Скачать 168.39 Kb.
|
Тема. Вода и её свойства. Цели:
I. Актуализация изученного материала. Контроль за усвоением знаний. Тест по теме «Воздух и его охрана». 1.Воздух прозрачен: а) да; б) нет. 2.Воздух имеет цвет: а) да; б) нет. 3.Воздух имеет запах: а) да; б) нет. 4.Что происходит с воздухом при нагревании? а) расширяется; б) сжимается. 5.Что происходит с воздухом при охлаждении? а) расширяется; б) сжимается. 6.Какой газ поглощают при дыхании человек, животные и растения? а) азот; б) кислород; в) углекислый газ. 7.Какой газ выделяют при дыхании человек, животные и растения? а) азот; б) кислород; в) углекислый газ. II. Сообщение темы и цели урока. Учитель: Сегодня мы поговорим ещё об одном веществе, без которого жизнь невозможна. Назовите это вещество, отгадав загадку. Я и льдинка голубая, Я и капля дождевая, Я снежинка вырезная, Я по травке разлита, Догадайся, кто же я? (Вода) По каким признакам догадались? Все слыхали о воде? Говорят, она везде! Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда! – Сегодня мы с вами познакомимся с «наиболее драгоценным ископаемым нашей планеты» - так считают учёные – водой. – Кажется, что проще воды? И всё же. Так ли хорошо вы знакомы с водой – героиней нашего урока? С её обычными и необычными проявлениями в природе. III. Новый материал. 1. Лабораторная работа «Свойства воды». Сейчас мы с вами станем исследователями. К нам в лабораторию поступило вещество неизвестного происхождения. Цель:
Какие у вас предложения, что это за вещество? Будем доказывать. 2. Техника безопасности при проведении лабораторной работы. Опыт № 1.
Вывод: вода текуча, находится в жидком состоянии. Опыт № 2.
Вывод: вещество не имеет вкуса. Опыт № 3.
Вывод: вещество прозрачно. Опыт № 4.
Вывод: вода бесцветна. Опыт № 5.
Вывод: вещество не имеет запаха. Физминутка. Опыт № 6.
Вывод: вода не имеет формы. Опыт № 7. Вода – растворитель.
Вывод: вода – растворитель.
Опыт № 8. Представьте, что эта вода из реки.
Фильтр – устройство для очищения жидкости.
Вывод: вода фильтруется – очищается с помощью фильтра от нерастворимых частиц.
Опыт № 9.
Вывод: вода при охлаждении сжимается, а при нагревании расширяется. 3. Итог лабораторной работы.
Разбор ситуаций.
Закрепление.
Вывод: Без воды и воздуха не может существовать человек. Поэтому они нуждаются в охране. Знаете ли вы? В организме взрослого человека массой 70 кг воды 50 кг; сердце – 80%; кровь – 83% Каждые сутки взрослый человек потребляет в среднем 2 л воды. За семьдесят лет жизни человек выпивает 50 т воды. IV. Итог. Что вы узнали на уроке о воде? Работа с целями для детей. Вставьте в текст нужные слова, пользуясь таблицей. Вода не имеет запаха, цвета, она прозрачна и текуча. Вода – жидкость. Вода – растворитель многих веществ. Очистить воду от некоторых примесей можно с помощью фильтра. При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается. V. Гимн воде. «Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты есть сама жизнь. Ты величайшее в мире богатство, но и самое непрочное. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое так легко спугнуть». Антуан де Сент-Экзюпери VI. Домашнее задание. 1.Учебник. 2.Задание для Золушки.Мачеха приготовила смесь из песка, соли и опилок. Как отделить их друг от друга при помощи воды? Цель урока: познакомить детей с некоторыми свойствами воды; дать представление о применении свойств воды в жизни человека; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать. Ход урока I. Организационный момент Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. 1. Актуализация знаний учащихся Выберите правильный ответ: Горизонт – это … А) воображаемая линия; Б) видимое глазом пространство; В) это грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли. Ориентирование – это… А) определение местоположения человека на местности; Б) определение времени; В) определение расстояния. Экватор – это … А) воображаемая окружность, делящая земной шар на северное и южное полушарие; Б) газообразная оболочка окружающая Землю; В) прибор для определения сторон горизонта. Земля вращается вокруг … А) оси; Б) полюса; В) экватора. Гидросфера – это … А) земная кора и верхняя часть мантии; Б) водная оболочка Земли; В) воздушная оболочка Земли. Глобус – это … А) разрисованный мяч; Б) вращающаяся модель земного шара; В) модель Луны. Постановка целей урока. 2. Разгадайте кроссворд С высоты большой скрываясь Грозно он ревёт. И, о камни разбиваясь, Пеною встаёт. (водопад) Утром падаю всегда – Не дождинка, не звезда – И сверкаю в лопухах На опушках и лугах. (роса) Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог, Нас он летом, в самый зной, Ледяной поит водой. (родник) В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (вода) - Что такое вода? - Какая вода? - Какую роль вода играет в жизни человека? II. Сообщение темы урока 1. Просмотр видеосюжета «Вода – основа жизни». Приложение 1 2. Вода Земли - Как вы думаете, много ли воды на Земле? - Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если раскрутить глобус, то, кажется, что Земля стала одного цвета – голубого. А всё потому, что этой краски на нём больше. Голубым цветом изображены моря, океаны. Вода занимает три четверти поверхности земного шара. Все воды Земли составляют её водную оболочку, которая называется гидросферой. 3. Сообщения детей о водоёмах Оренбургской области - Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле человека. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Вода не только поит, но и кормит. Она добывает электрический ток. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон, не сделать ни бумагу, ни ткань, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. Но это всё стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества. Физминутка 4. Свойства воды - Какая она вода? Давайте её изучим. - Сейчас мы с вами станем исследователями. Нам предстоит определить некоторые свойства воды. Работать мы будем в лаборатории и свои открытия записывать на лист. Цель нашей работы: установить свойства воды Объект изучения: вода. Состояние: - Вы сказали, что вода льётся, течёт. Давайте это проверим. Нальём воду в стакан и перельём её в банку. А затем медленно нальём немного воды в блюдце. Почему удалось перелить воду из одной ёмкости в другую? Вывод: вода жидкая. Свойства: А) Форма. - Посмотрите на предметы (кубик, шарик), какую форму они имеют? - А если мы эти предметы опустим в воду, положим на блюдце, на ладошку, книгу. Изменят ли они свою форму? - А есть ли форма у воды? Проведём опыт. Я налью воду в стакан, баночку, блюдце. Какую форму она примет в каждом сосуде? Какой вывод можно сделать? Вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают. Б) Цвет. Сравнение цвета воды с цветом молока в стакане, сока, при помощи цветных полосок. Вывод: вода не имеет цвета. В) Запах. Перед нами жидкость неизвестного происхождения. Она может быть с резким, неприятным запахом. Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности безопасности. Сосуд должен находиться на некотором расстоянии. Рукой совершаем волнообразные движения к себе и медленно приближаем сосуд. Какой вывод можно сделать? Вывод: вода не имеет запаха. Г) Вкус. Перед детьми стакан с водой и стакан с соком. Пробуют на вкус воду и сок и делают вывод. Вывод: вода не имеет вкуса. Д) Текучая. Немного нальём воду на стекло. Что произошло? (растеклась) Вывод: текучая. Е) Прозрачная. Опустим в стакан с водой ложку и в стакан с молоком. Какой вывод сделаем? Вывод: вода прозрачная. Общий вывод: вода – это жидкость, которая не имеет запаха, цвета, собственной формы, она прозрачная и текучая. Охрана воды Пословицы
- Как вы понимаете смысл этих пословиц? - Кажется, что воды на Земле много. Но это не так. Та вода, которая нужна человеку – пресная. Запасов пресной воды очень мало. Значит, воду надо охранять. 2. Работа в парах (листы на партах) - Обсудите и зачеркните то, что может навредить воде. IV. Итог урока - Что вы узнали на уроке о воде? - С какими свойствами воды познакомились? Цель: знакомство с некоторыми свойствами воды и их использование человеком. Задачи: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Оборудование:
Тип урока: урок–исследование. Форма проведения урока: групповая. Урок по теме: первый. Применение интерактивных технологий Ход урока 1. Организационный момент. - Сегодня у нас на уроке присутствуют гости мои коллеги. Поприветствуйте их. Улыбнитесь. Настройтесь на работу. Тихо сядьте на свое место. - Уважаемые коллеги, друзья. Мы рады видеть вас у нас в гостях, надеемся, что вам понравится и вы не пожалеете о потраченном времени. 2. Чтобы узнать тему урока, я предлагаю отгадать загадку: Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы дождик лился с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без … Презентация. (Приложение 1) Вы догадались верно. Будем говорить о воде. Тема нашего урока: Вода. Знакомая – незнакомка.
Выслушиваются ответы детей. 3. Проблемная ситуация. В одной из русских народных сказок, героине дают задание»принести воды в решете». Как вы думаете, она справилась или нет? 4. Сегодня на уроке вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы. Изучать свойства вы будете в своих лабораториях. 5. Ассоциативный ряд. - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово»вода»? Подумайте и запишите их. (Ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родник). Один поэт сказал: Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда. Струя водопада и брызги фонтана И все это – только Вода! 6. Презентация. В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней. Посмотрим на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены океаны, моря, реки, озера нашей планеты. Вода занимает 3/4 площади нашей планеты. И наверное правильнее было назвать планета Вода. Вода краса все природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек. Реки придают особую красоту местности, по которой они протекают. ни в одной стране мира нет такого количества рек, как у нас. - Какие реки вы можете назвать? Кто может их показать? Назовите реки нашей области. Есть ли у вас сообщения о реках области? Красоту воды мы видим в глубине озер. Озера называют голубыми глазами Земли. Гордостью нашей огромной страны является Байкал. Что вы знаете об этом озере? Красоту воды мы видим в морях, Назовите и покажите известные вам моря. Океаны, покрывающие почти всю нашу планету, всю нашу Землю, на которой миллионы лет зародилась жизнь – это вода. Покажите океаны и расскажите о них. Знаете ли вы, где еще на Земле встречается вода? Отгадайте загадки: Пушистая вата плывет куда–то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака). Нахмурится, насупится. В слезы ударится Ничего не останется. (Тучи). Вода по воде плавает (лед, айсберг). Скатерть бела весь мир одела (снег). Что за звездочки резные на пальто и на платке Все сквозные, вырезные А возьмешь – вода в руке. (Снежинки). Утром падаю всегда не дождинка не звезда – И сверкаю в лопухах на опушке и в лугах. (Роса). Шумит он в поле и в саду А в дом не попадет Но никуда я не пойду Покуда он идет. (Дождь). Что видно, когда ничего не видно? (Туман). Не колючий, светло–синий По кустам развешен …. В кружево просто одеты Деревья, кусты, провода И кажется сказкою это, А в сущности только Вода. 7. О воде много сложено пословиц. Какие вы можете назвать? Прочтите пословицы, подобранные мной:
- Как бы вы объяснили последнюю пословицу? Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов. Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины. А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. Без воды не приготовить пищи, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину. ни конфеты, ни лекарства. Вот она какая – вода! Но все это стало доступно человеку только после того, как он изучил свойства воды. Одно из свойств вы хорошо знаете. Послушайте стихотворение Н. Рыжова. В нем раскрывается это свойство. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане и в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться! смею вам я доложить без нее нам не прожить!
9. Физминутка. Очень всем нужна вода Делай раз и делай два Звери из ручья попили Влево вправо поклонились вместе на носочки встали Тучку лапками достали Дождик вдруг полил с утра За работу нам пора. 10. Какие же еще есть удивительные свойства воды?
(Приложение 2) На эти вопросы вы ответите в своих лабораториях. В каждой лаборатории своё задание. Но прежде чем приступить к работе повтори правила техники безопасности. Находясь в лаборатории, будьте осторожны с оборудованием. Посуду берите осторожно, иначе можно разбить стекло и пораниться. После проведенного исследования подготовьте вывод. 11. Проверка на интерактивной доске. Обсудите в своих лабораториях результаты исследований и сделайте выводы. Откройте тетради на печатной основе страница 21, зад. 21. Все ответы будем фиксировать в таблице. В вертикальной графе указаны состояния воды. В каком состоянии у нас вода? Выбираем жидкое. Имеет ли вода цвет и запах (гр 1). Отвечает лаборатория 1. Ваши выводы Имеет ли вода вкус и прозрачна ли она? (гр 2). Отвечает лаборатория 2. Ваши выводы. Имеет ли вода форму? (гр 3). Ответы лаборатории 3. Выводы. Что означает свойство Текучесть? (гр 4). Отвечает лаборатория 4. Выводы. Под таблицей напишите растворимость (гр 5). Ваши выводы. 12. Закрепление. Из предложенных свойств, выберите только те, которыми вода обладает:
13. Домашнее задание. Подобрать пословицы, загадки, стихи о воде. Учебник стр. прочитать об удивительном свойстве воды. Стр. 98-99. Провести опыт: Налить в бутылку воды и вынести ее на мороз. 14. Итог урока. Что вы дома можете рассказать о воде и ее свойствах? 15. Оценивание. 16. В заключении хочу напомнить. Человек, запомни навсегда Символ жизни на земле Вода! Экономь её и береги Мы ведь на планете Не одни! |
Тема разработки Лабораторная работа №1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В рамках проекта изучаются темы: «Свойства воды», «Превращения воды», «Круговорот воды в природе». С помощью экспериментальной деятельности... | ||
Лабораторная работа № Лабораторная работа №1. Изучение основных возможностей программного продукта Яндекс. Сервер. Установка окружения, установка и настройка... | Биология 7 класс Отдел Настоящие Грибы. Лабораторная работа №1 «Строение плесневого гриба мукора». Лабораторная работа №2 «Строение дрожжей» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Обобщить, систематизировать, проверить знания учащихся по теме «Физические свойства воды, вода в природе, значение воды в жизни... | Тема урока: Вода, свойства воды. Превращения и круговорот воды. О б о р у д о в а н и е: глобус; материалы для практической работы: пробирка, зажим, спиртовка | ||
«Удивительные свойства воды» Цель: Познакомить детей со свойствами воды Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным | Программа по естествознанию (раздел «Химия») для студентов, обучающихся... Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как... | ||
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «вода. Круговорот... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным | Урока: Образовательные Образовательные: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, этапы промышленной очистки воды | ||
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «вода. Круговорот... Базовый учебник Макарова Н. В., Кочурова Е. Г, Николайчук Г. С. и др./ под ред. Макаровой Н. В. «Информатика и икт. 8-9» | Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так... | ||
Конспект интегрированного урока по химии и физике Тема: «удивительные свойства воды» Показать обучающимся, что вода это уникальное природное соединение, активная среда для жизни растений, животных и человека. Закрепить... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока Свойства поверхностного слоя жидкости. Смачиваемость. Капиллярность. Влажность воздуха. Психрометр и гигрометр. Лабораторная... | ||
Лабораторная работа «Устройство микроскопа, приёмы пользования им.... Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Устройство микроскопа, приёмы пользования им. Клеточное строение растений» | Перечень электронных образовательных ресурсов, разработанных учителем... Увеличительные приборы. Строение светового микроскопа и правила работы с ним. Лабораторная работа «Приготовление препарата клеток... |