Скачать 42.17 Kb.
|
Урок музыки Тема: « Как изобразить ветер с помощью музыки» Цель урока: расширить представления о средствах музыкальной выразительности. Задачи:
Техническое оснащение: интерактивная доска, СD проигрыватель, фортепиано, черный «ящик» (кейс), макет флейты пана. Ход урока
- Можно ли звук ветра отнести к музыкальному звуку? Музыкальный звук - это звук, имеющий определенную высоту, определенную длительность, тембр и громкость. - Закройте глаза, представьте: зима, поле, вьюга. А теперь представьте другую картину: лето, полянка, шелест листьев. - В каком случае звук ветра приближается к музыкальному звуку, а в каком к шумовому? ( В первом – к музыкальному, во втором – к шумовому). - Охарактеризуйте звук ветра. Соответствует ли звук ветра всем характеристикам музыкального звука? (Нет, он имеет определенную высоту, тембр, определенную громкость, но длительность у него непостоянная, неопределенная). - А игра на музыкальных инструментах предполагает определенную высоту, определенную длительность звука, тембр. - Звук ветра приближается к музыкальному звуку или к шумовому? От чего это зависит? (Это зависит от природных условий). - Послушайте запись звуков ветра в природе: "Порывы ветра в природе", во время слушания дирижируйте, показывайте рукой, как движется ветер, куда направлена мелодия. - На что было похоже движение руки? (На движение тонкой ветки, которая колышется на ветру). - Когда ветер приближается к музыкальному звуку? Какие для этого нужны условия? (Должна быть полость, определенная сила ветра, скорость). 2. Знакомство с музыкальными произведениями, в которых присутствует образ ветра. Углубление знаний о возможностях средств музыкальной выразительности, с помощью которых композитору удается изобразить ветер - Наблюдая за природой, за природными стихиями, за ветром, древние греки создали миф о флейте пана. Я напомню вам этот миф. Пан полюбил прекрасную нимфу Сирингу. Увидал он однажды Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула нимфа на Пана и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь преградила река. Простерла к реке Сиринга руки и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Вдруг подул легкий ветерок, на реке поднялись волны. И слышится Пану в нежном шелесте тростника голос прекрасной Сиринги. Срезал несколько тростинок Пан и сделал из них сладкозвучную флейту. С тех пор Пан любит играть в уединении лесов на флейте, оглашая ее нежными звуками окрестные горы. - Французский композитор Клод Дебюсси сочинил произведение "Послеполуденный отдых фавна". Давайте послушаем фрагмент, где композитор имитирует с помощью разных музыкальных инструментов звук ветра. - Вслушайтесь, какие музыкальные инструменты изображают ветер, попавший в тростник? (Флейта изображает ветер, арфа – волны на озере). - У французского композитора Клода Дебюсси есть ни одно сочинение, изображающее ветер – «Ветер на равнине», «Ветер заставляет море плясать», прелюдия «То, что видел западный ветер». Сейчас вы услышите отрывок из его сочинения «Ветер на равнине». Обратите внимание:
Расскажите о своих впечатлениях и наблюдениях (мелодия движется сначала вверх, потом вниз, темп непостоянный – то ускоряется, то замедляется, динамика - от p /тихо/ до f /громко/). 3. Формулирование вопросов, требующих размышления, для использования их в интеллектуальном турнире. - Посмотрите на вопросы, скажите, какие из них вам показались наиболее интересными? Какие из них вы бы использовали в интеллектуальном турнире? Обоснуйте свою точку зрения. 1) В названии какого музыкального произведения Дебюсси присутствует слово «ветер»? (Вопрос на кругозор). 2) Черный ящик. Узнавание предмета по описанию. Ее голос – нимфы пенье, Ветра шум и трав цветенье. Средь лесов, дубрав, полей, Так поет, как соловей. Совершенна, без изъяна, А зовется - ...(флейта пана). Вопрос, имеющий однозначный правильный ответ. 4. Выразительное исполнение песни «Белые ночи». Имитация ветра с помощью голоса - А теперь давайте повторим песню Г. Портнова на слова Е. Гвоздева «Белые ночи»1. И украсим ее изображением ветра с помощью голоса в начале и в конце песни. 5. Обобщение - Что нового вы узнали на уроке? Чему учились? Помог ли наш урок в подготовке интеллектуального турнира? 1 «Белые ночи» муз. Г. Портнова, слова Е. Гвоздева // Режим доступа: http://sovetskaya-estrada.ru/load/pekha_ehdita/quot_belye_nochi_quot/8-1-0-81). |
Тема: Мелодическое развитие музыки (2 урок в теме «Развитие музыки») Тип урока Этот урок окажется необычным для вас, так как он будет состоять из двух предметов: английский язык и изобразительное искусство. И... | Урок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована... Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения | ||
Тема урока: «Образ России в музыке» Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,... | Урок музыки в 7 классе. Тема урока: «Реализация арттехнологий на... Формирование общей духовной культуры прививать любовь к классической музыке, развивать навыки культуры общения | ||
Урок музыки в 1 классе тема: «Музыка осени» Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности... | Тема урока Тип урока Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния | ||
Урока Тема урока Элемент содержания Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния | Урок музыки по программе Кабалевского в 3-м классе. Тема: "Приди, весна, с радостью" Рассмотреть русский народный весенний обряд «Жаворонки» через призму музыки. Помочь учащимся почувствовать эстетическую значимость... | ||
Урок музыки в 1классе Тема: «Художник, поэт, композитор» ... | Учителя музыки Тема: «Музыкально-эстетическое воспитание школьников в процессе преподавания уроков музыки» | ||
Ярмарка педагогических идей и инноваций Стендовый урок музыки с использованием мультимедийной презентации «Душа музыки – мелодия» | Пояснительная записка Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством.... | ||
Тематическое планирование 1 класс Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния | Урока музыки по теме «Можем ли мы увидеть музыку?» Цель урока музыки: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие | ||
Тип урока Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности... | Уроках музыки Учитель музыки коротков а. Е. Тема работы Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий |