Ян Проктор плавание под парусом. Ветер, волнение и течения





НазваниеЯн Проктор плавание под парусом. Ветер, волнение и течения
страница1/21
Дата публикации15.07.2013
Размер1.74 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Банк > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Ян Проктор

ПЛАВАНИЕ ПОД ПАРУСОМ.

Ветер, волнение и течения.

Перевод с английского Л. И. ЛОПАТУХИНА

Под редакцией X. Я. ЛИНДА

Иллюстрирована автором

Ленинград Гидрометеоиздат 1981

Автор книги — один из видных английских яхтсменов, спортивный корреспондент.

Цель книги — научить яхтсменов учитывать влияние таких основных гидрометеорологических факторов, как ветер, течения, волны, приливы, и использовать знание этих факторов в парусных гонках и при подготовке к ним.

Изложены наиболее простые приемы предсказания гидрометеорологических явлений, даны рекомендации по использованию официальных прогнозов и т. д.

Для любителей водного спорта, а также студентов-океанологов, курсантов морских училищ, туристов.

Содержание

Предисловие редактора 3

Предисловие 4

Предисловие к изданию 1964 года 6

ГЛАВА 1 Советуясь с оракулом 6

ГЛАВА 2 Течения 10

ГЛАВА 3 Приливы и приливные потоки 18

ГЛАВА 4 Течение и вымпельный ветер 23

ГЛАВА 5 Тактика соревнований на течениях 27

ГЛАВА 6 Наблюдения за волнами 35

ГЛАВА 7 Использование волнения на соревнованиях 39

ГЛАВА 8 Характеристики волн и течения 50

ГЛАВА 9 Сводки погоды, атмосферное давление и ветры 63

ГЛАВА 10 Облака и цвет неба 71

ГЛАВА 11 Типичный цикл погоды 76

ГЛАВА 12 Влияние препятствий на ветер 79

ГЛАВА 13 Местные ветры 84

ГЛАВА 14 Порывы и штилевые пятна 90

ГЛАВА 15 Ветер у побережья 95

ГЛАВА 16 Естественные признаки 106

ГЛАВА 17 Ведение записей 110

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 * 120

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 123

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 124

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 126


Предисловие редактора


Для успешного выступления в гонках под парусами яхтсмен должен быть одинаково хорошо подготовлен по ряду достаточно различных дисциплин, в частности по аэродинамике, технике управления яхтой, физической подготовке, настройке яхты, метеорологии и т. д. Для яхтсмена, выступающего на соревнованиях на треугольной дистанции, наиболее важны, на наш взгляд, подготовка и настройка яхты, техника управления яхтой и местные метеорологические и гидрологические условия. Если важность техники управления яхтой яхтсмены сознают в достаточной мере, а роль подготовки и настройки лодки склонны даже преувеличивать, то на подготовку в области метеорологии и гидрологии гонщики обращают недостаточно внимания. Такой яхтсмен похож на автомобилиста, который имеет отличный двигатель, но применяет при этом низкосортное топливо. Для яхтсмена паруса, даже самые лучшие, не больше чем двигатель, а ветер, который необходимо самостоятельно найти на дистанции, является топливом для двигателя.

Нельзя сказать, что яхтсмены-гонщики совсем не учитывают гидрометеорологические условия. В течение многолетних тренировок и соревнований у них появляются свои метеорологические гидрологические модели, на базе которых в ходе гонок принимаются те или иные решения. К сожалению, эти модели в большинстве случаев получены исходя из аналогичных ситуаций, имевших место в прошлом, без должного проникновения в сущность явлений, определяющих метеорологическую и гидрологическую обстановку на гоночной дистанции в рассматриваемый день. В результате нередко после гонки можно услышать сетования: «Опять не повезло! В позапрошлом году при такой же погоде все, кто пошел направо, выиграли, а теперь, когда я пошел... ».

Одной из причин не очень высокой подготовленности наших гонщиков является отсутствие соответствующей литературы по яхтенной метеорологии и гидрологии. У нас имеется множество прекрасных книг как по метеорологии, так и по гидрологии. Эти книги, однако, предназначены в первую очередь для специалистов и содержат много сведений, не интересующих яхтсмена-гонщика, выступающего на олимпийской дистанции, где гонка длится 2 —4 часа и происходит на дистанции диаметром 2—3 мили. Искать нужные сведения о яхтенной метеорологии в разных книгах и журналах большинству яхтсменов не под силу. Поэтому перевод соответствующей книги является своевременным и полезным.

В зарубежной литературе имеется несколько хороших книг по яхтенной метеорологии и гидрологии. Некоторые из них посвящены в основном определенным аспектам метеорологии (А. Уотс «Ветер и парусные лодки»), в некоторых приведено много подробных и иногда для нашего читателя даже ненужных описаний (С. Уолкер «Ветер и стратегия»). Наиболее компактным и целостным изложением основ гидрологии и метеорологии для яхтсменов является предлагаемая читателю книга видного английского яхтсмена и конструктора яхт Яна Проктора.

В своей книге Я. Проктор не пытается дать готовые рецепты, которые, кстати, не может предложить даже самый лучший специалист по метеорологии и гидрологии. Автор делает упор на разъяснение сущности явлений, объясняет, почему при данных обстоятельствах наиболее вероятно именно данное изменение направления или скорости ветра и т. д. На основании этих разъяснений он дает рекомендации, как использовать рассматриваемые явления для развития успеха в ходе гонки или для уменьшения их неблагоприятного воздействия на соревнующуюся яхту.

Лучше всего автору удались главы, где рассмотрены течения и волны. Здесь он с достаточной для гонщика-яхтсмена подробностью излагает механизм явлений и указывает на возможные пути их использования. Несколько менее подробно написаны главы, посвященные ветру. Например, отсутствует рассмотрение шквалов, связанных с нисходящими воздушными потоками, а также более конкретные характеристики влияния препятствий на огибающий их воздушный поток. Нет также анализа возможностей использования изменения направления ветра на гоночной дистанции. Читателю, желающему глубже изучить эти аспекты яхтенной метеорологии, следует обратиться к другим источникам, например к уже упомянутым книгам А. Уотса и С. Уолкера. Зато весьма удачно написана глава, где рассматривается влияние берега на изменение направления ветра.

Примеры, которые автор приводит, относятся к условиям Великобритании, что, однако, не уменьшает их ценности для любого читателя. При внимательном анализе каждый яхтсмен и любитель водного спорта сможет найти для себя много полезной информации.

В конце книги автор подчеркивает необходимость подготовительной работы по метеорологии и гидрологии перед парусными соревнованиями, а также важность ведения соответствующего дневника. При этом автор не дает общей методики подготовительной работы и ведения дневника. Каждый гонщик-яхтсмен должен сам найти подходящие средства для ведения наблюдений за ветром, волнами и течениями, а также разработать наиболее экономичные способы регистрации данных наблюдений. Сказанное относится в первую очередь к наблюдениям и регистрации данных, собранных в предстартовый период и в ходе гонок.

В заключение можно сказать, что с переводом книги Яна Проктора советские яхтсмены получили долгожданный компактный материал по яхтенной метеорологии и гидрологии. Остается пожелать, чтобы у яхтсменов хватило настойчивости и терпения изучить этот материал и применить его творчески в гоночной практике.

Хотя книга написана в первую очередь для яхтсменов, выступающих на швертботах и легких килевых яхтах в прибрежных водах и на внутренних водоемах, в ней могут найти много полезного и те любители парусного спорта, которые предпочитают крейсерские гоночные яхты. Книга будет весьма полезной также для тренеров при обучении молодых любителей парусного спорта в спортивных школах и парусных секциях яхтклубов.

Этим, однако, не исчерпывается возможный круг читателей книги. Она может представить интерес для студентов-гидрологов и метеорологов, приступающих к изучению соответствующих дисциплин, а также для курсантов морских училищ. Наконец, книга будет хорошим другом и советчиком для всех любителей водного спорта и туризма, которым часто необходимы начальный гидрометеорологические сведения, изложенные здесь четко, ясно, образно и доступно. Книгу с интересом могут прочитать также все любители природы, которые найдут в ней интересные и показательные сведения о погоде, ее особенностях и способах ее предсказания по различным признакам.

X. Я. Линд
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ян Проктор плавание под парусом. Ветер, волнение и течения iconЕ. А. Сбоева п 41 По книжному морю под парусом лета
П 41 По книжному морю под парусом лета: обзор литературы для подростков / мкук бго «Белоярская црб»; сост. Е. А. Сбоева. – Белоярский,...
Ян Проктор плавание под парусом. Ветер, волнение и течения iconУрока Тема урока Дата
А. С. Пушкин «Ветер, ветер», «Ветер по морю гуляет», «Белка песенки поет», «Петух и собака»
Ян Проктор плавание под парусом. Ветер, волнение и течения iconПлан реализации проектной линии «Под парусом мечты» на 2013-2014 учебный год сентябрь
Краеведческая викторина «Флагманы Борской промышленности», посвященная 75-летию г. Бор
Ян Проктор плавание под парусом. Ветер, волнение и течения iconУрока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер»
Цель урока: Учащиеся формируют понятие «ветер» на основе знаний о температуре воздуха и атмосферном давлении при выявлении причинно-следственных...
Ян Проктор плавание под парусом. Ветер, волнение и течения iconНазвание: Плавание: кроль на спине, брасс на груди, кроль на груди
Велико и прикладное значение плавания. Переплывать большие расстояния, оказывать помощь терпящему бедствие на воде должен уметь каждый...
Ян Проктор плавание под парусом. Ветер, волнение и течения iconУрок музыки Тема: «Как изобразить ветер с помощью музыки»
Прийти к выводу, с помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удается изобразить ветер
Ян Проктор плавание под парусом. Ветер, волнение и течения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Расстояние между пристанями теплоход проходит по течению реки за 4 ч, а против течения – за 5 ч. Найдите расстояние между пристанями,...
Ян Проктор плавание под парусом. Ветер, волнение и течения icon2) где ux и uy проекции скорости течения на координатные оси. Кроме...
...
Ян Проктор плавание под парусом. Ветер, волнение и течения iconУрок географии в 6-м классе с использованием презентации, выполненной...
«ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,...
Ян Проктор плавание под парусом. Ветер, волнение и течения iconКонспект урока «Ветер» (Тема урока) фио (полностью) Авдусь Валентина Евгеньевна
«ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,...
Ян Проктор плавание под парусом. Ветер, волнение и течения iconКонспект урока по курсу «Окружающий мир» в 1 классе. Тема урока:...
«ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,...
Ян Проктор плавание под парусом. Ветер, волнение и течения iconУрок по окружающему миру в 1 классе Тема: Урок – почемучка. Почему идет дождь и дует ветер?
Сегодня к нам на урок опять пришел Муравьишка Вопросик. Он задает нам вопрос: «Почему идет дождь и дует ветер?»
Ян Проктор плавание под парусом. Ветер, волнение и течения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Весенний месяц март уже в разгаре. Но за окном лежат огромные сугробы снега. Снег сверкает на солнце и скрипит под ногами. Морозный...
Ян Проктор плавание под парусом. Ветер, волнение и течения iconПлан-конспект урока по русскому языку для учащихся 8 класса, который...
Охватывает волнение и трепет, а также восхищение благородством этого человека
Ян Проктор плавание под парусом. Ветер, волнение и течения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пускаясь в длительное Плавание Под названием беременность, вы, конечно, Понимаете, что результатом вашего Путешествия будет Появление...
Ян Проктор плавание под парусом. Ветер, волнение и течения iconОсобенности течения вирусного гепатита с у больных гемофилией



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск