Урок №22. Астрофотометрия





Скачать 77.45 Kb.
НазваниеУрок №22. Астрофотометрия
Дата публикации30.09.2014
Размер77.45 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок

УРОК №22. АСТРОФОТОМЕТРИЯ.


1. Электромагнитное излучение.

2. Понятие об астрофотометрии.

3. Звездные величины.

4. По росту становись - абсолютная звездная величина.

5. Светимость.

1. Понятие об астрофотометрии.

Область практической астрофизики, которая занимается измерением количества энергии, приходящей к наблюдателю от небесных тел в виде электромагнитного излучения называется астрофотометрией. Основным понятием астрофотометрии является световой поток.

Энергия электромагнитных волн, проходящая за единицу времени через площадку облучаемой поверхности, называется потоком излучения. Поток излучения характеризует мощность излучения, выражается в ваттах. Глаз человека воспринимает сравнительно узкий диапазон электромагнитных волн, он наиболее чувствителен к длинам волн около 550 нм. Поэтому выделенную из всего потока излучения мощность, на которую реагирует глаз человека, называют световым потоком Φ и выражают в люменах (лм). Световой поток, падающий на единичную площадку некоторой поверхности, называется освещенностью и обозначается Е. Единица измерения освещенности Е в физике – люкс (лк). В астрономии световой поток равномерно освещает площадь S, так как источники света находятся очень далеко, а освещенность равна Е=Ф/S 1 лк = 1 лм/м2.

В астрофизике понятие освещенности играет большую роль, так как фактически только эта величина и может быть измерена в результате наблюдений. Действительно, светочувствительный прибор, в конечном счете, реагирует на количество световой энергии прошедшей через входное отверстие телескопа, площадь которого известна и постоянна для данного инструмента. Поэтому отсчеты прибора пропорциональны освещенности, создаваемой исследуемым объектом.

Если вершину некоторого конуса совместить с точечным источником, то все лучи, испускаемые в пределах этого конуса, будут всегда в нем оставаться, так что через любое сечение этого конуса пройдет один и тот же поток излучения. Рассматривая сечения, перпендикулярные оси конуса, легко показать, что из постоянства потока следует закон обратной пропорциональности освещенности квадрату расстояния до источника. Формулируется он так: Е12=R22/R12.

Освещенности Е1 и Е2, создаваемые одним и тем же источником на расстояниях R1 и R2, изменяются обратно пропорционально квадратам этих расстояний.

2. Звездные величины.

В большинстве случаев не удается непосредственно измерить угловые размеры звезд. Поэтому создаваемая ими освещенность – единственная фотометрическая информация о них. В качестве глазомерной оценки световой энергии, приходящей от звезд, Гиппарх еще во II в. до н.э. ввел специальную звездную шкалу величин. Самые яркие звезды он отнес к первой величине, а едва различимые невооруженным глазом – шестой величине. Принятое Гиппархом направление шкалы звездных величин, используется и сейчас, т.е., следуя Гиппарху, яркие звезды имеют маленькую звездную величину и даже отрицательную, более слабые звезды имеют большую звездную величину. По латыни magnituda – величина, поэтому звездные величины обозначают индексом m, который ставят вверху после числового значения, например 3m означает – звезда третьей величины.

Глаз реагирует на световую энергию, прошедшую через отверстие зрачка – она пропорциональна освещенности. Однако, согласно психофизическому закону Вебера-Фехнера, при изменении нашего раздражения в геометрической прогрессии, органы чувств передают соответствующие ощущения в арифметической прогрессии. Это легко объяснить на основе музыкального ряда, в основе которого лежит октава. Наши ощущения, что высота звука с каждой октавой растет пропорционально, неверны. Высота звука растет в геометрической прогрессии со знаменателем 2. Поэтому и в шкале введенной Гиппархом, освещенности от звезд 1, 2, …, 6 величин получились в убывающей геометрической прогрессии. Важно было выяснить какой знаменатель у этой прогрессии, близок ли он к 1/2. Обозначим его через q. Тогда освещенность Еm от звезды, у которой звездная величина m, через освещенность от звезды первой величины Е1 при помощи формулы общего члена геометрической прогрессии Еm= Е1 qm-1 (1).

Оценки, выполненные Гиппархом, были очень грубыми. Измерения, сделанные в середине XIX века, показали, что разности в 5 звездных величин по шкале Гиппарха соответствует отношение освещенностей почти 1:100. В 1857 году английский астроном Погсон предложил для шкалы звездных величин принять значение q=1/1001/5=10-0,4 1/2,512, при котором разность в 5 звездных величин соответствует отношению освещенностей ровно в 100 раз.

Число 2,512 показывает во сколько раз освещенность от объекта со звездной величиной m больше, чем от объекта со звездной величиной m+1. Из формулы (1), разделив Еm1 на Em2, и учтя, что q=10-0,4, получаем, что освещенности, создаваемые двумя объектами со звездными величинами m1 и m2, связаны соотношениями:
Еm1/Em2=(10-0,4)(m1-m2), lg(Еm1/Em2)=-0,4(m1-m2), или формулой Погсона

m1-m2=-2,5 lg(Еm1/Em2),

связывающей звездные величины различных объектов. Для определения звездной величины вводится понятие ноль-пункта, объекта звездную величину которого принимают за ноль m2=0. Звездной величиной называется отсчитываемый от некоторого нуль-пункта десятичный логарифм освещенности, создаваемой данным объектом в месте наблюдения, умноженный на коэффициент –2,5.




m=-2,5lgEm или Em=10-0,4m.
Раньше за нуль-пункт шкалы звездных величин m2=0 (Е2 =1) принимали Полярную звезду, пока не выяснилось, что она переменная цефеида. Теперь нуль-пунктом служат примерно 100 звезд северного полярного ряда, тщательная фотометрия которых выполнена различными методами. Еm – относительная величина, показывающая во сколько раз освещенность от светила больше или меньше освещенности от нуль-пункта.

Формула Погсона позволяет определять звездные величины объектов, более ярких, чем с m=1. Для них m<1 и даже может принимать отрицательные значения. Кроме того, при дробных значениях m получаются промежуточные градации.

Звездная величина, полученная на основании визуальных наблюдений, называется визуальной звездной величиной. Если звездная величина получена на основании определения энергии всего электромагнитного спектра излучения светила, ее называют болометрической. До середины XIX века фотометрия космических объектов была исключительно визуальной: для измерения световых характеристик космических объектов использовался человеческий глаз. С начала ХХ века применяются фотоэлектрические фотометры, обеспечивающие точность измерения до 0,1m. Принцип их действия основан на применении светочувствительных фотоэлементов.

Основным инструментом современной астрофотометрии являются фотоэлектрические умножители (ФЭУ). В ФЭУ поток квантов света, падающий на фотокатод, выбивает из него электроны (явление внешнего фотоэффекта), ускоряемые электрическим полем и попадающих на первый эмиттер, выбивая из него новые электроны, которые ускоряются и падают на второй эмиттер и т. д. В конце концов, поток электронов падает на анод, возникший электрический ток регистрируется гальванометром. Точность измерений составляет свыше 0,01m.

3. По росту становись - абсолютная звездная величина.

Освещенность (в оптической астрономии освещенность создаваемую телом называют видимым блеском светила) и видимая звездная величина звезды зависят от расстояния до наблюдателя r. Не зная расстояния до звезды по ее блеску нельзя сказать, сколько на самом деле энергии выделяет звезда. Для того чтобы освободиться от влияния расстояний, введено понятие абсолютной звездной величины. Звездные величины, которые имели бы звезды, если бы они все находились на одинаковом расстоянии от нас, равном 10 пк, называются абсолютными звездными величинами М.

Чтобы вывести формулу для абсолютной звездной величины воспользуемся формулой Погсона и законом обратной пропорциональности освещенности квадрату расстояния до источника , где Еm1, Еm2 - освещенности от звезд, R1, R2 – расстояния до звезд, m1, m2 – видимые звездные величины светил.

Пусть какая-нибудь звезда удалена от нас на расстояние r и имеет видимую звездную величину m, а абсолютную на расстоянии 10 пк равную М. Освещенность от звезды с расстояния r равна Еm, а с расстояния 10 пк ЕМ. По закону обратных квадратов имеем: . Подставляем в формулу Погсона вместо Еm и ЕM правую часть выражения: или окончательно

( r –измеряется в парсеках). По этой формуле вычисляют абсолютную звездную величину, если известно расстояние до звезды, и наоборот, модно найти расстояние до звезды, если известны абсолютная и видимая звездные величины: , откуда . Вычислим теперь чему будет равна абсолютная звездная величина Солнца, если видимая его величина равна –26,78. М=–26,78+5-5(lg4,848·10-6)= +4.96, т.е. уже с расстояния в 10 пк наше Солнце было бы едва различимой звездой.

4. Светимость

Часто вместо абсолютной звездной величины используют понятие светимости L звезды, которая равна полному потоку излучаемой звездой энергии по всем направлениям за одну секунду и измеряется в Вт. Светимость определяется, если известны освещенность или видимая звездная величина и расстояние до звезды: . Светимость на расстоянии 10пк равна: , где М уже абсолютная звездная величина. Принято измерять светимость произвольной звезды в относительных единицах L* , а именно, по отношению к светимости Солнца, которую принимают за единицу:

или


Звезда

Светимость

Сириус

22 L

Канопус

4 700 L

Арктур

107 L

Вега

50 L
Известны звезды, излучающие в десятки тысяч раз меньше, чем Солнце. А звезда S Золотой Рыбы, видимая только в странах южного полушария Земли, как звездочка 8-й звездной величины (не видимая невооруженным глазом!), в миллион раз ярче Солнца, ее абсолютная звездная величина М = –9,4. По светимости звезды могут отличаться в миллиард раз. Среди звезд очень высокой светимости выделяют гиганты и сверхгиганты. Звезды, имеющие маленькую светимость, называются карликами.

Задача. Найти светимость второй по видимому блеску звезды в созвездии Ориона Ригеля, расстояние до которого r=333 пк, а видимая звездная величина m=0,13.

lgL=2-0,4(m+5-5lgr)=2-0,4(0,13+5-5lg333 )=

=2+2,99=4,99; L=97723L☼, т.е. Ригель излучает за секунду почти в 100000 раз больше энергии, чем наше скромное Солнце.

Д.З. § 22(2),

1.Какова светимость L звезды ζ Скорпиона, если ее видимая звездная величина 3m, а расстояние до нее 7500 св. лет?

Ответ: 3,3·105L.

2. Определите абсолютные звездные величины компонентов звезды Крюгер 60, зная, что их видимые звездные величины равны 9m,6 и 11m,4, а параллакс 0´´,257.

Ответ: 11m,6 и 13m,4.

3. Какое светило – Солнце или S Золотой рыбы (абсолютная звездная величина M= – 9,4) – обладает большей светимостью и во сколько раз.

Ответ: светимость S Золотой рыбы больше светимости Солнца в 5·105 раз.

Экспресс-опрос

1. Что такое болометрическая звездная величина?

2. Какова основная задача астрофотометрии?

3. Что такое поток излучения?

4. Что такое освещенность?

5. Чем отличается световой поток от освещенности?

6. Что такое видимая звездная величина?

7. Что такое абсолютная звездная величина?

8, Что мы называем светимостью?

9. Что такое яркость объекта?

10. Какую физическую величину характеризует звездная величина?


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №22. Астрофотометрия iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок №22. Астрофотометрия iconРасписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11....
Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская...
Урок №22. Астрофотометрия iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Урок №22. Астрофотометрия iconТехнологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке
Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование...
Урок №22. Астрофотометрия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...
Урок №22. Астрофотометрия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....
Урок №22. Астрофотометрия iconУрок пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, урок-презентацию...
Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные...
Урок №22. Астрофотометрия iconУрок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии...

Урок №22. Астрофотометрия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее...
Урок №22. Астрофотометрия iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок №22. Астрофотометрия iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...
Урок №22. Астрофотометрия iconУрок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки...
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Урок №22. Астрофотометрия iconУрок с 55ч до 10. 40ч. 3 урок с 11. 00ч до 11. 45ч. 4 урок с 12....
Дополнительные каникулы для обучающихся первых классов: с 18 февраля по 25 февраля – 8 дней
Урок №22. Астрофотометрия iconУрок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы н в суффиксах причастий"...
Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Урок вкусный и интересный. Я приглашаю вас на кулинарный поединок
Урок №22. Астрофотометрия iconУрок в начальной школе с использованием технологии ркмчп
Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок...
Урок №22. Астрофотометрия iconУрок в начальной школе с использованием технологии ркмчп
Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск