Скачать 180.79 Kb.
|
Программа исследовательской работы по астрономии «Вселенная – взгляд с Земли» (35 ч) Учитель: Рудометова Н.И. Содержание 1.Пояснительная записка……………………………………………………………………2 2. Цели обучения…………………………………………………………………………….2 3. Задачи обучения……………………………………………………………………………2 4. Место предмета в учебном плане (количество часов)…………………………………..2 5. Требования к уровню подготовки выпускников образовательного учреждения …..3-4 6. Основное содержание предмета…………………………………………………………5-6 7. Учебно-тематическое планирование……………………………………………………6 8. Календарно-тематическое планирование………………………………………………7-9 9. Список литературы для учителя, для обучающихся…………………………………..9-10 10. Материально- техническое обеспечение предмета…………………………………. 10 Пояснительная записка Исследовательская работа « Вселенная – взгляд с Земли» завершает физико-математическое образование выпускников средней школы. Предлагаемый курс соответствует задачам, стоящим перед обучением уч-ся в старших классах. Работа согласована с требованиями и содержанием основных программ курса физики средней основной школы. При выполнении исследовательской работы необходимо учитывать следующее:
Цели работы:
Задачи работы:
Место предмета в учебном плане (количество часов) Исследовательская работа по астрономии адресована учащимся 10-11 классов общеобразовательной школы. Проводится в 10 или в 11 классе, 35 часа (1 час в неделю). Методы обучения Для решения стоящих перед работой задач необходимо использовать разнообразные формы занятий, как лекции учителя с элементами практической работы, с элементами дискуссии, доклады и рефераты учащихся. Необходимо увеличить долю самостоятельной работы уч-ся (коллективной, групповой, индивидуальной). Ведущими формами занятий могут быть семинары и практические занятия. Темы предстоящих семинаров объявляются заранее, и каждому уч-ся необходимо выступить с основным сообщением на одном из занятий, каждому уч-ся предоставляется возможность выступить в роли докладчика или содокладчика, референта или консультанта. Уч-ся самостоятельно ищут информацию для подготовки сообщений и докладов, подбирают видеофильмы, компьютерные диски. Помимо исследовательского метода целесообразно использовать частично-поисковый и проблемный методы изложения материала, информационно-иллюстративный, используя видеофильмы и компьютерные диски по астрономии. Требования к уровню подготовки для обучающихся Ожидаемыми результатами исследовательской работы являются:
Основные знания и умения учащихся
Аттестация учащихся Особенностям занятий наиболее соответствует дифференцированная зачетная форма оценки достижений уч-ся. В качестве основной формы оценки уч-ся предполагается использовать результаты выступлений на семинарах, подготовленные доклады и рефераты, выполненные исследования и наблюдения. В конце изучения курса уч-ся сдают итоговые работы, которые могут быть представлены в виде тематических презентаций или в других формах. Темы работ уч-ся выбирают сами по мере прохождения материала. Итоговый дифференцированный зачет уч-ся по исследовательской работе можно выставлять по критериям: активное участие на семинарах, выступление с докладом, выполнение наблюдений и анализ наблюдений. Учащийся должен выполнить итоговую зачетную работу по курсу. Межпредметные связи При изучении элементов практической астрономии необходимо опираться на знания уч-ся о географических координатах, счете времени и способах ориентирования, полученные в курсе географии. География: нужно использовать первоначальные сведения о нашей планете и других небесных телах, подробные данные о Земле и природно-климатические закономерности. История: сведения о развитии науки и культуры. Химия: при изучении природы небесных тел привлекаются сведения о составе и свойствах веществ. Математика: знание тригонометрических функций, радианная мера угла, соотношения между сторонами и углами треугольника, пропорции, логарифмы. Информатика: работа с компьютерными программами, работа в Интернете. Физика: Законы движения в гравитационных и магнитных полях, определение масс взаимодействующих тел, молекулярно-кинетическая теория газов, изменение агрегатного состояния вещества, виды теплопередачи, плазма, скорость света, строение атома и атомного ядра, спектральный анализ, методы регистрации элементарных частиц, радиоактивный распад, термоядерный синтез. Биология: происхождение жизни на Земле, деятельность человека на Земле (вопросы экологии). Литература: использования отрывков произведений литературы на занятиях. Содержание исследовательской работы «Вселенная – взгляд с Земли» (35 ч) Тема №1: Введение в астрономию (5 ч). Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений, связь астрономии с другими науками). Звездное небо. Изменение вида звездного неба в течение суток. Небесная сфера. Горизонтальная система координат. Изменения вида звездного неба в течение года. Экваториальная система координат. Основы измерения времени. Демонстрации:
Тема № 2: Строение Солнечной системы (3 ч). Видимое движение планет. Развитие представлений о Солнечной системе. Законы Кеплера. Обобщение и уточнение законов Кеплера И. Ньютоном. Определение расстояний до тел Солнечной системы. Демонстрации:
Тема № 3: Физическая природа тел Солнечной системы (10 ч). Система «Земля-Луна». Природа Луны. Планеты Земной группы. Планеты-гиганты. Астероиды. Метеориты. Кометы. Метеоры. Демонстрации:
Тема № 4 Солнце и звезды (8 ч). Общие сведения о Солнце. Строение солнечной атмосферы. Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь Земли. Расстояние до звезд. Годичный параллакс. Основные характеристики звезд: температура, светимость, радиус, масса. Физическая природа звезд. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Физические переменные, новые, сверхновые звезды. Эволюция звезд. Демонстрации:
Тема № 5 Строение и эволюция Вселенной (7 ч). Состав и структура Галактики. Межзвездный газ и пыль. Звездные скопления. Другие Галактики и их основные характеристики. Метагалактика- система галактик. Расширение Вселенной. Реликтовое излучение. Происхождение и эволюция звезд, планет. Демонстрации:
Тема № 6 Заключительное занятие. (2ч) Обобщение материала. Подведение итогов работы. Учебно-тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование исследовательской работы «Вселенная – взгляд с Земли»
Примерные темы рефератов:
Список литературы для учащихся:
Список литературы для учителя:
Материально- техническое обеспечение предмета
|
Твоя Вселенная, 2 Рабочая программа учебного курса «Твоя Вселенная» составлена на основе авторской программы Левитана Е. П. «Твоя Вселенная, 2» изданной... | Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской... Место работы: мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска, Республика Коми | ||
Происхождение Вселенной. Теория Большого взрыва Область астрономии, которая изучает и моделирует Вселенную как целое, называется космологией. Именно космологи определяют и объясняют,... | Тема: Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную Цель урока: разъяснить ученикам понятие Вселенная и различные гипотезы ее строения | ||
Работы по астрономии и оптике Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из... | Рабочая программа по астрономии. Наименование раздела ... | ||
Доклад о состоянии и использовании Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | Доклад о состоянии и использовании Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | ||
Развития российской федерации федеральная служба Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | Министерство экономического развития российской федерации Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | ||
Календарно-тематическое планирование 1 класс (34 часа) № Представление о Вселенной у древних народов Севера, Индии, Греции. Выполнение поделки «Вселенная древних индусов», «Вселенная древних... | Тема исследовательской работы Тема исследовательской работы: Использование идей М. Монтессори в разработке дидактического материала и лабораторной деятельности... | ||
Министерство экономического развития российской федерации федеральная служба Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | Программа научно-исследовательской работы основной профессиональной... Профессионально ориентированные и исследовательские технологии и используемые при выполнении научно-исследовательской работы | ||
Методика обучения основам астрономии с использованием диска «Мультимедиа-библиотека... Рекомендации по использованию мультимедийного диска «Мультимедиа библиотека по астрономии» | Доклад о состоянии и использовании земель в ростовской области в 2011 году Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической... |