Цвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника»





Скачать 69.36 Kb.
НазваниеЦвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника»
Дата публикации03.07.2013
Размер69.36 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
ЦВЕТ В ИСКУССТВЕ.

Разработка занятия по ИЗО

по программе

«Смотрю на мир глазами художника»

Составила:

учитель начальных классов

Кириллова С. О.

МАОУ «Гимназия « Новоскул»

г. Великий Новгород
Цели:

- познакомить учащихся с основами цветоведения;

- дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополни­тельного цвета;

- холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета;

- научить получать новые цвета через смешивание красок;

- воспитывать художественный вкус;

- развивать творческую фантазию.

Оборудование: презентация к уроку

Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнитель­ный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светло­та, насыщенность цвета.
Ход урока

I. Организационный момент. ( Формирование регулятивных УУД - целеполагание)

1. Приветствие.

- Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет!

- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

- Почему вы так решили? Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окру­жающего мира.

- Как художник может нам рассказать обо всех крас­ках жизни?

2. Проверка готовности учащихся к занятию.

3.Смачивание красок.

II. Сообщение темы. (Формирование познавательных УУД- общеучебные, логические)

- Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?
Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути.

- В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света - световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в ус­ловиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особен­ностях есть научно обоснованные общие закономерности воспри­ятия цветов. Например, красный цвет - это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, доб­ром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики - пусто­та, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл - все «ноч­ное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.
У цвета много секретов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.

Художник должен организовать всю стихию цвета, чтобы достичь необходимого по его замыслу воздействия, чтобы полностью раскрыть смысл произведения. Как он этого до­бивается, узнаем из материала урока.

III. Изучение нового материала.

1.Сведения о цветоведении.

- Цветоведение - наука о цвете - изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками. Вам, наверное, известно, что «белый» солнечный цвет на самом деле очень сложен и состоит из многих цветов. При

прохождении тонкого солнечного луча через стеклянную призму он разлагается, образуя так называемый спектр, то есть беспрерыв­ный ряд цветов, где они располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-голубой, го­лубой, синий, фиолетовый. Между ними нет резких границ: желто-зеленый незаметно переходит в зеленый и т. д.

2.Свойства цвета.

- Цвета видимых нами предметов определяются их способностью отражать только какую-то часть падающего на них «белого» света, то есть какую-то часть спектра, и поглощать дру­гую его часть. Это явление называется избирательным поглощени­ем. Например, зеленое тело отражает только зеленую часть спек­тра, а остальные лучи поглощает. Если на это тело посмотреть че­рез красное стекло, оно покажется нам черным, так как красное стекло в свою очередь поглотило отраженные телом зеленые лучи (а остальные были поглощены самим телом).

Все спектральные цвета плюс недостающие в солнечном спек­тре пурпурные (промежуточные между крайними красными и фио­летовым) составляют так называемую хроматическую («цветную») шкалу цветов. Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают. Если взять белую и черную краски и смешать их в разных пропорциях, получится большой ряд серых тонов, от чисто-белого до черного. Это будет другая шкала цветов — ахроматическая («бесцветная»).

3. Основные понятия в цветоведении.

- Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку - по светлоте (светло-серый или тем­но-серый). Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, ха­рактеризуются еще двумя главными признаками - цветовым тоном и насыщенностью.

Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым относятся желто-красная часть спектра, а к холодным - си­не-голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни - по ассоциации с цветом солнца и огня, другие - по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отне­сены то к теплым, то к холодным.

Если спектральную полосу, где все соседние цвета, постепенно изменяясь, переходят один в другой, взять и согнуть в кольцо, то это кольцо не замкнется, потому что, как уже отмечалось, между крайними цветами - красными и фиолетовыми — недостает пере­ходных - красно-фиолетовых (пурпурных). Если их добавить, круг замкнется. Такой цветовой круг поможет нам многое понять в от­ношении цветов.

Рассмотрите цветовой круг на представленном рисунке. Ко всякому хроматическому цвету можно подобрать другой та­кой цвет, который в смеси с первым даст ахроматический цвет (практически близкий к черному). Такие пары цветов называются дополнительными. Так, к малиново-красному дополнительным бу­дет зелено-голубой, к желто-зеленому - пурпурно-фиолетовый и т. д. Практически пары таких дополнительных цветов в цветовом круге лежат диаметрально противоположно.
4. Основные и составные цвета.

- В изобразительном искусстве' три цвета: желтый, красный и синий - принято считать основными. Если говорить о красках, то это краплак, желтый кадмий и берлинская лазурь.

Смешение любых двух из этих цветов даст дополнительный к третьему: желтый и синий дадут зеленый (дополнительный к крас­ному), синий и красный - фиолетовый (дополнительный к желто­му), красный и желтый - оранжевый (дополнительный к синему).

Цвета, составленные из основных, называются составными.

5.Понятие о цветовом контрасте.

- Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить хроматическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет очень заметный хроматический оттенок, в данном слу­чае красный. В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеле­ному лугу, всегда воспринимается как сиренево-розоватая. Такие пары цветов (цвет фона и цвет возникающего хроматического от­тенка на сером) называются контрастными. В цветовом круге они помещаются почти друг против друга, немного не совпадая с до­полнительными. Их отличие от дополнительных мало ощутимо, и практически им можно пренебречь.

IV. Актуализация знаний учащихся.

- Многие из вас не раз прочитали сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и помните описание того фан­тастического мира: «...путники подошли к высокой каменной сте­не ярко-зеленого цвета. Прямо перед ними были большие ворота, украшенные огромными изумрудами. ...У этих ворот кончалась дорога, выложенная желтым кирпичом... Блеск Изумрудного горо­да ослепил путников... По бокам улицы возвышались великолеп­ные дома из зеленого мрамора, стены которых были украшены изумрудами. Мостовая была из зеленых мраморных плит, и между ними тоже были вделаны изумруды ... Жители города были в зеле­ной одежде. И кожа их отливала смугло-зеленым оттенком. Все было зеленого цвета в Изумрудном городе, и даже солнце светило зелеными лучами».

Какое буйство разных оттенков зеленого цвета! Каждому из вас придется на палитре подбирать самые разные его варианты. Это будет хорошей школой для овладения вами приемов колористиче­ских решений.
V. Практическая работа. (Формирование познавательных УУД- общеучебные)

Задание. Выполните фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможно­сти цвета (работа красками).

Примерные темы: «Царство Снежной королевы», «Изум­рудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна Золо­того солнца» и др.
Во время работы следить за правильностью смешивания красок

VI. Итог

1.Выставка работ учащихся. Показать наиболее удачные работы и обобщить полученные знания.


Литература:

  1. Сокольникова Н.М. Основы Живописи. – Обнинск, Титул, 1996

  2. Изобразительное искусство http://www.artprojekt.ru/School/Painting/001.html

3.Библиотека Волкова http://volkov-world.narod.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника» iconПояснительная записка в начальной школе особое внимание уделяется...
Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы и способствует развитию креативности детей
Цвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника» iconРабочая программа По внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника»

Цвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Волшебный микрофон», «Театральное творчество», «Смотрю на мир глазами художника», «Бисероплетение», «Квиллинг», «Изонить», «Моделирование»,...
Цвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника» iconУрока (групповая технология) 10 класс тема: «Роль личности в истории...
Тема: «Роль личности в истории глазами художника по роману Л. Толстого «Война и мир»
Цвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника» iconКраткое содержание проекта в проекте на основе жизненного опыта,...
В программе на изучение темы «Мир глазами историка» в учебном плане отводится 1 час. Так как тема урока носит познавательный характер,...
Цвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка предназначена для использования в начальной школе на уроках изо, для детей, плохо знающих или слабо знающих...
Цвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника» iconРабочая программа по учебному курсу изобразительное искусство 5-7 класс
Изо, примерной программе о среднего (полного)общего образования по изо, авторской программе «Изобразительное искусство и художественный...
Цвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника» iconРабочая программа по искусству изо для 5-9 классов составлена на...
Б. Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника...
Цвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Боярская дума дает оценку ответов учащихся, используя цветные жетончики: красный цвет-5; желтый цвет-4; зеленый цвет-3
Цвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника» iconПрограмма элективного курса по истории Отечества в 10 классе ( 35...
Данный курс предлагает совершить увлекательное путешествие в 20 столетие, чтобы глазами современников этой эпохи погрузиться в мир...
Цвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника» iconУрок музыки в 6 классе Тема урока : Красота и правде в искусстве...
Цель: Развитие умения наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нем
Цвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Композиция», «Цвет в живописи», «Ритм в изобразительном искусстве», «Солнышко», «Тучка», карточки самооценки
Цвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника» iconРабочая программа по искусству изо составлена на основе федерального...
Б. Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника...
Цвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника» iconУрока по литературному чтению в 4 в классе по теме «Мир «детей»
Цели: провести литературный анализ главных героев произведения “Белолобый, учить смотреть на мир глазами героя; находить в подобных...
Цвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лось пересмотреть полностью преподавание предметов черчения и изо. В данной школе я работаю 14 лет и 10 лет веду интегрированные...
Цвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника» iconРазвернутое поурочное планирование по изо 7 класс п/п№
Отличительные особенности жанра натюрморта. Форма и пространственное положение предметов. Цвет как средство художественной выразительности....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск