План – конспект урока
Класс 4
Предмет, тема урока
Окружающий мир. «Кровь. Состав крови»
Этап обучения по данной теме
Начальный : 1 урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека»
Цель:
Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов.
Развивать мышление через умение классифицировать (выделение главного, анализ, сравнение, обобщение)
Вызвать интерес к изучению своего организма. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Тип урока
Изучение нового материала
6. Используемые приемы, методы, технологии обучения
Технология развивающего обучения, технология диалогового общения, анализ конкретных учебных ситуаций, частично - поисковый, игровые, здоровьесбережение.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, групповая.
8. Организация деятельности учащихся на уроке:
самостоятельно определяют тему урока;
ставят цели своей работы на уроке;
высказывают своё мнение по проблеме урока;
работают с текстом, заполняют таблицу, отвечают на вопросы;
создают живую модель работы кровяных клеток;
отгадывают ребусы
оказывают друг другу первую помощь;
выполняют тест;
участвуют в играх.
9. Оборудование
Компьютер, проектор, экран, презентация
Учебник «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова 4 класс
Микроскопы и учебный препарат «Кровь человека»
Конверты с заданием
2 коробки с шариками белого цвета с надписью «Кислород» и разноцветными – «Питательные вещества»
2 шарика с надписью «Микробы»
Перевязочный материал, лейкопластырь, жгут медицинский.
6 банок с иллюстрациями органов человека ( мозг, почки, печень, ротовая полость, мышцы, сердце)
Источники информации
Дидактический раздаточный материал (разрезанный на части текст), электронная презентация, учебник, фотографии с изображением кровяных телец.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности)
Учебно – познавательная компетенция: умение определять тему урока и ставить цель, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль;
Коммуникативная компетенция: умение сотрудничать друг с другом в группе, использовать личный опыт, обсуждать проблему, обосновывать своё решение, обмениваться информацией, корректно вести учебный диалог;
Информационная компетенция: умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужную информацию, сравнивать объекты, делать выводы;
Компетенция личностного самосовершенствования (здоровьесберегающие компетенции) забота о собственном здоровье, умение владеть способами оказания первой медицинской помощи.
Список использованной литературы:
Захаров В.Б. Анатомия и физиология человека. - М.: Просвещение, 2000. - 288 с. Воронин Л. Г., Маш Р. Д.В75 Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1983.—160 с., ил. -
-
-
II
Ход урока
№
| Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность детей
| 1.
| Мотивация.
| ( Имитирует действия лаборанта: надевает белый халат)
- Каждый из вас не раз был в такой ситуации, когда лаборант надевает белый халат, протирает спиртом безымянный палец, достаёт маленькую стрелочку – пику и…. Что же происходит дальше?
- Для чего?
|
Ответы детей:
- Я испытываю при этом ужасные чувства: боль, неприятные ощущения.
- Делают прокол, и из пальца бежит кровь.
- Берут кровь на анализ.
- Чтобы узнать, здоров человек или нет.
- Чтобы узнать, чем человек заболел.
| 2.
| Формулирование темы урока.
| - О какой удивительной жидкости нашего организма пойдёт речь?
| - Сегодня мы будем говорить о крови.
- Тема урока «Удивительная жидкость – кровь»
Слайд 1. (Появляется после того, как дети сформулировали тему урока. На слайде – тема урока)
| 3.
| Формулирование целей урока.
| (Имитирует действия лаборанта)
- Лаборант берёт стёклышко, на него помещает капельку крови и рассматривает её под микроскопом.
- Что пытается увидеть
лаборант в капельке нашей крови?
- Мы думаем, что кровь – это однородная жидкость. А оказывается, она состоит из разных клеток.
- Сформулируйте цель урока.
| Работа с микроскопами. (Рассматривают под микроскопом препарат «Кровь человека»)
Слайд 2. (на слайде – фотография капли крови под микроскопом)
Дети обращают внимание на то, что кровь – это неоднородная жидкость. Кровь состоит из разных клеток. Ответы детей (могут быть самыми разными):
- Он пытается разглядеть микробов в крови у больного человека.
- Он хочет посмотреть, из чего состоит кровь, из каких клеток, молекул.
Узнать из чего состоит наша кровь.
Что лаборант увидел в микроскоп?
Какую роль кровь играет в нашем организме?
Слайд 3. ( На слайде – цели урока)
| 4.
| Новая тема. Проблемная ситуация.
| - Мы с вами отправляемся в необычное путешествие. А куда, вы мне сейчас скажете сами. ( Включается звук биения сердца.)
- Где мы с вами оказались?
- Кем вы будете в этом путешествии? Посмотрите на карточки. - У вас на партах появились конверты.
Достаньте буквы и соберите слово.
- Кем вы будете в нашем путешествии? Первая команда? Вторая? Третья?
- Рассмотрите фотографии. Выберите из всех предложений те, которые относятся к вашему элементу.
| Слушают звук.
Слайд 4. (На слайде – изображение сердца. Появляется после того, как дети выскажут свои предположения)
Высказывают предположения:
- Внутри организма, внутри сердца, в кровяном потоке. Рассматривают, появившиеся на столах у каждой группы, конверт с заданиями, а у каждого ребёнка в группе– фотография с изображением одного из видов кровяных телец. 1 группа 2 группа 3 группа
- Не знаем. Наверное, это клетки крови, элементы крови, частички крови. Достают из конвертов разрезанные на части названия кровяных телец: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Дети, работают в группах, собирают слова:
1 группа ЭРИТРОЦИТЫ
2 группа ЛЕЙКОЦИТЫ
3 группа ТРОМБОЦИТЫ
(Возможно, что кто-то знает эти слова. Если дети сталкиваются впервые с этими словами, то учитель обращает внимание, что с обратной стороны есть подсказки на стыках карточек ≈ ) Работа в группах.
Каждой группе предлагается одинаковый набор предложений :
Красные кровяные тельца. В этих клетках содержится гемоглобин. Он и придаёт крови красный цвет. Их в капле крови 4-5 миллиона Белые кровяные тельца, точнее они бесцветные. Значительно крупнее эритроцитов и их в крови значительно меньше. Их в капле крови 6-8 тысяч Самые мелкие клетки. Даже не клетки, а своего рода осколки, образования в виде кровяных пластин. Их в капле крови 300 тысяч. Приносят всем тканям кислород и питательные вещества. Уносят углекислый газ. Способны уничтожать микробов. Помогают крови сворачиваться, когда при порезе она вытекает из раны.
Выбирают отрывки текста, относящихся, по их мнению, к их кровяной клетке. В беседе идёт заполнение таблицы на слайде 5.
Слайд 5. (Таблица – классификация кровяных телец)
Сталкиваются с проблемой, что 3 отрывка не могут отнести ни к какой группе. (Это функции кровяных клеток)
| 5.
| Поиск решения.
| А. Функция эритроцитов.
- Ребята, к нам пришла посылка. Подписано «Эритроцитам». (Предлагает рассмотреть содержимое посылки. В коробке – воздушные шарики белого цвета с надписью «Кислород»)
- Кто же мог отправить вам эту коробку? Учитель предлагает вторую коробку. (Там находятся шарики разных цветов с надписью «Питательные вещества») - В кровь поступили кислород и питательные вещества. Что нам с ними делать? Если мы оставим себе, то погибнет весь организм.
Игра на внимание.
- Найдите в классе 6 банок имитирующих органы и сделайте то, что положено сделать эритроцитам. - Сделайте вывод о роли эритроцитов в организме.
- Важно ли количество эритроцитов в организме? - Как восстановить численность эритроцитов?
|
Дети рассматривают содержимое посылки и читают надписи «кислород».
В обсуждении выясняется – посылка пришла от органов дыхания, так как именно из лёгких в кровь поступает кислород.
(Повторение ранее изученного материала) Выясняют, что эта «посылка» от органов пищеварения. (Вспоминают о роли органов пищеварения) Делают вывод, что без кислорода и питательных веществ могут погибнуть другие клетки организма. Находят банки и кладут в них шарики.
Делают вывод, что только эритроциты могут разносить кислород и питательные вещества по организму.
Слайд 6. (В таблице – классификации появляется предложение о функции эритроцитов в организме) - Эритроциты разносят кислород и питательные вещества ко всем органам и клеткам нашего организма. - Да, если их мало, то к клеткам мало будет поступать питательных веществ и кислорода. Отгадывают ребусы.
Слайд 7. (Схема восстановления численности эритроцитов. Некоторые функции зашифрованы ребусами)
- Необходимо правильно питаться, соблюдать режим дня, больше гулять, отдыхать.
| 6.
| Поиск решения.
| Б. Функция лейкоцитов.
Раздаётся «Апчхи!»
- Беда. В наш организм залетели микробы и бактерии! И попали в руки именно лейкоцитам.
- Что с ними надо сделать? - Два лейкоцита не справляются, помогайте, друзья - лейкоциты.
- Что происходит в организме с появлением бактерий?
- Какую роль в организме играют лейкоциты?
- Кровь уникальная жидкость! Её клетки не соединены друг с другом, а плавают в жидкости, которая называется плазма. Она состоит из воды и растворённых в ней веществ.
Лейкоциты пожирают микробов, плазма обеззараживает их яды. После болезни в плазме вырабатываются особые вещества. Они защищают человека от повторного заболевания. Говорят, что у человека выработался….
- Посмотрите, как это происходит.
|
Слайд 8. (Звуковой файл – «Апчхи!»)
Делают вывод, что надо уничтожить вирусы и микробы.
Два ребёнка берут в руки воздушные шарики с надписью «Микробы» и «Вирусы». Пытаются уничтожить, но ничего не получается. Вся группа выбегает к доске и лопает шарики. На основе игровой ситуации делают вывод, что когда человек болеет, то в крови повышается количество лейкоцитов. - Способны уничтожать микробов.
Слайд 9. (Заполнение графы таблицы «Функции лейкоцитов)
… ИММУНИТЕТ
Просмотр ролика «Фагоцитоз».
| 7.
| Поиск решения.
| В. Функция тромбоцитов.
Человек здоров, занимается спортом, ведёт здоровый образ жизни. И вдруг…. несчастье.
- Что случилось?
- Почему кровь через какое-то время останавливается? - Изобразите, как ведут себя тромбоциты, когда организму угрожает опасность потери крови?
- Важна ли роль тромбоцитов? - В организме у взрослого человека 4-5 литров крови, а у ребёнка 10-ти лет всего 3 литра. Потеря половины всех запасов крови в организме угрожает нашей жизни. - Что может спасти человека от потери крови?
Детям предлагается оказать первую помощь при незначительных повреждениях своим друзьям: заклеить или перевязать воображаемую царапину.
| Слайд 10. ( На слайде – изображение тромбоцитов под микроскопом, фотография упавшего ребёнка) - Мальчик упал и поранился.
- Начинают действовать тромбоциты! ( Вывод можно сделать, посмотрев на изображение тромбоцитов на слайде)
Всей командой изображают работу тромбоцитов. Берутся за руки, «сплетают сеть».
Делают вывод о работе тромбоцитов в организме.
Слайд 11. (Заполнение таблицы-классификации) - Конечно. Ведь человек может умереть от потери крови. - Первая помощь.
В беседе выясняется, как можно помочь себе или пострадавшему, что бы предотвратить потерю крови разными способами.
Рассматриваются картинки в учебнике, как накладывать жгут, составляются правила накладывания. Оказывают помощь «пострадавшим».
| 8.
| Первичное закрепление.
| Игра «Доскажи словечко»
- Всех больше в организме….
- Защитники организма - ….
- Кровяные пластинки …..
- Делают кровь красной….
- Обеспечивают важное свойство крови – свёртываемость …..
- Белые кровяные тельца….
- Разносят кислород и питательные вещества….
|
Договаривают фразы, предложенные учителем, глядя на таблицу. Запоминают новые слова.
| 9.
| Рефлексия.
| - Поставьте себе оценку по пятибалльной шкале, насколько вам было интересно, познавательно, комфортно на уроке.
| На индивидуальных карточках – медалях дети оценивают свою работу на уроке.
| 10.
| Проверка полученных знаний.
|
| Выполняют тест. Слайд 12, 13.
1.Всего несколько капель крови позволяют получить информацию
П) о состоянии организма
Б) о характере человека
2.Повышенное количество лейкоцитов говорит
А) о заболевании
Я) о здоровье 3.Чтобы инфекция не попала в кровь необходимо
Т) обработать рану зелёнкой
Д) помочить слюной 4. Подвижные игры на свежем воздухе способствуют
Ь) поступлению кислорода в кровь
Ъ) попаданию микробов в организм В результате правильного выполнения теста получается слово ПЯТЬ.
Делают выводы, совпала ли личная оценка с оценкой теста.
| 11.
| Вывод.
| - Что увидел лаборант в микроскоп? - Посмотрев на эту каплю, лаборант сделал запись, а врач сказал, что человек здоров.
- Что написал лаборант?
- Зачем нашему организму кровь?
- Я желаю вам крепкого здоровья. В народе говорят «Здоровье дороже золота». Его надо беречь сегодня сейчас, чтобы не жалеть об этом завтра. Помните, что завтра начинается сегодня.
| Слайд 14. (Снова капля крови)
- Количество эритроцитов, лейкоцитов, эритроцитов. И в зависимости от их количества делает выводы, болен человек или нет.
Соотношение между клетками должно быть постоянным! Любое заболевание вызывает изменение состава крови. Слайд 15. ( На слайде – результаты «анализа» крови)
Читают многозначные числа. Слайд 16. ( Схема «Функции крови»)
Делают вывод по уроку, опираясь на схему.
- Кровь транспортирует кислород и питательные вещества, убирает отходы, поддерживает температуру и защищает наш организм.
Объясняют смысл поговорки.
| 12.
| Домашнее задание.
| Прочитать материал в учебнике.
Задание на выбор:
1.Составить кроссворд по теме «Кровь. Состав крови.»
2. Подобрать пословицы, поговорки, фразеологизмы со словом кровь.
| Записывают задание в дневник.
| |