Скачать 49.68 Kb.
|
Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ». Цель: расширять знания учащихся о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека; Задачи: познакомить с видами кровотечений – капиллярным, венозным, артериальным; обучать навыкам обработки ран различного происхождения, накладывания стерильной повязки и бинта при кровотечении. Оборудование: плакат с представленным кроссвордом (или запись на доске); схема кровеносной системы; схема кровообращения; бинт, повязки, пластырь, жгут; портрет И. И. Мечникова. Ход урока I. Организационный момент. Рассвет окрасил штору, И, значит, время в школу. И вот теперь давай бегом, Поддай, приятель, жару, Чтоб по ступеням стук и гром И вихрь по тротуару. Пусть хочется такой порой Поспать еще немножко – Не подводи, дружок, класс свой, Не опоздай, Сережка! В учении, если опоздать, Можно и неучем стать. II. Проверка домашнего задания. 1. Беседа-повторение по вопросам: – При помощи каких органов человек дышит? – Расскажите, какой путь проходит воздух во время вдоха и выдоха. – Почему необходимо дышать только через нос? – Что происходит с воздухом в лёгких? – Что нужно делать, чтобы воздух в помещении был свежим? – Как уберечь себя от простудных заболеваний? – Как физический труд и занятия физкультурой укрепляют органы дыхания? – Как уберечь себя от простудных заболеваний? 2. Разгадывание кроссворда. По вертикали: 1. Орган пищеварения в виде мускульного мешка. 3. Орган обоняния, находящийся на лице у человека и на мордочке у животных. По горизонтали: 2. Самая крупная пищеварительная железа у животных и человека, вырабатывающая желчь. 4. Газообразное вещество, составляющее атмосферу земли. 5. Орган дыхания у человека и позвоночных животных. 6. Подвижный мышечный орган в полости рта. Ответы: 1. Желудок. 2. Печень. 3. Нос. 4. Воздух. 5. Легкое. 6. Язык. III. Формирование новых знаний. 1. Постановка проблемного вопроса. – Что происходит, когда мы случайно пораним палец, руку, ногу или другую часть тела? (Больно, идёт кровь.) Значит, кровь вы видели. – Какого она цвета? Как вы думаете, для чего кровь нужна организму? Ответы учащихся. 2. Объяснение по теме урока. Учитель. Кровь – удивительная жидкость. С древних времен ей приписывали могучую силу. Древние жрецы приносили её в жертву своим богам, люди кровью скрепляли свои клятвы. Кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. Всего в организме взрослого человека около 5 л крови. У детей её немного меньше. Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются «кровеносные сосуды». – Рассмотрите рисунок кровеносной системы в учебнике на с. 22. Кровеносная система – Проследите по рисунку, представленному на доске, за движением крови в организме. Схема кровообращения – Сосуды и сердце – органы кровообращения. Сосуды, по которым кровь течёт от сердца, называются артериями. Артерии имеют толстые, прочные и упругие стенки. Самая крупная артерия называется аортой. Сосуды, несущие кровь к сердцу, называются венами. Их стенки тоньше и мягче, чем стенки артерий. Мельчайшие кровеносные сосуды называются капиллярами. – Почему кровеносную систему называют транспортной? Она выполняет многие важные функции. – Рассмотрим капельку крови под микроскопом. Что вы видите? Кровь состоит из множества клеток. Каждая клетка выполняет свою «работу». Во-первых, транспортную: обогатившись в легких кислородом, а в стенках тонкой кишки – питательными веществами, она доставляет их ко всем органам. От органов же кровь уносит углекислый газ к легким, а продукты обмена веществ – к коже, почкам. Кровь также уносит из организма вредные вещества. Если человек теряет много крови, то ему переливают её. Опыты по переливанию крови животным начались ещё в 1638 году, а в 1667 году было проведено первое успешное переливание крови животного – ягнёнка – юноше, который погибал от многократного кровопускания – модного тогда лечения. Однако после четвертого переливания больной мальчик умер. Опыты по переливанию крови человеку прекратились почти на целое столетие. Неудачи наводили на мысль о том, что человеку можно переливать только кровь человека. Впоследствии выяснилось, что для переливания необходимо учитывать совместимость крови. Различают четыре группы крови: 0 (I), А (II), В (III), АВ (IV). Ученые доказали также, что следует учитывать и резус-фактор – особое вещество, которое содержится у большинства людей. Его называют резус-положительный и резус-отрицательный. Но об этом более подробно вы узнаете в старших классах. IV. Закрепление изученного материала. 1. Выполнение заданий в рабочей тетради. 1) Выполнение задания 27 на с. 11 с коллективной проверкой. – Что относится к кровеносной системе? – Подпишите названия органов кровеносной системы. – Какова функция кровеносной системы? – Что нужно сделать, чтобы остановить кровотечение при порезе? 2) Выполнение задания 28 на с. 12 со взаимопроверкой. 2. Практическая работа: сюжетно-ролевая игра «Больница». Сначала учитель рассказывает и показывает, как обработать рану, наложить повязку или пластырь, сделать компресс. Затем учащиеся выполняют практические тренировочные упражнения по наложению повязок, бинта друг другу, поочередно выполняя роли врача и больного (пациента). 3. Работа в рубрике «Этот удивительный мир…» (с. 24 учебника). Учитель. Посмотрите на портрет Ильи Ильича Мечникова (1845–1916), представленный на доске. Это выдающийся русский ученый, внесший большой вклад в различные области биологии. Почетный член Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии. Великолепный лектор, он мог зажечь сердца студентов. В 1863 году Илья Ильич произнес знаменитую речь о целебных силах организма, в которой излагалась теория иммунитета. – Прочитайте текст в рубрике «Этот удивительный мир…» об открытии И. И. Мечникова. – Расскажите, что вы узнали об этом открытии. Какое значение оно имеет для нашего здоровья? – Что люди узнали нового о своем организме благодаря открытию И. И. Мечникова? V. Итог урока. Учитель. Вы знаете, что дыхательная система снабжает организм кислородом. – С работой какой системы вы познакомились сегодня на уроке? – О какой функции кровеносной системы узнали? – Давайте сделаем вывод. Кровеносная система обеспечивает движение крови, которая переносит внутри организма различные вещества. При работе всех органов образуются углекислый газ и другие вредные вещества. Они попадают в кровь, а затем удаляются из организма через легкие, кожу, почки. Домашнее задание: выполнить задание 32 в рабочей тетради № 1, с. 13. |
Урок окружающего мира в 3 классе Система ро л. В. Занкова Тема : Зона лесов Предметные результаты: раскрыть понятие: Лес, типы лесов, «ярусность» растения светолюбивые, тенелюбивые, значение леса | Урок-смотр знаний по теме «кровь и кровеносная система» Цель урока: учащиеся должны знать терминологию по теме, называть элементы крови, описывать их особенности, понимать сущность процессов:... | ||
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.» Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира | Конспект урока окружающего мира в 3 классе Тема: «Океан, которого нет на карте и глобусе» Озон содержится в, значение | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: таблицы «Кровеносная система», «Сердце», муляж сердца, рельефная таблица «Органы кровообращения», микроскоп, микропрепараты... | Урок окружающего мира в 3-а классе Тема: Разнообразие животных Этому умению придаётся особое значение, так как оно будет свидетельствовать об осмыслении изначального материала экзаменующегося | ||
Конспект урока Тема урока: Атмосфера: строение, значение, изучение.... Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного... | ||
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств» Цель урока: познакомить уч-ся с органами чувств, их строением, их значение в жизни человека и охране здоровья; прививать навыки здорового... | Урока : урок-исследование. Тема урока : «Органы чувств» Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира | ||
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: Дуб и все вокруг него Открытый урок по окружающему миру по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 классов | Урока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Занятию предшествовала... Урок окружающего мира "Наша дружная семья" с использованием мультимедиа. 2-й класс | ||
Урока музыки в 3 классе Тема урока : Развитие музыки Цель урока: учить детей воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека | Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел» ... | ||
Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: Леса России А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» учебник для 4 класса начальной школы. – М.: Просвещение | Урок изобразительного искусства во 2 классе Тема : «Весенний солнечный день» Тип урока: Интегрированный урок изобразительного искусства, окружающего мира литературного чтения и музыки |