Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение»





Скачать 49.68 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение»
Дата публикации18.07.2014
Размер49.68 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок окружающего мира в 4классе.
Тема урока: «КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ».


Цель: расширять знания учащихся о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека;

Задачи: познакомить с видами кровотечений – капиллярным, венозным, артериальным; обучать навыкам обработки ран различного происхождения, накладывания стерильной повязки и бинта при кровотечении.

Оборудование: плакат с представленным кроссвордом (или запись на доске); схема кровеносной системы; схема кровообращения; бинт, повязки, пластырь, жгут; портрет И. И. Мечникова.
Ход урока

I. Организационный момент.

Рассвет окрасил штору,

И, значит, время в школу.

И вот теперь давай бегом,

Поддай, приятель, жару,

Чтоб по ступеням стук и гром

И вихрь по тротуару.

Пусть хочется такой порой

Поспать еще немножко –

Не подводи, дружок, класс свой,

Не опоздай, Сережка!

В учении, если опоздать,

Можно и неучем стать.

II. Проверка домашнего задания.

1. Беседа-повторение по вопросам:

– При помощи каких органов человек дышит?

– Расскажите, какой путь проходит воздух во время вдоха и выдоха.

– Почему необходимо дышать только через нос?

– Что происходит с воздухом в лёгких?

– Что нужно делать, чтобы воздух в помещении был свежим?

– Как уберечь себя от простудных заболеваний?

– Как физический труд и занятия физкультурой укрепляют органы дыхания?

– Как уберечь себя от простудных заболеваний?


2. Разгадывание кроссворда.

По вертикали: 1. Орган пищеварения в виде мускульного мешка.
3. Орган обоняния, находящийся на лице у человека и на мордочке у животных.

По горизонтали: 2. Самая крупная пищеварительная железа у животных и человека, вырабатывающая желчь. 4. Газообразное вещество, составляющее атмосферу земли. 5. Орган дыхания у человека и позвоночных животных. 6. Подвижный мышечный орган в полости рта.



Ответы: 1. Желудок. 2. Печень. 3. Нос. 4. Воздух. 5. Легкое. 6. Язык.

III. Формирование новых знаний.

1. Постановка проблемного вопроса.

– Что происходит, когда мы случайно пораним палец, руку, ногу или другую часть тела? (Больно, идёт кровь.) Значит, кровь вы видели.

– Какого она цвета? Как вы думаете, для чего кровь нужна организму?

Ответы учащихся.

2. Объяснение по теме урока.

Учитель. Кровь – удивительная жидкость. С древних времен ей приписывали могучую силу. Древние жрецы приносили её в жертву своим богам, люди кровью скрепляли свои клятвы. Кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. Всего в организме взрослого человека около 5 л крови. У детей её немного меньше. Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются «кровеносные сосуды».

– Рассмотрите рисунок кровеносной системы в учебнике на с. 22.



Кровеносная система

– Проследите по рисунку, представленному на доске, за движением крови в организме.

Схема кровообращения



– Сосуды и сердце – органы кровообращения.

Сосуды, по которым кровь течёт от сердца, называются артериями. Артерии имеют толстые, прочные и упругие стенки. Самая крупная артерия называется аортой.

Сосуды, несущие кровь к сердцу, называются венами. Их стенки тоньше и мягче, чем стенки артерий.

Мельчайшие кровеносные сосуды называются капиллярами.

– Почему кровеносную систему называют транспортной? Она выполняет многие важные функции.

– Рассмотрим капельку крови под микроскопом. Что вы видите? Кровь состоит из множества клеток. Каждая клетка выполняет свою «работу». Во-первых, транспортную: обогатившись в легких кислородом, а в стенках тонкой кишки – питательными веществами, она доставляет их ко всем органам. От органов же кровь уносит углекислый газ к легким, а продукты обмена веществ – к коже, почкам. Кровь также уносит из организма вредные вещества. Если человек теряет много крови, то ему переливают её. Опыты по переливанию крови животным начались ещё в 1638 году, а в 1667 году было проведено первое успешное переливание крови животного – ягнёнка – юноше, который погибал от многократного кровопускания – модного тогда лечения. Однако после четвертого переливания больной мальчик умер. Опыты по переливанию крови человеку прекратились почти на целое столетие. Неудачи наводили на мысль о том, что человеку можно переливать только кровь человека. Впоследствии выяснилось, что для переливания необходимо учитывать совместимость крови. Различают четыре группы крови: 0 (I), А (II), В (III), АВ (IV). Ученые доказали также, что следует учитывать и резус-фактор – особое вещество, которое содержится у большинства людей. Его называют резус-положительный и резус-отрицательный. Но об этом более подробно вы узнаете в старших классах.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

1) Выполнение задания 27 на с. 11 с коллективной проверкой.

– Что относится к кровеносной системе?

– Подпишите названия органов кровеносной системы.

– Какова функция кровеносной системы?

– Что нужно сделать, чтобы остановить кровотечение при порезе?

2) Выполнение задания 28 на с. 12 со взаимопроверкой.

2. Практическая работа: сюжетно-ролевая игра «Больница».

Сначала учитель рассказывает и показывает, как обработать рану, наложить повязку или пластырь, сделать компресс.

Затем учащиеся выполняют практические тренировочные упражнения по наложению повязок, бинта друг другу, поочередно выполняя роли врача и больного (пациента).

3. Работа в рубрике «Этот удивительный мир…» (с. 24 учебника).

Учитель. Посмотрите на портрет Ильи Ильича Мечникова (1845–1916), представленный на доске.

Это выдающийся русский ученый, внесший большой вклад в различные области биологии. Почетный член Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии. Великолепный лектор, он мог зажечь сердца студентов. В 1863 году Илья Ильич произнес знаменитую речь о целебных силах организма, в которой излагалась теория иммунитета.



– Прочитайте текст в рубрике «Этот удивительный мир…» об открытии И. И. Мечникова.

– Расскажите, что вы узнали об этом открытии. Какое значение оно имеет для нашего здоровья?

– Что люди узнали нового о своем организме благодаря открытию И. И. Мечникова?

V. Итог урока.

Учитель. Вы знаете, что дыхательная система снабжает организм кислородом.

– С работой какой системы вы познакомились сегодня на уроке?

– О какой функции кровеносной системы узнали?

– Давайте сделаем вывод. Кровеносная система обеспечивает движение крови, которая переносит внутри организма различные вещества. При работе всех органов образуются углекислый газ и другие вредные вещества. Они попадают в кровь, а затем удаляются из организма через легкие, кожу, почки.

Домашнее задание: выполнить задание 32 в рабочей тетради № 1, с. 13.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение» iconУрок окружающего мира в 3 классе Система ро л. В. Занкова Тема : Зона лесов
Предметные результаты: раскрыть понятие: Лес, типы лесов, «ярусность» растения светолюбивые, тенелюбивые, значение леса
Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение» iconУрок-смотр знаний по теме «кровь и кровеносная система»
Цель урока: учащиеся должны знать терминологию по теме, называть элементы крови, описывать их особенности, понимать сущность процессов:...
Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение» iconУрок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.»
Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира
Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение» iconКонспект урока окружающего мира в 3 классе Тема: «Океан, которого нет на карте и глобусе»
Озон содержится в, значение
Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: таблицы «Кровеносная система», «Сердце», муляж сердца, рельефная таблица «Органы кровообращения», микроскоп, микропрепараты...
Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение» iconУрок окружающего мира в 3-а классе Тема: Разнообразие животных
Этому умению придаётся особое значение, так как оно будет свидетельствовать об осмыслении изначального материала экзаменующегося
Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение» iconКонспект урока Тема урока: Атмосфера: строение, значение, изучение....
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение» iconУрок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного...
Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение» iconУрок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств»
Цель урока: познакомить уч-ся с органами чувств, их строением, их значение в жизни человека и охране здоровья; прививать навыки здорового...
Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение» iconУрока : урок-исследование. Тема урока : «Органы чувств»
Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира
Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение» iconУрок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: Дуб и все вокруг него
Открытый урок по окружающему миру по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 классов
Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение» iconУрока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Занятию предшествовала...
Урок окружающего мира "Наша дружная семья" с использованием мультимедиа. 2-й класс
Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение» iconУрока музыки в 3 классе Тема урока : Развитие музыки
Цель урока: учить детей воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека
Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение» iconУрок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел»
...
Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение» iconУрок окружающего мира в 4 классе Тема урока: Леса России
А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» учебник для 4 класса начальной школы. – М.: Просвещение
Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение» iconУрок изобразительного искусства во 2 классе Тема : «Весенний солнечный день»
Тип урока: Интегрированный урок изобразительного искусства, окружающего мира литературного чтения и музыки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск