Программа исследовательской работы по астрономии «Вселенная взгляд с Земли» (35 ч)





Скачать 180.79 Kb.
НазваниеПрограмма исследовательской работы по астрономии «Вселенная взгляд с Земли» (35 ч)
Дата публикации02.08.2013
Размер180.79 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Астрономия > Программа
Программа исследовательской работы по астрономии

«Вселенная – взгляд с Земли»

(35 ч)

Учитель: Рудометова Н.И.


Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………………………2

2. Цели обучения…………………………………………………………………………….2

3. Задачи обучения……………………………………………………………………………2

4. Место предмета в учебном плане (количество часов)…………………………………..2

5. Требования к уровню подготовки выпускников образовательного учреждения …..3-4

6. Основное содержание предмета…………………………………………………………5-6

7. Учебно-тематическое планирование……………………………………………………6

8. Календарно-тематическое планирование………………………………………………7-9

9. Список литературы для учителя, для обучающихся…………………………………..9-10

10. Материально- техническое обеспечение предмета…………………………………. 10

Пояснительная записка
Исследовательская работа « Вселенная – взгляд с Земли» завершает физико-математическое образование выпускников средней школы. Предлагаемый курс соответствует задачам, стоящим перед обучением уч-ся в старших классах. Работа согласована с требованиями и содержанием основных программ курса физики средней основной школы.

При выполнении исследовательской работы необходимо учитывать следующее:

  • именно наблюдения за звездным небом, планетами, Солнцем, Луной и их движением положили начало развитию всего современного образования,

  • современная астрономическая наука переживает невиданный ранее период расцвета, непрерывно обогащаясь потрясающими открытиями,

  • изучение Вселенной имеет первостепенное мировоззренческое значение,

  • человечество вступило в космическую эру, современники которой должны представлять себе, с какой целью и как происходит освоение космоса,

  • непосредственные наблюдения (без сложных приборов) наблюдения звездного неба в сочетании с воздействием мощного гуманитарного заряда, заложенного в мифологии, способны пробудить интерес уч-ся к курсу,

  • в последнее десятилетие у нас беспредельно активировались деятели паранауки (астрологи, уфологии, маги, колдуны, целители и т.п.), эти «специалисты» подчеркивают, что мудрость свою черпают из Космоса. Необходимо учить астрономической грамотности.


Цели работы:

    1. ознакомление и усвоение уч-ся определенного объема знаний о строении и эволюции Вселенной, о фундаментальных законах природы, основных физических законах, о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем,

    2. формирование у уч-ся целостного научного мировоззрения, раскрывая развитие знаний о Вселенной,

    3. развитие познавательного интереса к науке,

    4. формирование у уч-ся интеллектуальных и практических умений в области астрономического эксперимента,

    5. помочь уч-ся оценить свой потенциал с точки зрения дальнейшей перспективы (в выборе того или иного профиля обучения, будущей профессии).

Задачи работы:

  • расширить представления о материальном мире и методах научного познания природы на основе знакомства с астрономией,

  • развить интеллектуальные и творческие способности уч-ся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по астрономии с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий,

  • научить проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов,

  • воспитывать навыки сотрудничества в процессе совместной работе, уважительного отношения к мнению оппонента, способности давать морально-этическую оценку фактам и событиям.


Место предмета в учебном плане (количество часов)

Исследовательская работа по астрономии адресована учащимся 10-11 классов общеобразовательной школы. Проводится в 10 или в 11 классе, 35 часа (1 час в неделю).


Методы обучения

Для решения стоящих перед работой задач необходимо использовать разнообразные формы занятий, как лекции учителя с элементами практической работы, с элементами дискуссии, доклады и рефераты учащихся. Необходимо увеличить долю самостоятельной работы уч-ся (коллективной, групповой, индивидуальной). Ведущими формами занятий могут быть семинары и практические занятия. Темы предстоящих семинаров объявляются заранее, и каждому уч-ся необходимо выступить с основным сообщением на одном из занятий, каждому уч-ся предоставляется возможность выступить в роли докладчика или содокладчика, референта или консультанта. Уч-ся самостоятельно ищут информацию для подготовки сообщений и докладов, подбирают видеофильмы, компьютерные диски.

Помимо исследовательского метода целесообразно использовать частично-поисковый и проблемный методы изложения материала, информационно-иллюстративный, используя видеофильмы и компьютерные диски по астрономии.
Требования к уровню подготовки для обучающихся
Ожидаемыми результатами исследовательской работы являются:


  • получение представлений о строении и эволюции Вселенной, о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, о роли астрономии в познании фундаментальных законов природы, современной физической картине мира,

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации,

  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности,

  • приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составление реферата и устного доклада по составленному реферату, навыков проведения наблюдений с использованием простых физических приборов, анализа полученных результатов.


Основные знания и умения учащихся


Знать:

Уметь:


Причины и характер видимого движения Солнца, луны, звезд.

Причины смены фаз Луны, солнечные и лунные затмения.

Яркие звезды летних и зимних созвездий.

Значение гелиоцентризма.

Способы определения расстояний до тел Солнечной системы.

Астрономические единицы расстояний.

Принцип работы и назначение телескопа.

Отличительные особенности планет земной группы, планет-гигантов, малых тел Солнечной системы.

Важнейшие исследования в освоении космического пространства.

Современные представления о происхождении Солнечной системы.

Примерные расстояния до ближайших звезд.

Основные физические характеристики звезд.

Солнце, солнечная активность.

Состав и размеры Галактики.

Физическое состояние межзвездного вещества.

Основы современных представлений о строении и эволюции Вселенной.


Находить на небе Полярную звезду, созвездия Большой и Малой Медведицы и 2-3 созвездия в данной местности.

Уметь работать со звездной картой неба.

Решать задачи, используя 3 закон Кеплера

Наводить телескоп на заданный объект.

Пользоваться справочными данными, материалами периодической печати.
Вычислять расстояние до звезд по известному параллаксу.


Вычислять расстояние до Галактик на основе закона Хаббла.


Аттестация учащихся

Особенностям занятий наиболее соответствует дифференцированная зачетная форма оценки достижений уч-ся. В качестве основной формы оценки уч-ся предполагается использовать результаты выступлений на семинарах, подготовленные доклады и рефераты, выполненные исследования и наблюдения.

В конце изучения курса уч-ся сдают итоговые работы, которые могут быть представлены в виде тематических презентаций или в других формах. Темы работ уч-ся выбирают сами по мере прохождения материала.

Итоговый дифференцированный зачет уч-ся по исследовательской работе можно выставлять по критериям: активное участие на семинарах, выступление с докладом, выполнение наблюдений и анализ наблюдений. Учащийся должен выполнить итоговую зачетную работу по курсу.
Межпредметные связи

При изучении элементов практической астрономии необходимо опираться на знания уч-ся о географических координатах, счете времени и способах ориентирования, полученные в курсе географии.

География: нужно использовать первоначальные сведения о нашей планете и других небесных телах, подробные данные о Земле и природно-климатические закономерности.

История: сведения о развитии науки и культуры.

Химия: при изучении природы небесных тел привлекаются сведения о составе и свойствах веществ.

Математика: знание тригонометрических функций, радианная мера угла, соотношения между сторонами и углами треугольника, пропорции, логарифмы.

Информатика: работа с компьютерными программами, работа в Интернете.

Физика:

Законы движения в гравитационных и магнитных полях, определение масс взаимодействующих тел, молекулярно-кинетическая теория газов, изменение агрегатного состояния вещества, виды теплопередачи, плазма, скорость света, строение атома и атомного ядра, спектральный анализ, методы регистрации элементарных частиц, радиоактивный распад, термоядерный синтез.

Биология: происхождение жизни на Земле, деятельность человека на Земле (вопросы экологии).

Литература: использования отрывков произведений литературы на занятиях.

Содержание исследовательской работы

«Вселенная – взгляд с Земли»

(35 ч)

Тема №1: Введение в астрономию (5 ч).
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений, связь астрономии с другими науками).

Звездное небо. Изменение вида звездного неба в течение суток. Небесная сфера. Горизонтальная система координат. Изменения вида звездного неба в течение года. Экваториальная система координат. Основы измерения времени.

Демонстрации:

  1. Изображения звездного неба на картах и атласах.

  2. Основные точки и линии небесной сферы на моделях и звездных картах.

  3. Годичное движение Солнца на моделях и звездных картах.

  4. Движение луны и ее фазы.

  5. Схемы солнечных и лунных затмений.

  6. Видеофильм, компьютерные диски.

  7. Теллурий.


Тема № 2: Строение Солнечной системы (3 ч).

Видимое движение планет. Развитие представлений о Солнечной системе. Законы

Кеплера. Обобщение и уточнение законов Кеплера И. Ньютоном. Определение расстояний до тел Солнечной системы.

Демонстрации:

  1. Видимые и истинные движения планет на динамических моделях, звездных картах, на дисках.

  2. Схемы орбит космических аппаратов различного назначения

  3. Школьный телескоп.

  4. Фотографии и схемы современных телескопов и радиотелескопов.

  5. Модель Солнечной системы.

  6. Теллурий.


Тема № 3: Физическая природа тел Солнечной системы (10 ч).

Система «Земля-Луна». Природа Луны. Планеты Земной группы. Планеты-гиганты. Астероиды. Метеориты. Кометы. Метеоры.

Демонстрации:

  1. Фотографии и видеоматериалы планет, комет, колец и спутников планет по наземным и космическим наблюдениям.

  2. Фотографии Земли с борта орбитальных станций.

  3. Глобус Земли.

  4. Глобус Луны.

  5. Видеоматериалы к урокам.


Тема № 4 Солнце и звезды (8 ч).

Общие сведения о Солнце. Строение солнечной атмосферы. Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь Земли.

Расстояние до звезд. Годичный параллакс. Основные характеристики звезд: температура, светимость, радиус, масса. Физическая природа звезд. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Физические переменные, новые, сверхновые звезды. Эволюция звезд.

Демонстрации:

  1. Видеоматериалы: Солнце (фотосфера, пятна, протуберанцы, вспышки, солнечная корона).

  2. Видеоматериалы: Звезды. (Физические характеристики звезд, спектры звезд.).


Тема № 5 Строение и эволюция Вселенной (7 ч).

Состав и структура Галактики. Межзвездный газ и пыль. Звездные скопления. Другие Галактики и их основные характеристики. Метагалактика- система галактик. Расширение Вселенной. Реликтовое излучение.

Происхождение и эволюция звезд, планет.

Демонстрации:

  1. Видеоматериалы: Галактика.

  2. Видеоматериалы: Вселенная расширяется.

  3. Видеоматериалы: Другие Галактики.

Тема № 6 Заключительное занятие. (2ч)

Обобщение материала. Подведение итогов работы.


Учебно-тематическое планирование




Наименование раздела




Кол-во

часов, на данный раздел


Кол-во уроков


Кол-во лаборат. , практич. работ


Кол-во контрольных работ


Кол-во

самостоят.

работ



1


Введение в астрономию


5 часов


5












2


Строение Солнечной системы.



3 часа


2





1 час






3


Физическая природа тел Солнечной системы





10 часов



9






1 час



2



4


Солнце и звезды


8 часов


7






1 час



1


5


Строение и эволюция Вселенной
Итого:


9 часов


35 час.


7


30 час.





2 часа


5 час.

3

Календарно – тематическое планирование

исследовательской работы «Вселенная – взгляд с Земли»


Дата



Тема занятия

Промежуточный / итоговый контроль




1

История возникновения и развития астрономии.








2

Прогулка по звездному небу.

Звездное небо.








3

Изменение вида звездного неба в течение суток.

Небесная сфера. Горизонтальная система координат.








4

Изменение вида звездного неба в течение года. Экваториальная система координат.








5

Основы измерения времени.









6

Развитие представления о Солнечной системе.









7

Законы Кеплера.

Обобщение и уточнения И. Ньютона законов Кеплера.








8

Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел.


Промежуточный контроль: Строение Солнечной системы».




9

Обзор Солнечной системы.









10

Земля и ее окрестности.

Система «Земля-Луна».








11

Природа Луны.

Практическая работа: Измерить диаметр Луны.

( домашняя работа)








12

Планеты земной группы.

Меркурий.








13

Планеты земной группы:

Марс. Венера.






14

Планеты гиганты.

Юпитер и его система.








15

Сатурн и его система.


Промежуточный контроль:

Планеты Солнечной системы




16

Кометы и их наблюдения.









17

Метеоры и их наблюдения.









18

Физические свойства астероидов. Метеориты.


Итоговый контроль: Физическая природа тел Солнечной системы»




19

Общие сведения о Солнце.









20

Строение атмосферы Солнца.









21

Источники энергии и внутреннее строение Солнца.









22

Солнце и жизнь на Земле.









23

Мир звезд.

Расстояние до звезд. Годичный параллакс.


Промежуточный контроль:

Солнце – ближайшая звезда




24

Основные характеристики звезд.

Связь между физическими характеристиками звезд.








25

Физическая природа звезд.

Химический состав звезд.








26

Физические переменные, новые и сверхновые звезды.
Игра: «Космический марафон»

Промежуточный контроль:

Игра «Космический марафон»




27

Наша Галактика.








28

Другие Галактики.









29

Метагалактика – система галактик.









30

Происхождение и эволюция звезд.

Происхождение планет.


Итоговый контроль:

Мир звезд




31

Современные представления о строении Вселенной и ее эволюции.








32

Жизнь и разум во Вселенной.








33

Астрономическая картина мира.









34,

35

Заключительное занятие. Подведение итогов работы.

Тематическая презентация, защита проектов.



Дифференцированный зачет, итоговый контроль.














Примерные темы рефератов:


  1. Развитие представлений о Вселенной.

  2. Важнейшие достижения в освоении космоса.

  3. Земля – планета Солнечной системы.

  4. Природа Венеры и Марса.

  5. Солнце – дневная звезда.

  6. Солнце и жизнь Земли.

  7. Что такое звезды.

  8. Мир Галактик.

  9. Как и зачем человек познает Вселенную.

  10. Одиноки ли мы во Вселенной.

  11. Представление о Метагалактике.

  12. Планеты-гиганты.

  13. Наша Галактика.

  14. Развитие представлений о Солнечной системе.

Список литературы для учащихся:


  1. Цесевич В.П. Что и как наблюдать на небе. М. Наука. 1984.

  2. Школьный астрономический календарь. М. Просвещение. 1991.

  3. Зигель Ф.Ю. Звездная азбука. М. Просвещение. 1980.

  4. Навайшин М.С. Телескоп астронома любителя. М. Наука. 1980.

  5. Левитан Е.П. Астрономия 11 класс. М. Просвещение. 2002.

  6. Комаров В.Н. Новая занимательная астрономия. М. Наука. 1983.

  7. Морозов Ю.Н. Следы древних астронавтов? М. Знание. 1991.

  8. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М. Наука. 1980.

  9. Новиков И.Д.Как взорвалась Вселенная. М. Наука. 1988.


Список литературы для учителя:


  1. Цесевич В.П. Что и как наблюдать на небе. М. Наука. 1984.

  2. Школьный астрономический календарь. М. Просвещение. 1991.

  3. Зигель Ф.Ю. Звездная азбука. М. Просвещение. 1980.

  4. Навайшин М.С. Телескоп астронома любителя. М. Наука. 1980.

  5. Левитан Е.П. Астрономия 11 класс. М. Просвещение. 2002.

  6. Комаров В.Н. Новая занимательная астрономия. М. Наука. 1983.

  7. Морозов Ю.Н. Следы древних астронавтов? М. Знание. 1991.

  8. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М. Наука. 1980.

  9. Новиков И.Д.Как взорвалась Вселенная. М. Наука. 1988.

  10. Климишин И.А. Элементарная астрономия. М. Наука. 1991.

  11. Методика преподавания астрономии в средней школе М. Просвещение 1985.

  12. Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. М. Наука. 1980.

  13. Воронцов-Вельяминов Б.А. Галактики, туманности и взрывы во Вселенной. М. Просвещение. 1967.

  14. Гуревич Л.Э. Происхождение Галактик и звезд. М. Наука. 1983.

  15. Левитан Е.П. Физика Вселенной. М. Наука. 1976.

  16. Левитан Е.П. Эволюционирующая Вселенная. М Просвещение.1993.

  17. Кононович Э.В. Солнце – дневная звезда. М. Просвещение. 1982.

  18. Журналы «Физика в школе».

  19. Газета «Физика», приложение к газете « 1 Сентября»

Материально- техническое обеспечение предмета

  1. Физические приборы.

  2. Компьютерные обучающие программы «Открытая астрономия», «Физика в картинках», «Астрономия», «Живая физика».

  3. Видеофильмы «Астрономия» 1 и 2 части, «Солнце».

  4. Графические иллюстрации.

  5. Дидактические материалы.

  6. Учебники физики для старших классов.

  7. Учебные пособия, хрестоматии по физике.

  8. Телескоп школьный.

  9. Карты звездного неба.

  10. Глобус Земли

  11. Глобус Луны.

  12. Модель Солнечной системы.

  13. Модель для определения координат.

  14. Подвижные карты звездного неба.

  15. Теллурий.

  16. Модель небесной сферы из колбы.

  17. Коллекция научных фильмов по астрономии в кабинете.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа исследовательской работы по астрономии «Вселенная взгляд с Земли» (35 ч) iconТвоя Вселенная, 2
Рабочая программа учебного курса «Твоя Вселенная» составлена на основе авторской программы Левитана Е. П. «Твоя Вселенная, 2» изданной...
Программа исследовательской работы по астрономии «Вселенная взгляд с Земли» (35 ч) iconКонкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской...
Место работы: мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска, Республика Коми
Программа исследовательской работы по астрономии «Вселенная взгляд с Земли» (35 ч) iconПроисхождение Вселенной. Теория Большого взрыва
Область астрономии, которая изучает и моделирует Вселенную как целое, называется космологией. Именно космологи определяют и объясняют,...
Программа исследовательской работы по астрономии «Вселенная взгляд с Земли» (35 ч) iconТема: Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную
Цель урока: разъяснить ученикам понятие Вселенная и различные гипотезы ее строения
Программа исследовательской работы по астрономии «Вселенная взгляд с Земли» (35 ч) iconРаботы по астрономии и оптике
Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из...
Программа исследовательской работы по астрономии «Вселенная взгляд с Земли» (35 ч) iconРабочая программа по астрономии. Наименование раздела
...
Программа исследовательской работы по астрономии «Вселенная взгляд с Земли» (35 ч) iconДоклад о состоянии и использовании
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Программа исследовательской работы по астрономии «Вселенная взгляд с Земли» (35 ч) iconДоклад о состоянии и использовании
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Программа исследовательской работы по астрономии «Вселенная взгляд с Земли» (35 ч) iconРазвития российской федерации федеральная служба
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Программа исследовательской работы по астрономии «Вселенная взгляд с Земли» (35 ч) iconМинистерство экономического развития российской федерации
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Программа исследовательской работы по астрономии «Вселенная взгляд с Земли» (35 ч) iconКалендарно-тематическое планирование 1 класс (34 часа) №
Представление о Вселенной у древних народов Севера, Индии, Греции. Выполнение поделки «Вселенная древних индусов», «Вселенная древних...
Программа исследовательской работы по астрономии «Вселенная взгляд с Земли» (35 ч) iconТема исследовательской работы
Тема исследовательской работы: Использование идей М. Монтессори в разработке дидактического материала и лабораторной деятельности...
Программа исследовательской работы по астрономии «Вселенная взгляд с Земли» (35 ч) iconМинистерство экономического развития российской федерации федеральная служба
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Программа исследовательской работы по астрономии «Вселенная взгляд с Земли» (35 ч) iconПрограмма научно-исследовательской работы основной профессиональной...
Профессионально ориентированные и исследовательские технологии и используемые при выполнении научно-исследовательской работы
Программа исследовательской работы по астрономии «Вселенная взгляд с Земли» (35 ч) iconМетодика обучения основам астрономии с использованием диска «Мультимедиа-библиотека...
Рекомендации по использованию мультимедийного диска «Мультимедиа библиотека по астрономии»
Программа исследовательской работы по астрономии «Вселенная взгляд с Земли» (35 ч) iconДоклад о состоянии и использовании земель в ростовской области в 2011 году
Земли промышленности, энерге­тики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспече­ния космической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск