Скачать 73.14 Kb.
|
МБОУ Климовская СОШ №1 Открытый урок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы. Подготовил: Загнет Александр Сергеевич, учитель русского языка и литературы. Урок проведён 30.01.2012 года в 6 Б классе. 2012-2013 уч.год Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы. Цели: 1.Совершенствование навыков употребления глаголов в речи. Повторить и обобщить знания по орфоэпии. 2.Развивать и совершенствовать устную речь, мышление, внимание. 3.Воспитывать ответственность, аккуратность, дисциплинированность. Оборудование: учебник, компьютер, проектор, рабочие листы. Ход урока: I.Организационный момент. Вы слышите, звенит звонок! Нам говорит, начнём урок! Терять не будем ни мгновенья, И всем поднимем настроенье. Ребята, а какое у вас сегодня настоение? - Бодрое, весёлое, немного настороженное. У меня сегодня тоже прекрасное настроение, потому что я вижу вас всех красивых и нарядных, улыбающихся и готовых к работе. Ребята, а каким вы хотели бы видеть наш сегодняшний урок? - интересным, познавательным, увлекательным и, конечно же, добрым. Надеюсь, что все наши пожелания сегодня исполнятся, и наш урок будет именно таким, каким вы хотите сами его видеть. II.Проверка домашнего задания. А начнём наш сегодняшний урок традиционно с проверки домашнего задания. К сожалению, из-за нехватки времени мы не успеем проверить орфографический минимум и проверим только творческое задание. Вам было необходимо написать небольшое сочинение и рассказать нам о распорядке своего дня, используя при этом одни глаголы, причём первый вариант должен был использовать только такие глаголы, у которых нет приставок, а второй вариант – только глаголы с приставками. Посмотрим, что же у вас получилось. Проснулась, позавтракала, побежала, поучилась, прибежала, поговорила, поиграла, поужинала, поспала. III.Сообщение темы и целей урока. Какую норму нарушила Полина? - Орфоэпическую. А что это за норма? - Это норма, регулирующая правильное произношение звуков и постановку ударения. Обратите внимание на тему урока, записанную на полотне. Какого слова в ней не хватает? (… речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы.) -Культура. А что это такое? - Это совокупность правил, норм поведения; форм человеческой деятельности в той или иной области науки и искусства. А что же тогда будет культура речи? - Правильное употребление слов, произношение звуков. Посмотрите, пожалуйста, на полотно вновь, какая фраза на нём записана? - РУССКИЙ ЯЗЫК В ОПАСНОСТИ. А почему он в опасности? - Потому что мы пренебрежительно относимся к своей речи, а иногда сознательно пренебрегаем теми нормами, которые достались нам от наших предков. Как вы думаете, чему мы будем с вами сегодня на уроке учиться? - мы будем учиться правильно употреблять глаголы. Верно. Сегодня на уроке мы познакомимся с орфоэпическими нормами употребления глаголов, научимся правильно ставить ударения в глагольных формах и произносить сочетания звуков. Благодаря этому мы будем способствовать тому, что наша речь станет более точной, красивой и выразительной. IV.Изучение нового материала. Вновь обратим наше внимание на полотно, какие глаголы Вы на нём видите? - звонить, включить, повторить, сверлить, вручить. Ребята, что их объединяет? - ???? Всё это верно, но это ещё не всё. Теперь давайте возьмём в руки рабочие листы, которые лежат перед вами и образуем от каждого из этих глаголов формы 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа. ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА Что же теперь мы можем сказать об этих глаголах? - Они все имеют ударение на последнем слоге во всех формах. Я всё верно говорю, что не звОню, а звонЮ? А ты всё верно говоришь, что не звОнишь, а звонИшь? Ну а вы сейчас звонИте, и с друзьями говорите, Ну а после, ну а после… телефоны зазвенят, и они вам позвонЯт. Давайте запомним произношение этих слов. У них во всех формах ударение падает на окончание. А сейчас я вам зачитаю ещё одно стихотворение, а вы постараетесь понять, что в нем не так? В тот же день царица злая, Доброй вести ожидая, Тихо зеркальце чуть взЯла И вопрос ему задАла. - В этом стихотворении неправильно употреблены формы глаголов. Неправильно поставлены ударения. Какие формы нарушены? -Формы прошедшего времени. Вновь обратимся к рабочим листам и образуем все формы прошедшего времени для этих глаголов для этих глаголов. ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА Что общего у этих глаголов? - у них ударение падает на первый слог кроме форм женского рода. А теперь давайте проявим своё творчество и составим маленькие рифмовки, которые бы подтверждали наше правило о постановке ударений в формах прошедшего времени. Образец: Я не бралА и не лгалА Оно не брАло и не лгАло, Я не спалА и не жилА, Оно не спАло и не жИло. Вы уже, наверное, устали, поэтому давайте проведём с Вами небольшую физкультминутку. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись. Молодцы, а сейчас вновь обратим своё внимание на белое полотно. На нём мы видим предложение. Прочитаем его. И в каких городах мы только не были, каких только чудес не видели! Что необычное вы услышали? - не были. Ударение не падает на глагол. А куда оно падает? - на частицу. Верно. Как вы уже заметили, ударение в русском языке подвижное и не привязано к определённому слогу, как, например, во французском языке. Оно может находиться не только на глагольной форме, но и переходить на частицу, которая связана с этим глаголом. А какие ещё глаголы могут отдавать своё ударение частице не? - ????? Давайте воспользуемся учебником, откроем страницу 19. - это глаголы дать, жить и пить. А давайте попробуем составить предложения с этими глаголами так, чтобы ударение падало на частицу, при этом мы должны использовать формы и м.р., и ж.р., и ср.р., и мн.ч. Он не был умён, но хитрости ему было не занимать. Она ещё никогда не была так расстроена как сейчас. Начиная с прошлой недели у Пети не было ни одной свободной минутки. Какой сделаем вывод? - Формы женского времени своё ударение частице не отдают. Оно сохраняется на прежнем месте. Правильно. Однако употребление глаголов связано не только с постановкой ударений, но и произношением некоторых сочетаний звуков. На полотне у меня, а также у вас на рабочих листах есть стихотворение. Давайте прочтём его. Митяй-лентяй. Трезвонят все будильники: -Митяй, вставать пора! А он храпит, как маленький, До десяти утра. Потом он просыпается, Потом встаёт Митяй. И начинает каяться: - Я лодырь! я – лентяй! Другие дети учатся, Я сплю до десяти! Что из меня получится?! Нельзя таким расти! Потом зевает Митенька И спать ложится вновь, Он ценит самокритику, Питает к ней любовь. Найдём в стихотворении все глаголы и определим, у каких глаголов произношение не совпадает с написанием? - просыпается, каяться, учатся, получится, ложится. ПРАСЫПАЙЭЦА, КАИЦА, УЧАЦА, ПАЛУЧИЦА, ЛАЖИЦА. (Записать 2-3 слова на доске.) Какой сделаем вывод? - Все глаголы с орфограммой тся, ться пишутся по-разному, но произносятся одинаково. На месте сочетания ТС мы произносим долгий звук Ц. V. Подведение итогов урока. Чему мы сегодня научились на уроке? - Мы научились правильно ставить ударение в глагольных формах. Какие глаголы имеют ударение на последнем слоге во всех формах? - Звонить, включить, повторить, сверлить, вручить. Что мы знаем о постановке ударения у глагольных форм прошедшего времени? - Ударение падает на основу, кроме форм женского рода. У них ударение падает на последний слог. (на окончание) Я думаю, что сегодня на уроке нам удалось сделать нашу речь более красивой, грамотной и выразительной. Удалось ли нам сегодня спасти наш язык от опасности пренебрежения и незнания норм произношения глагольных форм? - Да, удалось. А я считаю, что лучше всего удалось это у следующих учащихся……. Немного хуже получилось у ……….. Домашнее задание Домашнее задание у нас тоже будет творческим. На обратной стороне рабочего листа вам необходимо составить небольшой текст, используя слова, изученные сегодня на уроке. |
Урок русского языка в 11 классе Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа | Вопросы государственных аттестационных испытаний по русскому языку 2014 год Квалификация: учитель русского языка и литературы; учитель русского языка и литературы, истории | ||
Урок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку... Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | Урок русского языка по теме «Словообразование глаголов» Место работы, должность: мбоу «Лицей №2 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Охватывает все стороны литературного языка: произношение (орфоэпические нормы, акцентологические нормы), лексику (лексические нормы,... | Урок по русскому языку и информатике в 7 классе. Урок-практикум Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы мбоу «Бузанская сош» | ||
Отчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы «Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных... | Урок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис» Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна | ||
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | Урок русского языка, 6 класс. Тема урока: «употребление наклонений» Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем изучать наклонения глаголов. Тема сегодняшнего урока «Употребление наклонений» | ||
Примерные темы рефератов по русскому языку и культуре речи Нормы этикета при письменном общении. Культура речи в официальной, деловой и дружеской переписке | Урок восхождение по русскому языку по теме «Причастие особая форма глагола» Урок – восхождение по русскому языку по теме «Причастие – особая форма глагола» ( 7 класс) – учитель русского языка и литературы... | ||
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год Гиа по математике и по русскому языку, Рафикова Г. М., учитель математики, Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы | Повышение качества подготовки выпускников к егэ по русскому языку... Вступительное испытание по русскому языку в ргау-мсха имени К. А. Тимирязева и его филиале проводится в форме тестирования | ||
Урок русского языка по теме «Гласные в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)» Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения | Урок в 6 классе по теме: «Культура речи. Правильное употребление имен существительных» ... |