Скачать 127.78 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1 имени А.С. Розанова» Рабочая программапо предмету «Ритмика» образовательной программы «Подготовки детей к обучению в ДШИ для хореографического отделения» на основании примерной программы для ДХШ и хореографических отделений ДШИ «Ритмика и танец» ФАпоКиК НМЦпоХО, Москва 2006 год Срок реализации 1(2) год. Возраст детей 5(6)лет. Автор-составитель: преподаватель хореографических дисциплин Константинова Софья Юрьевна Кировск2008 год 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа разработана Константиновой С.Ю. на основе примерной программы для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств, составленной преподавателем хореографических дисциплин Пермского областного колледжа искусств и культуры Е.А. Пинаевой в 2006 году. Изложенный в программе курс ориентирован на учащихся 6 лет, рассчитан на год обучения. Музыкально-ритмическое воспитание занимает важное место в системе художественно-эстетического образования. Дисциплина «Ритмика» является первой ступенью в хореографическом образовании. Её освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности. Предмет «Ритмика» является базовым для овладения другими хореографическими дисциплинами: «Классический танец», «Народный танец», «Бальный танец», «Современный танец». Цели: - социальная адаптация детей; - эстетическое развитие; - формирование духовно-нравственных ценностей; - воспитание трудолюбия; - укрепление здоровья. Задачи: - воспитание музыкальных способностей; - формирование двигательных навыков и умений; - развитие физических данных, координации движения, пластичности, хореографической памяти, выносливости; - формирование умений соотносить движения с музыкой; - овладение свободой движения; - активизация творческих способностей; - воспитание любви интереса к искусству хореографии; - психологическое раскрепощение учащихся; - приобщение к хореографическому искусству. Программа состоит из одного раздела: Хореографическая азбука. Раздел предусматривает приобретение учащимися двигательных навыков и умений, овладение большим объемом новых двигательных, развитие координации, формирование осанки и физических, необходимых для занятий хореографией. В программу включены методические рекомендации по организации и проведению занятий, использованию музыкального материала. По каждому классу определены программные требования. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. На уроках «Ритмики» учащиеся приобретают навыки музыкально-двигательной деятельности, осваивают простейшие танцевальные элементы. Урок проводится раз в неделю по одному академическому часу, 45 минут с 10 минутным перерывом на смену деятельности внутри урока. Урок делится на 3 части: подготовительную или вводную, основную и заключительную Первая, подготовительная часть включает маршировку и разминку, построению на простейших движениях, способствующие разогреву мышц, суставов и связок, желательно с элементами образности Вторая, основная часть изучение основных элементов классического и народного танцев; основ музыкальной грамоты; танцевальных движений, их комбинирование; работу по развитию физических данных. Третья, заключительная часть включает закрепление музыкально ритмического материала в игре, танцевально-игровые упражнения. У каждой части урока свои задачи. Главная задача подготовительной части - организовать внимание учащихся, подготовить мышцы, суставы, связки к интенсивной физической работе. Задачами основной части являются: формирование осанки (постановка корпуса, рук, мог, стопы); развитие силы, выносливости, начальных элементов координации посредством освоения тренировочных и танцевальных движений, музыкального и выразительного исполнения. Задача заключительной части – снятие физического и нервного напряжения, подъем эмоционального тонуса посредством игры. При проведении урока необходимо постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более сложным, расчленяя каждое упражнение на элементы. При этом следить за свободным, правильным дыханием и общим самочувствием учащихся. Не следует ставить задачу разучить большое количество движений за урок. Важно добиваться осмысленного, правильною, музыкального исполнения каждого задания урока. С первых уроков плана работа над культурой исполнения движений. Основные педагогические принципы в работе с детьми: доступность, системность, последовательность, учет возрастных особенностей, заинтересованность. Перспективность. Формы и методы работы Основной формой учебной работы является урок (состав группы в среднем 10 человек). Занятия могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками (состав учебных групп для мальчиков допускается до 4-х человек). Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимися. Важное значение для формирования детского коллектива имеет также работа по подготовке учащихся к концертному выступлению. Основные методы работы: - наглядный - практический качественный показ; - словесный - объяснение, желательно образное; - игровой - учебный материал в игровой формой; - творческий - самостоятельное создание учащимися музыкально- двигательных образов. Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются на контрольных уроках и дифференцированном зачете по окончанию курса. Требования к музыкальному оформлению урока Музыкальное оформление урока является основой музыкально-ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальное оформление должно быть разнообразным и качественно исполненным, будь то работа концертмейстера или звучанию фонограммы. Музыкальное произведение (фрагмент) подбирается к каждой части урока, определяется его структура, темп, ритмический рисунок, характер. Мелодии должны быть простыми, но не примитивными и не монотонными. В оформлении урока можно использовать: - классическую музыку русских и зарубежных композиторов; - народную музыку; - музыку в современных ритмах. Музыкальный материал должен быть: - доступным по форме, жанру, стилю и характеру для восприятия детьми младшего школьного возраста; - иметь выразительную мелодию и четкую фразировку; - быть близким по содержанию детским интересам. Требования к организации и проведению контрольного урока, зачета - в конце каждой учебной четверти рекомендуется проводить контрольные (открытые) уроки; - форма и содержание контрольного (открытого) урока определяется преподавателем; - контрольный (открытый) урок должен включать отдельные фрагменты всех разделов программы и представлять собой законченный по форме музыкально-ритмический и танцевальный материал, соответствующий требованиям класса; - по окончанию курса проводится итоговый контрольный (открытый) урок; - итоги контрольного (открытого) урока обсуждаются преподавателями хореографических дисциплин. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Введение Представление о хореографии, сё многообразии. Цель и задачи курса. Систематичность занятий, дисциплинированность на уроке. Значение специальной одежды для занятий танцем. Развитие музыкальности, координации и свободы движения ловкости, выносливости и физической силы. Раздел: Хореографическая азбука. Тема 1.1. Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов. Развитие опорно-двигательного аппарата. Упражнения для различных частей тела: головы, шеи, плечевого пояса, рук, корпуса, ног. Подбор упражнений, способствующих разогреву мышц, развитию координации, скорости мышечных реакций. Ритмическая основа упражнений должна соответствовать музыкальному материалу. Упражнения для головы, шеи и плечевого пояса: - наклоны головы вперед, назад и в стороны; - повороты головы вправо, влево; - круговые движения головой по полукругу и по целому кругу; - вытягивание шеи вперед и в стороны; - подъем и опускание плеч вверх, вниз, вместе и поочередно; - круговые движения плечами вперед и назад, двумя вместе и поочередно. Упражнения для рук: - подъем и опускание вверх-вниз, - разведение в стороны; - сгибание рук в локтях; - круговые движения «мельница»; - круговые махи одной рукой и двумя вместе; - отведение согнутых в локтях рук в стороны. Упражнения для кистей рук: - сгибание кистей вниз, вверх; - отведение вправо, влево; - вращение кистей наружу, внутрь, Упражнения для корпуса: - наклоны вперед, в сторону; - перегибы назад; - повороты корпуса «пилка»; - круговые движения в поясе; - смещение корпуса от талии в стороны; - расслабление и напряжение мышц корпуса (ронять корпус) Упражнение для ног: - полуприседания; - подъем на полупальцы; - подъем согнутой в колене ноги; - разгибание и сгибание ноги в коленном суставе вперед в сторону - то же с приседанием; - отведение ноги, выпады вперед и в стороны; - разворот согнутой в колене ноги. Упражнение для ступней ног: - отведение стопы наружу в суставе, внутрь; - круговые движения ногой. Прыжки: - на обеих ногах; - на одной (по два, четыре, восемь на каждой); - прыжок с просветом (из 6 позиции на 2 позицию и обратно); - перескоки с одной нога на другую с отведением работающей ноги на носок или пятку вперед и в стороны; - подскоки; - легкий бег. Тема 1.2. Фигурная маршировка. Различные построение рисунков и фигур. Приемы перестроения из одной фигуры в другую. Развитие ориентировки в пространстве. Развитие чувства музыкального ритма и ритмичности движения. Использование различных видов шагов. Создание музыкально-двигательного образа на основе мелодий. Виды рисунков: - круг - змейка; - цепочка; - квадрат, - колонна; - шеренга; - диагональ; - зигзаг. Виды фигур: - круг в круге; - «звездочка»; - «воротца»; - сужение и расширение круга. Виды шагов и ходов: - танцевальный ход с носка; - шаг с пятки; - приставочный шаг; - шаг на полуприседаниях; - маршевый шаг; - галоп; - легкий бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях; - бег лошадки. Тема 1.3. Элементы классического танца. Изучаются на середине зала при неполной выворотности ног. Постановка корпуса, ног, рук, головы: - позиции ног: 1, 2, 3; - постановка стоп; - позиции рук: подготовительное положение, постановка кисти, 1, 3, 2 (изучаются последней, как наиболее трудная), музыкальный размер: 4/4 -1 такт, 3/4 - 4 такта; - battеment tendu 1 и 3 позициях, все направления, музыкальный размер: 4/4 - 2 такта; - demi-plie в 1 и 3 позициях, музыкальный размер: 4/4 – 2 такта; - battеment tendu et demi-plie в 1 и 3 позициях, музыкальный размер: 4/4 – 2 такта, (1 такт на каждое движение); - постановка корпуса, ног у станка (лицом к станку) в полувыворотных позициях; - preparation для руки у станка (держась одной рукой за станок); - наклон корпуса вперед, в сторону; - трамплинные прыжки; - понятие еn fасе. Тема 1.4. Элементы народного танца. - положение рук на поясе; - положения рук в паре (в русском, белорусском танце); - шаг с приставкой; - шаг с подскоком; - притоп одинарный, тройной; - галоп; - подскок; - «ковырялочка»; - гармошка; - полуприсядка с выносом ноги вперед и в сторону; - присядка «мячик»; - хлопки в ладоши; - полька; - простейшие хлопушки; - вращение по точкам класса на месте. Тема 1.5. Балетная гимнастика. Упражнения для развития тела, физических данных. Упражнения предполагается исполнять на полу, на ковриках (партер). Задачи партерного экзерсиса: повысить гибкость суставов улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Партерный экзерсис: Упражнение на напряжение и расслабление мышц. Упражнение дл направления мышц спины. Упражнение на укрепление мышц спины. Упражнение на развитие выворотности мышц брюшного пресса. Упражнение на развитие подвижности голеностопного, коленного, тазобедренного суставов. Упражнение подготавливающее к классическому экзерсису. 4. ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. - иметь представление о двигательных функциях отдельных частей тела (головы, плеч, рук, корпуса, ног); - иметъ порвоначальные навыки движенческой координации, хореографической памяти; - знать простейшие построения (фигуры и рисунки танца), уметь самостоятельно размещаться в танцевальном зале; - знать позиции ног (полувыворотные), позиции рук; - владеть различными танцевальными шагами. - иметь представление о темпах и динамике музыкальных произведений, уметь их определять и отражать в движениях; - знать понятия: вступление, начало и конец предложения, уметь своевременно начинать движение по окончании вступления; - знать понятия: «сильной» и «слабой» доли в такте и уметь выделить их соответствующими движениями; - знать понятие метра и ритма; - иметь навыки воспроизведения простейших ритмических рисунков с помощью хлопков в ладони и притопов ног. 5. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
|
Программа «Ритмика и танец» Срок реализация 1 год Программу составила... При составлении рабочей программы автор использовал образовательную программу дополнительного образования детей "Гармония" (ритмика... | Адресность рабочей программы. Место предмета в структуре основной... Рабочая программа по предмету литература является частью основной образовательной программы основного общего образования и разработана... | ||
Календарно-тематическое планирование уроков на первое полугодие 2010-11... Календарно-тематическое планирование уроков на первое полугодие 2010-11 учебного года по предмету «Ритмика и танец» | Программа по предмету «Физическая культура и ритмика» для учащихся... «Физическая культура и ритмика», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная... | ||
Программа «Ритмика» 1-4 классы составлена на основе программы «Ритмика и танец» Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”,... | Образовательная программа дополнительного образования «Ритмика» Программа «Ритмика» 1-2 и 3-4 классы составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ | ||
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы “Ритмика и бальные танцы” Данная программа составлена на основе программы “Ритмика и бальные танцы” под редакцией Е. И. Мошковой, рекомендованной Управлением... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... При составлении рабочей программы автор использовал образовательную программу дополнительного образования детей "Гармония" (ритмика... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена... Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение... | Пояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Ритмика»... Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В. М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII... | ||
Учебно-методическая карта дисциплины кв «Ритмика и сценический тренинг»... Система «драматической выразительности» Ф. Дельсарта., Система физических упражнений Ж. Демени. Метод «эвритмии» Э. Далькроза. Идея... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект открытого урока по предмету «Ритмика» с детьми дошкольного возраста «Весеннее путешествие» | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»... Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные... | Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»... Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные... | ||
Назначение образовательной программы 4 Принципы реализации образовательной... Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся начального общего образования. 22 | Программа модифицированная, разработана основе следующих образовательных программ: «Ритмика» Актуальность программы определяется запросом детей и их родителей на программы спортивного и художественного развития ребенка |