли 2) природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания 3) окружающая обстановка 4) общество, люди

А

13

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи

В отыменных именах прилагательных: Н –ан- -ян- -ин- кожаный, полотняный, пчелиный (исключения: стекляННый, оловяННый, деревяННый); НН –онн- -енн- экскурсионный, соломенный (искл. ветреный); НН – одна в корне, одна в суффиксе весенний, осенний.

В отглагольных прилагательных и причастиях: Н 1) в полных причастиях и отглагольных прилагательных, если нет приставки (кроме НЕ) или зависимого слова (вязаный, некрашеный), 2) в кратких причастиях (прочитана, покрашена);

НН 1) в полных причастиях и отглагольных прилагательных, если есть приставки (кроме НЕ) или зависимое слово (вязанный спицами, связанный), 2) в полных причастиях и отглагольных прилагательных, если есть –ова- -ева- (асфальтированный, балованный); 3) в полных причастиях, если они образованы от бесприставочного глагола совершенного вида (решённый от решить что сделать?, купленный, данный).

В наречиях и кратких прилагательных пишется столько Н , сколько было Н в полных прилагательных, от которых они образованы (девочка воспитанная – девочка вежлива, воспитана; как? уверенно – уверенный, важно- важный).

А

14

Правописание корней

Чередование гласных в корне: -бир-а -бер-, -мир-а - мер-, -тир-а -тер-, - пир-а -пер-, -дир-а - дер-, -кас-а -кос-, -лаг- -лож-, -скак- -скоч-, -раст- -ращ- -рос-, -ровн- -равн-, -мок- -мак-, -зар- -зор-, -гар- -гор-, -плав- -плов-, -клон- -клан-, -твор- -твар-.

Непроверяемые гласные в корне (словарные слова).

Проверяемые гласные в корне (вожатый – водит)


А

15

Правописание приставок

-при- (приближение прибежать, присоединение приклеить, неполнота действия приоткрыть, близость приморский) -пре- (пере- преграда-перегородить, преступление – переступить; очень- пребольшой) преследовать, презирать (плохо относиться), призирать (присматривать), дом призрения, презрительный. После приставок на согласный вместо И пишется Ы, кроме МЕЖ- СВЕРХ- КОНТР- безЫнтересный, НО постИндустриальный.

В приставках без- бес- раз- рас- из- ис- чрез- черес- воз- вос- вз- вс- роз- рос- низ- нис- перед звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) пишется З, перед глухими согласными (п, ф, к, х, т, ш, с, щ, ц, ч) пишется С (бездеятельный., бесполезный, низвергнуть, ниспадать).

Есть приставки над- под- пред- к- с- от-. Нет приставок нат- пот- прет- од- з- . В слове «несдержанный» две приставки: не- с-.

А

16

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Глаголы I спряжения имеют окончание

1 лицо ед. число –у –ю борюсь

2 лицо ед число - ешь борешься

3 лицо ед. число -ет борется

1 лицо мн. число -ем боремся

2 лицо мн.число -ете боретесь

3 лицо мн. число -ут -ют борются

все глаголы на –еть
все глаголы на –ать

все глаголы на –ыть, -оть -уть –ять

искл. брить, стелить

Глаголы II спряжения имеют окончание

1 лицо ед. число –у –ю построю

2 лицо ед число - ишь построишь

3 лицо ед. число -ит построит

1 лицо мн. число -им построим

2 лицо мн.число -ите построите

3 лицо мн. число -ат -ят построят

искл. смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть

искл. дышать, держать, гнать, слышать
все глаголы на -ить

Действительные и страдательные причастия настоящего времени, образованные от глаголов 1 спряжения, имеют суффиксы -ущ- -ющ- -ем- -ом- борющийся исполняемый

Действительные и страдательные причастия настоящего времени, образованные от глаголов 2 спряжения, имеют суффиксы –ащ- -ящ- -им-

строящийся видимый

Запомнить слово движИМый.

В суффиксах глаголов прошедшего времени, действительных и страдательных причастий прошедшего времени, деепричастий сохраняется буква, которая была в неопределенной форме (инфинитиве): видЕть – видЕл- видЕвший - увидЕнный-увидЕв, слышАть- слышАл-слышАвший-услышАв.

В причастиях, отглагольных прилагательных, образованных от глаголов на -ать -ять, пишется –Ан –Ян: услышАть-услышАнный, посеЯть-посеЯнный.

В причастиях, отглагольных прилагательных, образованных от глаголов на -Ить -Еть, пишется –Ен(Енн): увидЕть-увидЕнный, построИть-построЕнный. Запомните Ин(Инн) не бывает. РазмешАть-размешАнный, замесИть тесто-замешЕнный. После шипящих пишется -ЁНН- решЁННый (-ОНН- не пишется).




А

17

Правописание суффиксов различных частей речи

1. Чередуются с суффиксами -у- -ю- суффиксы -ова- -ева-: я рисУю-рисОВАть я воЮю-воЕВАть.

Не чередуются с суффиксами -у- -ю- суффиксы -ыва- -ива- : я рассеИВАю – рассеИВАть.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Орфоэпические нормы (постановка ударения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охватывает все стороны литературного языка: произношение (орфоэпические нормы, акцентологические нормы), лексику (лексические нормы,...
Орфоэпические нормы (постановка ударения) iconОрфоэпические нормы Орфоэпия
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Орфоэпические нормы (постановка ударения) iconОрфоэпические нормы. Орфоэпия
Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных
Орфоэпические нормы (постановка ударения) icon«Русский язык: современные орфоэпические нормы»
Программа по дисциплине «История экономики» для студентов экономического факультета по специальности 060500 «Бухгалтерский учет,...
Орфоэпические нормы (постановка ударения) iconУрок по обществознанию по теме «Право» в 9 классе. Задачи урока
Какие вы знаете социальные нормы (виды социальных норм)? (традиции, обычаи, нормы морали, религиозные нормы, корпоративные нормы,...
Орфоэпические нормы (постановка ударения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке
Орфоэпические нормы (постановка ударения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке
Орфоэпические нормы (постановка ударения) iconУрок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов....
Совершенствование навыков употребления глаголов в речи. Повторить и обобщить знания по орфоэпии
Орфоэпические нормы (постановка ударения) iconСовременный русский литературный язык: нормы, формы и стили
Достоинства русского языка определяются его огромным словарным запасом, многозначностью слов, богатством синонимов, разнообразием...
Орфоэпические нормы (постановка ударения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка...
Орфоэпические нормы (постановка ударения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уметь отличать звуки от букв, соблюдать нормы правильного произношения, расширить словарный запас у учащихся, научить правильно определять...
Орфоэпические нормы (постановка ударения) iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Орфоэпические нормы (постановка ударения) icon№5. Морфологические нормы русского языка Понятие о морфологических нормах
Следующий вид норм русского литературного языка – грамматические нормы. Грамматические нормы обычно делят на два вида: морфологические...
Орфоэпические нормы (постановка ударения) iconА5 синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений...
Предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа: согласно расписанию (а не расписания); вопреки предписанию (а не...
Орфоэпические нормы (постановка ударения) iconНормы 24-13 нормы на защитные отношения для систем наземного эфирного...
Утвердить и ввести в действие на территории Российской Федерации для вновь разрабатываемых и вводимых в эксплуатацию рэс с 1 января...
Орфоэпические нормы (постановка ударения) iconНормы проектирования всн
Настоящие строительные и технологические нормы распростра­няются на проектирование однозальных и многозальных зданий и сооружений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск