Урок по теме: «Спектры. Спектральный анализ»





Скачать 53.74 Kb.
НазваниеУрок по теме: «Спектры. Спектральный анализ»
Дата публикации09.09.2014
Размер53.74 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Урок по теме:

«Спектры. Спектральный анализ»

11 класс

Учитель физики: Темирсултанова Т.М.
Цели урока:

  • Образовательные:

    • рассмотреть понятия теплового и люминесцентного излучений, принципы их действия, применение.

  • Развивающие:

    • формировать информационные и коммуникативные компетентности;

    • развивать творческие способности;

    • пробуждать познавательный интерес к предмету;

    • формировать и развивать общеучебные умения и навыки.

  • Воспитательные:

    • прививать эстетические чувства в процессе оформления делового документа и подачи материала

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, презентации, оценочные листы.

ХОД УРОКА

1. Вводное слово учителя

– Здравствуйте! Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать с небольшого стихотворения:

Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой:
Солнце, небо, звезд сиянье,
Море  в небе голубом –
Всю природу мирозданья
Мы лишь в свете познаем!

– Чудесные слова, красивые и точные. Итак, мы с вами продолжаем изучение света.

И как всегда главной задачей наших уроков является подготовка к ЕГЭ . Еще я хочу,чтобы сегодня на уроке пищу получил не только ваш ум, но и ваше сердце и душа.

Запишем тему урока

Слайд№1

2. Актуализация знаний

– Что такое свет? (Свет – электромагнитные волны с длиной волны 400 – 800 нм.)
Откуда берется свет? (От различных источников света) Какие вы знаете источники света? Приведите примеры. (Естественные – Солнце, огонь, звезды,  искусственные – лампочки, экран телевизора.) Слайд №2
Что называют спектром? Слайд №3

– А расскажут нам о различных видах излучения ученики, подготовившие сообщения. Остальные  по ходу выступления  должны в тетради заполнить небольшую таблицу:                   

Вид излучения

Физический  принцип излучения

Примеры

 

 

 

– Также вам предстоит оценить выступление по пятибалльной системе по трем      категориям и в конце урока сдать эти оценочные листы (всем раздаются оценочные листы:


п/п

Ф.И. выступающего

Оценка работы

Всего

Оформление

Содержание

Выступление

 

 

 

 

 

 

 

– В конце выступления можете задать возникшие у вас вопросы докладчику. А   докладчик может задать свои вопросы вам.

– Итак, слушаем, смотрим, записываем, думаем, обсуждаем.

3. Сообщения учащихся

  • Тепловое излучение (Индербаева М)

  • Электролюминесценция (Ужахов.И)

  • Катодолюминесценция (Катаев Д)

  • Хемилюминесценция (Веригова М)

  • Фотолюминесценция (Вагапова И)

4. Дать свое объяснение возникновения свечения в прочитанной истории. Слайд №4,5

5.Многие учащиеся уже определились с выбором профессий и некоторым ,было дано д/з

Биологи « Значение отдельных участков солнечного спектра для фотосинтеза» (2 уч.)

Психологи «Психофизиологическое воздействие цвета на человека. (2 уч)

Так ,как с помощью цвета человек воспринимает до 80 % информации .Чувство цвета для человека яв-ся одним из главных чувств.Влияние цвета на здоровье человека определяется не только психологическим аспектом,но и физиологическими процессами.

Психологи проводят упражнения.По окончании тренеровочных упр. учащиеся получают мощный импульс включения в работу резервов вашей памяти, интеллектуальной деятельности. А также активизации процессов мышления.

6.Изучения нового материала

Виды спектров Слайд №6

У каждого химического элемента, свой набор возможных орбит, следовательно, каждый элемент излучает свой, строго определённый набор линий, который называется линейчатым спектром.

(слайд №7)

Увидеть такой спектр можно с помощью специального прибора-спектроскопа.

(слайд №8)

На фоне слайда рассказывается устройство спектроскопа. (слайд №9)

Типы спектографов (слайд №10-11)

Если атомы водорода соединяются в молекулу, то электронные оболочки атомов перекрываются и у каждого атома появляется больше энергетических уровней, излучается больше линий, некоторые линии сливаются в целые полосы и спектр становится полосатым. (Появляется ещё один линейчатый спектр, его линии расширяются и спектр становится полосатым). (слайд №12)

Если газ сжать до большого давления или перевести в жидкое (твёрдое) состояние, то каждый атом будет взаимодействовать с большим числом атомов, излучаемых линий станет намного больше, линии сольются в одну радужную полосу, такой спектр будет сплошным. (Появляется ещё один полосатый спектр, его линии расширяются и спектр становится сплошным.) (слайд №13,14)

спектр поглощения, (слайд №15)

По линейчатым спектрам можно определить химический состав сложных веществ. Такой метод определения химического состава вещества по его спектру называется спектральным анализом. (слайд №16)

Разработан в 1859 году немецкими учеными Г.Р.Кирхгофом и Р.В.Бунзеным (слайд №17)

Открытие этого метода значительно расширило возможности познания природы, стали доступными исследования далеких небесных объектов, опр. незначительное содержание химического элемента в составе сложного вещества и возможности применение в тех случаях, когда другими методами нельзя исследовать хим. состав вещества.

Применение спектрального анализа (слайд №18)

7.Закрепление

1)Для того, чтобы лучше разобраться, как проводится спектральный анализ, решим следующее задание (слайд №19-24)

2)Будущие специалисты оттачивают свои умения , чтобы стать компетентными в своей области. Так и на уроках физики мы можем хотя бы имитировать элементы такой работы для некоторых профессий. И так класс делится на две группы

1. Задание в криминалистическую лабораторию спектрального анализа судебной медицины (слайд 25)

1) Определить наличие следов крови на образцах одежды подозреваемого в убийстве

2)Определить наличие яда в тканях стенок желудка погибщего. Сформулировать свой вывод.

2.Задание в лабораторию спектрального анализа астрономической обсерватории (слайд №26)

1.Проведите спектральный анализ двух звездных объектов и дайте его сравнительные результаты.

К какому типу относится данный спектр?

Используя таблицу и результаты своих исследований,составьте научный отсчет о данных

объектах.

Итоги урока:

Загадка Роберта Вуда (слайд №27)

Рефлексия (слайд №28)

Домашнее задание : п.81-83

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме: «Спектры. Спектральный анализ» iconУрок по физике в 11-м классе по теме "Излучение и поглощение света...
Интерактивный урок по физике в 11-м классе по теме "Излучение и поглощение света атомами. Виды спектров, спектральный анализ"
Урок по теме: «Спектры. Спектральный анализ» iconРеферат Предмет: Физика. Тема: Спектры, спектральный анализ и виды излучения
Если сказать по-простому «спектр» это многоцветная полоса, получающаяся при прохождении светового луча через стеклянную призму или...
Урок по теме: «Спектры. Спектральный анализ» iconУрока Урок дан в 11 «В» общеобразовательном классе. Тема «Свет. Цвет»
Данным уроком заканчивается изучение раздела: «Оптика». В качестве актуализации опорных знаний выступали вопросы по теме: «Свет,...
Урок по теме: «Спектры. Спектральный анализ» iconСпектральный анализ
По мере дальнейшего нагревания спектр теплового излучения меняется: во-первых, увеличивается общее количество излучаемой энергии,...
Урок по теме: «Спектры. Спектральный анализ» iconУрок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова
Урок по теме: «Спектры. Спектральный анализ» iconРеферат Отчет 65 с., 10 ч., 20
Ключевые слова: ацидокомплексообразование, донорное число, гидрофобные взаимодействия, водно-органические кристаллосольваты, галогениды...
Урок по теме: «Спектры. Спектральный анализ» iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок по теме: «Спектры. Спектральный анализ» iconУрок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель:...
Развивать мышление через умение классифицировать (выделение главного, анализ, сравнение, обобщение)
Урок по теме: «Спектры. Спектральный анализ» iconУрок по теме «строительство обновленной федерации»
Краткое описание: при работе по теме предполагается, что школьники усвоили и могут оперировать знаниями по истории СССР. В занятии...
Урок по теме: «Спектры. Спектральный анализ» iconАнализ учебно-воспитательной работы мо начальной школы в 1 полугод
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...
Урок по теме: «Спектры. Спектральный анализ» iconАнализ учебно-воспитательной работы мо начальной школы в 2012-2013 учебном год
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...
Урок по теме: «Спектры. Спектральный анализ» icon7. Спин электрона. Спектры щелочных металлов. Тонкая структура спектральных линий
АФ. Тема Спин электрона. Спектры щелочных металлов. Тонкая структура спектральных линий
Урок по теме: «Спектры. Спектральный анализ» iconУрок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки»
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урок по теме: «Спектры. Спектральный анализ» iconРеферат Аморфное состояние, ионоплазменный, пленка, магнитная анизотропия,...
Профилограмм вторичных электронов исследованы особенности дефектного строения, доменного разбиения, морфологии поверхности аморфных...
Урок по теме: «Спектры. Спектральный анализ» iconАнализ урока английского языка
Урок – викторина в профильном 10-м классе по умк под редакцией В. П. Кузовлёва по теме «Политическая система Великобритании»
Урок по теме: «Спектры. Спектральный анализ» iconУрок русского языка по теме: «Морфемный анализ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №27 (моу сош №27), города Таганрога


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск