Поющие фонтаны
Урок изобразительного искусства в 4 классе
Цель урока: сформировать элементарные представления о цветовой гармонии.
Задачи урока:
*актуализация знаний о выразительных возможностях цвета;
*формирование знаний о цветовой гармонии;
*формирование умений создавать цветовую гармонию в абстрактной композиции;
*развитие художественно-образного мышления;
*воспитание чувства прекрасного.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации учебной деятельности:
индивидуальная.
Оборудование и материалы:
мультимедийная презентация с изображением фонтанов.
для учителя: доска, мультимедийная установка, таблицы по теме: «Композиция», «Цвет в живописи», «Ритм в изобразительном искусстве», «Солнышко», «Тучка», карточки самооценки;
для учащихся: акварельные краски, цветные карандаши, пастель, гуашь, ластики, бумага формата А4, стаканы для воды, кисточки, тряпки для уборки парт.
План урока:
Организационный момент (1 мин.)
Актуализация знаний (5 мин.)
Изучение нового материала (7 мин.)
Физкультминутка (1 мин.)
Самостоятельная практическая работа (26 мин.)
Подведение итогов урока и анализ творческой деятельности (5 мин.)
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие.
Проверка наличия у учащихся всех необходимых материалов.
Выберите для себя настроение (табл. «Солнышко», «Тучка»)
2. Актуализация знаний.
А сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну, где поют фонтаны. Это очень удивительное место.
Мультимедийная презентация «Поющие фонтаны»
3.Изучение нового материала
У. Как вы думаете, ребята, что же сегодня мы с вами будем рисовать?
Д. («Поющие фонтаны»)
У. А что больше всего вас поразило при просмотре презентации?
Д. (Как стрелой вверх летит вода, цвет фонтанов, как под музыку льется вода…)
У. А как вы думаете, на что нам надо обратить еще внимание, чтобы нарисовать «поющие фонтаны»?
Т.е. какую цель мы себе поставим, и по каким критериям будем оценивать свои композиции?
Цель урока
композиция на листе;
цветовая гармония;
ритм в композиции;
форма и пропорции;
выразительные средства.
А теперь подробнее остановимся на каждом пункте.
Композиция на листе.
Таблицы «Композиция».
У. На какой таблице, на ваш взгляд, удачно смотрится композиция?
Д. ( на 3 )
У. Какие вы видите недостатки в 1 композиции (фигуры смещены и мелки)
Какие вы видите недостатки во 2 композиции ( фигуры очень мелки)
Какие недостатки вы видите в 4 композиции (фигуры чрезмерно увеличены)
Переходим ко 2 пункту
Цветовая гармония.
У. Какие вы знаете основные хроматические цвета?
(синий, желтый, красный)
Какие цвета теплые? (красный, желтый…)
Какие цвета холодные? (синий, сине-зеленый…)
Какие цвета контрастные? (красный-зеленый, синий-желтый, оранжевый-голубой…)
Какие цвета сочетаются? (желтый-зеленый-фиолетовый, красный-зеленый-голубой-синий…)
Какие цвета не сочетаются? (красный и оранжевый, коричневый и синий…)
Просмотр таблицы «Цвет в живописи» и закрепление знаний
3.Ритм в композиции.
Где вы встречались со словом ритм? (музыка)
Как вы думаете, если звучит одинаковая нота, будет ли интересная музыка?
Как вы думаете, ребята, что такое ритм в живописи?
Рассматриваем примерные таблицы.
Ритм увеличения; чередования линий, форм; пересечения…
Форма и пропорции.
Если вокруг вас стоят одинаковой формы дома, интересен ли будет такой город? Так и в композиции. Если все предметы одинаковы по размеру и по форме, такая картина нас не заинтересует.
Рассмотрим различные формы в композиции. Таблицы. «Капельки, треугольники, линии толстые и тонкие…»
Выразительные средства.
Какими красками или карандашами будете вы рисовать, выбирайте сами.
От выбора средств рисования зависит результат работы. Хотите, чтобы работы были яркими – выбирайте акварельные краски, чтобы были нежными и пастельными – выбираем цветные карандаши, пастель…
А теперь вы получите карточки самооценки. В них все этапы выполнения работы занесены. Каждый из вас оценит свою работу по 10 бальной системе.
Еще раз повторим, на какие основные моменты в работе мы будем обращать внимание.
(композиция на листе, цветовая гармония, ритм в композиции, форма и пропорции, выразительные средства)
Физкультминутка
А теперь как дирижер давайте руками опишем полет вашего фонтана.
Покажем его высоту, направление. Как он стремится ввысь. Как распускается цветок. Как преодолевает препятствие…
5.Приступаем к работе.
Звучит музыка . Мультимедийная презентация
6.Подведение итогов урока и анализ творческой деятельности учащихся
Выставка работ учащихся
Самооценка работ.
Анализ работ учащихся учителем
Что больше всего понравилось учащимся на уроке? (ответы учеников)
Правила компоновки на формате
| Цветовая гармония
| Ритм в композиции
| Передача формы и пропорции
| Выразительные средства
|
|
|
|
|
|
Правила компоновки на формате
| Цветовая гармония
| Ритм в композиции
| Передача формы и пропорции
| Выразительные средства
|
|
|
|
|
|
Правила компоновки на формате
| Цветовая гармония
| Ритм в композиции
| Передача формы и пропорции
| Выразительные средства
|
|
|
|
|
|
Правила компоновки на формате
| Цветовая гармония
| Ритм в композиции
| Передача формы и пропорции
| Выразительные средства
|
|
|
|
|
|
Правила компоновки на формате
| Цветовая гармония
| Ритм в композиции
| Передача формы и пропорции
| Выразительные средства
|
|
|
|
|
|
Правила компоновки на формате
| Цветовая гармония
| Ритм в композиции
| Передача формы и пропорции
| Выразительные средства
|
|
|
|
|
|
Правила компоновки на формате
| Цветовая гармония
| Ритм в композиции
| Передача формы и пропорции
| Выразительные средства
|
|
|
|
|
| |