№ урока
| Дата
| Тема урока
Тип урока
| Кол-во час
| Элемент содержания
| Характеристика
деятельности
учащихся
|
«Музыка вокруг нас». 16 час.
|
1
|
| «И Муза вечная со мной!»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (Урок-путешествие)
| 1
| Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
Д. Кабалевский «Песня о школе».
И. Якушенко «Пестрая песенка».
Оборудование: МР3-диски, фрагменты мультфильмов.
| Наблюдать за музыкой в жизни ребёнка. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Применять словарь эмоций. Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки.
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.
|
2
|
| Хоровод муз.
Комбинированный урок.
(Урок - экскурсия)
| 1
| Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Знакомство с понятием “хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют, веселятся. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Колыбельная песня – это музыка, которая становится частью жизни.
р.н.п. «Во поле береза стояла». греческий танец «Сиртаки»
молдавская хороводная песня-пляска «Хора». Оборудование: МР3-диски, рисунки детей
|
3
|
| Повсюду музыка слышна.
Комбинированный урок.
(Урок - игра)
| 1
| Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы.
Ролевая игра «Играем в композитора»,
Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок. Оборудование: фортепиано, металлофон.
|
4
|
| Душа музыки – мелодия.
Урок обобщения и систематизации знаний.
(Урок-путешествие)
| 1
| Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа. Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики - “солдатики”
маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.
Оборудование: МР3-диски:
П. Чайковский «Сладкая греза», «Вальс»,
«Марш деревянных солдатиков».
|
5
|
| Музыка осени.
Комбинированный урок
| 1
| Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.
П. И. Чайковский «Осенняя песнь»
Г. Свиридов «Осень»
В. Павленко «Капельки»
Т. Потапенко «Скворушка прощается»
Оборудование: МР3-диски, иллюстрации
|
6
|
| Музыка осени. Сочини мелодию.
Урок закрепления нового материала.
| 1
| Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции.
Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». Оборудование: репродукции картин русских художников, МР-3-диски.
|
7
|
| «Азбука, азбука каждому нужна…»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 1
| Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
Д. Кабалевский «Песня о школе»
А. Островский «Азбука»
Оборудование: МР3-диски, литературный материал.
|
8
|
| Музыкальная азбука.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| 1
| Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.
Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
В. Дроцевич «Семь подружек»
«Нотный хоровод» Оборудование: МР3-диски, наглядный материал.
|
|
9
|
| Обобщающий урок Музыкальные инструменты.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
| 1
| Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.
Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.
Оборудование: МР3-диски, презентация.
|
10
|
| Звучащие картины.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| 1
| Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции.
Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска.
«Полянка» (свирель),
«Во кузнице» (рожок),
«Как под яблонькой» (гусли)
«Пастушья песенка» (французская народная песня)
Оборудование: МР3-диски, презентация.
|
11
|
| «Садко». Из русского былинного сказа.
Комбинированный урок
| 1
| Наблюдение народного творчества
Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
Д. Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли)
Н. А. Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»
Оборудование: МР3-диски, литературный материал.
|
12
|
| Разыграй песню. Музыкальные инструменты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| 1
| Музыкальные инструменты.
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано.
И. С. Бах «Шутка»
К. Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».
Л. Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент)
Оборудование: МР3-диски, иллюстрации.
|
13
|
| «Пришло Рождество, начинается торжество».
Комбинированный урок.
| 1
| Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.
К. Кикта «Фрески Софии Киевской»
Л. Дакен «Кукушка»
Оборудование: МР3-диски, презентация, рисунки детей.
|
14
|
| Родной обычай старины.
Комбинированный урок.
| 1
| Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки
Оборудование: МР3-диски, литературный материал.
|
|
15
|
| Добрый праздник среди зимы.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
| 1
| Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
«Тихая ночь» - международный рождественский гимн
«Щедрик»- украинская народная колядка
«Все идут, спешат на праздник» - колядка
С. Крылов - «Зимняя сказка»
Оборудование: МР3-диски, репродукции картин.
|
|
16
|
| Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок.
Комбинированный урок.
| 1
| Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.
Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен.
П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:
«Марш»
«Вальс снежных хлопьев»
«Па- де-де»
«Зимняя песенка» А. Бердыщев
Оборудование: МР3-диски, видео-фрагменты.
|
|
Раздел 2. Музыка и ты. 17 час.
|
17
|
| Край, в котором ты живешь. Гимн Вологды. Урок изучения и закрепления новых знаний.
| 1
| Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли.
В. Степанова «Добрый день»
А. Шнитке - «Пастораль»
Г. Свиридов – «Пастораль»
В. Алексеев «Рощица»
А. Бердышев «Приезжайте в тундру»
Оборудование: МР3-диски, иллюстрации, литературный материал.
| Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх- драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.
|
18
|
| Художник, поэт, композитор.
Урок обобщения и систематизации знаний.
| 1
| Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности.
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.
И. Кадомцев « Песенка о солнышке, радуге и радости»
И. Никитин «Вот и солнце встает»
Оборудование: МР3-диски, репродукции картин
|
19
|
| Музыка утра.
Комбинированный урок.
| 1
| Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Э. Григ «Утро»
П. Чайковский «Зимнее утро»
В. Симонов «Утро в лесу»
Оборудование: МР3-диски, рисунки детей, иллюстрации.
|
20
|
| Музыка вечера.
Комбинированный урок.
| 1
| Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
В. Гаврилин «Вечерняя музыка»
С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами»
Е. Крылатов «Колыбельная Умки»
В. Салманов «Вечер»
Оборудование: МР3-диски, рисунки детей, иллюстрации.
|
21
|
| Музыкальные портреты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| 1
| Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
В. Моцарт « Менуэт»
С. Прокофьев «Болтунья»
Оборудование: МР3-диски, иллюстрации, смайлики.
|
22
|
| Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Комбинированный урок.
| 1
| Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении.
Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.
П.Чайковский «Баба Яга»
« Баба – Яга» - детская песенка
Оборудование: МР3-диски, литературный материал, презентация.
|
23
|
| У каждого свой музыкальный инструмент.
Комбинированный урок.
| 1
| Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
А.Бородин «Богатырская симфония»
«Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня)
«Учи Суворов» Оборудование:
МР3-диски,презентация.
|
24
|
| Мамин праздник.
Комбинированный урок.
| 1
| Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки
В.Моцарт «Колыбельная»
И.Дунаевский «Колыбельная»
М.Славкин « Праздник бабушек и мам»
И.Арсеев «Спасибо. Оборудование:
МР3-диски, репродукции картин.
|
25
|
| Музы не молчали. Обобщающий урок.
Урок обобщения и систематизации знаний.
| 1
| Обобщение музыкальных впечатлений.
Оборудование: МР3-диски, презентация, рисунки детей.
|
26
|
| Музыкальные инструменты. Урок изучения и закрепления новых знаний.
| 1
| Музыкальные инструменты.
Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
«У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня. Оборудование: МР3-диски, музыкальные инструменты.
|
27
|
| Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня».
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| 1
| Музыкальные инструменты.
Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.
И. Бах «Волынка»
П. Чайковский « Сладкая греза»
Л. Дакен «Кукушка»
«Тонкая рябина» - гитара
Ж. Рамо - «Тамбурин»- клавесин
И. Конради – «Менуэт» - лютня
Оборудование: МР3-диски, литературный материал.
|
28
|
| Звучащие картины.
Урок обобщения и систематизации знаний.
| 1
| Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины. Оборудование: МР3-диски, репродукции картин.
|
|
29
|
| Музыка в цирке.
Комбинированный урок.
| 1
| Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.
Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
А. Журбин « Добрые слоны»
И. Дунаевский « Выходной марш»
Д. Кабалевский «Клоуны»
О. Юдахина « Слон и скрипочка»
Оборудование: МР3-диски, видео- фрагменты.
|
30
|
| Дом, который звучит.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| 1
| Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры.
Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
Н.Римский-Корсаков опера «Садко»
( фрагменты)
Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок»
(«Золотые рыбки») Оборудование: МР3-диски,, видео- фрагменты
|
|
31
|
| Опера-сказка.
Урок закрепления знаний.
| 1
| Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
М. Коваль «Волк и семеро козлят»
М. Красев «Муха–цокотуха»
Оборудование: МР3-диски,литературный материал.
|
32
|
| «Ничего на свете лучше нету».
Комбинированный урок.
| 1
| Музыка для детей.
Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами - песенниками, создающими музыкальные образы.
Г. Гладков «Бременские музыканты» Оборудование: МР3-диски.рисунки детей.
|
33
|
| Афиша, программа. Обобщающий урок. (Урок-концерт.)
| 1
| Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. Оборудование: МР3-диски, иллюстрации, наглядный материал.
|