Скачать 95.63 Kb.
|
Описание методической разработки
· приобретаемые навыки детей: обучающиеся учатся работать с научным текстом и выделять главное, совершенствуется умение работать в парах. · особенности роли учителя: учитель ставит перед детьми проблемные вопросы, проводит опыты, организует работу по учебнику и печатной тетради, добивается от детей выводов по теме. · технологические особенности: перед проведением урока необходимо приготовить предметы для опытов: мяч, лист бумаги, 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная), духи, шишки, кубик, ложку. Необходимо распечатать на листе бумаги в увеличенном размере изображение глаза, уха, задания на внимательность. Для работы на уроке понадобится учебник и печатная тетрадь по данному предмету. · организация работы: в начале урока после организационного момента проводится актуализация знаний. Работа по новой теме проходит в форме проведения опытов, в результате которых ученики делают первоначальные выводы, подтверждая или опровергая их, прочитав учебные статьи в учебнике. В конце урока учитель добивается от учеников, чтобы они самостоятельно сделали выводы по теме. Перед записью домашнего задания и оцениванием проводится рефлексия. 7. Приложение (графические материалы: карточки, рисунки находятся в Приложении к конспекту урока. Окружающий мир 3 класс УМК «Гармония» Автор учебника О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин Тема: Органы чувств. Тип урока: урок-исследование. Цели: 1. Формирование представления об органах чувств и их значении для жизнедеятельности организма; 2. Развитие умений сопоставлять информацию, содержащуюся в тексте, и соответствующий ей рисунок, анализировать учебный текст; а также развитие внимания и наблюдательности; 3. Воспитание бережного отношения к своему организму. Оборудование: - учебник; - рабочая тетрадь; - карточки:
- маленькие карточки: ресницы, брови, веки, радужная оболочка, зрачок, роговица, хрусталик, сетчатка, зрительный нерв; - для 1 опыта: мяч; - для 2 опыта: лист бумаги; - для 3 опыта: 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная); - для 4 опыта: духи; - для 5 опыта: мяч, лист бумаги, ложка, кубик.
- Ребята, какой раздел учебника мы изучаем? (здесь и далее в скобках приведены примерные ответы учеников на вопросы учителя: «Человек и его здоровье») - Благодаря чему происходит движение организма? (благодаря скелету и мышцам) - При помощи каких органов происходит дыхание? (при помощи органов дыхания) - Перечислите органы дыхания. (носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие) - Благодаря каким органам наш организм получает все необходимые для жизнедеятельности вещества? (органам пищеварения) - Перечислите органы пищеварения (полость рта, пищевод, желудок, печень, кишечник) - Какую функцию выполняют органы кровообращения? (кровь доставляет всем клеткам питательные вещества, витамины, кислород, кровь уничтожает микробов) - Перечислите органы кровообращения? (сердце и кровеносные сосуды) - А знаете ли вы, какие органы выполняют роль информаторов помогают нам познавать окружающий мир? (ученики высказывают свои предположения: глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать…) - Все ли согласны? - У кого другое мнение? - Достаточно ли этих органов, чтобы полно представить картину окружающего мира? - Как вы думаете, что мы можем сегодня изучать на уроке? Кто догадался? (органы чувств) Цель нашего урока: выявить, какие органы чувств есть у человека и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире
- Проделаем небольшой опыт: что у меня в руке? (мяч) - Какой он формы? - Какого размера? - Какого цвета? - Какой орган вам помог в данном опыте? (глаза) - Глаза – орган зрения (вывешивается карточка на доску) - Что мы можем определить с помощью зрения? (цвет, размер, форму, где расположен предмет) - Как и любой орган, орган зрения имеет своё строение, откройте учебник на странице 43 и прочитайте материал учебника. - Поработайте в парах: в печатной тетради в задании №31 вам нужно подписать строение глаза. (ученики работают в парах) (данная картинка помещена на доску в увеличенном размере) - Кто готов? - Давайте проверим, из предложенных вариантов выбрать подходящие и прикрепить на доску. (учитель открывает маленькие карточки, помещенные на обратной стороне доски, на которых написано: ресницы, брови, веки, радужная оболочка, зрачок, роговица) - Какие слова остались не помещёнными на доску? (хрусталик, сетчатка, зрительный нерв) - Почему? (находятся внутри глаза) - Какую функцию выполняют части глаза? - Благодаря чему человек может видеть? (чувствительным нервным волокнам, расположенным на сетчатке) - А теперь небольшое задание на внимательность: рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы: а) какие линии кривые? б) у какой вазы шире основание? в) какая линия длиннее? (данная картинка помещена на доску в увеличенном размере, такое же задание есть в печатной тетради) - Почему так решили? - Как можно себя проверить? - Неужели вас глаза обманули? - На самом деле глаза вас не обманывают, а вот мозг при переработке информации может иногда ошибаться. 2) Беседа об ушах – органе слуха. - Проведём следующий опыт: закройте глаза. (учитель хлопает в ладоши) - Что произошло? - Продолжаем опыт. (учитель рвёт бумагу) - Что произошло сейчас? - Как вы догадались? (услышали) - Какой орган вам в этом помог? (уши) - Уши – орган слуха (вывешивается карточка на доску) - Что различаем, благодаря органу слуха? (звуки, речь, голоса) - Каким был бы мир без звуков? - А знаете ли вы, как устроено ухо? - Откройте страницу 46 и прочитайте материал учебника. (читают хорошо читающие ученики) - Из каких частей состоит ухо? - Поработайте в парах с №33 в печатной тетради и укажите цифрами части органа слуха. (ученики работают в парах) - Кто закончил работу? - Покажите свой ответ на картинке у доски. (выходит ученик и показывает результаты работы на картинке, которая помещена учителем на доску) - Только ли слышать помогает орган слуха? (помогает сохранять равновесие) - Благодаря чему мы можем слышать и сохранять равновесие? (благодаря нервным окончаниям)
- Прежде, чем говорить далее, мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, используя органы зрения и слуха, определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода? - А что для этого нужно сделать? (нужно попробовать) - Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык) (вызывается ученик для проведения опыта и пробует воду языком) - Какая вода находится в каждом из стаканов? (отвечает) - Какие ещё качества пищи различает язык? (горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое) - Можем ли мы вызвать в памяти вкусовые ощущения без пищи? - Давайте проведём простой опыт: представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны. - Что происходит? (мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна) - Почему так произошло? - У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг. - Язык – орган вкуса (вывешивается карточка на доску)
- Проведём опыт: учитель брызгает духами (появился запах духов) (вызывается ученик) - Какие у тебя возникли ощущения? - Помогли ли тебе почувствовать запах изученные нами органы зрения, слуха, вкуса? (нет) - А какой орган помог тебе почувствовать запах? - Нос – орган обоняния. (вывешивается карточка на доску)
- Проведём последний опыт. (вызывается ученик) - Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мячик, кубик, шишки, ложку. - Правильно ли он определил? - Какой орган чувств помог определить предметы? (кожа) - Кожа – орган осязания. (вывешивается карточка на доску)
- Ребята, как вы думаете, благодаря чему человек может чувствовать вкус, запах, распознавать предметы на ощупь? - На основе чего мы можем сделать вывод, что ваши предположения верны? (прочитать в учебнике и проверить наши предположения) - Откройте учебник на странице 48, 1 ряд прочитает 1 абзац, 2 ряд – 2 абзац, 3 ряд – 3 абзац. - Ответьте на поставленный перед чтением вопрос. (благодаря нервным окончаниям на языке, на слизистой поверхности носа, на коже) - Как вы думаете, легко ли станет человеку, если хоть один из органов чувств перестанет работать? - Представьте себе, что язык перестал быть органом вкуса, что может произойти? - А если кожа перестала быть органом осязания? - А если нос перестал быть органом обоняния? IV. Итог. - Ребята, сделайте вывод после нашего урока:
(благодаря нервам, нервным окончаниям, расположенных в органах чувств) - Как вы думаете, о чём мы с вами не поговорили на уроке? Что мы всегда обсуждаем после изучения разных органов человека? (как беречь органы чувств) - А надо ли беречь органы чувств? - Так вот, на следующем уроке мы разберём, как надо беречь органы чувств, выведем правила, сделаем памятки и постараемся этих правил придерживаться. V. Рефлексия. - О чём было интересно узнать? - Что понравилось больше всего? - Ребята, у вас на столе лежат 3 картинки: солнце, солнце с тучкой и тучка. Поднимите, пожалуйста, такую картинку, какое у вас сейчас настроение после нашего урока. Посмотрите, ребята, как много в нашем классе солнышек, наш класс весь осветился солнечным сиянием. Значит, настроение после урока у вас осталось хорошее, и наш урок удался. VI. Домашнее задание. Прочитать материал об органах чувств на с.42-49.
- Ребята, наш урок закончен. Спасибо всем за работу. Приложение.
Глаза – орган зрения Уши – орган слуха Язык – орган вкуса Нос – орган обоняния Кожа – орган осязания ресницы брови веки радужная оболочка зрачок роговица хрусталик сетчатка зрительный нерв |