Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.04.2014
Размер74.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Повторительно-обобщающий урок

«17 век-начало нового периода русской истории»

Цель урока:

-образовательная: выявить черты феодального строя и новые капиталистические черты в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни российского общества;

-развивающая: способствовать развитию умения анализировать и обобщать исторические факты и явления на основе документов, исторической карты, видеоряда;

-воспитательная: способствовать чувству гордости за историческое прошлое своего народа.

Ход урока


Класс делится на 4 группы:

1-Разрядный приказ;

2-Поместный приказ;

3-Посольский приказ;

4-Боярская дума.

Приказы, являясь исполнительной властью, выполняют указы царя и Боярской думы.

Боярская дума дает оценку ответов учащихся, используя цветные жетончики: красный цвет-5; желтый цвет-4; зеленый цвет-3.

Каждая группа учащихся имеет оценочную карточку:

Ф.И.ученика

Самооценка ученика

Работа в группе (оценивает капитан команды-начальник приказа)

Индивидуальный

ответ (оценивает Боярская дума)

Тестовое задание

(оценивает учитель)

Итоговая оценка

(оценивает учитель)




















Вступительное слово учителя:

«Наш сегодняшний уроки посвящен России 17 века. Задача урока - доказать, что для России 17 век является началом нового периода, когда в недрах феодализма зарождается капитализм. Это мы должны будем после выполнения заданий отразить в следующей таблице». (Графы таблицы начерчены на доске, но не заполнены. Они заполняются по мере повторения материала в процессе решения познавательных заданий и помогают учащимся обобщить и закрепить пройденный материал).
17 век-начало нового периода русской истории


Сферы

жизни

Черты феодального строя

Черты капиталистического строя

Экономическая

-собственность помещиков на землю;

-наделение крестьян землей;

-эксплуатация крестьян за землю

(барщина, натуральный оброк);

- натуральное хозяйство;

- низкий уровень техники и обработки земли;

- личная зависимость крестьян.

-появление мануфактур;
-

- перевод крестьян на денежный оброк;

-товарное хозяйство;

- специализация районов;

-складывание всероссийского рынка;

-развитие внешней торговли.



Политическая

Сословно-представительная монархия

Зарождение абсолютизма

Социальная

3 категории феодально-зависимого населения:

- «служилый класс»

- посадское население и крестьяне являлись тягловым населением(платили налоги)

Обострение классовой борьбы-

«бунташный век»

Духовная

Господство феодально-церковного направления в искусстве

Появление элементов светской культуры


Задание №1-территориальные изменения:

1 группа «Когда закончилось смутное время? Когда закончилась польско-шведская интервенция? Какие договоры были подписаны, когда, каковы их условия?» (Ответ сопровождать показом по карте)

2 группа «Назовите основные направления внешней политики России в 17 веке. Чем закончилась борьба Украины и России с Речью Посполитой? Каковы условия подписанных договоров?» (Ответ сопровождать показом по карте)

3 группа «Как и за счет чего расширились границы России на востоке? Какое это имело значение для России и этих земель? (Ответ сопровождать показом по карте).

Задание №2-экономическое развитие:

1 группа «Боярин Морозов имел владения в Арзамасском и Нижегородском уездах, в Павлове под Москвой. Он владел семью тысячами душ крепостных… В его вотчинах хлеба производилось так много, что им полностью обеспечивались нужды боярского двора, засыпались закрома, а на излишках были организованы винодельческие заводы, перерабатывающие хлеб в вино.

Он владел железоделательными предприятиями и имел поташные заводы. Промышленные изделия из его имений продавались за границу».

На основе текста документа объясните, какие черты нового капиталистического строя и какие черты старого барщинного хозяйства существовали в России в 17 веке?

(Поташ - углекислый калий, белый кристаллический порошок, обладающий щелочными свойствами. Используется в выделке кож, сукна, мыловарении).

2 группа «Ричард Джексон, член английской торговой компании, вез в подарок русскому царю часы от английской королевы. Во время шторма часы пострадали. В период стоянки в Великом Устюге англичанин попросил воеводу найти мастера, чтобы починить часы. Мастера нашли и привели к воеводе. Несколько часов без шапки, на ветру простоял мастер у ворот воеводы, не зная, зачем его привели. Наконец появился воевода, слуга толкнул мастера на землю, пригнул за волосы к земле. Воевода произнес: «Отправляйся немедля на корабль, тебя ждет иностранец, исполнишь, что он скажет. Уразумел, холоп?»

На основании текста документа объясните, какие черты феодального строя и какие черты капиталистического строя отмечены в документе.

3 группа «Купец Шумило, оставив дома семью, держал с товарами путь с Макарьевской ярмарки в столицу. Утром на горизонте показалась Москва. Остановился он в Москве, на Кузнецком мосту, у своего земляка-мастера из Павлово. Кузнецы этих мест теперь соперничали с тульскими в мастерстве изготовления ружей и пистолей. Утром кузнец Шумило отправился в свои лавки, в Гостиный двор на Красной площади. Его помощники уже вели бойкую торговлю балахнинской солью и кожаной обувкой, топорами да косами. Особенно нравился Шумиле его новый товар- деревянная хохломская посуда : вся бурлацкая Русь хлебала его ложками щи, не обжигая рта…»

На основании текста документа назовите новые капиталистические черты в экономике России 17 века.
Задание №3-политическое развитие:

1 группа «С помощью аппликаций изобразите схему управления страной в 17 веке. Дайте краткую характеристику функций каждого органа власти. Сделайте вывод о том, какой по форме правления была Россия в 17 веке ».

2 группа «Применимо ли к 17 веку выражение, что в «стране нашей великой царило много лиц? Докажите вашу точку зрения».

3 группа «Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский о царской власти в 17 веке писал:

«По описанию иностранцев, этот государь стоит неизмеримо высоко над всеми подданными и властью своей превосходит всех монархов на свете. Эта власть одинаково простирается как на духовных, так и на светских людей; ни от кого не завися, никому не давая отчета о своих действиях, свободно располагает государь имуществом и жизнью своих подданных».

О каких чертах власти идет речь? В чем это конкретно проявлялось?

Задание №4-социальное развитие:

1 группа «Царя Алексея Михайловича называли «тишайшим», потому что он еще во второй год своего правления издал «мудрый» указ, запрещавший музыку, пение и пляску, а на третий год им были запрещены игры в тавлеи (шашки) и шахматы. Рассказывание сказок и загадывание загадок…»

Почему царь это сделал? Чего боялся Алексей Михайлович? Приведите факты.

2 группа «В тревожной обстановке состоялся Земский собор 1648 года. Каждое сословие предъявляло правительству свои требования. Поскольку на соборе не было крепостных крестьян, их нужды никто не представлял. Более того, за их счет решили свои проблемы другие сословия, прежде всего дворяне».

Какой документ был рассмотрен на Земском соборе, а в 1ё649 году утвержден? Как это отразилось на положении крестьян?

3 группа «Почему в предшествующие семнадцатому веку века феодально-зависимое население было покорным?

17 век называют «бунташным» веком. Согласны ли вы с этой характеристикой? Докажите свою точку зрения.
Задание №5-духовная сфера общества:

1 группа «В 17 веке в России расширилось каменное строительство. В Москве был даже создан специальный Приказ каменных дел. Каменщики и кирпичники набирались со всей страны. Они воздвигали монументальные церковные и светские здания, прославляющие власть церкви и государя»

Назовите известные постройки 17 века. Какие новые черты проявились в архитектуре 17 века?

2 группа «Пословицы и поговорки 17 века»:

-Богат Ермошка: есть собака да кошка.

-Нужда учит, а барщина мучит.

-Утиного зоба не накормишь, господского кармана не наполнишь.

-Хвали рожь в стогу, а боярина в гробу.

-Богу-слава, а попу-каравай сала.

-Пошел в суд в кафтане, а вышел нагишом.

-Князья-в платье, бояре-в платье, будет платье и на нашей братье.

-На Руси не все караси, есть и ерши.

Кто сочинял и распространял такие пословицы?

Кого высмеивают пословицы, за что?

Каково положение феодально-зависимого населения, о чем оно мечтает? 3 группа «Живописные образы надо отражать как в зеркале: если человек движется, то он движется; перед стоящими стоит, перед смеющимся смеется, перед плачущим плачет. Я расположил лик святого так, как это предписывали традиции иконописи. Но в остальном пошел по своему пути: высветил скулы, подбородок. Положил тени под глаза Христа, чтобы сделать его лик объемным, цвет лица стремился приблизить к естественному».

-Кто автор этих строк?

-Какой новый стиль в живописи он породил?

-Как называется икона, о которой идет речь в документе?

Боярская дума заполняет таблицу после ответов членов Приказов.

Учитель конкретизирует записи выводом «В 17 веке Россия продолжала развиваться по пути феодализма. Вместе с тем, 17 век считают «началом нового периода русской истории», так как в недрах феодализма возникали черты нового капиталистического строя».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск