Описание методической разработки
1.Название. Внеурочное занятие в 1 классе в рамках ФГОС второго поколения «Чтобы радость всем дарить, надо улыбаться, добрым и вежливым быть!»
2. Краткая аннотация. Чтобы у ребенка сформировать черты толерантной личности: чуткость, милосердие, доброту души, сострадание, уважение, дружбу, терпение; расположенность и доверие к другим людям, умение не осуждать другого человека; способность вступать в диалог и достойно вести его была проведена тематическая акция «Чтобы радость всем дарить, надо улыбаться, добрым и вежливым быть!». Это мероприятие способствовало формированию системы педагогического взаимодействия ОУ и семьи в интересах развития личности ребенка. В мероприятии сотрудничали педагоги, родители и ученики. Рефлексия была организована путём составления совместного коллажа «Планета Добра». Родителям было предложено творческое упражнение «Эмблемы толерантности», главная мысль которых – жить в мире друг с другом, уважать друг друга, стремиться к взаимопониманию и познаванию друг друга. Опираясь на собственные представления и творческие возможности экспрессивных способов самовыражения, все взрослые попытались нарисовать эмблему того, как они представляют понятие «толерантность». Конечным результатом было составление памяток «Правила вежливости», «Правила дружбы»
3.Учебный предмет(ы) , учебник и его авторы. Курс занятий «Этика – Азбука добра» по направлению «Внеурочная деятельность»
4 . Уровень обученности школьников - средний
5.Форма учебной работы: кружок
6.Полное описание разработки
Цель: Формирование нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий.
Задачи: формирование установок понимания чужого мнения; осознания принадлежности к мировому сообществу; воспитания любви и уважения к родителям; доброго и вежливого отношения к сверстникам; закрепления правил культурного поведения на практике; приобщения учащихся к правилам хорошего тона и употреблению вежливых и толерантных слов в речи;
Предполагаемые результаты: приобретение знаний о характере взаимоотношений с другими людьми; осознание базовых гуманистических ценностей; установление соответствия поступков нравственным правилам; ведение диалога; признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения; мотивация социальной деятельности.
Технологические особенности оснащения занятия : компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.
Ход занятия
Этапы деятельности
| Деятельность педагога
| Деятельность учащихся
| 1. Организационный момент Цель: вовлечь детей в деятельность и заинтересовать предстоящей работой.
Слайды 2 - 3
| Добрый день, ребята! Давайте начнём наше общение с приветствия.
Упражнение «Друг к дружке». Сегодня мы будем приветствовать друг друга в парах. Выберите себе взглядом пару, подойдите и пожмите партнёру руку. Можно приветствовать друг друга самыми разными частями тела: ладонями- внутренней и тыльной стороной, локтями, плечами, спинами и т.д. А сейчас, ребята возьмитесь за руки, посмотрите на соседа слева и улыбнитесь, а теперь на соседа справа и тоже улыбнитесь.
| Дети приветствуют друг друга по –разному
| 2. Постановка темы и цели занятия
Слайды 4 -5
| Прочитайте внимательно тему нашего занятия и подумайте над прочитанным.
Так, о чем же наш сегодняшний разговор?
Хотелось бы, чтобы после нашего занятия вы стали хоть немного добрее, терпимее и вежливее друг к другу. Песня «Улыбка»
| Дети читают: «Чтобы радость всем дарить, надо улыбаться, добрым и вежливым быть!»
О вежливости, о добре
Поют песню.
| 3. Основная часть
Цель: воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Тренинг «Путь к доброте»
Слайды 6 -7
Слайды 8-9
Слайд 10
Слайд 11
Тренинг «Взаимовыручка, дружба»
Слайд 12
Тренинг «Вежливость»
Слайд 13
Слайд 14
Слайды 15 - 16
Тренинг «Доброта, что солнце»
Слайд 17
| А начнем наш разговор со стихотворения Н. Тулуповой, которое так и называется “Разговор о доброте”.
– Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, добро – это всё положительное, хорошее, полезное. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.
- Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?
- Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно,
Путь к доброте нелёгкий, на нём человека ожидают взлёты и падения, добро и зло.
(На столе чашечные весы, на чашечках которых слова «Добро» и «Зло)
- Сегодня мы будем класть на одну чашечку весов слова, которые нам по душе, то есть «Добро», а на другую – слова, которые олицетворяют «Зло».
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
- Ребята, а откуда берёт начало доброта? От кого вы впервые познали доброту?
- Ну конечно, доброта берёт начало в семье.
- А в чём у вас проявляется любовь и забота о самом дорогом человеке.
- Эти добрые качества нужны и важны человеку всегда. Сейчас вы школьники. Школа – это ваш второй дом. Добрые качества души, заложенные в семье, вы принесли в своём сердце в школу. В школе учат «книжки добрые любить и воспитанными быть».
- Что значит быть воспитанными?
В школе учат «Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить».
Умеете ли вы дружить?
- Настоящие друзья ссорятся ненадолго. Настоящие друзья умеют прощать и умеют извиняться, смогут выручить и оказать помощь.
Физкультминутка
«Спал цветок, потом проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Утром солнышко проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Цветик наш, большой расти,
Людям радость приноси! Давайте посмотрим сценку по рассказу В. Осеевой “Синие листья”.
– Какое доброе дело могла бы совершить Катя?
- Какая же была Катя?
-Какие мы положим слова, и на какую чашку?
– Как вы понимаете слова учителя?
Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. А вы знаете волшебные слова?
Игра “Не ошибись, пожалуйста”. -Я буду просить вас исполнять задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”. Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста. Руки вперед. – Расскажите, о каких либо добрых поступках, которые вы наблюдали в школе или где– то еще?
- Только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И только у такого человека есть верные, надежные друзья. Стихотворение А. Л. Барто «Друг»
Друг напомнил мне вчера, сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды, я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой, обо мне на упоминал.
Я упал, и весь промок, он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то, а теперь представил счёт.
Не влечёт меня работа, больше к другу не влечёт.
- Ребята, как вы думаете, так поступают настоящие друзья?
- Какие ещё слова мы положим на чашки весов? Одни поступки людей тёплые, несущие в себе доброту и радость. Другие – холодные, злые, от которых всем становится плохо. Сделаете что-то хорошее – люди вокруг вас радуются, им становится тепло и светло. Сделаете плохое – люди огорчаются, им становится холодно, не хочется с вами общаться. Поэтому мы учимся жить так, чтобы рядом с нами было хорошо.
- Посмотрите, какая чаша весов перетягивает?- Почему?
- Давайте положим их в модель сердца класса. Пусть в наших сердцах эти слова оживут и превратятся в добрые мысли, добрые поступки, добрые дела.
- К сожалению, в нашей жизни ещё много встречается плохих, злых, жестоких, бессовестных, безответственных людей. Но давайте верить, что хороших людей на свете больше.
| 4 ученика рассказывают стихотворение.
“Разговор о доброте”.
1. Добрым быть совсем не просто Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта не пряник, не конфета.
2. Только надо добрым быть, И в беде друг друга не забыть. И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей.
3. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет, Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети.
4. Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды.
Нет, нелегко.
От мамы
2 ученика читают стихотворение:
В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире Доброта
Утро доброе у нас,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты . Что от этой доброты приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама.
- Мама! Это доброта .
(Дети рассказывают, как они помогают родителям. На чашку весов « Добро » кладутся слова: «помощь», «забота», «благодарность», «нежность», «любовь», «ласка»)
Дети говорят, что нужно быть вежливыми, не драться, не обзываться.
Высказывают свои мнения о том, как нужно дружить. Дети рассказывают, что к одноклассникам, к учителю, к старшим необходимо относиться доброжелательно, добропорядочно, вежливо, добросердечно. Эти слова кладут на чашку весов «Добро»; составляют памятку «Правила дружбы»
Дети выполняют движения под музыку.
Ученики инсценируют сценку «Синие листья»
У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зеленый карандаш!
А Катя говорит:
– Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
– Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
– Мама-то позволила, а брата я не спросила.
– Ну что же, спроси еще брата, – говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
– Ну что, позволил брат? – спрашивает лена.
– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
– Я осторожно говорит Лена.
– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.
– Мне, говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.
– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.
– Ну, что же ты? Бери!
– Не надо, – отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зеленого нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
– Я ей давала, а она не берет.
Посмотрела учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.
Дети высказывают свои мнения: - могла поделиться с подругой; сама помочь раскрасить;
- жадная, обманщица, завистливая, лживая
На чашку весов «Зло» кладут слова : жадность , обман, ложь.
- надо с добром давать, по –хорошему;
Дети называют
Выполняют движения.
Составляют памятку «Правила вежливости»
Рассказывают о добрых поступках.
На чашке весов появляются слова: вежливость, благодарность, помощь, забота.
Дети внимательно слушают стихотворение и высказывают свои мнения.
(Слова «дружба», «честность», «взаимопомощь» кладутся на чашу весов Добро, на чашу Зло – «лицемерие», «зависть»
Дети считают, анализируют, делают вывод, что на чаше Добра слов больше, чем на чаше Зла.
| 4. Рефлексия
Слайды 18,19,20,21,22
| Перед вами наша планета Земля. Она покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце засияло на нашей земле ярко-ярко. Не случайно народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце» А хорошие поступки, как лучи солнца согревают Землю. Сейчас каждый из вас возьмёт лучик , расскажет нам о своём добром поступке и прикрепит его к солнышку.
- А кто же ещё населяет нашу планету?
Давайте и их поместим на нашей Земле. Ведь на доброй планете должны весело петь птицы, цвести сады, порхать бабочки и насекомые, смеяться дети. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.
| Дети выполняют практическую работу –коллаж «Планета Добра»
Дети рассказывают о добрых поступках и прикрепляют лучики.
- Растения, животные, птицы, насекомые.
Дети помещают фигурки животных, растений, людей на Планету.
Родители рисуют эмблемы толерантности
| 5. Итог занятия
Слайд 23
| Послушайте стихотворение и сделайте вывод: «Каким нужно быть, чтобы всем было радостно»?
Игра «Волшебный клубочек» Дети сидят по кругу. Учитель передаёт клубочек по кругу. Тот наматывает себе нитку на палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание и передаёт клубок следующему, пока очередь опять не дойдёт до учителя.
- Давайте на этой доброй нотке и закончим наш разговор о доброте и вежливости. Споем все вместе песню, которая так и называется “Если добрый ты”…
- Большое спасибо всем за прекрасную работу!
| 1. Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда.
2. И если кому-то, когда-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря.
- Делают вывод: -вежливым, добрым, отзывчивым.
- передают клубочек учитель, родители, ученики.
Поют песню.
|
Список литературы:
1. Внеурочная деятельность учащихся начальной школы Примерные программы / отв. Ред. Т.С. Горбунова. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010.- с. 64.
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение, 2010. – 223 с.- (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-020549-8.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов ] .- м.: Просвещение, 2010.- 191 с.- ISBN 978-5-09-023009-4. 1. Агапова И.А. Праздник в школе.2005г., М.Айрис-пресс
4. Давыдова М.А.Доброе слово - что ясный день. Праздники в школе. 2002г. №10
5. Нуйкин А.А.Рассказы о высоких словах. М., Молодая гвардия, 1968г.
6. Пчельникова Л. Волшебное слово на выручку готов. Воспитание школьника. 2005. № 3.
7. Полетавкина Л.Г. Вечер. Будьте добрым человеком. Педсовет.2005г.
8. http://www.portal-slovo.ru/
9. http://www.bestreferat.ru/referat-98091.html
Автор: Москвина Вера Сергеевна, МКОУ Крутинская средняя общеобразовательная школа № 2, |