Урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель: Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов





Скачать 131.73 Kb.
НазваниеУрок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель: Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов
Дата публикации11.10.2013
Размер131.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
План – конспект урока

  1. Класс 4

  2. Предмет, тема урока

Окружающий мир. «Кровь. Состав крови»

  1. Этап обучения по данной теме

Начальный : 1 урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека»

  1. Цель:

  • Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов.

  • Развивать мышление через умение классифицировать (выделение главного, анализ, сравнение, обобщение)

  • Вызвать интерес к изучению своего организма. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

  1. Тип урока

Изучение нового материала

6. Используемые приемы, методы, технологии обучения

Технология развивающего обучения, технология диалогового общения, анализ конкретных учебных ситуаций, частично - поисковый, игровые, здоровьесбережение.

  1. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, групповая.

8. Организация деятельности учащихся на уроке:

  • самостоятельно определяют тему урока;

  • ставят цели своей работы на уроке;

  • высказывают своё мнение по проблеме урока;

  • работают с текстом, заполняют таблицу, отвечают на вопросы;

  • создают живую модель работы кровяных клеток;

  • отгадывают ребусы

  • оказывают друг другу первую помощь;

  • выполняют тест;

  • участвуют в играх.

9. Оборудование

  • Компьютер, проектор, экран, презентация

  • Учебник «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова 4 класс

  • Микроскопы и учебный препарат «Кровь человека»

  • Конверты с заданием

  • 2 коробки с шариками белого цвета с надписью «Кислород» и разноцветными – «Питательные вещества»

  • 2 шарика с надписью «Микробы»

  • Перевязочный материал, лейкопластырь, жгут медицинский.

  • 6 банок с иллюстрациями органов человека ( мозг, почки, печень, ротовая полость, мышцы, сердце)

  1. Источники информации

Дидактический раздаточный материал (разрезанный на части текст), электронная презентация, учебник, фотографии с изображением кровяных телец.

  1. Прогнозируемый результат (формируемые компетентности)

Учебно – познавательная компетенция: умение определять тему урока и ставить цель, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль;

Коммуникативная компетенция: умение сотрудничать друг с другом в группе, использовать личный опыт, обсуждать проблему, обосновывать своё решение, обмениваться информацией, корректно вести учебный диалог;

Информационная компетенция: умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужную информацию, сравнивать объекты, делать выводы;

Компетенция личностного самосовершенствования (здоровьесберегающие компетенции) забота о собственном здоровье, умение владеть способами оказания первой медицинской помощи.

  1. Список использованной литературы:
  1. Захаров В.Б. Анатомия и физиология человека. - М.: Просвещение, 2000. - 288 с.

  2. Воронин Л. Г., Маш Р. Д.В75 Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1983.—160 с., ил.

  3. http://www.tribestan.ru/women_bloodtest.shtml

  4. http://www.galactic.org.ua/clovo/f_k2.htm

  5. http://www.medicinform.net/human/fisiology4_2.htm


II

Ход урока




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.

Мотивация.


( Имитирует действия лаборанта: надевает белый халат)

- Каждый из вас не раз был в такой ситуации, когда лаборант надевает белый халат, протирает спиртом безымянный палец, достаёт маленькую стрелочку – пику и…. Что же происходит дальше?


- Для чего?




Ответы детей:

- Я испытываю при этом ужасные чувства: боль, неприятные ощущения.

- Делают прокол, и из пальца бежит кровь.

- Берут кровь на анализ.

- Чтобы узнать, здоров человек или нет.

- Чтобы узнать, чем человек заболел.


2.

Формулирование темы урока.

- О какой удивительной жидкости нашего организма пойдёт речь?

- Сегодня мы будем говорить о крови.

- Тема урока «Удивительная жидкость – кровь»

Слайд 1. (Появляется после того, как дети сформулировали тему урока. На слайде – тема урока)

3.

Формулирование целей урока.

(Имитирует действия лаборанта)

- Лаборант берёт стёклышко, на него помещает капельку крови и рассматривает её под микроскопом.



- Что пытается увидеть

лаборант в капельке нашей крови?

- Мы думаем, что кровь – это однородная жидкость. А оказывается, она состоит из разных клеток.

- Сформулируйте цель урока.


Работа с микроскопами. (Рассматривают под микроскопом препарат «Кровь человека»)

Слайд 2. (на слайде – фотография капли крови под микроскопом)

Дети обращают внимание на то, что кровь – это неоднородная жидкость. Кровь состоит из разных клеток.
Ответы детей (могут быть самыми разными):

- Он пытается разглядеть микробов в крови у больного человека.

- Он хочет посмотреть, из чего состоит кровь, из каких клеток, молекул.

  • Узнать из чего состоит наша кровь.

  • Что лаборант увидел в микроскоп?

  • Какую роль кровь играет в нашем организме?

Слайд 3. ( На слайде – цели урока)

4.

Новая тема. Проблемная ситуация.


- Мы с вами отправляемся в необычное путешествие. А куда, вы мне сейчас скажете сами. ( Включается звук биения сердца.)

- Где мы с вами оказались?


- Кем вы будете в этом путешествии? Посмотрите на карточки.
- У вас на партах появились конверты.

Достаньте буквы и соберите слово.

- Кем вы будете в нашем путешествии? Первая команда? Вторая? Третья?

- Рассмотрите фотографии. Выберите из всех предложений те, которые относятся к вашему элементу.


Слушают звук.

Слайд 4. (На слайде – изображение сердца. Появляется после того, как дети выскажут свои предположения)

Высказывают предположения:

- Внутри организма, внутри сердца, в кровяном потоке.
Рассматривают, появившиеся на столах у каждой группы, конверт с заданиями, а у каждого ребёнка в группе– фотография с изображением одного из видов кровяных телец.
1 группа 2 группа 3 группа


- Не знаем. Наверное, это клетки крови, элементы крови, частички крови.
Достают из конвертов разрезанные на части названия кровяных телец: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Дети, работают в группах, собирают слова:

1 группа ЭРИТРОЦИТЫ

2 группа ЛЕЙКОЦИТЫ

3 группа ТРОМБОЦИТЫ

(Возможно, что кто-то знает эти слова. Если дети сталкиваются впервые с этими словами, то учитель обращает внимание, что с обратной стороны есть подсказки на стыках карточек ≈ )
Работа в группах.

Каждой группе предлагается одинаковый набор предложений :

Красные кровяные тельца. В этих клетках содержится гемоглобин. Он и придаёт крови красный цвет. Их в капле крови 4-5 миллиона
Белые кровяные тельца, точнее они бесцветные. Значительно крупнее эритроцитов и их в крови значительно меньше. Их в капле крови 6-8 тысяч
Самые мелкие клетки. Даже не клетки, а своего рода осколки, образования в виде кровяных пластин. Их в капле крови 300 тысяч.
Приносят всем тканям кислород и питательные вещества. Уносят углекислый газ.
Способны уничтожать микробов.
Помогают крови сворачиваться, когда при порезе она вытекает из раны.

Выбирают отрывки текста, относящихся, по их мнению, к их кровяной клетке. В беседе идёт заполнение таблицы на слайде 5.

Слайд 5. (Таблица – классификация кровяных телец)

Сталкиваются с проблемой, что 3 отрывка не могут отнести ни к какой группе. (Это функции кровяных клеток)

5.

Поиск решения.


А. Функция эритроцитов.

- Ребята, к нам пришла посылка. Подписано «Эритроцитам». (Предлагает рассмотреть содержимое посылки. В коробке – воздушные шарики белого цвета с надписью «Кислород»)

- Кто же мог отправить вам эту коробку?
Учитель предлагает вторую коробку. (Там находятся шарики разных цветов с надписью «Питательные вещества»)
- В кровь поступили кислород и питательные вещества. Что нам с ними делать? Если мы оставим себе, то погибнет весь организм.

Игра на внимание.

- Найдите в классе 6 банок имитирующих органы и сделайте то, что положено сделать эритроцитам.
- Сделайте вывод о роли эритроцитов в организме.

- Важно ли количество эритроцитов в организме?
- Как восстановить численность эритроцитов?



Дети рассматривают содержимое посылки и читают надписи «кислород».

В обсуждении выясняется – посылка пришла от органов дыхания, так как именно из лёгких в кровь поступает кислород.

(Повторение ранее изученного материала)
Выясняют, что эта «посылка» от органов пищеварения. (Вспоминают о роли органов пищеварения)
Делают вывод, что без кислорода и питательных веществ могут погибнуть другие клетки организма.
Находят банки и кладут в них шарики.


Делают вывод, что только эритроциты могут разносить кислород и питательные вещества по организму.

Слайд 6. (В таблице – классификации появляется предложение о функции эритроцитов в организме)
- Эритроциты разносят кислород и питательные вещества ко всем органам и клеткам нашего организма.
- Да, если их мало, то к клеткам мало будет поступать питательных веществ и кислорода.
Отгадывают ребусы.

Слайд 7. (Схема восстановления численности эритроцитов. Некоторые функции зашифрованы ребусами)

- Необходимо правильно питаться, соблюдать режим дня, больше гулять, отдыхать.


6.

Поиск решения.

Б. Функция лейкоцитов.

Раздаётся «Апчхи!»

- Беда. В наш организм залетели микробы и бактерии! И попали в руки именно лейкоцитам.

- Что с ними надо сделать?
- Два лейкоцита не справляются, помогайте, друзья - лейкоциты.

- Что происходит в организме с появлением бактерий?

- Какую роль в организме играют лейкоциты?

- Кровь уникальная жидкость! Её клетки не соединены друг с другом, а плавают в жидкости, которая называется плазма. Она состоит из воды и растворённых в ней веществ.

Лейкоциты пожирают микробов, плазма обеззараживает их яды. После болезни в плазме вырабатываются особые вещества. Они защищают человека от повторного заболевания. Говорят, что у человека выработался….

- Посмотрите, как это происходит.





Слайд 8. (Звуковой файл – «Апчхи!»)

Делают вывод, что надо уничтожить вирусы и микробы.

Два ребёнка берут в руки воздушные шарики с надписью «Микробы» и «Вирусы». Пытаются уничтожить, но ничего не получается.
Вся группа выбегает к доске и лопает шарики.
На основе игровой ситуации делают вывод, что когда человек болеет, то в крови повышается количество лейкоцитов.
- Способны уничтожать микробов.

Слайд 9. (Заполнение графы таблицы «Функции лейкоцитов)

… ИММУНИТЕТ

Просмотр ролика «Фагоцитоз».

7.

Поиск решения.

В. Функция тромбоцитов.

Человек здоров, занимается спортом, ведёт здоровый образ жизни. И вдруг…. несчастье.

- Что случилось?

- Почему кровь через какое-то время останавливается?
- Изобразите, как ведут себя тромбоциты, когда организму угрожает опасность потери крови?

- Важна ли роль тромбоцитов?
- В организме у взрослого человека 4-5 литров крови, а у ребёнка 10-ти лет всего 3 литра. Потеря половины всех запасов крови в организме угрожает нашей жизни.
- Что может спасти человека от потери крови?

Детям предлагается оказать первую помощь при незначительных повреждениях своим друзьям: заклеить или перевязать воображаемую царапину.


Слайд 10. ( На слайде – изображение тромбоцитов под микроскопом, фотография упавшего ребёнка)
- Мальчик упал и поранился.

- Начинают действовать тромбоциты! ( Вывод можно сделать, посмотрев на изображение тромбоцитов на слайде)

Всей командой изображают работу тромбоцитов. Берутся за руки, «сплетают сеть».

Делают вывод о работе тромбоцитов в организме.

Слайд 11. (Заполнение таблицы-классификации)
- Конечно. Ведь человек может умереть от потери крови.
- Первая помощь.

В беседе выясняется, как можно помочь себе или пострадавшему, что бы предотвратить потерю крови разными способами.

Рассматриваются картинки в учебнике, как накладывать жгут, составляются правила накладывания.
Оказывают помощь «пострадавшим».

8.

Первичное закрепление.


Игра «Доскажи словечко»

- Всех больше в организме….

- Защитники организма - ….

- Кровяные пластинки …..

- Делают кровь красной….

- Обеспечивают важное свойство крови – свёртываемость …..

- Белые кровяные тельца….

- Разносят кислород и питательные вещества….




Договаривают фразы, предложенные учителем, глядя на таблицу. Запоминают новые слова.

9.

Рефлексия.

- Поставьте себе оценку по пятибалльной шкале, насколько вам было интересно, познавательно, комфортно на уроке.


На индивидуальных карточках – медалях дети оценивают свою работу на уроке.

10.

Проверка полученных знаний.




Выполняют тест. Слайд 12, 13.

1.Всего несколько капель крови позволяют получить информацию

П) о состоянии организма

Б) о характере человека

2.Повышенное количество лейкоцитов говорит

А) о заболевании

Я) о здоровье
3.Чтобы инфекция не попала в кровь необходимо

Т) обработать рану зелёнкой

Д) помочить слюной
4. Подвижные игры на свежем воздухе способствуют

Ь) поступлению кислорода в кровь

Ъ) попаданию микробов в организм
В результате правильного выполнения теста получается слово ПЯТЬ.

Делают выводы, совпала ли личная оценка с оценкой теста.


11.

Вывод.

- Что увидел лаборант в микроскоп?
- Посмотрев на эту каплю, лаборант сделал запись, а врач сказал, что человек здоров.

- Что написал лаборант?

- Зачем нашему организму кровь?

- Я желаю вам крепкого здоровья. В народе говорят «Здоровье дороже золота». Его надо беречь сегодня сейчас, чтобы не жалеть об этом завтра. Помните, что завтра начинается сегодня.



Слайд 14. (Снова капля крови)


- Количество эритроцитов, лейкоцитов, эритроцитов. И в зависимости от их количества делает выводы, болен человек или нет.

Соотношение между клетками должно быть постоянным! Любое заболевание вызывает изменение состава крови.
Слайд 15. ( На слайде – результаты «анализа» крови)

Читают многозначные числа.
Слайд 16. ( Схема «Функции крови»)

Делают вывод по уроку, опираясь на схему.

- Кровь транспортирует кислород и питательные вещества, убирает отходы, поддерживает температуру и защищает наш организм.

Объясняют смысл поговорки.

12.

Домашнее задание.

Прочитать материал в учебнике.

Задание на выбор:

1.Составить кроссворд по теме «Кровь. Состав крови.»

2. Подобрать пословицы, поговорки, фразеологизмы со словом кровь.

Записывают задание в дневник.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель: Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов iconКонспект урока биологии в 8 классе Тема урока. Внутренняя среда организма....
Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток...
Урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель: Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов iconТема: «музыкальное путешествие»
Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток...
Урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель: Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов iconУважаемые посетители раздела биология
Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток...
Урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель: Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов iconТема урока: Колокольные звоны России
Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток...
Урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель: Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов iconТема урока вокально-хоровая работа в многоголосии
Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток...
Урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель: Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов iconУрок-смотр знаний по теме «кровь и кровеносная система»
Цель урока: учащиеся должны знать терминологию по теме, называть элементы крови, описывать их особенности, понимать сущность процессов:...
Урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель: Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов iconУрок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение»
Цель: расширять знания учащихся о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека
Урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель: Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов iconУрок по теме Спирты
Цели урока: Дать понятие о составе, строении одноатомных и многоатомных спиртов, на основе экспериментальных опытов изучить физико-химические...
Урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель: Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: сформировать понятие о внутренней среде организма и знания о составе и функциях крови
Урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель: Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов iconУрок по физике. Тема: «Ускорение. Перегрузки. Влияние их на организм человека»
Цель знания: обобщить, расширить знания по теме «ускорение», выяснить, как ускорение и вызванные им перегрузки влияют на организм...
Урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель: Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место урока в теме, разделе, курсе: данный урок- урок изучения новой темы, в разделе
Урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель: Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов iconКонспект урока "Группы крови. Переливание крови. Донорство" (Тема...
...
Урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель: Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов iconУрок самый первый урок в разделе «Вышивка шелковыми лентами» исодержит...
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
Урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель: Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок проводится в 3 классе в разделе «Организм человека» (учебно-методический комплект «Гармония»). Авторы учебника: О. Т....
Урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель: Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее...
Урок по теме «Кровь», 2 урок в разделе «Организм человека» Цель: Сформировать понятие о составе крови и функции её компонентов iconУрок в 9-м классе по теме: "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск