Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников доу





Скачать 323.85 Kb.
НазваниеРабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников доу
страница1/2
Дата публикации09.10.2013
Размер323.85 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Астрономия > Решение
  1   2
Проблему своеобразия развития детей с глазной патологией и определение средств коррекции при нарушениях зрения освещают в своих работах ученые - тифлологи. Это работы: Р.М.Боскис (1975), Т.А.Власовой (1972), Л.С.Волковой (1983), Л.П.Григорьевой (1985), В.З. Денискиной (2001), В.П.Ермакова (1986), А.Г.Литвака (1973), Л.И.Плаксиной (1995), Л.И.Солнцевой (1980), Б.К.Тупоногова (1996), В.А. Феоктистовой (1992). Данные авторы определили тенденции становления психики детей с нарушениями зрения, выделили соотношения общего и частного в закономерностях развития, выявили средства коррекции нарушений. То есть, современной наукой накоплен довольно обширный опыт помощи таким детям. Однако проблема приспособления ребенка с нарушением зрения к условиям существования в окружающей среде до настоящего времени остается актуальной и значимой.

В рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушения зрения детей подготовительной к школе группы МДОУ комбинированного вида.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
Пояснительная записка.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с нарушением зрения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Закон РФ «Об образовании» (от 22.08.2004 №122-ФЗ);

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ);

Методические рекомендации по составлению образовательной программы ДОУ N 655 от 23 ноября 2009 г.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с нарушением зрения.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка и теория обучения и воспитания детей с нарушением развития (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, Л.Б. Баряева, С.Г. Шевченко).

Основной базой рабочей программы являются:

программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И.Плаксиной.

образовательная программа детского сада;

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;

Программа создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.
Основные принципы и подходы построения и реализации Программы:

научной обоснованности и практической применимости;

единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

комплексно-тематического построения образовательного процесса;

решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.

Цели программы.

Обеспечение системы средств и условий для устранения недостатков зрения у детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием зрения будущих школьников.

Основные цели и задачи коррекционного обучения.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизиологического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения. Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка, в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, организованных видах деятельности и т.д.)

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);

профилактического;

развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

2. Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3. Приоритетность коррекции каузального типа.

В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

4. Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

6. Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с нарушением зрения всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг), релаксопедии и др.

7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

 Условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов, формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения.


Возрастные и психофизические особенности детей 6-7 лет с нарушением зрения

На психическом развитии старшего дошкольника с нарушенным зрением сказывается время появления зрительного дефекта и степень нарушения зрения, наличие и тяжесть других нарушений здоровья, а также эффективность лечения и психолого-педагогической коррекции, ситуация в семье и др. Чем раньше возникает дефект, и чем сильнее степень нарушения зрения, тем заметнее может нарушиться психическое развитие вторично, даже если исходно ребенок имел только нарушение зрения и не было никакой сочетанной патологии. У слабовидящих детей возникают те же проблемы в развитии, что и у слепых, но менее выраженные. Ситуация осложняется тем, что многие дети с нарушениями зрения имеют и другие нарушения здоровья.

На формирование личности ребенка с нарушенным зрением оказывают влияние не только биологические, но и социальные факторы: неблагоприятные условия семьи или социального окружения, гипер- и гипоопека, ограниченные возможности для людей с нарушениями зрения доступа к получению информации и общения с другими людьми.

При нарушении зрения заметно усложняется ориентировка в большом пространстве, дети плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет, местоположение, следствием чего является малоподвижность слабовидящих детей. Малоподвижность же, в свою очередь, приводит к развитию мышечной гипотонии (слабость мышц). Навыки ориентировки можно развить лишь при постоянном использовании других сохранных анализаторов (слух, кожно-кинестетическая и тактильная чувствительность, восприятие вибрации и др).

Поскольку ребенок не может в достаточной степени исследовать ближнее окружение, это порой приводит к задержке речевого развития. Из-за недостатка сенсорного опыта у детей наблюдается разрыв между предметным практическим действием и его словесным обозначением.

Однако у большинства детей со зрительными нарушениями речь не нарушается, но сужена сфера активного общения, познавательной деятельности и подражания. Часто у незрячих наблюдается вербализм, когда они используют в речи большой лексический запас слов, не всегда зная их значения. Поэтому при обучении нужно обращать на это внимание и, когда возможно, чаще применять наглядность, учить практическому использованию знаний и навыков.

Особые сложности в связи со зрительной недостаточностью возникают у таких детей при овладении счетом последовательного ряда элемента множества, выполнения действий наложения и приложения, сравнения количества.

Важным органом восприятия предметов у людей с нарушениями зрения является рука, и у них должны быть хорошо развиты кистевой, ладонный и пальцевой способы восприятия. Однако при слепоте и слабовидении непосредственно может быть отражено меньше свойств и признаков предметов. Возникают проблемы с восприятием цвета, эстетическим восприятием объектов, снижается полнота, целостность и скорость восприятия. Например, трудно воспринять картины природы. Накопление зрительного опыта осуществляется медленнее, поэтому сюжетное рисование, лепка фигур в движении начинает активно формироваться к 6 – 7 годам.

Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка с нарушением зрения и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. Но ребенку с нарушением зрения требуются специальные пропедевтические занятия по обучению игре, в задачу которых входят формирование действий с предметами и игрушками, наблюдения за действиями взрослых, тренировочные задания по принятию роли. Специальной задачей в развитии игры детей является преодоление вербализма и обогащение чувственной стороны игры.

Дифференцировка и зрительная сосредоточенность у слабовидящих снижены. Что касается памяти у слабовидящих, то они запоминают медленно (и при этом сильнее утомляются), но информация дольше сохраняется в памяти. Зрительная память ослаблена или отсутствует. Поскольку при нарушении зрения затруднена или отсутствует возможность зрительного контроля, то детям с нарушением зрения приходится запоминать много информации о том, где находятся те или иные предметы и ориентиры.

У слабовидящих детей снижены активность, мотивационная сфера, потребности и интересы. Вместе с тем, зрительный дефект никак не влияет на такие сферы психики, как мировоззрение, убеждения, характер, темперамент и пр. Значит, нарушение зрения оказывает влияние лишь на отдельные компоненты личности, но не в такой степени, чтобы радикально ее перестроить.

В формировании психики детей с нарушениями зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их особенностей, связанных с дефектом зрения.

Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей.

Дети в одной возрастной группе, имея примерно одинаковые зрительные диагнозы, могут очень сильно отличаться по уровню развития интеллекта и психоневрологическому статусу. Осложненный неврологический анамнез встречается чаще, чем интеллектуальные нарушения, дети с задержками развития обычно составляют 15-20 процентов от общего количества воспитанников. К 6-7 годам около 20-25 процентов детей имеют высокий уровень интеллектуального развития, и довольно часто в эту группу попадают дети с очень низкой остротой зрения.

Нарушения зрения связаны также с трудностями двигательного развития: отсутствие стереоскопического восприятия, монокулярный характер зрения у детей с амблиопией и косоглазием снижает двигательную активность детей. Имея меньшую подвижность и малый опыт общения, они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела и плохо используют крупную моторику для выражения своих чувств, желаний, тем самым не создают для себя систему двигательных образов, отражающих отношение к объектам и субъектам коммуникаций, не имеют четких образов выражения своих чувств в пантомимике. Вследствие этого и возникает непонимание языка пантомимики у других и трудности собственных коммуникаций.

Однако организация всей системы лечения, воспитания и обучения в соответствии с требованиями офтальмологов и тифлологов позволяет достичь хороших результатов в восстановлении зрения и в подготовке детей к обучению в школе.
Режимное обеспечение коррекционно-развивающей и образовательной деятельности Важное значение имеет место коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в режимном обеспечении. Основу этого составляет система двигательной активности и организованной образовательной деятельности. Для этого необходимо четко продумывать вариативность занятий и активного отдыха, игр детей. Это также является необходимым условием и профилактикой преодоления гиподинамии и др. отклонений в развитии детей с нарушением зрения, имеющих особые трудности зрительно-двигательной ориентировки.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: дефектолога, воспитателя, специалистов и родителей

Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта зрения.
Циклограмма деятельности учителя-дефектолога:

Понедельник


8.00 – 8.25

8.25 – 8.35

8.35 - 9.00


10.50-11.30
11.30 -12.00



Индивидуальная работа с детьми.

Подготовка к НОД.

Совершенствование навыков СБО


Подготовка к прогулке (развитие на-выков самообслуживания) прогулка.

Работа с документаций.



9.00 – 9.30
9.40 – 10.10

10.20-10.50


Музыка (помощь в развитии координации движений, общей и мелкой моторики ) Социально-бытовая ориентировка/Лепка.

(по подгруппам)



Вторник

13.00-13.30

13.30-14.00
14.00 -14.30
14.30 -15.00

15.00 -15.30

15.30 -15.40

16.40-17.00


Работа с воспитателями.

Оптимизация коррекционно-воспитательного процесса.

Работа с врачом-офтальмологом, медицинской сестрой – ортоптисткой.

Работа с муз.руководителем

Индивидуальная работа с детьми.

Подготовка к НОД.

Оказание помощи детям по овладе-нию игровыми навыками.



15.40-16.05

16.10-16.40



Развитие зрительного восприятия

(по подгруппам).


Среда


14.00 -14.30

14.30-15.00

15.00 -15.30

15.30 -15.40

16.40 -17.00

17.00-18.00



Работа со старшим воспитателем.

Работа с психологом.

Индивидуальная работа с детьми.

Подготовка к НОД.

Работа с документацией.

Консультативная работа с родителя-ми.


15.40-16.05

16.10-16.40


Ориентировка в пространстве

(по подгруппам).



Четверг


8.25 – 8.40

8.40 – 9.00
9.30 - 9.40
10.50-11.20

11.20-11.55

11.55-12.25


Работа с воспитателями

Индивидуальная работа с детьми.
Подготовка к НОД
Работа с документацией

Работа с логопедом.

физкультура на воздухе (помощь в развитии координации движений, об-щей и мелкой моторики)




9.00 – 9.30
9.40 –10.10

10.20-10.50



Развитие речи и подготовка к обучению гра-моте (логопед).

Развитие зрительного восприятия

(по подгруппам).


Пятница


9.30 -9.40

10.50 -12.00

12.00-12.30

12.30 -13.00
13.00-13.30


Совершенствование навыков СБО

Подготовка к прогулке, прогулка.

Работа с документацией.

Работа с инструктором по

физическому воспитанию.

Координирование медико- педагогического взаимодействия.



9.40-10.10
10.20 -10.50



физкультура (помощь в развитии координа-ции движений, общей и мелкой моторики)

Социально-бытовая ориентировка

(со всей группой).



Объем образовательной нагрузки

Распределение занятий учителя-дефектолога, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.2660-10.

Учитель-дефектолог:

фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,

индивидуальные коррекционные занятия.

В программе выделены следующие разделы:

1. Зрительное восприятие

2. Ориентировка в пространстве

3. Социально-бытовая ориентировка

Развитие общей и мелкой моторики автоматически входит как составляющая часть всех занятий.

Вид коррекционного занятия

Продолжительность занятий

Количество

в неделю

Количество

в год (средн.)

Ориентировка в пространстве

30

1

34

Развитие зрительного восприятия

30

2

66

Социально-бытоввая ориентировка

30

2

66

Формы организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать подгрупповую и индивидуальную работу с детьми, имеющими нарушение зрения, сэкономить время воспитателя и учителя-дефектолога на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной коррекционно-развивающей деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения в школе.

Подгрупповые занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и степени выраженности зрительного дефекта. Они строятся на основе комплексности и интегрирования. По своей структуре состоят из дидактических игр и упражнений с применением многих видов вспомогательных и необходимых средств коррекционно-развивающего процесса:

а) проведения зрительной гимнастики и пальминга как обязательного элемента (упражнения, направленные на устранение дефекта, снятия зрительного утомления и др.)

б) спортивных, танцевальных и др. двигательных упражнений на развитие согласованности и координации движений, коррекции осанки и походки;

в) упражнения, связанные с развитием сенсо-моторных функций (пальчиковые гимнастики, самомассаж пальцев и др.)

г) элементов психогимнастики (мимические и пантомимические упражнения, направленные на развитие навыков невербального общения)

д) методов и приемов современной психотерапии: цвето-, музыко-, изо-, библиотерапии и др.

е) методов релаксопедии, направленных на своевременное снятие мышечных зажимов и напряжения (релаксационные упражнения и др.)
Подгрупповые занятия включают в себя разделы:

1. Развитие зрительного восприятия, направленное на:

- расширение представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни;

- формирование зрительно-двигательных умений обследования предметов;

- знание основных цветов и оттенков;

- умения пользования оптическими приборами и др.

2. Развитие социально-бытовой ориентировки:

- формирование у детей адекватных представлений об окружающем мире на полисенсорной основе;

- обучения пониманию, осмыслению и правильному отражению речи сути происходящих событий и явлений;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование представлений о культуре поведения в общественных местах и др. 3. Развитие ориентировки в пространстве, направленное на:

- развитие навыков полисенсорного восприятия предметов с помощью сохранных анализаторов;

- определения пространственного расположения предметов от себя;

- обучения действия по сигналам (звуковым, зрительным и др.);

- умения ориентироваться в пространстве: помещениях, на улице, дороге и др.;

- умения ориентироваться на листе бумаги; поверхности стола и др.;

- моделировать пространственные отношения, пользуясь условными изображениями;

- ориентироваться в разнообразных схемах; самостоятельно составлять их.

Развитие осязания и мелкой моторики автоматически интегрируется во все виды коррекционно-развивающих занятий и являются неотъемлимой частью, а именно:

- обучение осязательному восприятию и приемам выполнения предметно-практических действий;

- методам осязательного обследования предметов ; тактильно-двигательной чувствительности;

- навыкам держания карандаша; умения регулировать движения при штриховке и др.;

- сформированности навыкам работы с пластилином, ножницами;

- правильному применению в творчестве вспомогательных материалов: трафаретов, сыпучих, природных и др. материалов.

На индивидуальных занятиях закрепляются и автоматизируются полученные знания с применением таких же методов и приемов, применимых в деференцированном обучении. Также расширяются и систематизируются знания детей; отрабатываются имеющиеся навыки и умения в соответствии с дефектом зрения и индивидуальным перспективным планом. Помимо занятий коррекционно-развивающая деятельность охватывает все формы деятельности учителя-дефектолога совместно с другими педагогами: ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, физическое, трудовое обучение, игра, изобразительное искусство.

Во всех видах деятельности дошкольников, имеющих нарушения зрения, учитель-дефектолог является координатором и организатором: направляет, помогает, корректирует, принимает активное участие, дает необходимые рекомендации по дальнейшему обучению и воспитанию.

Перечень программ, технологий, методических пособий

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Просвещение, 1997. – С. 3-158.

Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: ГороД, 1998. – 261 с.

Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга: изд-во «Адель», 1998. – 118 с.

У.Г. Бейтс, М.Д. Корберт Пальминг /методическое пособие/ СПб, образование 2002.

Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Авторский коллектив: В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова и др. – СПб.: Образование, 1995. – С.7-74.

Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К.. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. Учебное пособие / Под ред.Г.В.Никулиной. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. – 84 с.

Методическое обеспечение специальных программ для ДОУ для детей с нарушением зрения

Э.С. Аветисова Зрительная гимнастика (учебно-методическое пособие)

Денискина В.З., Петрова Г.П. Развитие обоняния у детей с нарушением зрения //Дефектология. - №4. – 2005.- С. 58-62.

Ремезова Л.А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. – Тольятти. 2002. – 254 с.

Е.А. Алябьева Психогимнастика.

Ремезова Л.А.,Сергеева Л.В., Юрлина О.Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин: Методическое пособие. – Самара:. Изд-во СГПУ, 2004. – 227 с.

Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры / Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства, 2006. – 72 с.

Ремезова Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушениями зрения. — Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 2002. – 135 с.

Ремезова Л.А. Обучение дошкольников с нарушениями зрения конструированию из строительного материала. – Самара: изд-во СПГУ, - 2003. – 2008..

Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Сост. Л.А. Дружинина и др.; науч. Ред. Л.А. Дружинина. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007. — 176 с.

Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. – Тольятти. 2002. – 147 с.

Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [Сост Л. А. Дружинина и др.; науч. Ред. Л. А Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 206 с.

Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) /Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства. 2007. – 256 с.
Комплектность коррекционно-педагогической работы – основа программы

Важное значение в деятельности учителя-дефектолога является взаимодействие с остальными субъектами образовательной работы МДОУ: педагогов, специалистов, медиков, родителей. У всех у них свои цели и задачи, однако они служат единой цели в воспитательно-образовательном процессе и тесно взаимосвязаны.

Воспитатель:

 фронтальные, подгрупповые занятия по развитию познавательной сферы, ознакомления с окружающим, художественного творчества на основе сохранных анализаторов;

 экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

 беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Учитель-логопед:

фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,

индивидуальные коррекционные занятия.

Музыкальный руководитель:

музыкально-ритмические игры;

упражнения на развитие зрительного восприятия, двигательной памяти;

этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

игры-драматизации.

Специалист по ИЗО:

игры, упражнения на восприятие цвета и формы;

упражнения на развитие зрительного восприятия, двигательной памяти;

пальчиковая гимнастика, самомассаж рук и др.;

обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.

Специалист по ФИЗО:

игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

подвижные, спортивные игры с использованием сохранных анализаторов;

игры на развитие пространственной ориентации.

Педагог-психолог:

Коррекционно-развивающая деятельность, включающая:

. индивидуальные и подгрупповые занятия;

. игры и упражнения на развитие зрительного восприятия, коммуникативных способностей, ориентировки в пространстве.

. дренаж психомоторных функций.

Родители:

игры и упражнения на развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, мелкой и общей моторики ребенка;

контроль за выполнением заданий ребенка;

выполнение рекомендаций учителя-дефектолога.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников доу iconРабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников доу iconАналитическая записка
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников доу iconПротокол от 30. 05. 2013 №6 Заведующий мбдоу
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников доу iconПояснительная записка Образовательная программа начального общего...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы;...
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников доу iconОбщие требования к стандарту высшего профессионального образования...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников доу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников доу iconПояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана...
«Программы воспитания и обучения детей в детском саду» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и Образовательной...
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников доу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стандарт) к структуре основной образовательной программы, с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы (московский...
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников доу iconПояснительная записка Учебный план (далее План нод) Муниципального...
Нод) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №195 г. Екатеринбурга (далее доу) состоит из учебного плана...
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников доу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящая рабочая программа разработана на основе образовательной программы мбдоу «Нижне-Кондратинский детский сад» чмр рт- в соответствии...
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников доу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Осударственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание образовательной...
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников доу iconТематическое планирование по всем возрастным группам доу с. 162
Приоритетные направления деятельности доу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с. 6
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников доу iconРабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов...
Примерной основной образовательной программы оу, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей...
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников доу iconАлгоритм разработки образовательной программы доу
Обновление содержания дошкольного образования на современном этапе предусматривает его комплексность и вариативность, в связи с чем...
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников доу iconРабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной...
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников доу iconОсновной образовательной программы начального общего образования моу сош п. Киевский
Стандарта), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373. Образовательная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск